Характеристика результатов опытно-экспериментального исследования развития памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

В связи с обозначенной выше актуальностью исследования, цель нашей работы заключается в следующем: изучить особенности развития памяти в дошкольном возрасте.
В связи с выше обозначенной целью нами были определены следующие задачи:
Проанализировать научно-педагогическую литературу по проблеме развития памяти в дошкольном возрасте, разработать научно-категориальный аппарат исследования.
Подобрать методы и методики для реализации выдвинутой гипотезы исследования.
Провести опытно-экспериментальное исследование.
Проанализировать полученные количественные и качественные результаты исследования, провести их интерпретацию.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….....
Глава I. Научно-теоретические подходы к развитию памяти в дошкольном возрасте в трудах отечественных и зарубежных психологов ……………….
1.1. Проблема развития памяти в психолого-педагогической литературе….
1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста…...…...
Глава II. Характеристика результатов опытно-экспериментального исследования развития памяти………………………………………….......….
2.1. Состав испытуемых и этапы опытно-экспериментального исследования развития памяти у детей дошкольного возраста……..…....
2.2. Анализ результатов этапа исследования……….………..…………..…...
Заключение……………………………………...………………….….………...
Литература……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Характеристика результатов опытно-экспериментального исследования  развития памяти

    1. Состав испытуемых и этапы опытно-экспериментального исследования развития памяти у детей дошкольного возраста

 

Исследование  проводилось на базе МДОУ ЦРР – д/с «Эрудит» №43. г. Ставрополя. В исследовании участвовало 10 детей старшей группы, из них 5 девочек и 5 мальчиков. Возраст испытуемых 5-6 лет.

Опытно-экспериментальное  исследование включало в себя несколько  этапов:

1) Подготовительный (сентябрь-октябрь 2012г) включал в себя определение актуальности исследования, построение научно-категориального аппарата; были выбраны методы и методики для проведения экспериментального этапа и определена теоретическая, практическая и методологическая значимость исследования;

2) Экспериментальный (октябрь-ноябрь 2012г.) включал в себя проведение опытно-экспериментального исследования;

3) Обрабатывающий (ноябрь 2012г.) - обработка результатов, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента;

4) Интерпретационный  (декабрь 2012г.) - интерпретация полученных результатов и представление их к защите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ  результатов этапа исследования

 

Для проведения опытно - экспериментального исследования нами были использованы методы: наблюдение, эксперимент, беседа, а также  методики Р.С. Немова: «Запомни рисунки», «Диагностика опосредствованной памяти», «Запомни цифры».

Методика «Запомни рисунки» применялась нами с целью  выявления уровня кратковременной  зрительной памяти у детей дошкольного  возраста.

Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные в приложении 1. Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов.

10 баллов —  ребенок узнал на картинке  все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов —  ребенок узнал на картинке 7-8 изображений  за время от 45 до 55 сек. 

6-7 баллов —  ребенок узнал 5-6 изображений  за время от 55 до 65 сек. 

4-5 баллов —  ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла —  ребенок узнал 1-2 изображения  за время от 75 до 85 сек. 

0-1 балл —  ребенок не узнал на картинке  ни одного изображения в течение  90 сек и более. 

Выводы об уровне развития кратковременной зрительной памяти.

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов —  высокий. 

4-7 баллов —  средний. 

2-3 балла —  низкий.

0-1 балл —  очень низкий.

Методику «Диагностика опосредствованной памяти» мы применяли  с целью определения уровня развития опосредствованной памяти.

Материалом, необходимым для проведения методики, служат бумага и ручка. Перед началом обследования ребенку дают следующую инструкцию:

«Сейчас Я буду называть тебе разные слова и  предложения, и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнесла. Постарайся рисунки делать как можно быстрее».

Ребенку последовательно  одно за другим зачитываются следующие  слова и выражения:

Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Лодка плывет по реке.

После прочтения  ребенку каждого слова или  словосочетания делается пауза на 20 секунд. В это время ребенок  должен успеть изобразить на данном ему  листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные  слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.

Как только эксперимент  закончен, просят ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые были ему зачитаны.

Оценка результатов  проводится следующим образом. За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые воспроизведены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.

Максимальная  общая оценка, которую ребенок  может получить в этой методике, 9 баллов. Такую оценку ребенок получает тогда, когда он правильно вспоминает все без исключения слова и  выражения.

Минимально  возможная оценка – 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Выводы об уровне развития опосредствованной памяти.

8-9 баллов –  высоко развита (высокий уровень).

4-7 баллов –  средне развита (средний уровень).

2-3 балла –  низко развита (низкий уровень).

0-1 балл –  слабо развита (очень низкий  уровень).

Методика «Запомни цифры» применялась нами с целью определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает  инструкцию следующего содержания: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово «повтори».

Далее экспериментатор  последовательно зачитывает ребенку  сверху вниз ряд цифр, представленных в приложении 2 (рис. А.), с интервалом в 1 секунду между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до  тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его произвести. Если ребенок дважды ошибся в воспроизведении ряда цифр одной длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходит к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающем.

В заключение определяется объем кратковременной слуховой информации памяти ребенка, который  численно равен полусумме максимального  количества цифр в ряду, правильно  воспроизведенных ребенком в первой и второй попытках.

Оценка результатов.

10 баллов –  ребенок правильно воспроизвел  в среднем 9 цифр.

8-9 баллов –  ребенок точно воспроизвел 7-8 цифр.

6-7 баллов –  ребенок безошибочно  смог  воспроизвести 5-6 цифр.

4-5 баллов –  ребенок в среднем воспроизвел  4 цифры.

2-3 балла –  ребенок воспроизвел 3 цифры.

0-1 баллов –  ребенок воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития кратковременной слуховой памяти.

10 баллов –  очень высокий.

8-9 баллов –  высокий.

4-7 баллов –  средний.

2-3 балла –  низкий.

0-1 балл –  очень низкий.

Данные методик  подсчитывались по каждому испытуемому в отдельности, переводились в баллы, соответствующие определённому уровню, приведенному в каждой методике.

Таким образом, предлагаемые нами методики являются взаимодополняющими и дают возможность  получения более объективной  информации об уровне развития памяти у детей дошкольного возраста в исследуемой группе.

По итогам проведенной  диагностики были получены следующие  результаты.

Используя методику «Запомни рисунки» мы определили уровень  развитости кратковременной зрительной памяти у детей дошкольного возраста исследуемой группы.

Результаты  диагностики по методике «Запомни рисунки» в представлены в приложении 3 и  таблице 1.

Таблица 1

Уровень кратковременной  зрительной памяти у детей исследуемой  группы по методике «Запомни рисунки»

Уровень кратковременной  зрительной памяти

Исследуемая группа

Аб.

%

Очень высокий

1

10

Высокий

1

10

Средний

3

30

Низкий

4

40

Очень низкий

1

10


 

Анализ данных, представленных в таблице 1 позволяет  сделать вывод о том, что в  исследуемой группе очень высокий уровень кратковременной зрительной памяти, выявлен у 10% (1 ребёнка). Ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 секунд. Высокий уровень выявлен также у 10% (1 ребёнка). Ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 секунд. Средний уровень выявлен у 30% (3 детей). Дети узнали от 3 до 6 изображений за время от 55 до 75 секунд. Низкий уровень выявлен у 40% (4 человек). Дети узнали 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. Очень низкий уровень кратковременной зрительной памяти выявлен у 10% (1 ребёнка). Ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 секунд.

Результаты  диагностики по методике «Запомни рисунки» в исследуемой группе представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты диагностики по методике «Запомни рисунки» в исследуемой группе.

 

Таким образом, результаты методики «Запомни рисунки» показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень кратковременной зрительной памяти.

Результаты  диагностики по методике «Диагностика опосредствованной памяти» в исследуемой группе представлены в приложении 4 и таблице 2.

Таблица 2

Уровень опосредствованной  памяти у детей исследуемой группы по методике «Диагностика опосредствованной  памяти»

Уровень опосредствованной памяти

Исследуемая группа

Аб.

%

Высокий

2

20

Средний

4

40

Низкий

3

30

Очень низкий

1

10


 

Анализ данных, представленных в таблице 2 позволяет  сделать вывод о том, что в  исследуемой группе высокий уровень  опосредствованной памяти, выявлен у 20% (2 детей). Дети получили 9 баллов, они правильно вспомнили все без исключения слова и выражения по своим рисункам. Средний уровень выявлен у 40% (4 детей). Дети получили от получили от 4 до 7 баллов, они вспомнили по 3-4 выражения и 2-3 слова по своим рисункам. Низкий уровень выявлен у 30% (3 человек). Дети получили 2-3 балла, они вспомнили по 1-2 выражения и 1-2 слова по своим рисункам. Очень низкий уровень опосредованной памяти выявлен у 10% (1 ребёнка). Ребенок не мог вспомнить по своим рисункам ни единого слова.

Результаты  диагностики по методике «Диагностика опосредствованной памяти» в исследуемой группе представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты диагностики по методике «Диагностика опосредствованной памяти» в исследуемой группе.

 

Таким образом, результаты методики «Диагностика опосредствованной памяти» показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень опосредованной памяти.

Результаты  диагностики по методике «Запомни цифры» в исследуемой  группе представлены в приложении 5 и таблице 3.

 

Таблица 3

Уровень объема кратковременной слуховой памяти у  детей исследуемой группы по методике «Запомни цифры»

Уровень объема кратковременной слуховой памяти

Исследуемая группа

Аб.

%

Очень высокий

1

10

Высокий

1

10

Средний

5

50

Низкий

3

30

Очень низкий

0

0

Информация о работе Характеристика результатов опытно-экспериментального исследования развития памяти