Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 07:55, реферат
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы.
Введение………………………………….…………………………………1
1. Характеристика психологической готовности к школьному
Обучению у детей 6-7лет…………………….……………………………3
2. Кризис 7 лет…………………………………………...………………….10
3. Психологические новообразования кризиса семи лет………….…….13
Заключение………………………………………………………………16
Список источников………………………………………………………17
Такая положительная
направленность ребенка на
Кроме отношения к
учебному процессу в целом,
для ребенка, поступающего в
школу, важно отношение к
Классно-урочная система
обучения предполагает не
Личностная готовность
к школе включает также
О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.
Существуют и специально
разработанные планы беседы, выявляющей
позицию школьника (методика Н.
Волевая готовность.
Серьезного внимания
требует и формирование
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так выделяемые цели не всегда достаточно осознаны и устойчивы; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.
К шести годам ребенок «мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действий кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через это определенный смысл и становится поступком».
Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае командной игры).
Шестилетний ребенок оказывается
способным соподчинить мотивы своего
поведения. Поэтому в этом возрасте
необходимо развивать способность
действовать по моральным мотивам,
при необходимости отказываться
оттого, что непосредственно
Эффективность познавательной
деятельности еще мала. Поэтому учителю
следует соблюдать
Следует иметь в виду тот
факт, что отличительной чертой волевой
регуляции поведения
Поэтому, как показывают специальные исследования, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей (принятие их), стремление не «пасовать» перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.
Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большей степени зависит от его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм поведения, правил. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение детьми содержанием требований взрослых, посредством «словесных инструкций, знаковых средств».
Таким образом, успешность обучения
в начальных классах школы
во многом зависит от того, насколько
верно дети понимают профессиональную
роль и позицию, занимаемую учителем.
Без этого невозможно понять истинный
смысл происходящего на уроках. Также
важным является и уровень развития
общения со сверстниками – коллектив
сверстников создает
Однако у некоторых
дошкольников наблюдается неустойчивая,
а иногда даже заниженная самооценка.
Это свидетельствует не об особо
интенсивном развитии самосознания,
а о том, что дети эти испытывают
дефицит эмоциональной
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
К концу дошкольного возраста
центральным показателем
Если наглядно схематическое мышление сформировано у ребенка недостаточно, то в первом классе ему трудно составить схемы слов и предложений, верно, записать условия математической задачи с помощью условных обозначений и стрелок.
Основы словесно-логического мышления, без которых невозможно успешное обучение в школе, тесно связаны с развитием речи. Особенно важно владение связной монологической речью – сначала устной, затем письменной. Связная монологическая речь – это не просто отдельное предложение, это развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Таким образом, мы можем говорить
о психологической готовности к
школьному обучению, как о готовности
в жизни в обществе, о приобретении
ребенком тех навыков, знаний и умений,
которые помогут ему в
Переходный период от дошкольного
к младшему школьному возрасту знаменуется
наступлением возрастного кризиса
7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом
открывается школьный возраст. В
период кризиса 7 лет происходит существенное
изменение всего
Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» или возрастом смены зубов . Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.
Ребёнок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада. В 6-7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых, бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.
Указанные черты являются
главными симптомами переходного периода
от дошкольного к школьному
Как отмечал Выготский, главная
причина детской
Наряду с этим происходят
и существенные изменения в эмоционально-
Возникающие аффективные
образования, конечно, могут в
дальнейшем изменяться по мере
накопления ребенком более
Рассматривая психологические изменения и их содержание в период кризиса 7 лет, авторы придерживаются разных мнений. Так, согласно исследованиям Л.И. Божович результатом кризиса 7 лет является появление социального «Я», а по мнению Д.Б. Эльконина и Л.А. Венгера, – возникновение условно динамической позиции ребенка по отношению к взрослому. Л.Б. Филонов считает, что кризис 7 лет – это кризис требовательности: ребенок впервые заявляет о соблюдении своих прав в обмен на принятие на себя обязательств по учебе. Е.Е. Кравцова выход из кризиса 7 лет соотносит с изменением самооценки ребенка.
По мнению Л.С. Выготского,
сущность кризиса 7 лет в концентрированном
виде представлена «интеллектуализацией
аффекта» или «обобщением переживания».
У детей, прошедших данный кризисный
возраст, обобщение переживания
выражается в потере непосредственности
поведения. Ребенок начинает «предвидеть»
окончание ситуации, появляется произвольность
поведения, утрачивается ситуативность
реакций. Знакомые всем манерничанье и
кривляние ребенка в кризисе 7
лет связаны именно с проявлением
произвольности: ребенок принимает
на себя какую-нибудь роль, занимает определенную
позицию, не всегда адекватную ситуации,
а затем ведет себя в соответствии
с этой внутренней ролью. Отсюда неестественность
поведения, неустойчивость, непоследовательность
эмоций и беспричинные смены настроения.
По прошествии кризиса останется
способность действовать
Д.Б. Эльконин, Г.Г. Кравцов указывают, что сразу же после кризиса 7 лет ребенок обращается к преимущественной направленности на усвоение способов решения задач, у него появляется умение устойчиво удерживать теоретическое отношение к задаче. Е.Л. Бережковская связывает переход от дошкольного к младшему школьному возрасту со способностью ребенка к внутреннему диалогу.
Начав учиться в школе, ребенок ощущает себя взрослее и самостоятельнее, у него появляется новая ответственность. От него начинают требовать не только хорошо учиться, но и помогать по дому, записывают на разные кружки и секции. Теперь то, что делает ребенок, касается не только его самого, но и окружающих. Такая резкая необходимость взросления может вызывать дискомфорт и даже пугать ребенка - отсюда и кризис семи лет.
Также кризис 7 лет обусловлен тем, что ребенок начинает играть новые социальные роли. Раньше он был просто мальчиком (девочкой), сыном и внуком (дочерью и внучкой), а теперь он еще и ученик школы, одноклассник. Завязывается первая настоящая дружба, и ребенку приходится учиться быть другом. Теперь ребенок - не сам по себе, он часть общества. Ему важно мнение окружающих, он учится общаться с ними. В зависимости от окружения ребенка и его места в нем формируется внутренняя позиция ребенка, которая определяет его дальнейшее поведение в течение жизни.
Несмотря на то, что кризисные моменты ребенка всегда замечаются родителями, кризис 7 лет порой проходит тихо и незаметно. Многие родители, несмотря на то, что хорошо запоминают кризисы 3-х лет, или переходного возраста, кризис 7 лет отмечают как спокойный. Но не всем так везёт.
Это связано с тем, что жизнь ребенка разделяется на внутреннюю (психологическую) и внешнюю. Теперь импульсивных действий становится меньше, потому что устанавливается более чёткая связь между внутренней мотивацией и поступками ребенка. Другими словами, во время кризиса 7 лет в действиях ребенка появляется некая смысловая ориентировка, и ему вне зависимости от своих желаний приходится стать взрослее.
Информация о работе Готовность к обучению в школе: кризис 7 лет