Готовность к школьному обучению шестилетних детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – диагностика наиболее типичных проблем, связанных с возникающими "нормальными" трудностями шестилетних детей, обучающихся в школе.
Объектом исследования являются индивидуально-психологические особенности ребенка.
Предметом – взаимосвязь и динамика таких компонентов готовности дошкольников к школьному обучению, как мотивационный и семиотический.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы готовности первоклассников к школьному обучению.
1.1 Проблема готовности к школьному обучению
1.2 Личностная готовность к школьному обучению
1.3 Интеллектуальная готовность к школьному обучению
1.4 Социально-психологическая готовность к школьному обучению
Глава 2. Проблема готовности к школьному обучению шестилетних детей.
2.1 Трудности шестилетних детей, обучающихся в школе
2.2 Вопрос преемственности дошкольного образования и начального периода обучения школьного типа
2.3 Как помочь учителю получить знания о личности и индивидуальности шестилетнего ребенка.
Выводы по теоретической части
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая по психолтгии.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

При играх "в школу", как еще отмечала Л.И.Божович, готовые в психологическом плане дети играют "в урок", а не готовые играют "в перемену. Но какими бы большими по сравнению с другими дошкольниками они ни казались, в психологическом плане это всего лишь старшие дошкольники. Данное парадоксальное сочетание качеств личности еще раз подтверждает идею Л.С.Выготского о том, что рассматриваемый возраст является действительно переходным.

Высокая эмоциональность дошкольника может тоже создавать педагогу дополнительные трудности с организацией учебной работы. Надо помнить, что из-за высокой истощаемости нервных клеток коры головного мозга уже после 10-15 минут интенсивной работы наступает "охранительное торможение", начинаются отвлечения внимания или "двигательное беспокойство", расторможенность. Не секрет, что и гиперактивность – это еще один симптом утомляемости, который может привести к неврозу, а не симптом невоспитанности шестилетнего школьника.

У шестилеток можно достаточно определенно говорить не о характере, который еще формируется, а о темпераменте, в основе которого лежит сочетание свойств нервной системы. Это проявляется в общей психологической активности, моторике, эмоциональности, т.е. в поведении ребенка. На основе учета свойств нервной системы учитель должен осуществлять индивидуальный подход к ученику. Отмечено, что слабость и инертность нервной системы могут быть как наследственными, так и явиться результатом ослабления здоровья, ухудшения самочувствия.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На основании полученных в результате теоретико-экспериментального исследования данных можно сформулировать следующие выводы:

  1. В процессе диагностики готовности к школьному обучению 6-летних детей было установлено наличие специфических, но в тоже время нормативных трудностей, а именно несформированности позитивной мотивации к школьному обучению.
  2. Появление положительной мотивации может появиться лишь в результате стабильного успеха в новой деятельности, которую необходимо формировать специально по такой программе, которая построена с учетом принципа опоры на зону ближайшего развития. При решении раннего начала обучения имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья. У детей не подготовленных к систематическому обучению труднее и дольше проходит процесс адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.
  3. Если говорить об обучении детей с шести лет, как о свершившемся факте, это должно повлечь за собой определенные изменения в организации работы детского сада и школы, в программах обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. Психологам детских садов и школ необходимо сотрудничать с родителями и вести просветительскую работу, которая раскрывает все стороны понятия "Готовность к школе". Существующие методики диагностики классифицируют преимущественно внешние проявления и отдельные симптомы без учета индивидуального развития ребенка, его здоровья, функционального состояния и т.п. Почти никогда не выделяется глубинная (первичная) причина, не разделяются первичные и вторичные дефициты развития, основное внимание уделяется симптомам. Обязательно, также, сотрудничество школьного и дошкольного психологов (как и садов и школ в целом).
  4. Воспитателям необходимо уделять большую значимость подготовки к школе, обеспечивать мотивационную готовность и формировать эмоционально положительное отношение к школе. Сформировать представление о школе можно посредством рассказа (об уроке, учителе, учениках), экскурсии к зданию школы, экскурсии в класс, сюжетно-ролевой игре "Школа", рисунках о школе, проведением досуга совместно с первоклассниками.

 

 

Список литературы.

 

  1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. – М., 1986.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1981
  3. Безруких М.М., Ефимова С,П. Ребенок идет в школу. – М., 1998.
  4. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 1991.
  5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М., 1998.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968
  7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
  8. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. –М., 1990.
  9. Валеева И.А. Формирование логического мышления младших школьников в коррекционно-развивающем обучении. //Актуальные проблемы социальной и педагогической психологии. – Иваново, 1999.
  10. Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к обучению в школе// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. – М., 1985.
  11. Венгер Психологическая готовность детей к обучению в школе//Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. – М., 1985.
  12. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для психологов-консультантов. – М., 1989.
  13. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. – СПБ.: Союз, 2000.
  14. Возрастная и педагогическая психология /под ред. А.В Петровского. – М., 1979.
  15. Возрастная и педагооическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной и др. – М., 1984.
  16. Волков В.С., волкова Н.В. Детская психология. – М., 2000.
  17. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-Пб., 2004.
  18. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. –М.,1985.
  19. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.-Воронеж, 1998.
  20. Гамезо М.В. и др. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития. – М., 1995.
  21. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка. – М., 1997.
  22. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенков. Как? - М., 2000.
  23. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / под ред. Бугременко, А.Л. Венгер и др. – М., 1993.
  24. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.
  25. Данилова Н.Н., Крылова А.А. Физиология высшей нервной деятельности. – М.,1997.
  26. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Мн.: Экономпресс, 1999.
  27. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Минск, 1988.
  28. Диагностика готовности детей к обучению в школе / под ред. Ю.А. Дмитриева, Т.И. Ерофеевой и др. – М., 1994.
  29. Диагностика в детском саду. Методическое пособие./ под ред. Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д., Ростов-на-Дону, 2004.
  30. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова. – М., 1993.
  31. Диагностика психического развития: Перевод с чешского. – Прага, 1978.
  32. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. – М., 2002.
  33. Ермакова Е.С. Особенности развития обобщенных комплексных представлений как средство гибкости мышления в дошкольном возрасте. // Вопросы социальной и педагогической психологии. – Иваново, 2000.
  34. Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984.
  35. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.
  36. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973
  37. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей// Принцип развития в психологии / Под ред. Л.Анциферовой М., 1978.
  38. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.
  39. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.,1996.
  40. Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1996.
  41. Лидерс А.Г. Методы исследования и умственное развитие ребенка. – М., 1980.
  42. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.
  43. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
  44. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
  45. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 2004.
  46. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,1997.
  47. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1986.
  48. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.
  49. Нечаев Н.Н. Практические вопросы психолого-педагогической подготовки специалиста в вузе. М., 1985.
  50. Николаев В.В., Штода Л.З., Кузнецов А.Т. Методические рекомендации по определению физической подготовленности детей 6-7- лет. – Курган, 1986.
  51. О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.061998 г. // Вестник образования. 1998. №8.
  52. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: "за" и "против". – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.
  53. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
  54. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста в школе /Под ред. И.Д.Зверева, А.М. Пышкало. –М., 1990.
  55. Обучение и развитие младших школьников. – Волгоград, 1990.
  56. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.
  57. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – М., 1996.
  58. Павлова Л. Значение развития действий рук// Дошкольное воспитание.1984, №1
  59. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. – М., 1997.
  60. Петрова Е.Э. Мама, я хочу в школу. – Новосибирск, 1997.
  61. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. – Минск, 1982.
  62. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.
  63. Подготовка ребенка к школе / Айзман Р.Н., Шарапова Л.К. и др. – М., 1991.
  64. Построение модели личностно-ориентированной школы. – М., 2001.
  65. Практический психолог в современной школе. – Волгоград: Перемена, 1999.
  66. Природа ребенка в зеркале автобиографии. /Под ред. Б.М. Бим-Бада и др. – М.: УРАО, 1998.
  67. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми //Активные методы работы школьного психолога. – М., 1990.
  68. Психология развивающейся личности \ под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
  69. Развитие мотивов у детей 6-7 лет. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста // Ред. Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер. _ М., 1988.
  70. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2000.
  71. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.
  72. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.
  73. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы /под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.
  74. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988.
  75. Свинина Н.Г. Подготовка студентов к диагностике уровня готовности детей к обучению в школе. // Программно-методическое обеспечение подготовки практического психолога в педвузе на основе взаимодействия науки и практики. – Курск, 1990.
  76. Семейное психологическое консультирование / Под ред. Гриценко В.В. – Балашов, 1993.
  77. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М., 2000.
  78. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. М., 2003
  79. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – СПб, 2002.
  80. Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989.
  81. Турчин А.С. Педагогическая психология. – Иваново, 2000.
  82. Турчин А.С. Шестилетки идут в школу. – Иваново, 1998.
  83. Турчин А.С. Диагностическая беседа как элемент профессиональной подготовки будущих учителей. // Психологические проблемы профориентации учащихся. – Челябинск, 1990.
  84. Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский, А.М.Виноградова, Л.М.Кларина и др. – М.,1993.
  85. Харчев А.В. Популярная психология. – М., 1988.
  86. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. С-Пб, 1999.
  87. Эльконин Д.Б. Кпроблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. №4
  88. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.
  89. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
  90. Эмоциональные нарушения в дестком возрасте и их коррекция //Вопросы психологии. – 1989. - №1
  91. Frostig V., Horn D. Frostig. Programm for the development of visual perception /Chicago? 1972/
  92. Hamblin D.H. Teaching study skills. – Basil Blackwell. Publisher, 1986.

 


Информация о работе Готовность к школьному обучению шестилетних детей