Готовность к обучению в школе: кризис 7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 07:55, реферат

Описание работы

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы.

Содержание работы

Введение………………………………….…………………………………1
1. Характеристика психологической готовности к школьному
Обучению у детей 6-7лет…………………….……………………………3
2. Кризис 7 лет…………………………………………...………………….10
3. Психологические новообразования кризиса семи лет………….…….13
Заключение………………………………………………………………16
Список источников………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

готовность к обучению в школе. кризис 7 лет..docx

— 39.12 Кб (Скачать файл)

 Такая положительная  направленность ребенка на школу,  как на собственное учебное  заведение – важнейшая предпосылка  благополучного вхождения его  в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих  школьных требований и полноценного  включения в учебный процесс. 

 Кроме отношения к  учебному процессу в целом,  для ребенка, поступающего в  школу, важно отношение к учителю,  сверстникам и самому себе. К  концу дошкольного возраста должна  сложиться такая форма общения  ребенка со взрослым, как внеситуативно-личностное  общение. Взрослый становится  непререкаемым авторитетом, образом  для подражания. Облегчается общение  в ситуации урока, когда исключены  непосредственные эмоциональные  контакты, когда нельзя поговорить  на посторонние темы, поделиться  своими переживаниями, а можно  только отвечать на поставленные  вопросы и самому задавать  вопросы по теме урока, предварительно  подняв руку.

 Классно-урочная система  обучения предполагает не только  особое отношение ребенка с  учителем, но и специфические  отношения с другими детьми. Новая  форма общения со сверстниками  складывается в самом начале  школьного обучения.

 Личностная готовность  к школе включает также определенное  отношение ребенка к себе. Продуктивная  учебная деятельность предполагает  адекватное отношение ребенка  своим способностям, результатам  работы, поведению, т.е. определенный  уровень развития самосознания.

 О личностной готовности  ребенка к школе обычно судят  по его поведению на групповых  занятиях и во время беседы  с психологом.

 Существуют и специально  разработанные планы беседы, выявляющей  позицию школьника (методика Н.И.  Гуткина), и особые экспериментальные  приемы.

Волевая готовность.

 Серьезного внимания  требует и формирование волевой  готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный  труд, от него потребуется делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить  цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так выделяемые цели не всегда достаточно осознаны и  устойчивы; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

К шести годам ребенок  «мало-помалу эмансипируется в своих  действиях от непосредственных влияний  материальной среды; в основу действий кладутся уже не одни чувственные  побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через это определенный смысл и становится поступком».

Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в  дошкольном возрасте цель достигается  успешнее при игровой мотивации  и при оценке поведения со стороны  сверстников (в случае командной  игры).

Шестилетний ребенок оказывается  способным соподчинить мотивы своего поведения. Поэтому в этом возрасте необходимо развивать способность  действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываться оттого, что непосредственно привлекает.

Эффективность познавательной деятельности еще мала. Поэтому учителю  следует соблюдать постепенность  в повышении требований к познавательной деятельности детей, учитывая их возможности, интересы и потребности.

Следует иметь в виду тот  факт, что отличительной чертой волевой  регуляции поведения дошкольников является характерное отношение  ребенка к трудностям и типичные для него способы их преодоления.

Поэтому, как показывают специальные исследования, первостепенное значение в формировании воли имеет  воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей (принятие их), стремление не «пасовать» перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при  столкновении с препятствиями поможет  ребенку самостоятельно или при  незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в  первом классе.

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в  большей степени зависит от его  восприимчивости к требованиям  взрослого как носителя социальных норм поведения, правил. Среди факторов, обусловливающих развитие этого  рода восприимчивости, важное место  занимает характер взаимоотношений  ребенка и взрослого, овладение  детьми содержанием требований взрослых, посредством «словесных инструкций, знаковых средств».

Таким образом, успешность обучения в начальных классах школы  во многом зависит от того, насколько  верно дети понимают профессиональную роль и позицию, занимаемую учителем. Без этого невозможно понять истинный смысл происходящего на уроках. Также  важным является и уровень развития общения со сверстниками – коллектив  сверстников создает возможность  проявления детской самостоятельности, активности, инициативы, творчества и  индивидуального своеобразия каждого  ребенка. Развитие самосознания ребенка, проявляется, в частности, в изменении  его самооценки, что является немаловажным фактором готовности к школе. Не следует  бороться с завышенной самооценкой  детей и не надо раньше времени  добиваться ее адекватности. Это должно прийти само собой как результат  прохождения ребенка кризиса  семи лет.

Однако у некоторых  дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это свидетельствует не об особо  интенсивном развитии самосознания, а о том, что дети эти испытывают дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания окружающих их взрослых.

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка  к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного  развития детей является сформированность у них образного и словесных  основ словесно – логического  мышления.

Если наглядно схематическое  мышление сформировано у ребенка  недостаточно, то в первом классе ему  трудно составить схемы слов и  предложений, верно, записать условия  математической задачи с помощью  условных обозначений и стрелок.

Основы словесно-логического  мышления, без которых невозможно успешное обучение в школе, тесно  связаны с развитием речи. Особенно важно владение связной монологической речью – сначала устной, затем  письменной. Связная монологическая речь – это не просто отдельное  предложение, это развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений.

Таким образом, мы можем говорить о психологической готовности к  школьному обучению, как о готовности в жизни в обществе, о приобретении ребенком тех навыков, знаний и умений, которые помогут ему в дальнейшем обучении.

 

  1. Кризис 7 лет

 

Переходный период от дошкольного  к младшему школьному возрасту знаменуется  наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В  период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка  его отношений с социальным окружением.

Возраст 6-7 лет называют возрастом  «вытягивания» или возрастом  смены зубов . Однако главные перемены состоят не в изменении его  внешнего вида, а в изменении поведения.

Ребёнок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада. В 6-7 лет это постоянное притворство и шутовство никак  не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых, бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного  поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переходного периода  от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В это  время происходят важные изменения  в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский  определил как утрату детской  непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6 - 7-летнего ребёнка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.

Как отмечал Выготский, главная  причина детской непосредственности - недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. По внешнему поведению ребенка взрослые легко  могут прочитать, что думает, чувствует  и переживает дошкольник. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между  переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент - ребенок  хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле. Его переживания и  действия интеллектуализируются, опосредуются представлениями и знаниями о  том, «как надо».

Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной  сфере. Впервые возникает обобщение  переживаний. Череда успехов или  неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных  комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости.

  Возникающие аффективные  образования, конечно, могут в  дальнейшем изменяться по мере  накопления ребенком более широкого  и разнообразного опыта. Однако  наиболее устойчивые из них,  подкрепляясь соответствующими  событиями и оценками со стороны  окружающих, будут влиять на формирование  самооценки ребенка, уровень его  притязаний. Именно на них он  начинает теперь ориентироваться  в своих действиях и поступках.

Рассматривая психологические  изменения и их содержание в период кризиса 7 лет, авторы придерживаются разных мнений. Так, согласно исследованиям  Л.И. Божович результатом кризиса 7 лет является появление социального  «Я», а по мнению Д.Б. Эльконина и  Л.А. Венгера, – возникновение условно  динамической позиции ребенка по отношению к взрослому. Л.Б. Филонов  считает, что кризис 7 лет – это  кризис требовательности: ребенок впервые  заявляет о соблюдении своих прав в обмен на принятие на себя обязательств по учебе. Е.Е. Кравцова выход из кризиса 7 лет соотносит с изменением самооценки ребенка.

 

По мнению Л.С. Выготского, сущность кризиса 7 лет в концентрированном  виде представлена «интеллектуализацией аффекта» или «обобщением переживания». У детей, прошедших данный кризисный  возраст, обобщение переживания  выражается в потере непосредственности поведения. Ребенок начинает «предвидеть» окончание ситуации, появляется произвольность поведения, утрачивается ситуативность  реакций. Знакомые всем манерничанье и  кривляние ребенка в кризисе 7 лет связаны именно с проявлением  произвольности: ребенок принимает  на себя какую-нибудь роль, занимает определенную позицию, не всегда адекватную ситуации, а затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда неестественность поведения, неустойчивость, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения. По прошествии кризиса останется  способность действовать внеситуативно, а не только под воздействием наличной ситуации.

Д.Б. Эльконин, Г.Г. Кравцов  указывают, что сразу же после  кризиса 7 лет ребенок обращается к преимущественной направленности на усвоение способов решения задач, у него появляется умение устойчиво  удерживать теоретическое отношение  к задаче. Е.Л. Бережковская  связывает  переход от дошкольного к младшему школьному возрасту со способностью ребенка к внутреннему диалогу.

Начав учиться в школе, ребенок ощущает себя взрослее и  самостоятельнее, у него появляется новая ответственность. От него начинают требовать не только хорошо учиться, но и помогать по дому, записывают на разные кружки и секции. Теперь то, что  делает ребенок, касается не только его  самого, но и окружающих. Такая резкая необходимость взросления может  вызывать дискомфорт и даже пугать ребенка - отсюда и кризис семи лет.

Также кризис 7 лет обусловлен тем, что ребенок начинает играть новые социальные роли. Раньше он был  просто мальчиком (девочкой), сыном  и внуком (дочерью и внучкой), а  теперь он еще и ученик школы, одноклассник. Завязывается первая настоящая дружба, и ребенку приходится учиться  быть другом. Теперь ребенок - не сам  по себе, он часть общества. Ему важно  мнение окружающих, он учится общаться с ними. В зависимости от окружения  ребенка и его места в нем  формируется внутренняя позиция  ребенка, которая определяет его  дальнейшее поведение в течение  жизни.

Несмотря на то, что кризисные  моменты ребенка всегда замечаются родителями, кризис 7 лет порой проходит тихо и незаметно. Многие родители, несмотря на то, что хорошо запоминают кризисы 3-х лет, или переходного возраста, кризис 7 лет отмечают как спокойный. Но не всем так везёт.

Это связано с тем, что  жизнь ребенка разделяется на внутреннюю (психологическую) и внешнюю. Теперь импульсивных действий становится меньше, потому что устанавливается  более чёткая связь между внутренней мотивацией и поступками ребенка. Другими  словами, во время кризиса 7 лет в  действиях ребенка появляется некая  смысловая ориентировка, и ему  вне зависимости от своих желаний приходится стать взрослее.

Информация о работе Готовность к обучению в школе: кризис 7 лет