При играх "в школу", как еще отмечала Л.И.Божович,
готовые в психологическом плане дети
играют "в урок", а не готовые играют
"в перемену. Но какими бы большими по
сравнению с другими дошкольниками они
ни казались, в психологическом плане
это всего лишь старшие дошкольники. Данное
парадоксальное сочетание качеств личности
еще раз подтверждает идею Л.С.Выготского
о том, что рассматриваемый возраст является
действительно переходным.
Высокая эмоциональность дошкольника может тоже создавать
педагогу дополнительные трудности с
организацией учебной работы. Надо помнить,
что из-за высокой истощаемости нервных
клеток коры головного мозга уже после
10-15 минут интенсивной работы наступает
"охранительное торможение", начинаются
отвлечения внимания или "двигательное
беспокойство", расторможенность. Не
секрет, что и гиперактивность – это еще
один симптом утомляемости, который может
привести к неврозу, а не симптом невоспитанности
шестилетнего школьника.
У шестилеток можно достаточно
определенно говорить не о характере,
который еще формируется, а о темпераменте,
в основе которого лежит сочетание свойств нервной системы. Это проявляется
в общей психологической активности, моторике,
эмоциональности, т.е. в поведении ребенка.
На основе учета свойств нервной системы
учитель должен осуществлять индивидуальный
подход к ученику. Отмечено, что слабость
и инертность нервной системы могут быть
как наследственными, так и явиться результатом
ослабления здоровья, ухудшения самочувствия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На основании полученных в результате
теоретико-экспериментального исследования
данных можно сформулировать следующие
выводы:
- В процессе диагностики готовности
к школьному обучению 6-летних детей было
установлено наличие специфических, но в тоже
время нормативных трудностей, а именно
несформированности позитивной мотивации
к школьному обучению.
- Появление положительной мотивации
может появиться лишь в результате стабильного
успеха в новой деятельности, которую
необходимо формировать специально
по такой программе, которая построена
с учетом принципа опоры на зону ближайшего
развития. При решении раннего начала
обучения имеет значение весь комплекс
факторов, определяющих уровень развития
ребенка, при котором требования систематического обучения не
будут чрезмерными и не приведут к нарушению
здоровья. У детей не подготовленных к
систематическому обучению труднее и
дольше проходит процесс адаптации к школе,
у них гораздо чаще проявляются различные
трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих,
и не только в первом классе.
- Если говорить об обучении детей
с шести лет, как о свершившемся факте,
это должно повлечь за собой определенные
изменения в организации работы детского
сада и школы, в программах обучения и воспитания дошкольников и
младших школьников. Психологам детских
садов и школ необходимо сотрудничать
с родителями и вести просветительскую
работу, которая раскрывает все стороны
понятия "Готовность к школе". Существующие методики диагностики
классифицируют преимущественно внешние
проявления и отдельные симптомы без учета
индивидуального развития ребенка, его
здоровья, функционального состояния
и т.п. Почти никогда не выделяется глубинная
(первичная) причина, не разделяются первичные
и вторичные дефициты развития, основное внимание уделяется
симптомам. Обязательно, также, сотрудничество
школьного и дошкольного психологов (как
и садов и школ в целом).
- Воспитателям необходимо уделять
большую значимость подготовки к школе,
обеспечивать мотивационную готовность и формировать эмоционально
положительное отношение к школе. Сформировать представление
о школе можно посредством рассказа (об
уроке, учителе, учениках), экскурсии к
зданию школы, экскурсии в класс, сюжетно-ролевой
игре "Школа", рисунках о школе, проведением досуга совместно с первоклассниками.
Список литературы.
- Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. –
М., 1986.
- Анастази А. Психологическое
тестирование. – М., 1981
- Безруких М.М., Ефимова С,П. Ребенок идет
в школу. – М., 1998.
- Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии.
М., 1991.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева
Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в
начальной школе. – М., 1998.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование
в детском возрасте. – М., 1968
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности
формирования личности в детстве. – М.,
1990.
- Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс
А.Г. Возрастно-психологическое консультирование:
Проблемы психического развития детей.
–М., 1990.
- Валеева И.А. Формирование логического
мышления младших школьников в коррекционно-развивающем
обучении. //Актуальные проблемы социальной
и педагогической психологии. – Иваново,
1999.
- Венгер Л.А. Психологическая готовность
детей к обучению в школе// Развитие мышления
и умственное воспитание дошкольников.
– М., 1985.
- Венгер Психологическая готовность детей
к обучению в школе//Развитие мышления
и умственное воспитание дошкольников.
– М., 1985.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального
обследования детей младшего школьного
возраста: для психологов-консультантов.
– М., 1989.
- Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И.
Младший школьник: Помоги ему учиться.
– СПБ.: Союз, 2000.
- Возрастная и педагогическая психология
/под ред. А.В Петровского. – М., 1979.
- Возрастная и педагооическая психология
/ Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной и др.
– М., 1984.
- Волков В.С., волкова Н.В. Детская психология.
– М., 2000.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.
С-Пб., 2004.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное
развитие ребенка. –М.,1985.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная
наука. М.-Воронеж, 1998.
- Гамезо М.В. и др. Младший школьник: Психодиагностика
и коррекция развития. – М., 1995.
- Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные
отношения ребенка. – М., 1997.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенков.
Как? - М., 2000.
- Готовность детей к школе. Диагностика
психического развития и коррекция его
неблагоприятных вариантов / под ред. Бугременко,
А.Л. Венгер и др. – М., 1993.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность
к школе. – М., 1996.
- Данилова Н.Н., Крылова А.А. Физиология
высшей нервной деятельности. – М.,1997.
- Демидов А.Б. Феномены человеческого
бытия. Мн.: Экономпресс, 1999.
- Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского,
Е.А.Панько. – Минск, 1988.
- Диагностика готовности детей к обучению
в школе / под ред. Ю.А. Дмитриева, Т.И. Ерофеевой
и др. – М., 1994.
- Диагностика в детском саду. Методическое
пособие./ под ред. Ничипорюк Е.А., Посевиной
Г.Д., Ростов-на-Дону, 2004.
- Диагностика школьной дезадаптации /
Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова.
– М., 1993.
- Диагностика психического развития:
Перевод с чешского. – Прага, 1978.
- Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность
в учебных заведениях. – М., 2002.
- Ермакова Е.С. Особенности развития обобщенных
комплексных представлений как средство
гибкости мышления в дошкольном возрасте.
// Вопросы социальной и педагогической
психологии. – Иваново, 2000.
- Коломенский Я.Л. Психология детского
коллектива: система личных взаимоотношений.
Минск, 1984.
- Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю
о психологии детей шестилетнего возраста.
– М., 1988.
- Кольцова М.М. Двигательная
активность и развитие функций мозга. М., 1973
- Лисина М.И. Генезис форм общения
у детей// Принцип развития в психологии
/ Под ред. Л.Анциферовой М., 1978.
- Кон И.С. Ребенок и общество.
– М., 1988.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология.
– М.,1996.
- Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1996.
- Лидерс А.Г. Методы исследования
и умственное развитие ребенка. – М., 1980.
- Лисина М.И. Общение, личность
и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.
- Люблинская А.А. Детская психология.
– М., 1971.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов
А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
- Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю.
Введение в психофизиологию. М., 2004.
- Мухина В.С. Возрастная психология.
– М.,1997.
- Мухина В.С. Шестилетний ребенок
в школе. – М., 1986.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы.
– Л., 1960.
- Нечаев Н.Н. Практические вопросы психолого-педагогической
подготовки специалиста в вузе. М., 1985.
- Николаев В.В., Штода Л.З., Кузнецов
А.Т. Методические рекомендации по определению
физической подготовленности детей 6-7-
лет. – Курган, 1986.
- О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных
учреждений. Письмо Министерства общего
и профессионального образования РФ от
19.061998 г. // Вестник образования. 1998. №8.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана
Пиаже: "за" и "против". – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
- Обучение и воспитание детей
с шестилетнего возраста в школе /Под ред.
И.Д.Зверева, А.М. Пышкало. –М., 1990.
- Обучение и развитие младших
школьников. – Волгоград, 1990.
- Овчарова Р.В. Практическая
психология в начальной школе.
– М., 1996.
- Основы психодиагностики / Под
ред. А.Г. Шмелева. – М., 1996.
- Павлова Л. Значение развития
действий рук// Дошкольное воспитание.1984,
№1
- Палагина Н.Н. Воображение у
самого истока. – М., 1997.
- Петрова Е.Э. Мама, я хочу в школу. – Новосибирск, 1997.
- Петроченко Г.Г. Развитие детей
6-7 лет и подготовка их к школе. – Минск,
1982.
- Пиаже Ж. Избранные психологические
труды. – М., 1969.
- Подготовка ребенка к школе
/ Айзман Р.Н., Шарапова Л.К. и др. – М., 1991.
- Построение модели личностно-ориентированной школы. – М., 2001.
- Практический психолог в современной
школе. – Волгоград: Перемена, 1999.
- Природа ребенка в зеркале автобиографии.
/Под ред. Б.М. Бим-Бада и др. – М.: УРАО, 1998.
- Прихожан А.М. Психокоррекционная
работа с тревожными детьми //Активные методы
работы школьного психолога. – М., 1990.
- Психология развивающейся личности
\ под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
- Развитие мотивов у детей 6-7
лет. Особенности психологического развития
детей 6-7 летнего возраста // Ред. Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер. _ М., 1988.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические
методы изучения личности. Учебное пособие.
– М.: Флинта, 2000.
- Репина Т.А. Отношения между
сверстниками в группе детского сада.
М., 1978.
- Рогов Е.И. Настольная книга
практического психолога в образовании.
– М., 1996.
- Руководство практического
психолога: Готовность к школе: развивающие
программы /под ред. И.В. Дубровиной. –
М., 1997.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в
обучении. М.: МГУ, 1988.
- Свинина Н.Г. Подготовка студентов
к диагностике уровня готовности детей
к обучению в школе. // Программно-методическое
обеспечение подготовки практического
психолога в педвузе на основе взаимодействия
науки и практики. – Курск, 1990.
- Семейное психологическое консультирование
/ Под ред. Гриценко В.В. – Балашов, 1993.
- Смирнова Е.О. Особенности общения
с дошкольниками: Учебное пособие. М., 2000.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.
Межличностные отношения дошкольников.
М., 2003
- Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка
думать: Учебное пособие. – СПб, 2002.
- Терещук Р.К. Общение и избирательные
взаимоотношения дошкольников. Кишинев,
1989.
- Турчин А.С. Педагогическая
психология. – Иваново, 2000.
- Турчин А.С. Шестилетки идут
в школу. – Иваново, 1998.
- Турчин А.С. Диагностическая
беседа как элемент профессиональной
подготовки будущих учителей. // Психологические
проблемы профориентации учащихся. –
Челябинск, 1990.
- Учимся общаться с ребенком
/ В.А. Петровский, А.М.Виноградова, Л.М.Кларина
и др. – М.,1993.
- Харчев А.В. Популярная психология.
– М., 1988.
- Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. С-Пб,
1999.
- Эльконин Д.Б. Кпроблеме периодизации
психического развития в детском возрасте
// Вопросы психологии, 1971. №4
- Эльконин Д.Б. Детская психология.
– М., 1960.
- Эльконин Д.Б. Психология игры.
– М., 1978.
- Эмоциональные нарушения в дестком возрасте и их коррекция
//Вопросы психологии. – 1989. - №1
- Frostig V., Horn D. Frostig. Programm for the development of visual perception
/Chicago? 1972/
- Hamblin D.H. Teaching study skills. – Basil Blackwell. Publisher, 1986.