Христианская и светская психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:36, реферат

Описание работы

Первый вопрос, видимо, самый легкий. Скажем откровенно и сразу – место христианской психотерапии в наличном психотерапевтическом поле, если брать Отечество наше, да, думаю, и весь мир, традиционно продолжающий называться христианским, пока что совершенно ничтожно, малозаметно. Один из главных устроителей данной конференции, фирма ИМАТОН, любезно прислала мне подшивку издаваемой ею «Психологической газеты» за 1996 год. Газета яркая, вполне отражающая общий дух современной российской психологии и психотерапии, так сказать, зеркало (или – вернее – зеркальце) российской психологии.

Файлы: 1 файл

Христианская и светская психотерапия.docx

— 35.71 Кб (Скачать файл)

 

 

Однако легко, скажут, критиковать  все с отвлеченных высоких  позиций. Вспомним первый пункт доклада  – место христианской психологии в общем поле психотерапевтических услуг. Место это оказалось практически  пусто, реально и каждодневно  работают другие виды психотерапий, часто  куда как далекие от христианской. Как же быть в этой ситуации – отбросить все прежние методы и приемы, саму фактуру психотерапевтического акта или можно установить диалог, найти точки соприкосновения? И здесь мы подходим к третьему и последнему пункту доклада, а именно рассмотрению того, возможно ли соединение, взаимодействие, сотрудничество светской и христианской психотерапий?

 

 

Обозначим два основных ответа – позитивный и негативный. Начнем с последнего. Нет, невозможно соединение светского и христианского взглядов. Если переходить к христианской психологии, то надо соответственно переходить на другой язык и качественно иные основания. В светской психологии мы говорим, например, «потребность», а в христианской уместнее говорить «страсть». За «потребностью» стоит одно основание, онтология, трактовка, за «страстью» – другие. В светскую психологию не войдут, как ни старайся, понятия «грех»», «искушение», «молитва» и т.п. И вообще никакой христианской психологии и психотерапии строить не надо – она уже давно есть. Это аскетика, учение святых отцов, а христианским психологом и врачевателем душ, психотерапевтом должен быть священник, неслучайно произносящий каждый раз перед таинством исповеди, что обращающиеся к нему пришли во врачебницу. Что же катается психологии и психотерапии светской, то она, лишенная благодати, совершает на деле служение тьме, только уводя людей от пути спасения.

 

 

Изложенная (разумеется, огрубленно) точка зрения весьма распространена в церковных кругах и даже, по моим наблюдениям, превалирует там. Позицию полного разведения, сжигания мостов разделяет и большинство отечественных ученых и практиков. Разумеется, они не называют свое служение делами тьмы, а напротив, тьму, предрассудки видят в церковности. Разница в оценке – где лицо, а где изнанка, но общая суть – разведение участков – остается.

 

 

В качестве иллюстрации возьмем  последний по времени энергичный призыв к такому разведению – статью Е.Д.Хомской «О методологических проблемах  современной психологии», опубликованную в журнале «Вопросы психологии» (№ 3, 1997). Автор пишет, что «психология  как отрасль научного знания строится на системе доказательств (фактов) и  без таковых не принимает никаких  теоретических положений. Религия не нуждается ни в каких доказательствах, ее положения основаны на постулатах веры» (с.115). Исходя из этого критикуются иные позиции, и прежде всего те, которые подразумевают апелляцию к философии и теологии.

 

 

Обозначим теперь другую точку  зрения. Между светской и христианской психологиями, между светской и христианской психотерапиями возможно позитивное соотнесение. Но оно отнюдь не простое и автоматическое, а требует выполнения ряда условий, определенного рода согласной работы, некоего процесса, движения. Можно предположить следующий его ход.

 

 

Прежде всего, светская психотерапия, ее методы должны быть соотнесены с  задачами человека, испытаны вопросом; чему служить? куда идти? Используя  прозвучавшую на конференции метафору профессора Нельсона Малони, необходимо «как?» светской психологии соотнести с «почему?» христианства. Причем здесь можно не начинать сразу с введения предельных христианских постулатов. Вполне возможно как с опоры соединения светского и христианского начать с критериев нравственного развития, с нравственности, этики, то есть с того, с чем согласятся многие светские психологи и что одновременно не противоречит совести христианского психолога.

 

 

Но как только будет  введен критерий нравственности, неизбежно  станет вопрос о его основаниях. Относительны они или абсолютны. Временное и вынужденное соглашение, общественный договор, субъективное мнение или абсолютное, Богом данное установление. Первое решение вернет нас к хлябям релятивизма, к тому, что все возможно и все дозволено, второе покажется  слишком строгим и недоступным, кроме того, подразумевающим понятие  души, то самое понятие, отбрасывание, игнорирование которого по-прежнему воспринимается как условие научной  психологии, равно как большинства  форм современной психотерапии. Не берясь здесь, конечно, решать эту проблему, заметим, однако, следующее.

 

 

Прежде всего, необходимо ввести различие в самом понятии  души. Душа воспринимается, по крайней  мере, двояко (Ф.И.Тютчев писал о ее «как бы двойном бытии», о том, что  она «жилица двух миров»). С одной стороны, подразумевается живое вместилище, средоточие (орган) переживаний, мы говорим – «душа болит, поет, ликует, страдает, рвется на части, падает» и даже «уходит в пятки», она имеет представляемые параметры, может быть широкой или узкой, высокой или низкой, теплой или холодной. С другой стороны, душа как вечная бессмертная энергия и субстанция, которая может отпечататься, проявиться, опредметиться в переживаниях, быть уловлена в тех или иных параметрах, но отнюдь к ним не сводима. Это и есть душа в религиозном понимании или, чтобы подчеркнуть ее отличие от душевного мира – дух (см. подробнее: Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. Брюссель, 1978).

 

 

Исходя из этого принципиально  важного различения, мы можем по-иному  посмотреть на судьбу души в психологии и психотерапии. Оказывается тогда, что, несмотря на все громкие декларации, душа из психологии никогда не уходила  полностью. В первом своем значении, например, под именем «переживаний»  она всегда оставалась в поле внимания. Возьмем отечественную традицию: Л.С.Выготский не раз подчеркивал важность переживаний, определяя их в последних работах как единицу психики, С.Л.Рубинштейн также вводил переживание как одно из исходных начал, Б.И.Теплов рассматривал переживание в качестве важнейшей способности личности, Ф.В.Басин считал, что «значимые переживания» есть подлинный предмет психологии, оригинальная трактовка переживаний дана у Ф.Е.Василюка и др.

 

 

Другое дело – высшие проявления души, душа во втором понимании, дух, который – что надо сказать  твердо – был и будет оставаться вне достижения психологическими методами. Это предмет особого постижения, а не научного знания, тайна, а не проблема.

 

 

В философии это разделение обычно связывают с И.Кантом. Специально по отношению к психологии необходимость  подобного различения отмечалась и  церковными кругами. На торжестве официального открытия (23 марта 1914 года по ст. стилю) первого в России Психологического института при Московском университете епископ Анастасий особо подчеркивал, что точному определению и  измерению может поддаваться  лишь внешняя сторона души, но не ее глубины и высшие проявления.

 

 

Такая постановка, казалось бы, лишний раз подтверждает правоту  тех, кто говорит о непреодолимом  несогласии, разведении науки и религии. Напомним, что психология началась с того, что второе понимание души, а заодно и душа в целом была отброшена, чтобы не мешать научному изучению того, что без нее в  человеке остается. Дальнейшую логику этого пути вполне иллюстрирует история XX века. Все хорошо и строго было в таком подходе, кроме одного – живой человек выпал. Вспомним слова Выготского, характеризовавшего психологию двумя словами: «Человека забыли». Но чтобы вернуть его в психологию, нужно иное решение, иное отношение к проблеме души. А именно то, что внешняя сторона души (которая, как мы видели, на деле и не уходила из психологии, просто переименовалась, спряталась под другими названиями) не может быть понята, изучена, корригирована вне учета ее фундаментальной, сущностной связи со стороной внутренней, с вершинными устремлениями, с духовным. Иными словами, «как бы двойное бытие» души, обитание в двух мирах («так ты жилица двух миров») есть непреложный, фундаментальный факт, поэтому лишь в постоянном соотнесении этих миров, драматическом, подчас трагическом, в стремлении к труднодостигаемому единству и состоит полнота человеческой жизни, ее важнейший смысл.

 

 

Но можно ли реально  установить эту связь, возможно ли вообще мерное соотнести с безмерным? На самом деле это соотнесение происходит, так или иначе, в каждом человеке как существе конечно-бесконечном. Психология и психотерапия в этом плане должны просто не отделяться от полноценного образа человека, его антиномичной реальности. Другое дело, что в психологии XX века этот образ стал уплощенным, частичным, лишенным метафизического измерения и высоты. Строго говоря, душу изъяли не из психологии как таковой, а из образа человека, которому она призвана была соответствовать. Им стал человек «физиологический», «рефлекторный», «поведенческий», «подсознательный» и т.п. Теперь мы призываем лишь к тому, что психологии пристало служить, ориентироваться на полного, целостного человека, имеющего не только тело, сложность сознания, внешнюю сторону души, многообразие переживаний, но и ее внутреннюю сторону, высшие проявления, дух. Еще раз: душа во втором (религиозном) понимании, действительно, не входит, не вмещается в психологию, религиозно-философский и конкретно-психологические уровни несводимы один к другому, неподменяемы друг другом, но их взаимное признание, соотнесение – условие и форма их живого осуществления, условие и форма полноценной психологической помощи человеку.

 

 

Религия отражает вертикальную устремленность человека к высшему  смыслообразующему началу и в этом плане отвечает его насущной потребности поиска смысла, неуничтожимого, неустранимого фактом его смерти. Психология занята по преимуществу горизонтальной плоскостью, человеком как деятелем во времени и пространстве. Сопряжение здесь более чем необходимо – оно неизбежно, ибо движение жизни подразумевает осознание ее смысла, а смысл подразумевает реализацию, то есть определенное движение, осуществляемое в конкретном времени и пространстве. Другое дело – в каких формах, на каком уровне произошло это сопряжение, ограничена ли вертикаль эгоцентрическими или группоцентрическими смыслами или имеет иную, более высокую отнесенность. Психологу это важно знать отнюдь не из моралистических соображений, а потому, что это существенная характеристика личности, показатель возможного соединения, целостности или раскола, трещины психического здоровья. Джанет Стренгс и Л.Ф.Шеховцова особо подчеркивали в своих выступлениях на конференции, что современный человек (в церковном понимании – человек после грехопадения) характеризуется отсутствием целостности, внутренними расколами [3] и разные виды психотерапий по-своему стремятся к их преодолению. Так, психоанализ, гештальт-терапия используются, по преимуществу, для попыток преодоления раскола ума и сердца, бихевиоризм, поведенческая терапия – ума и воли и т.д. На наш взгляд, христианская психотерапия, не умаляя этих задач, направлена, по преимуществу, на устранение главного, центрального раскола: раскола между сторонами души – внутренней, духовной и внешней, обращенной к миру. Понятно, что раскол этот может проявляться в разнообразных формах – как осознаваемых, так и неосознаваемых [4], но в любом случае он неизбежно влечет за собой особо значимые последствия для человека, его развития, судьбы, спасения.

 

 

Уже говорилось, что христианская психология делает начальные шаги в  России. Лишь с 90-х годов стали  появляться в печати отдельные публикации, организовываться первые семинары по христианской психологии. Непосредственно  в области психотерапии и коррекции  это некоторые работы Ф.Е.Василюка, А.В.Гнездилова, А.Ф.Копьева, Е.Н.Проценко, Т.А.Флоренской, о. Владимира Цветкова, Л.Ф.Шеховцовой и др. В области образования – исследования В.В.Рубцова, Р.И.Слободчикова. В области общей теории и методологии – С.Л.Воробьева, А.В.Махнача, Н.Л.Мусхелишвили, Б.С.Братуся и др. Проблема соотношения христианства и психологии с позиции священника рассматривалась о. Борисом Ничипоровым. Предварительным итогом этого периода можно считать выход первого в России учебного пособия для вузов по христианской психологии (Начала христианской психологии. М., Наука, 1995).

 

 

Особо важно подчеркнуть  вновь, что в этих работах прежняя  психология, достижения иных подходов и взглядов не перечеркиваются, но входят в иные системные отношения, приводятся в соответствие, соотнесение, сопряжение с образом человека, главным отличием которого является обладание бессмертной душой, ищущей спасения. Христианская ориентация отнюдь не против исследования, измерения, числа, метода, а лишь против того, что может исказить душу, ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит». В этом смысле христианство вообще не «против», а «за» – за человеческую душу в полноте и развитии всех ее проявлений.

 

 

[1] Того самого Института,  на деятельность которого, в основном, ориентируется Указ Президента  Российской федерации «О возрождении  и развитии философского, клинического  и прикладного психоанализа»  от 19 июля 1996 года. Автор разделяет  общую позицию журнала (см. МПЖ, № 4, 1996, с.154-184) в отношении этого указа, который вызвал просто недоумение у большинства серьезных специалистов. «С каких это пор, – вопрошает, например, М.Г.Ярошевский, – направления научных исследований стали выбираться и задаваться «сверху» по указам, хотя бы и президентским?.. Некоторые лидеры нашей психологии, в свое время потратившие немало слов, чтобы «изобличить» идеологическую вредность фрейдизма, не только не подали голос протеста, но немедля, оттесняя друг друга, стали выдавать себя за тех, кто способен обеспечить «возрождение»: ведь за Указом брезжат соблазнительные миллиардные ассигнования. Перед нами наглядный пример падения нравственных (а в данном случае и научных) ценностей в мире науки в условиях «рыночной экономики» (Вопросы психологии, 1997, № 3, с.131). Возразим М.Г.Ярошевскому только в одном – традиции высочайших указов по любым поводам типична для России. Коммунисты ввели, как мы знаем, указы-постановления о научных направлениях, и психология первой выдержала этот удар в июле 1936 года, когда вышло печально известное Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системах Наркомпросов». Президентский указ – рецидив этого мышления, только минус поменялся на плюс, а так – та же узнаваемая большевистская внезапность, непродуманность, та же закулисная заинтересованность определенных лиц в подобного рода указах. Сходится даже июль месяц – только 60 лет спустя.

Информация о работе Христианская и светская психотерапия