Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:36, курсовая работа
Целью курсовой работы являлось выявить социальную готовность детей с особыми нуждами к обучению в школе на примере детского сада Liikuri и детского дома.
Курсовая работа состоит из трёх глав. В первой главе даётся обзор о социальной готовности дошкольников к обучению в школе, о важных факторах в семье и в детском доме, влияющих на развитие детей, а также о детях с особыми нуждами, живущих в детском доме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
1. СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ………………………6
1.1 Готовность детей к школе…………………………………………………...7
1.2 Социальный аспект готовности ребенка к обучению в школе…………….9
1.3 Социальная готовность к школе детей с особыми нуждами………………10
1.4 Развитие самосознания, самооценки и общения…………………………...12 1.4.1 Влияние среды на социальное развитие ребёнка…………………….15 1.4.2 Семья как благоприятная среда развития самосознания и самооценки ребенка…………………………………………………………………………….16 1.4.3 Общение как важный фактор в мотивации дошкольников…………17 1.5 Программа образования для формирования социальной готовности к школе………………………………………………………………………………19
1.5.1 Формирование социальной готовности в детском садике…………..20
1.5.2 Программа воспитания к социализации в детском доме………................22
2. ЦЕЛЬ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………...24 2.1Цель,задачи…………………………………………………………………..24 2.2 Методика, выборка и организация исследования…………………………24
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………26
3.1 Анализ результатов интервью педагогов детского сада………………….26
3.2 Анализ результатов интервью педагогов детского дома…………………35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ………………………………...47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………50 ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………....51
Проводим тестирование 2 раза в год, по тестам, которые предоставляет садик. Раз в месяц подвожу итоги о проделанной работе с ребенком и фиксирую его успехи за этот период, а также веду ежедневную совместную работу с родителями (П2).
Важную роль для готовности
детей к школе оказывает
Автора исследования интересовало, каким образом составляются индивидуальные планы или особые программы обучения и воспитания для социализации дошкольников. Из результатов ответов выяснилось и этим подтверждается, приведённое в теоретической части (RTL 1999 ,152, 2149), что основой для организации учёбы и воспитания в каждом детском дошкольном учреждении является учебная программа детского дошкольного учреждения, которая исходит из рамочной учебной программы дошкольного образования. На основании рамочной учебной программы детское учреждение составляет свою программу и деятельности, с учётом вида и своеобразия детского сада. В учебной программе определяются цели учебно-воспитательной работы, организация учебно-воспитательной работы в группах, режимы дня, работа с детьми с особыми потребностями. Важная и ответственная роль при создании среды роста принадлежит персоналу детского сада.
Семья как благоприятная среда в развитии детей, поэтому автору исследования было интересно узнать, проводят ли педагоги тесную совместную работу с родителями и насколько важной они считают совместную работу садика с родителями. Ответы учителей были следующие:
Детский сад оказывает помощь родителям в обучении и развитии их ребёнка. Специалисты консультируют родителей, существует специальный график приёма у специалистов детского садика. Считаю очень важной совместную работу с родителями, но с сокращением бюджета детского садика скоро не останется ни одного специалиста (П1).
Мы считаем очень важной работу с родителями и поэтому мы проводим очень тесную совместную работу с родителями. Мы устраиваем совместные мероприятия, проходят педсоветы, консультации, каждодневное общение (П2).
Только при
совместной работе учителей групп, помощников
учителей, логопедов участвующих
в составлении учебных
Ответы интервью подтвердили,
что все педагоги детского сада высоко
оценивают необходимость
3.2 Анализ результатов интервью педагогов детского дома
Ниже анализируются результаты интервью с тремя воспитателями детского дома, которые работают с детьми с особыми нуждами, что составляет 8% русскоязычных и в основном эстоноязычные группы детского дома.
Для начала автора исследования интересовало, какое количество детей в группах детского дома у интервьюирующих. Выяснилось, что в двух группах по 6 детей - это является максимальным количеством детей для такого учреждения, а в другой 7 детей.
Автора исследования интересовало, все ли дети в группах данных воспитателей с особыми нуждами и какие отклонения они имеют. Оказалось, что воспитатели знают достаточно хорошо особые нужды своих воспитанников:
В группе все 6 детей с особыми нуждами. Все члены группы нуждаются в каждодневной помощи и ухода, так как постановка диагноза детского аутизма основывается на наличии трех основных качественных нарушений: недостаток социального взаимодействия, недостаток взаимной коммуникации, а также наличие стереотипных форм поведения (В1).
Диагнозы детей:
В настоящий момент в семье семь воспитанников. В детском доме теперь семейная система. Все семь воспитанников - с особыми нуждами (с отклонениями в умственном развитии. У одного воспитанника – умственная отсталость умеренная. У четверых – синдром Дауна, из них трое с умеренной степенью и один с глубокой степенью. Двое воспитанников – страдающие аутизмом (В2).
В группе 6 детей, все дети с особыми нуждами. Три ребёнка с умеренной умственной отсталостью, два с синдромом Дауна и один воспитанник страдающий аутизмом (В3).
Из приведенных ответов видно, что в данном учреждении из трёх приведённых групп, в одной группе дети с тяжёлой умственной отсталостью, а в двух других семьях воспитанники с нарушениями интеллекта умеренной степени. По мнению воспитателей, не очень удобно сформированы группы, так как с тяжёлой и умеренной отсталостью дети находятся вместе в одной семье. По мнению автора данной работы, ещё более осложняют работу в семье факты, что во всех группах у детей к нарушению интеллекта дополняется ещё и аутизм, который особо затрудняет общение с ребёнком и воспитание у них социальных навыков.
На вопрос о желании у воспитанников с особыми нуждами учиться в школе, воспитатели дали следующие ответы:
Возможно, желание есть, но очень слабое, т.к. достаточно трудно поймать взгляды клиентов, привлечь их внимание. И в дальнейшем установить глазной контакт бывает сложно, дети смотрят как будто сквозь, мимо людей, их взгляд плывущий, отрешенный, в то же время может производить впечатление очень умного, осмысленного. Часто больший интерес вызывают предметы, а не люди: воспитанники могут часами заворожено следить за движением пылинок в луче света или рассматривать свои пальцы, крутя ими перед глазами и не реагировать на призывы классного руководителя (В1).
У каждого
воспитанника по-разному. Например, у
воспитанников с синдромом
У каждого из воспитанников индивидуально, в целом желание есть (В3).
На основании ответов респондентов можно сделать вывод, что в зависимости от диагнозов воспитанников, зависит их желание учиться, чем умеренее их степень отсталости, тем большее желание возникает обучаться в школе, а с тяжёлой умственной отсталостью имеется желание учиться у небольшого количества детей.
Воспитателям учреждения было предложено рассказать, насколько развита у детей физическая, социальная, мотивационная и интеллектуальная готовность к школе.
Слабо, т.к. клиенты воспринимают людей как носителей отдельных интересующих их свойств, используют человека как продолжение, часть своего тела, например, пользуются рукой взрослого, чтобы что-то достать, или сделать для себя. Если социальный контакт не налажен, то и в других сферах жизнедеятельности будут наблюдаться сложности (В1).
Так как все воспитанники с отклонениями в умственном развитии, то интеллектуальная готовность к школе низкая. Все воспитанники, кроме аутистов, в хорошей физической форме. Физическая готовность у них нормальная. В социальном плане, думаю, для них тяжелый барьер (В2).
Интеллектуальная готовность у воспитанников достаточно низкая, что не скажешь про физическую, кроме ребёнка аутиста. В социальной сфере средняя готовность. В нашем учреждении воспитатели занимаются с детьми, чтобы они могли справляться с ежедневными простыми вещами, например, как правильно кушать, застёгивать пуговицы, одеваться и т.д, а в детских садах, где обучаются наши воспитанники учителя занимаются подготовкой детей к школе, на дом домашних заданий детям не дают (В3).
Из приведенных ответов видно, что детям с особыми нуждами и обучаемых только в детском доме, интеллектуальная готовность к школе низкая, соответственно детям нужно дополнительное обучение или выбирать соответственную школу, где они могут справляться со своей низкой готовностью, так как воспитатель один на группу может найти мало времени, чтобы дать ребёнку того, в чём он нуждается, т.е в детском доме нужна дополнительная помощь. Физически дети в целом подготовлены нормально, а социально воспитатели делают всё возможное для улучшения их социальных умений и поведения.
Автора исследования интересовало, насколько хорошо на взгляд воспитателей, в их группе дети умеют общаться с одноклассниками и учителями, а также умеют ли дети выполнять роль ученика.
К своим одноклассникам у этих детей отношение необычное. Часто ребенок их просто не замечает, относится как к мебели, может их рассматривать, трогать, словно неживой предмет. Иногда ему нравится играть рядом с другими детьми, смотреть, что они делают, что рисуют, во что играют, при этом больший интерес вызывают не дети, а то, чем они занимаются. В совместной игре ребенок не участвует, он не может усвоить правил игры. Иногда есть стремление к общению с детьми, даже восторг при их виде с бурными проявлениями чувств, которых дети не понимают и даже побаиваются, т.к. объятия могут быть удушающими и ребенок, любя, может причиняться боль. Привлекает внимание ребенок к себе часто необычными способами, например, толкнув или ударив другого ребёнка. Иногда он боится детей и при их приближении с криком убегает. Бывает, что во всем уступает другим; если берут за руку, не сопротивляется, а когда гонят от себя – не обращает на это внимания. Также и персонал сталкивается с различными проблемами в ходе общения с клиентами. Это могут быть трудности кормления, когда ребенок отказывается от еды, или же наоборот, ест очень жадно и не может насытиться. Задача руководителя научить ребёнка вести себя за столом. Бывает, что попытка накормить ребенка может вызвать бурный протест или, напротив, он охотно принимает пищу. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что выполнение роли ученика детям даётся очень сложно, а иногда этот процесс невозможен (В1).
С учителями и взрослыми они дружат (даунята), с одноклассниками тоже дружат в школе. Для аутистов, учителя как старшие. Роль ученика умеют выполнять (В2).
Многие из детей умеют успешно строить отношения со взрослыми и сверстниками, на мой взгляд общение между детьми очень важно, так как играет большую роль в изучении самостоятельно рассуждать, отстаивать свою точку зрения и т.д, а также они умеют хорошо выполнять роль ученика (В3).
На основании ответов респондентов можно сделать вывод, что умение выполнять роль ученика, а также взаимодействие с окружающими их учителями и сверстниками зависит от степени отставания в интеллектуальном развитии. Дети с умеренной степенью умственной отсталости, включая детей с синдромом Дауна, имеют уже умение общаться со сверстниками, а дети с аутизмом не могут принимать роль ученика. Таким образом, из результатов ответов выяснилось и подтверждается теоретической частью (Мяннамаа, Маратс 2009, 48), что общение и взаимодействие детей друг с другом является важнейшим фактором для соответствующего уровня развития, что позволяет ему более адекватно действовать в дальнейшем в школе, в новом коллективе.
На вопрос имеются ли у воспитанников с особыми нуждами трудности в социализации и имеются ли какие-то примеры, все респонденты сошлись во мнении, что у всех воспитанников возникают трудности в социализации.
Нарушение социального взаимодействия проявляется в отсутствии мотивации или выраженной ограниченности контакта с внешней реальностью. Дети словно
отгорожены от мира, живут в своих панцирях, своеобразной скорлупе. Может создаться впечатление, что они не замечают окружающих людей, для них имеют значение только собственные интересы и нужды. Попытки проникнуть в их мир, вовлечь в контакт приводят к вспышке тревоги, агрессивным проявлениям. Часто бывает так, что когда к воспитанникам школы приближаются незнакомые люди, они не реагирует на голос, не улыбается в ответ, а если улыбается, то в пространство, их улыбка ни к кому не обращена (В1).
Трудности имеют место быть в социализации. Все- таки все воспитанники - больные дети. Хотя нельзя так говорить. Например, кто-то боится ездить в лифте, когда ходим с ним к врачу, не затащить. Кто-то не дает произвести проверку зубов у дантиста, тоже страх и т.д. Незнакомые места…. (В2).
Возникают трудности в социализации воспитанников. На праздниках воспитанники ведут себя в рамках дозволенного (П3).
Из приведённых ответов видно, насколько важно детям иметь полноценную семью. Семья как социальный фактор. В настоящее время семья рассматривается и как основная ячейка общества, и как естественная среда оптимального развития и благополучия детей, т.е. их социализации. Также окружение и воспитание являются ведущими среди основных факторов (Неаре 2008). Насколько бы воспитатели этого учреждения не старались бы адаптировать воспитанников, в силу своих особенностей им трудно социализироваться, а также за счёт большого количества детей на одного воспитателя не удаётся индивидуально много заниматься с одним ребёнком.