Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 12:04, контрольная работа
Групповая психология, отрасль психологии, имеющая дело с поведением групп и с психологией членов группы. Вероятно, не отличается от социальной психологии, или massenpsychologie - Массовая психология является филиалом социальной психологии и имеет дело с поведением людей в толпу. Выход для теории массовой психологии является опыт относящихся к общему факт, что большое количество людей часто показывают удивительное поведение появляться. Например, вызвав панику в связи с весьма незначительным событием.
Введение 3
1. Понятие группы и коллектива, их виды. 4
2. Лидерские процессы в группе и их исследование. 7
3. Конфликты и их виды. 10
4. Законы бесконфликтного общения. 13
5. Заключение 15
6. Список используемой литературы 16
НОУ ВПО Дальневосточный институт международного бизнеса
Факультет «Экономика и международный бизнес»
По дисциплине «Психология»
Тема: Групповая психология.
Выполнил студент
Кукушкин Д. А.
Группа 412 -М
Шифр 12-М-Б-35
Проверил (а): доцент
Хекалов Е.М
Хабаровск 2013г.
Содержание
Введение 3
Введение.
Групповая психология, отрасль психологии, имеющая дело с поведением групп и с психологией членов группы. Вероятно, не отличается от социальной психологии, или massenpsychologie - Массовая психология является филиалом социальной психологии и имеет дело с поведением людей в толпу. Выход для теории массовой психологии является опыт относящихся к общему факт, что большое количество людей часто показывают удивительное поведение появляться. Например, вызвав панику в связи с весьма незначительным событием.
Согласно исследованиям Дэвис и Харлесс (1996), важные решения не принимаются в группу лиц, но принес из толпы в координации для достижения цели на основе сотрудничества. В истории огромные массы людей были в состоянии инициировать и внезапные драматические социальные изменения вне установленных правовыми процессами. Коллективное сотрудничество осуждается некоторыми, при поддержке других. Социологи предоставили целый ряд различных теорий, объясняющих массовое психологических явлений, и объяснить, как групповое поведение от поведения индивидов в группе значительно отличаются.
Психоаналитические
формулировки делают акцент на
идентификации между членами
группы, на идентификации членов
группы со своим лидером и
на отношениях с общим врагом,
- причем все три фактора играют
важную роль в ослаблении
Понятие группы и коллектива, их виды.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа».
С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей, по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа.
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Группы состоят из людей, общества — из групп. Индивиды, группы и общества — это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Индивиды участвуют во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения.
Для определения основных черт группы рассмотрим позицию Мертона (1968). Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.
Первая существенная черта групп — определенный способ взаимодействия между их членами.
Вторая важная черта групп — членство, чувство принадлежности к данной группе.
Согласно Мертону, люди, входящие в группы, воспринимаются и другими как члены этих групп. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних.
Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк выделил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы.
Группы бывают большими и малыми, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, формальные и неформальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами», контактные и неконтактные.
Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, «клуб по интересам»).
Первичная или ограниченная группа является основой для человека — это семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы — большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример вторичной группы — баскетбольный клуб, в который входят несколько команд. А одна команда — первичная группа.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Три основные черты (взаимодействие, членство и групповая идентичность) — свойственны множеству групп.
Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.
Чарлз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья считается «первичной», так как она является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Таким образом, влюбленные, группы друзей, члены клуба, которые не только вместе играют в бридж, но и ходят, друг к другу в гости, являют собой первичные группы.
Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значат для организации, и наоборот, члены семьи или группы игроков уникальны. Их личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим.
В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной с трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены.
Однако не следует преувеличивать некую обезличенность вторичных групп, якобы лишенных своеобразия. Люди вступают в дружеские отношения и образуют новые группы на работе, в школе и внутри других вторичных групп. Если между индивидами, участвующими в общении, складываются достаточно устойчивые отношения, можно считать, что они создали новую первичную группу.
Анализируя группы, прежде всего, следует понять, почему люди вступают в них.
Группа жизненно необходима для людей. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат. Социализация способствует их приспособлению к общественной жизни и сохранению группы даже после смерти кого-то из ее членов. Помимо социализации, группы осуществляют много других функций.
Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти инструментальные группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку. Бригада строителей, группа хирургов, поточная линия на производстве и футбольная команда создаются для достижения определенных целей.
Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Примерами подобных групп могут служить компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть, заниматься спортом или устраивать вечеринки. Однако нет четко выраженной границы между инструментальными и экспрессивными группами. Инструментальные часто выполняют экспрессивные функции. Между членами войсковых соединений могут сложиться гораздо более глубокие эмоциональные отношения, чем те, что необходимы для победы в сражении. С другой стороны, экспрессивные группы можно считать инструментальными, поскольку они создаются с определенной целью — для получения удовольствия от человеческого общения. Иногда экспрессивная группа является инструментальной в еще большей мере, например, когда соседи организуют ассоциацию квартиросъемщиков.
Лидерские процессы в группе и их исследование.
Для психологической науки до сих пор остается неясным направление причинно-следственной связи между группой в целом и лидерством. С одной стороны, лидерство оказывает ведущее влияние на группу, определяя ее психологические качества, с другой стороны, в группе тот или иной человек не случайно становится лидером, для этого ему необходимо обладать определенными качествами, и более того, группа, развиваясь, предъявляет к лидеру все новые требования, к которым он должен приспосабливаться. По мнению Е.Н.Веселовой, «социально-психологическая специфика лидерства заключается в том, что данный феномен целесообразно рассматривать в контексте групповой среды, а также во взаимосвязи личности лидера и особенностей взаимодействия членов малой группы». Автор отмечает: «Социально-психологическая сущность лидерства представляет собой взаимосвязь личности лидера и малой группы, которая выражается в обмене ценностно-смысловым содержанием: его результатом является синергетический эффект, обеспечивающий целостность малой группы (как среды) и лидера (как её организующего компонента)» [Веселова 2011: 9]. На наш взгляд, анализ проблемы взаимодействия лидера и группы позволит глубже осмыслить феномен лидерства, понять специфику проявления лидерства в зависимости от уровня группового развития, таким образом, более дифференцированно работать с лидерством, учитывая его специфику. Рассмотрение динамики лидерства в соотношении с динамикой группы представляется нам перспективным путем анализа лидерства.
Отечественные исследователи традиционно рассматривают лидерство в качестве одного из показателей развития группы в целом [Петровский 1980; Уманский 1980; Чернышев 2007; Волков 1989]. Г.М. Андреева, анализируя проблему лидерства, отмечает, что «проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции» [Андреева 2000: 140].
Р.Л.Кричевский, анализируя феномен лидерства, указывает, что «в многообразной тематике группового лидерства динамические аспекты относятся к числу наименее изученных». По его мнению, об этом убедительно свидетельствуют материалы достаточно репрезентативных отечественных и зарубежных публикаций. Немногочисленные исследования, в той или иной мере касающиеся динамики лидерского процесса, Р.Л. Кричевский предлагает сгруппировать по двум основным направлениям [Кричевский 1980].
В рамках первого направления лидерство рассматривается как важнейший элемент групповой структуры, характеризующий группу в целом. В стратометрической концепции А.В.Петровского внимание акцентируется на последовательно сменяющих друг друга на вершине статусной иерархии группы ролях делового и эмоционального лидера [Петровский 1980]. Параметрическая концепция Л.И. Уманского – А.С. Чернышева устанавливает, что уровень развития группы является причиной количественного и качественного роста лидеров: в группах более высокого уровня развития лидеров больше количественно и они разнообразнее качественно (были представлены все виды лидерства). Причем в этих группах у лидера-организатора появляется новая функция – выдвижение и интеграция лидеров различных видов. В группах же низкого уровня развития не было обнаружено морально-нравственного лидерства и чаще встречалось организационное лидерство. В группах среднего уровня развития чаще встречалось профессионально-деловое и организационное лидерство [Уманский 1980; Чернышев 2007;Кирпичник 1980].