Готовность детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являлось выявить социальную готовность детей с особыми нуждами к обучению в школе на примере детского сада Liikuri и детского дома.
Курсовая работа состоит из трёх глав. В первой главе даётся обзор о социальной готовности дошкольников к обучению в школе, о важных факторах в семье и в детском доме, влияющих на развитие детей, а также о детях с особыми нуждами, живущих в детском доме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
1. СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ………………………6
1.1 Готовность детей к школе…………………………………………………...7
1.2 Социальный аспект готовности ребенка к обучению в школе…………….9
1.3 Социальная готовность к школе детей с особыми нуждами………………10
1.4 Развитие самосознания, самооценки и общения…………………………...12 1.4.1 Влияние среды на социальное развитие ребёнка…………………….15 1.4.2 Семья как благоприятная среда развития самосознания и самооценки ребенка…………………………………………………………………………….16 1.4.3 Общение как важный фактор в мотивации дошкольников…………17 1.5 Программа образования для формирования социальной готовности к школе………………………………………………………………………………19
1.5.1 Формирование социальной готовности в детском садике…………..20
1.5.2 Программа воспитания к социализации в детском доме………................22
2. ЦЕЛЬ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………...24 2.1Цель,задачи…………………………………………………………………..24 2.2 Методика, выборка и организация исследования…………………………24
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………26
3.1 Анализ результатов интервью педагогов детского сада………………….26
3.2 Анализ результатов интервью педагогов детского дома…………………35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ………………………………...47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………50 ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………....51

Файлы: 1 файл

_kursovaya_rabota_socialnaya_gotovnost_k_shkole_detey_s_osoby.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Автора исследования интересовало, каким  образом воспитатели  развивают  самосознание, самооценку и умение общаться у дошкольников и насколько благоприятная среда  для развития самосознания и самооценки ребёнка в детском доме. Воспитатели отвечали на вопрос кто-то коротко, а некоторые дали полный ответ.

Ребёнок - существо очень тонкое. Каждое событие, происходящее с ним, оставляет в его психике  след. И при всей своей тонкости он еще является существом зависимым. Он не способен сам решать, делать волевые  усилия и защищать себя. Это показывает, насколько ответственно нужно подходить к действиям в отношении клиента. Социальные работники следят за тесной связью физиологических и психических процессов, проявляющихся у детей особенно сильно. Среда в детском доме благоприятная, воспитанники окружены теплом и заботой. Творческое кредо педагогического коллектива: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества» (В1).

Не достаточная, нет чувства защищенности как  у домашних детей. Хотя все воспитатели стараются создать своими силами благоприятную обстановку в учреждении, отзывчивостью, доброжелательностью, чтобы не возникало конфликтов между детьми  (В2).

Воспитатели пытаются сами создать хорошую самооценку воспитанникам. За хорошие поступки поощряем похвалой и разумеется за неадекватные действия объясняем, что это не правильно. Условия в учреждении благоприятные (В3).

На основании ответов  респондентов можно сделать вывод, что в целом среда в детском  доме для детей благоприятная. Разумеется, у  детей воспитывающихся в семье чувство защищённости и домашнего тепла лучше, но воспитатели делают всё возможное для создания воспитанникам благоприятной среды в учреждениях, сами занимаются повышением самооценки детей, создавая все условия в которых они нуждаются, чтобы воспитанники не чувствовали себя одинокими.

На вопрос проверяется  ли в детском доме готовность детей  к школе и как это происходит, все респонденты ответили однозначно, что такой проверки в детском  доме не происходит. Все воспитатели  отметили, что с воспитанниками детского дома готовность детей к школе проверяется в детском садике, который посещают детдомовские дети. Собирается комиссия, психолог и педагоги, на которой и решают, способен ребенок идти в школу. Сейчас существует масса методик и наработок, направленных на определение готовности детей к школе. Например, терапия общения помогает определить у ребенка уровень независимости, самостоятельности и навыки социальной адаптации. Здесь также выявляется способность к выработке навыков общения посредством языка жестов и других различных методов невербального общения. Воспитатели отмечали, что они знают, что специалисты в садиках используют различные методы для выявления готовности детей к обучению в школе.

Из приведённых ответов  видно, что специалисты, которые  занимаются обучением детей в  дошкольных учреждениях, сами проверяют детей с особыми нуждами на готовность к обучению в школе. А также из результатов ответов выяснилось и это совпадает с теоретической частью, что в детских домах воспитатели занимаются социализацией воспитанников (Мустаева 2001, 247).

На вопрос какая специальная педагогическая помощь оказывается детям с особыми нуждами, респонденты ответили одинаково, что воспитанников детского дома посещает логопед и добавили:

Со стороны  детского дома оказывается помощь физиотерапевтическая (массаж, бассейн, физические занятия как в помещении так и на улице), а также деятельная терапия – индивидуальные занятия с терапевтом деятельности (В1; В2; В3).

На основании ответов  респондентов можно сделать вывод, что в учреждении дети имеют помощь специалистов, в зависимости от потребностей детей предоставляются выше перечисленные услуги. Все эти услуги играют в жизни детей с особыми нуждами немаловажную роль. Массажные процедуры и занятия в бассейне способствует улучшению физической подготовки воспитанников данного учреждения. Очень важную роль занимают логопеды, которые помогают распознать дефекты речи и занимаются их коррекцией, что в свою очередь является предупреждением затруднений детей с потребностями при общении и обучении в школе.

Автора исследования интересовало, составляются ли индивидуальные или особые программы обучения и воспитания для социализации  детей с особыми нуждами и имеют ли дети у интервьюированных воспитателей индивидуальный реабилитационный план. Все респонденты ответили, что индивидуальный план имеют все воспитанники детского дома. А также добавили:

2 раза в  год  совместно с ластекайтсе  социальный работник детского  дома составляют  индивидуальные  планы развития на каждого  воспитанника с особыми нуждами.  Где ставятся цели на период. В основном это касается жизни в детском доме, как умываться, кушать, сомообслуживание, умение заправить кровать, прибраться в комнате, вымыть посуду и т.д. Через пол года проводится анализ, чего достигли и над чем еще надо работать и т.д (В1).

Реабилитация  ребёнка представляет собой процесс взаимодействия, требующий работы, как со стороны клиента, так и со стороны окружающих его людей. Проводится учебная коррекционная работа в соответствии с планом развития клиента (В2).

Из результатов ответов  выяснилось и подтверждается теоретической частью (Neare 2008), что индивидуальный план развития (ИПР) составление учебной программы определённого детского учреждения рассматривается как командная работа - при составлении программы участвуют специалисты. Для улучшения социализации воспитанников данного учреждения. Но точного ответа на вопрос о реабилитационном плане автор работы не получил.

Воспитателям детского дома было предложено рассказать, как  они  проводят тесную совместную работу с педагогами, родителями, специалистами  и насколько важна тесная работа на их взгляд. Все респонденты сошлись во мнении, что совместная работа является очень важной. Необходимо расширять круг членства, то есть в привлечение к участию в группе родителей детей, которые не лишены родительских прав, а отдали детей на воспитание данного учреждения, воспитанников с разными диагнозами, сотрудничество с новыми организациями. Так же рассматривается вариант совместной работы родителей и детей: привлечение всех членов семьи к работе по оптимизации внутри семейной коммуникации, поиск новых форм взаимодействия ребенка с родителями, врачами, другими детьми. А также происходит совместная работа социальных работников детского дома и учителей школ, специалистов.

Дети с особыми нуждами  нуждаются в посторонней помощи и любви во много раз сильнее, чем другие дети.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы являлось выявить социальную готовность детей с особыми нуждами к обучению в школе на примере детского сада Liikuri и детского дома.

Социальная  готовность детей из детского садика Liikuri служит как обоснование достижений определённого уровня, а также для сравнения формирования социальной готовности к школе у детей с особыми нуждами живущих в детском доме и посещающих спецгруппы детских садиков.

Из теоретической части  следует, что социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Большинство детей  попадает в детский сад из дома, а иногда – из детского дома. Современные учителя детских садов нуждаются в знаниях в области особых потребностей, в готовности сотрудничать со специалистами, родителями и педагогами детских домов, в умениях формировать среду роста ребёнка исходя из потребностей каждого конкретного ребёнка.

Методом исследования было интервьюирование.

Из данных исследования выяснилось, что дети, посещающие обычный  детский сад имеют желание  учиться, а также социальную, интеллектуальную и физическую готовность  к обучению в школе. Так как педагоги проводят очень большую работу с детьми и их родителями, а также со специалистами, чтобы у ребенка была мотивация к обучению к школе, создавая благоприятную среду  для их развития, повышая  этим самооценку и самосознание ребенка.

В детском доме воспитатели  прививают физические навыки детям  и социализируют их, а интеллектуальной и социальной подготовкой детей  к школе занимаются в специальном  детском садике.

Среда в детском доме в целом благоприятная, семейная система,  воспитатели прилагают все необходимые усилия для создания необходимой среды развития, при необходимости с детьми работают специалисты по индивидуальному плану,  но детям не хватает защищенности, которая присутствует у детей, воспитывающихся дома с родителями.

По сравнению с детьми из общего типа детского сада желание  учиться, а также социальная готовность к школе детей с особыми  нуждами развита слабо и зависит  от имеющихся форм отклонений в развитии воспитанников.  Чем тяжелее степень тяжести нарушения, тем у меньшего количества детей возникает желание обучаться в школе, умения общаться со сверстниками и взрослыми, самосознание и навыки самоконтроля ниже.

Дети в детском доме с особыми нуждами не готовы к школе с общеобразовательной программой обучения, но готовы для  обучения  по специальной программе, в зависимости от их индивидуальных особенностей и степени тяжести их особых нужд.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Антон  М. (2008). Социальная, этническая, эмоциональная и физическая среда в детском саду. Психо-социальная среда в детском дошкольном учреждении. Таллинн: Kruuli Tükikoja AS (Институт Развития Здоровья), 21-32.

  • Готовность к школе (2009). Министерство образования и науки. http://www.hm.ee/index.php?249216  (08.08. 2009).

  • Готовность ребенка к школе как условие его успешной   адаптации. Добрина О.А.  http://psycafe.chat.ru/dobrina.htm  (25.07. 2009).

Диагностика готовности ребенка к школе (2007). Пособие для  педагогов дошкольных учреждений. Под  ред. Вераксы Н. Е. Москва: Мозаика-Синтез.

Кульдеркнуп E. (1999). Программа обучения. Ребёнок становится школьником. Материалы по подготовке детей к школе и об особенностях этих процессов. Tаллинн: Aura trükk.

Kульдеркнуп E. (2009). Направления учебно-воспитательной деятельности. Направление «Я и среда». Тарту: Studium, 5-30.

Лаасик, Лийвик, Тяхт, Варава (2009). Направления учебно-воспитательной деятельности. В кн. Э. Кулдеркнуп (сост). Направление «Я и среда». Тарту: Studium, 5-30.

Мотивация (2001-2009). http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/13/us226606.htm (26. 07. 2009).

Мустаева Ф. А. (2001). Основы социальной педагогики. Учебник для  студентов педагогических вузов. Москва: Академический проект.

Мяннамаа М., Маратс И. (2009)  О развитии общих навыков  ребёнка. Развитие общих навыков  у детей дошкольного возраста, 5- 51.

Неаре, В. (1999 б). Поддержка детей со специфическими образовательными потребностями. В кн. Э. Кулдеркнуп (сост). Ребёнок становится школьником. Таллинн: Мин. Образования ЭР.

Общение (2001-2009). http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=общение&sttranslate=0  (05.08. 2009).

Общение дошкольника со сверстниками (2009). http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301114.shtml  (05.08. 2009).

Прихожан А. М., Толстых  Н. Н (2005). Психология сиротства. 2- е изд. Серия «Детскому психологу». ЗАО  Издательский дом «Питер».

  • Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте. Вологдина К.И. (2003). Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции.                         http://www.pspu.ac.ru/sci_conf_janpis_volog.shtml  (20.07.2009).

Самооценка (2001-2009).                                                                  http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00068/41400.htm (15.07.2009).

Самосознание (2001-2009).                                                                                                                    http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00068/43500.htm (03.08.2009).

Специальная дошкольная педагогика (2002). Учебное пособие. Стребелева Е.А., Вегнер А.Л., Екжанова Е.А. и др. (ред.). Москва: Академия.

Хяйдкинд П. (2008). Дети с особыми потребностями в  детском саду. Психо-социальная среда в детском дошкольном учреждении. Таллинн: Kruuli Tükikoja AS (Институт Развития Здоровья), 42-50.

Хяйдкинд П., Куусик Ю. (2009). Дети с особыми потребностями  в дошкольных учреждениях. Оценивание и поддержка развития детей дошкольного  возраста. Тарту: Studium, 31-78. 

Martinson, M. (1998). Kujuneva koolivalmiduse sotsiaalse aspekti arvestamine. Rmt. E. Kulderknup (koost). Lapsest saab koolilaps. Tallinn: EV Haridusministeerium.

Kolga, V. (1998). Laps erinevates kasvukeskkondades. Väikelaps ja tema kasvukeskkond.Tallinna: Pedagoogikaülikool, 5-8.

Koolieelse lasteasutuse tervisekaitse, tervise edendamise, päevakava koostamise ja toitlustamise nõuete kinnitamine RTL 1999, 152, 2149.

Neare, V. (1999 а). Koolivalmidusest ja selle kujunemisest. Koolivalmiduse aspektid. Tallinn: Aura Trükk, 5-7.

 

НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Неаре, В. (2008). Конспект лекций по специальной психологии и педагогики. Таллинн: ТПС. Неопубликованные источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы интервью для  педагогов  детского сада.

  1. Сколько детей в вашей группе?
  2. Как Вы считаете, есть ли у Ваших детей желание учиться в школе?
  3. Как Вы считаете, развита у Ваших детей физическая, социальная, мотивационная  и интеллектуальная  готовность к школе?
  4. Насколько хорошо на Ваш взгляд, в вашей группе дети умеют общаться с одноклассниками и учителями? Умеют ли дети выполнять роль ученика?
  5. Как Вы развиваете самосознание, самооценку и умение общаться у дошкольников  (формирование социальной готовности в детском садике)?
  6. В Вашем учреждении благоприятная среда  для развития самосознания и самооценки ребёнка (для социального развития)?
  7. Проверяется ли в садике готовность детей к школе?
  8. Как  происходит проверка готовности к школе?
  9. Какая специальная педагогическая помощь оказывается Вашим детям? (логопедическая помощь, сурдо- и тифлопедагогика, раннее вмешатель<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-s

Информация о работе Готовность детей к школе