Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:11, курсовая работа
Задачи:
Определить основные типы материнского стиля и материнской позиции в психологических исследованиях.
Выявить основные характеристики развития эмоционально – личностной сферы в детском возрасте.
Определить особенности эмоционально – личностной сферы леворуких детей.
Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования
Характеристика основных типов материнского стиля и материнской позиции в психологических исследованиях……………………………….3
Развитие эмоционально – личностной сферы в детском возрасте……….7
Особенности эмоционально – личностной сферы леворуких детей……..16
Выводы……………………………………………………………………….20
Литература…………………………………………………………………...23
Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.
Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение.
Чем младше дошкольник, тем в больше степени слиты характеристики объекта и характеристики субъективного переживания.
Например, врач, делая укол и причиняя боль, для ребенка является «плохой тетей».
С развитием эмоциональной
сферы дошкольника постепенно происходит
отделение субъективного
Развитие эмоций, чувств
ребенка связано с
Когда ребенок начинает
рисовать себя в трудных ситуациях
или просто рисует страшные сны, это
сигнал о неблагополучном эмоционально
Эмоции и чувства
формируются в процессе
Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается.
При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.
Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком.
Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.
Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку.
В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения.
Неправильное общение в семье может привести:
- к односторонней привязанности,
- к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;
- к страху при выражении
взрослыми отчаяния по
Взрослому необходимо способствовать
выделению и осознанию
2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).
3. Эмоции и чувства
очень интенсивно развиваются
в соответствующем возрасту
4. В процессе выполнения
совместных трудовых занятий
(уборка участка, группой
В зависимости от сложившейся
ситуации любые качественно разнообразны
В целом дети относятся
к жизненным ситуациям
Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств, связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью.
Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например, было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь – напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них.
Шестилетний ребенок существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии – его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.
Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.
Если оценивать особенности чувств шестилетнего ребенка, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной радости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Шестилетний ребенок – пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Эмоции формируют личность ребенка.
Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.
При всей подвижности эмоций и чувств шестилетнего ребенка характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов – восхищения и похвалы окружающих.
Шесть лет – это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Шестилетний ребенок не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни – это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.
Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.
Воспитание через
Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению действий (например, сильный страх мешает ребенку прочитать стихотворение перед публикой), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, воспитатель или взрослый должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление деятельности дошкольника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности. С другой стороны, ориентация дошкольника только на получение положительных эмоций, связанных с успехами, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.
Эмоции и чувства
плохо поддаются волевой
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении. Другими словами, нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения.
Таким образом, основным
результатам нравственного
1.3 Особенности эмоционально – личностной сферы леворуких детей
Леворукого ребенка отличают особенности центральной нервной системы. Так, беспокойство и гиперактивность почти всегда «выдают» будущего левшу уже в раннем возрасте. Для маленького левши характерен и особый тип поведения: он не может усидеть на маминых руках, попав в новое помещение, он начинает тщательно обследовать все вокруг, рассматривая содержимое шкафов, коробок. Это объясняется тем, что у преобладающего большинства левшей более развита зрительная оценка информации, они в первую очередь реагируют на внешний вид предмета (его форму и цвет), для их недостаточно его словесного описания.
Вообще, можно обобщенно назвать целый ряд эмоциональных особенностей, присущих левше:
Повышенная эмоциональная чувствительность;
Ранимость;
Быстрая утомляемость, как следствие этого – ограниченная работоспособность;
Высокий уровень креативности;
Ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;
Раздражительность и обидчивость;
Подверженность различным страхам (боязливость);
Низкий уровень самоконтроля;
Пониженный эмоциональный фон (преобладание плохого настроения);
Конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);
Совестливость;
Робость;
Повышенный уровень тревожности;
Эстетическая
Леворукие дети невероятно истощаемы. В начальной школе, например, им необходим дополнительный выходной в неделю, дополнительные каникулы каждые 5 недель продолжительностью хотя бы 3 дня. В этом случае родителям и педагогам не стоит волноваться, что ребенок может отстать от одноклассников. Дело в том, что если отказаться от каникул, то от истощения ребенок проболеет больше, чем «прогуляет» в плановом порядке. Для этих детей желательны занятия плаванием или восточными единоборствами. Они плохо владеют собственным телом, у них нарушена координация, они не могут освоить пространство, потому что не ориентируются в пространстве комнаты или класса, даже в собственном теле.