Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:11, курсовая работа
Задачи:
Определить основные типы материнского стиля и материнской позиции в психологических исследованиях.
Выявить основные характеристики развития эмоционально – личностной сферы в детском возрасте.
Определить особенности эмоционально – личностной сферы леворуких детей.
Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования
Характеристика основных типов материнского стиля и материнской позиции в психологических исследованиях……………………………….3
Развитие эмоционально – личностной сферы в детском возрасте……….7
Особенности эмоционально – личностной сферы леворуких детей……..16
Выводы……………………………………………………………………….20
Литература…………………………………………………………………...23
Левша имеет потенциал
положительной и отрицательной
энергии. Катализатором для выхода
этой энергии являются условия среды,
в которых существует данная конкретная
личность. Некомфортные или даже враждебные
условия среды и социума
Многие исследователи отмечают высокий процент левшей среди детей, страдающих неврозами, задержками и нарушением развития.
Также частой проблемой, для детей с ведущей левой рукой является их неуверенность в себе. Именно поэтому многие из них впоследствии не любят отвечать у доски. Зная правильный ответ, предпочитают не поднимать руку, опасаясь неудач, ошибок. Специалисты советуют, зная эту особенность левшей, постоянно давать ребенку установку на успешность, вселять в него уверенность, что он не хуже других, что у него все получится. Необходимо также демонстрировать свою заинтересованность в его успехах. Ребенок должен постоянно ощущать поддержку, так как левши очень эмоционально переживают отношение к себе.
И.Макарьев называет особенности леворуких в эмоциональной сфере: «У людей, пользующихся преимущественно левой рукой, выявлено преобладание таких показателей, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий уровень самоконтроля, пониженный фон настроения, повышенный уровень тревожности».
Если говорить о значительном
проценте левшей среди людей и
детей с нарушениями
Ежедневные микрострессы
не только ведут к появлению нервно-
Необходимо понимать, что наибольший отрицательный эффект имеют те микрострессы, над которыми человек не имеет (или считает, что не имеет) никакого контроля, то есть в тех случаях, когда он не способен изменить ситуацию. С этой точки зрения микрострессы, с которыми постоянно сталкиваются левши, как раз и есть те ситуации, над которыми они не властны.
Исследователи отмечают как характерную черту для эмоционального мира левши – наличие огромного количества страхов. Родители часто не знают, что делать со страхами своего ребенка, а бояться такие дети могут чего угодно, в основном ими же придуманного. Иногда они обманывают, но цель их вранья, не поддается логике и не преследует личных интересов.
Все эмоционально-психологические особенности левшей свидетельствуют о сложности и противоречивости их внутреннего мира. Можно обратить, например, внимание на сочетание таких качеств как раздражительность, несдержанность и робость.
До настоящего времени в литературе и в сознании народа бытуют два противоположных мнения относительно способностей и качеств левшей. Одни считают, что у левшей сниженные умственные способности, другие, наоборот, отстаивают исключительность, талантливость, нестандартность. Есть точка зрения, связывающая особенности левшей и правшей с функциональной специализацией доминантного полушария мозга – левого у правшей, правого у левшей. Можно выделить и еще такую точку зрения: ее сторонники отрицают различие между левшами и правшами на том основании, что индивидуальное разнообразие в организации деятельности и высших психических функций у левшей и правшей перекрывает групповые различия.
Левши отличаются от правшей не только тем, какой рукой они пишут, а целым комплексом психологических качеств, связанных с особым распределением труда между полушариями.
Леворукость отражает наследственную и сформировавшуюся в течение жизни систему функционирования головного мозга. Именно поэтому переучивать леворукого ребенка – значит серьёзно менять его биологию, перекраивать сложившийся стойкий стереотип деятельности.
Интеллектуальное развитие левши не нарушается. Напротив, они нередко отличаются незаурядными способностями в определенных сферах деятельности. Левши, обладая хорошо развитым чувством организации пространства, блистательно проявляют.
До настоящего времени в литературе и в сознании народа бытуют два противоположных мнения относительно способностей и качеств левшей. Одни считают, что у левшей сниженные умственные способности, другие, наоборот, отстаивают исключительность, талантливость, нестандартность. Есть точка зрения, связывающая особенности левшей и правшей с функциональной специализацией доминантного полушария мозга – левого у правшей, правого у левшей. Можно выделить и еще такую точку зрения: ее сторонники отрицают различие между левшами и правшами на том основании, что индивидуальное разнообразие в организации деятельности и высших психических функций у левшей и правшей перекрывает групповые различия.
Левши отличаются от правшей не только тем, какой рукой они пишут, а целым комплексом психологических качеств, связанных с особым распределением труда между полушариями.
Леворукость отражает наследственную и сформировавшуюся в течение жизни систему функционирования головного мозга. Именно поэтому переучивать леворукого ребенка – значит серъезно менять его биологию, перекраивать сложившийся стойкий стереотип деятельности.
Интеллектуальное развитие левши не нарушается. Напротив, они нередко отличаются незаурядными способностями в определенных сферах деятельности. Левши, обладая хорошо развитым чувством организации пространства, блистательно проявляют себя в архитектуре. Среди леворуких немало талантливых математиков и выдающихся спортсменов. Леворукость дает преимущество не только в боксе, но и в фехтовании, бейсболе, теннисе, спортивной борьбе.
С большой долей вероятности можно говорить о том, что само становление многих психических функций в онтогенезе левшей идет не непосредственно, но опосредованно, многоканально. В процессе своего развития дети-левши привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладениями, которые у правшей формируются естественно, независимо от их произвольного желания, просто по определенным психологическим законам.
По словам М.Безруких, «пока нет ясного представления о том, чем отличаются левша и правша по организации высших психических функций. Мы не знаем, кто способнее, у кого выше интеллект, для кого характерно творческое мышление, кто более конкретный, а кто абстрактный, кто эмоциональнее и музыкальнее. Как показывает опыт, левши, как и правши, могут быть самыми разными».
По результатам проведенного исследования, можно отметить, что среднее количество страхов для амбидекстров 3,67. Для леворуких это количество составляет 4,25. У праворуких же детей этот показатель равен 6,86.
Таким образом, наименьшее количество страхов наблюдается у детей, которые одинаково хорошо владеют левой и правой рукой. Самое большое количество страхов наблюдается у праворуких детей. Леворукие дети имеют среднее количество страхов близкое к среднегрупповому показателю.
Значит гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась: в рамках исследованной нами группы леворукие дети имеют не самые высокие показатели численности страхов.
В частотности называния тех или иных страхов в разных группах детей можно проследить следующие закономерности. Семантика страха у амбидекстров охватывает страхи высоты, темноты, а также часто называется страх перед чужими людьми. Для леворуких детей наиболее тревожными оказываются медицинские страхи (уколы, врачи). Также леворукие боятся страшных снов, наказаний.
Среди праворуких детей наиболее часто назывались страхи уколов, врачей, высоты, страх наказаний.
Таким образом, леворукие и праворукие дети наиболее близки по характеру выбираемых страхов: в основном они имеют характер боязни медицинских процедур. Отличие составляет только страх высоты, присущий праворуким детям, в то время как леворукие его практически никогда не называют.
Список используемой литературы
1. М.В.Безруких. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
2. Белохвостова С.В. Полушарная асимметрия в системе индивидуальности человека как субъекта образования // Псіхалогія. - 2003. - N 4. - С.19-37
3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная ассиметрия человека. – М.: Медицина. – 240 с.
4. В.Брагинский. Мой ребенок – левша// Семья и дети, - №6, - 16-31 марта, - 2006. С.38-40.
5. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Загадки левшей. Атеистические чтения. Вып.20. – М.: Политиздат, 1991. – 176 с.
6. Князева М.Г., Безруких М.М. Методика определения леворукости у младших школьников.// Начальная школа, - 1986, - №6, С.17 – 19.
7. Николаева Е.И. Связь одаренности с леворукостью: миф и реальность // Одаренный ребенок. - 2003. - N 4. - С. 6 – 14
8. Психология. Словарь. Под. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат. 1990. – 494 с.
9. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития; Академия, К; Академия Холдинг, 2000. - 192с.
10. Соболева А. Левши – особенные дети// Начальная школа, - №1, - 2007. С. 32-37.
11. Иншакова О.Б. Леворукий ребенок// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - N 1. - С. 72-75.
12. Литвинова Г. В. Индивидуальные особенности ребенка с точки зрения межполушарной асимметрии головного мозга / Литвинова Г. В. // Логопед. - 2007. - N 2. - С. 10-16.
13. Макарьев И. Если ваш ребенок – левша. – СПб.: Лань, - 1995. – 128 с.
14. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с.
15. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.: Изд. МГУ, 1985. – 190 с.
16. Юдин Н. О феномене леворукости / Юдин Н., Муталимова А. // Воспитание школьников. - 2002. - N10.-С.33-35