Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:36, курсовая работа
Целью курсовой работы являлось выявить социальную готовность детей с особыми нуждами к обучению в школе на примере детского сада Liikuri и детского дома.
Курсовая работа состоит из трёх глав. В первой главе даётся обзор о социальной готовности дошкольников к обучению в школе, о важных факторах в семье и в детском доме, влияющих на развитие детей, а также о детях с особыми нуждами, живущих в детском доме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
1. СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ………………………6
1.1 Готовность детей к школе…………………………………………………...7
1.2 Социальный аспект готовности ребенка к обучению в школе…………….9
1.3 Социальная готовность к школе детей с особыми нуждами………………10
1.4 Развитие самосознания, самооценки и общения…………………………...12 1.4.1 Влияние среды на социальное развитие ребёнка…………………….15 1.4.2 Семья как благоприятная среда развития самосознания и самооценки ребенка…………………………………………………………………………….16 1.4.3 Общение как важный фактор в мотивации дошкольников…………17 1.5 Программа образования для формирования социальной готовности к школе………………………………………………………………………………19
1.5.1 Формирование социальной готовности в детском садике…………..20
1.5.2 Программа воспитания к социализации в детском доме………................22
2. ЦЕЛЬ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………...24 2.1Цель,задачи…………………………………………………………………..24 2.2 Методика, выборка и организация исследования…………………………24
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………26
3.1 Анализ результатов интервью педагогов детского сада………………….26
3.2 Анализ результатов интервью педагогов детского дома…………………35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ………………………………...47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………50 ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………....51
Автора исследования интересовало, каким образом воспитатели развивают самосознание, самооценку и умение общаться у дошкольников и насколько благоприятная среда для развития самосознания и самооценки ребёнка в детском доме. Воспитатели отвечали на вопрос кто-то коротко, а некоторые дали полный ответ.
Ребёнок - существо очень тонкое. Каждое событие, происходящее с ним, оставляет в его психике след. И при всей своей тонкости он еще является существом зависимым. Он не способен сам решать, делать волевые усилия и защищать себя. Это показывает, насколько ответственно нужно подходить к действиям в отношении клиента. Социальные работники следят за тесной связью физиологических и психических процессов, проявляющихся у детей особенно сильно. Среда в детском доме благоприятная, воспитанники окружены теплом и заботой. Творческое кредо педагогического коллектива: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества» (В1).
Не достаточная, нет чувства защищенности как у домашних детей. Хотя все воспитатели стараются создать своими силами благоприятную обстановку в учреждении, отзывчивостью, доброжелательностью, чтобы не возникало конфликтов между детьми (В2).
Воспитатели пытаются сами создать хорошую самооценку воспитанникам. За хорошие поступки поощряем похвалой и разумеется за неадекватные действия объясняем, что это не правильно. Условия в учреждении благоприятные (В3).
На основании ответов респондентов можно сделать вывод, что в целом среда в детском доме для детей благоприятная. Разумеется, у детей воспитывающихся в семье чувство защищённости и домашнего тепла лучше, но воспитатели делают всё возможное для создания воспитанникам благоприятной среды в учреждениях, сами занимаются повышением самооценки детей, создавая все условия в которых они нуждаются, чтобы воспитанники не чувствовали себя одинокими.
На вопрос проверяется ли в детском доме готовность детей к школе и как это происходит, все респонденты ответили однозначно, что такой проверки в детском доме не происходит. Все воспитатели отметили, что с воспитанниками детского дома готовность детей к школе проверяется в детском садике, который посещают детдомовские дети. Собирается комиссия, психолог и педагоги, на которой и решают, способен ребенок идти в школу. Сейчас существует масса методик и наработок, направленных на определение готовности детей к школе. Например, терапия общения помогает определить у ребенка уровень независимости, самостоятельности и навыки социальной адаптации. Здесь также выявляется способность к выработке навыков общения посредством языка жестов и других различных методов невербального общения. Воспитатели отмечали, что они знают, что специалисты в садиках используют различные методы для выявления готовности детей к обучению в школе.
Из приведённых ответов видно, что специалисты, которые занимаются обучением детей в дошкольных учреждениях, сами проверяют детей с особыми нуждами на готовность к обучению в школе. А также из результатов ответов выяснилось и это совпадает с теоретической частью, что в детских домах воспитатели занимаются социализацией воспитанников (Мустаева 2001, 247).
На вопрос какая специальная педагогическая помощь оказывается детям с особыми нуждами, респонденты ответили одинаково, что воспитанников детского дома посещает логопед и добавили:
Со стороны детского дома оказывается помощь физиотерапевтическая (массаж, бассейн, физические занятия как в помещении так и на улице), а также деятельная терапия – индивидуальные занятия с терапевтом деятельности (В1; В2; В3).
На основании ответов респондентов можно сделать вывод, что в учреждении дети имеют помощь специалистов, в зависимости от потребностей детей предоставляются выше перечисленные услуги. Все эти услуги играют в жизни детей с особыми нуждами немаловажную роль. Массажные процедуры и занятия в бассейне способствует улучшению физической подготовки воспитанников данного учреждения. Очень важную роль занимают логопеды, которые помогают распознать дефекты речи и занимаются их коррекцией, что в свою очередь является предупреждением затруднений детей с потребностями при общении и обучении в школе.
Автора исследования интересовало, составляются ли индивидуальные или особые программы обучения и воспитания для социализации детей с особыми нуждами и имеют ли дети у интервьюированных воспитателей индивидуальный реабилитационный план. Все респонденты ответили, что индивидуальный план имеют все воспитанники детского дома. А также добавили:
2 раза в
год совместно с ластекайтсе
социальный работник детского
дома составляют индивидуальные
планы развития на каждого
воспитанника с особыми
Реабилитация ребёнка представляет собой процесс взаимодействия, требующий работы, как со стороны клиента, так и со стороны окружающих его людей. Проводится учебная коррекционная работа в соответствии с планом развития клиента (В2).
Из результатов ответов выяснилось и подтверждается теоретической частью (Neare 2008), что индивидуальный план развития (ИПР) составление учебной программы определённого детского учреждения рассматривается как командная работа - при составлении программы участвуют специалисты. Для улучшения социализации воспитанников данного учреждения. Но точного ответа на вопрос о реабилитационном плане автор работы не получил.
Воспитателям детского дома было предложено рассказать, как они проводят тесную совместную работу с педагогами, родителями, специалистами и насколько важна тесная работа на их взгляд. Все респонденты сошлись во мнении, что совместная работа является очень важной. Необходимо расширять круг членства, то есть в привлечение к участию в группе родителей детей, которые не лишены родительских прав, а отдали детей на воспитание данного учреждения, воспитанников с разными диагнозами, сотрудничество с новыми организациями. Так же рассматривается вариант совместной работы родителей и детей: привлечение всех членов семьи к работе по оптимизации внутри семейной коммуникации, поиск новых форм взаимодействия ребенка с родителями, врачами, другими детьми. А также происходит совместная работа социальных работников детского дома и учителей школ, специалистов.
Дети с особыми нуждами нуждаются в посторонней помощи и любви во много раз сильнее, чем другие дети.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы являлось выявить социальную готовность детей с особыми нуждами к обучению в школе на примере детского сада Liikuri и детского дома.
Социальная готовность детей из детского садика Liikuri служит как обоснование достижений определённого уровня, а также для сравнения формирования социальной готовности к школе у детей с особыми нуждами живущих в детском доме и посещающих спецгруппы детских садиков.
Из теоретической части следует, что социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Большинство детей попадает в детский сад из дома, а иногда – из детского дома. Современные учителя детских садов нуждаются в знаниях в области особых потребностей, в готовности сотрудничать со специалистами, родителями и педагогами детских домов, в умениях формировать среду роста ребёнка исходя из потребностей каждого конкретного ребёнка.
Методом исследования было интервьюирование.
Из данных исследования выяснилось, что дети, посещающие обычный детский сад имеют желание учиться, а также социальную, интеллектуальную и физическую готовность к обучению в школе. Так как педагоги проводят очень большую работу с детьми и их родителями, а также со специалистами, чтобы у ребенка была мотивация к обучению к школе, создавая благоприятную среду для их развития, повышая этим самооценку и самосознание ребенка.
В детском доме воспитатели прививают физические навыки детям и социализируют их, а интеллектуальной и социальной подготовкой детей к школе занимаются в специальном детском садике.
Среда в детском доме в целом благоприятная, семейная система, воспитатели прилагают все необходимые усилия для создания необходимой среды развития, при необходимости с детьми работают специалисты по индивидуальному плану, но детям не хватает защищенности, которая присутствует у детей, воспитывающихся дома с родителями.
По сравнению с детьми
из общего типа детского сада желание
учиться, а также социальная готовность
к школе детей с особыми
нуждами развита слабо и
Дети в детском доме с особыми нуждами не готовы к школе с общеобразовательной программой обучения, но готовы для обучения по специальной программе, в зависимости от их индивидуальных особенностей и степени тяжести их особых нужд.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Антон М. (2008). Социальная, этническая, эмоциональная и физическая среда в детском саду. Психо-социальная среда в детском дошкольном учреждении. Таллинн: Kruuli Tükikoja AS (Институт Развития Здоровья), 21-32.
Диагностика готовности ребенка к школе (2007). Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Под ред. Вераксы Н. Е. Москва: Мозаика-Синтез.
Кульдеркнуп E. (1999). Программа обучения. Ребёнок становится школьником. Материалы по подготовке детей к школе и об особенностях этих процессов. Tаллинн: Aura trükk.
Kульдеркнуп E. (2009). Направления учебно-воспитательной деятельности. Направление «Я и среда». Тарту: Studium, 5-30.
Лаасик, Лийвик, Тяхт, Варава
(2009). Направления учебно-
Мотивация (2001-2009). http://slovari.yandex.ru/dict/
Мустаева Ф. А. (2001). Основы социальной педагогики. Учебник для студентов педагогических вузов. Москва: Академический проект.
Мяннамаа М., Маратс И. (2009) О развитии общих навыков ребёнка. Развитие общих навыков у детей дошкольного возраста, 5- 51.
Неаре, В. (1999 б). Поддержка детей со специфическими образовательными потребностями. В кн. Э. Кулдеркнуп (сост). Ребёнок становится школьником. Таллинн: Мин. Образования ЭР.
Общение (2001-2009). http://slovari.yandex.ru/
Общение дошкольника со сверстниками
(2009). http://adalin.mospsy.ru/l_03_
Прихожан А. М., Толстых Н. Н (2005). Психология сиротства. 2- е изд. Серия «Детскому психологу». ЗАО Издательский дом «Питер».
Самооценка (2001-2009).
Самосознание (2001-2009).
Специальная дошкольная педагогика (2002). Учебное пособие. Стребелева Е.А., Вегнер А.Л., Екжанова Е.А. и др. (ред.). Москва: Академия.
Хяйдкинд П. (2008). Дети с особыми потребностями в детском саду. Психо-социальная среда в детском дошкольном учреждении. Таллинн: Kruuli Tükikoja AS (Институт Развития Здоровья), 42-50.
Хяйдкинд П., Куусик Ю. (2009). Дети с особыми потребностями в дошкольных учреждениях. Оценивание и поддержка развития детей дошкольного возраста. Тарту: Studium, 31-78.
Martinson, M. (1998). Kujuneva koolivalmiduse sotsiaalse aspekti arvestamine. Rmt. E. Kulderknup (koost). Lapsest saab koolilaps. Tallinn: EV Haridusministeerium.
Kolga, V. (1998). Laps erinevates kasvukeskkondades. Väikelaps ja tema kasvukeskkond.Tallinna: Pedagoogikaülikool, 5-8.
Koolieelse lasteasutuse tervisekaitse, tervise edendamise, päevakava koostamise ja toitlustamise nõuete kinnitamine RTL 1999, 152, 2149.
Neare, V. (1999 а). Koolivalmidusest ja selle kujunemisest. Koolivalmiduse aspektid. Tallinn: Aura Trükk, 5-7.
НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Неаре, В. (2008). Конспект лекций по специальной психологии и педагогики. Таллинн: ТПС. Неопубликованные источники.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы интервью для педагогов детского сада.