Готовность к обучению в школе: кризис 7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 07:55, реферат

Описание работы

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы.

Содержание работы

Введение………………………………….…………………………………1
1. Характеристика психологической готовности к школьному
Обучению у детей 6-7лет…………………….……………………………3
2. Кризис 7 лет…………………………………………...………………….10
3. Психологические новообразования кризиса семи лет………….…….13
Заключение………………………………………………………………16
Список источников………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

готовность к обучению в школе. кризис 7 лет..docx

— 39.12 Кб (Скачать файл)

По сравнению с «докризисным»  возрастом, в корне меняется самооценка ребенка. Если раньше он относился к  себе положительно вне зависимости  от чего-либо, то теперь «Я» ребенка  делится на «Я-реальное» и «Я-идеальное». «Я-реальное» - это осознание ребенка, кем он является на самом деле. «Я-идеальное» - это то, кем он хотел бы быть. В результате этого самооценка становится более адекватной, а «Я-идеальное» отвечает очень высоким запросам.

 

  1. Психологические новообразования кризиса семи лет

Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Если раньше, в дошкольном детстве, ребенокмог вести  себя более или менее произвольно  только в игре или с непосредственной помощью взрос­лого, то в 6-7 лет эта  способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности.

Прежде всего ребенок  начинает понимать и осознавать собственные  переживания. Выготский подчеркивал  существенную разницу между переживанием тех или иных чувств (радости, обиды, огорчения и пр.) и знанием, что  я их переживаю («я радуюсь», «я огорчен», «я сердит»). В семь лет возникает  осмысленная ориентировка в собственных  переживаниях: ребенок открывает  сам факт их существования. К кризису  семи лет впервые возникает обобщение  переживаний или «логика чувств».

Д. Б. Эльконин в качестве примера приводил историю одного хромого мальчика, который в дошкольном возрасте любил играть с ребятами в футбол. Естественные неудачи и  насмешки сверстников, конечно же, огорчали его, но, несмотря на это, он каждый раз  при первой возможности опять  устремлялся во двор и присоединялся  к играющим ребятам. Несмотря на то, что это занятие было для него малоуспешным, чувства своей неполноценности у него не было. И вот в семь лет он впервые Отказался от игры в футбол, осознав свою несостоятельность в этом деле. Возникло обобщенное аффективное переживание своей спортивной ущербности, которое стало сильнее непосредственного желания играть.

Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих  переживаний. Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребенка.

В этом возрасте значительно  расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми  возникают новые темы, не связанные  с сиюминутными семейными бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, происхождением планет, жизнью в других странах, морально-этическими вопросами и пр. Возникновение  интереса к общим вопросам свидетельствует  о расширении сферы интересов  ребенка, его стремлении найти свое место в широком мире.

Расширяется не только сфера  интересов ребенка, но и сфера  его социальных контактов. Он входит в новую общность людей и устанавливает  контакты с новым кругом взрослых (воспитателями детского сада, соседями, знакомыми родителей, врачами, руководителями секций и пр.). Все более важными  и сложными становятся отношения  со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений  определенными правилами. Если в  семье ребенок может вести  себя непосредственно и задача «как себя вести» вообще не встает перед  ним, то в контактах с менее  близкими людьми эта задача выдвигается на первое место.

Вхождение в новую общность требует изменения характера  общения ребенка с окружающими. В сфере контактов со взрослыми  складывается внеситуативное, «внеконтекстное  общение», главной чертой которого является произвольность, подчиненность  правилу. В таком общении ребенок  должен понимать, как нужно вести  себя с воспитателем, врачом, продавцом  в магазине, и в соответствии с  этим вступать в разные контакты с  разными взрослыми. В этих контактах  ребенок должен действовать не под  влиянием своих сиюминутных побуждений, а с учетом правил, условий, целей  и других моментов, задающих контекст ситуации.

Чтобы успешно обучаться  в школе, ребенок должен уметь  строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. Реакциям дошкольника свойственна  непосредственность, импульсивность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень  произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого  учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут  прервать учителя вопросом, не относящимся  к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».

Также ребенок должен уметь  строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к  школьному возрасту он должен легко  устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как  к партнерам. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать  ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать  на успех или неудачу другого  ребенка. Общение с другими детьми важно для формирования способности  к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать  ту или иную задачу как общую, взглянуть  на себя или свою деятельность со стороны.

Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный  в группе», «мой рисунок самый  лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это  происходит не от избытка самоуверенности  и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как  результат прохождения ребенком кризиса 7 лет. Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит  о том, что дети испытывают дефицит  внимания, любви, поддержки, эмоциональной  защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может  стать причиной неуспеваемости в  школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие  дети в школе отказывается отвечать у доски и с места. Ребенок  скорее готов прослыть лентяем и  хулиганом, чем неуспешным в учебе, поэтому «забывает» дома учебники, тетради, дневники.

 

 

Заключение:

 

К концу дошкольного возраста складывается целая система противоречий (например, противоречие между возросшими интеллектуальными возможностями  ребенка и специфически «дошкольными»  способами их удовлетворения), свидетельствующая  о формировании психологической  готовности к школьному обучению. Становление ее предпосылок обусловлено  кризисом 6-7 лет, который Л. С. Выготский  связывал с утратой детской непосредственности и возникновением осмысленной ориентировки в собственных переживаниях (обобщением переживаний).

 Л. И. Божович связывает  кризис 6-7 лет с появлением системного  новообразования — «внутренней  позиции», выражающей новый уровень  самосознания и рефлексии ребенка:  он хочет выполнять социально  значимую и социально оцениваемую  деятельность, каковой в современных  культурно-исторических условиях  оказывается обучение в школе.

 Структура психологической  готовности к школе представлена  мотивационной готовностью, готовностью  познавательной сферы (интеллектуальной  готовностью), социально-психологической  и эмоционально-личностной готовностью.  Предпосылки готовности создаются  в рамках игровой деятельности  дошкольника.

 К 6—7 годам выделяются  две группы детей: 1) дети, которые  по внутренним предпосылкам уже  готовы стать школьниками и  осваивать учебную деятельность; 2) дети, которые, не имея еще  этих предпосылок, продолжают  оставаться на уровне игровой  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников:

  1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. -- М.: Аспект пресс, 2001
  2. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 2004 г.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 2002.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детстве: Психол. очерк. - М.: 2002.
  5. Особенности психического развития детей 6- 7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера; науч. исслед. ин- т. Общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 2003
  6. http://rudocs.exdat.com/docs/index-26440.html?page=20

 


Информация о работе Готовность к обучению в школе: кризис 7 лет