Характеристика основных типов материнского стиля и материнской позиции в психологических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
Определить основные типы материнского стиля и материнской позиции в психологических исследованиях.
Выявить основные характеристики развития эмоционально – личностной сферы в детском возрасте.
Определить особенности эмоционально – личностной сферы леворуких детей.

Содержание работы

Введение


Глава 1 Теоретические основы исследования

Характеристика основных типов материнского стиля и материнской позиции в психологических исследованиях……………………………….3
Развитие эмоционально – личностной сферы в детском возрасте……….7
Особенности эмоционально – личностной сферы леворуких детей……..16

Выводы……………………………………………………………………….20

Литература…………………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа .doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

                                                 Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 
 
Глава 1 Теоретические основы исследования

 

    1. Характеристика основных типов материнского стиля и материнской позиции в психологических исследованиях……………………………….3
    2. Развитие эмоционально – личностной сферы в детском возрасте……….7
    3. Особенности эмоционально – личностной сферы леворуких детей……..16

 

Выводы……………………………………………………………………….20

 

Литература…………………………………………………………………...23 

                                                    Введение

 

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность  подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается  в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его  чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания  других людей. Он начинает различать  эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё  не разгаданной, притягивающая внимание.

В большинстве случаев  родители не знают, как правильно  взаимодействовать с леворуким  ребёнком. Это приводит к формированию неврозов, дети переживают сильные  стрессы и эмоциональные сбои.

Поэтому важно научить  родителей строить отношения с леворукими детьми.

Стиль взаимодействия матери на становление эмоционально - личностной сферы очень велик. Эту проблему серьёзно изучали Чуприков А.А, Казакова С.Е, Капустин А.А, Безруких М.М, Ефимов М.С. Однако особенности влияния материнского стиля общения на становление эмоционально – личностной сферы леворуких детей, изучена недостаточно.

Целью исследования является влияние материнского стиля общения на становление эмоционально – личностной сферы леворуких детей.

Объектом исследования является сфера детско - родительских отношений.

Предмет исследования – определение особенностей материнского стиля общения у матерей леворуких детей и его влияние на становление эмоционально – личностной сферы.

Задачи:

    1. Определить основные типы материнского стиля и материнской позиции в психологических исследованиях.
    2. Выявить основные характеристики развития эмоционально – личностной сферы в детском возрасте.
    3. Определить особенности эмоционально – личностной сферы леворуких детей.

Методы исследования: теоретический анализ научных источников

 

 

 

                                                        

                                                     

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические  основы исследования

1.1 Характеристика  основных типов материнского  стиля и материнской позиции  в психологических исследованиях

 

  1. Авторитарный стиль. Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, при этом наблюдается низкий уровень вербальной коммуникации, применяются наказания, запреты и требования отличаются ригидностью и жестокостью. Формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.
  2. Либеральный стиль. Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.
  3. Демократический стиль. Демократические родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители.

 По данным исследования Д.В.Берко, воспитательные стили родителей оказывают влияние на формирование личности, которая просматривается на уровне черт, личной зрелости, семантической структуры обыденного сознания. Так, на уровне черт установлена значимая зависимость между воспитательными принципами обоих родителей и теми структурами личности, которые ответственны за уровень психологического здоровья, эмоциональное состояние, регуляцию поведения и социальную адаптацию. Девочки оказались более чувствительными к агрессивному стилю материнского руководства. На уровне черт это выражается в повышенном уровне агрессивности, создающем предпосылки для импульсивного поведения. На уровне обыденного сознания – в появлении противоречивой картины мира, когда образ матери представляется как «хороший», но отталкивающий. Роль отца оказалась решающей в принятии девушками ценностей самоактуализации, в принятии женской идентичности и инструментальных ценностей, позволяющих реализовать собственные цели, отстаивая собственные интересы. Директивный стиль отца оказывает наибольшее влияние на эффективное состояние девушек (повышение уровня депрессивности, лабильности эмоциональных состояний). Девушки, негативно оценивавшие воспитательные принципы обоих родителей обладают большей когнитивной сложностью, которая обеспечивает личности невротическую защиту. Негативное отношение отца ведет к формированию выраженных оборонительных реакций, воспитывая в девушках стремление к борьбе.

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительная характеристика стилей воспитания.

 

Название стиля

Положительное

Отрицательное

Авторитарный – жесткий  стиль управления, пресечения инициативы, отсутствие обсуждения принимаемых решений

Внимание  к контролю;

Оперативное принятие решения  в экстренной ситуации;

Планирование;

Выполнение всех дел  в соответствии со сроками.

Формальность отношений;

Большая социальная дистанция;

Решения не обсуждаются.

Демократический – совместное обсуждение проблем, поощрение инициативы членов группы, активный обмен информацией, принятие решений совместно.

Удовлетворенность своей  деятельностью и положением среди  членов семьи;

Благоприятный психологический климат;

Обмен информацией и  адекватное принятие решений.

Контроль;

Медленное принятие решений;

Родители должны обладать терпимостью по отношению к ребенку.

Либеральный – добровольный отказ от руководства воспитанием  ребенка

Ориентация членов семьи на самостоятельность

Отсутствие контроля и руководства.


 

 

Основы личностного  благополучия человека закладываются  в процессе общения с родителями, внутрисемейного взаимодействия, поскольку  полноценный эмоциональный контакт  с родителями является необходимой частью развития здоровой, полноценной личности.

Ребёнок существо – социальное, существо которое зависит от ближайшего взрослого. Особую роль в становлении  эмоционально – личностной сферы  ребёнка занимает, взаимодействие матери с ребёнком. Материнская забота и чувствительность к ребёнку влияют на построение взаимодействия. Именно эмоциональная поддержка матерей определяет дальнейшую включенность детей в жизнь общества и способствует его благополучному психическому развитию.

Материнское общение  сильно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Мать успокаивает его, проявляет заботу, дарит тепло и ласку. В таком общении мать участвует в проблемах ребёнка. Она сопровождает его пониманием и сочувствием. Поэтому эмоциональное развитие ребёнка, в такой семье, будет благополучным.

Процесс взаимодействия включает в себя не только отношение  к ребёнку, но и отношение к  себе. Если мать негативно относится  к себе, таким образом, она создаёт негативный фон. Мать должна положительно оценивать свою роль, материнскую роль. Она должна проявлять терпимость к своему ребёнку, окружать его лаской и теплотой.

Тип материнского отношения, характеризующийся особой близостью матери и ребёнка, стремление матери поддерживать тесный эмоциональный и телесный контакт с ребёнком, является необходимым условием благополучного развития и формирования личности ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.2 Развитие эмоционально – личностной сферы в детском возрасте

 

Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и  изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу – это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка.

К трем годам эмоциональное  развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к  так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно  будет таким.

У малышей нередки  проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» - то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка, более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше.

Чувства дошкольника  непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами.

Вся жизнь ребенка  раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять  своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально.

Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение.

Если плохое настроение не затягивается надолго – к примеру, на несколько дней – и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним  происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация  психолога.

Но в большинстве  случаев лучше не придавать слишком  большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность.

Настроение ребенка  во многом зависит от взаимоотношений  с взрослыми и сверстниками.

Информация о работе Характеристика основных типов материнского стиля и материнской позиции в психологических исследованиях