Игра как проявление детской субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 02:56, контрольная работа

Описание работы

На каждом возрастном этапе ребенок представляет своеобразную субкультуру.
Игра очень важна для развития личности ребенка, особенную ступень занимает игра со сверстниками, в игре ребенок усваивает основные принципы коммуникации, общепринятые правила поведения копируя поведение взрослых (касается ролевых игр, например – «дочки - матери») Игра является ведущей деятельностью ребенка. В игровом общении детей заключается освоение навыков общения с людьми

Файлы: 1 файл

Социология детства.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

Игра как проявление детской  субкультуры

 

Введение

Ребенок — это человек, своеобразно воспринимающий мир. Имеющий собственные представления о мире, свой мир понимания.

На каждом возрастном этапе ребенок представляет своеобразную субкультуру.

Игра очень  важна для развития личности ребенка, особенную ступень занимает игра со сверстниками, в игре ребенок усваивает основные принципы коммуникации, общепринятые правила поведения копируя поведение взрослых (касается ролевых игр, например – «дочки - матери») Игра является ведущей деятельностью ребенка. В игровом общении детей заключается освоение навыков общения с людьми

Игра является неотъемлемой частью жизни ребенка, поэтому в своей работе я предлагаю  рассмотреть что значит само понятие  «Игра», и какое значение она имеет для нормального развития ребенка как полноценной личности

 

Что такое субкультура, детская  субкультура, формы проявления детской  субкультуры, самопроявление

 

Термин  «субкультура» (от лат. sub — под... — приставка и культура) определяет культуру какой-либо социальной или демографической группы. Например, детская субкультура, национальная субкультура, профессиональная субкультура и пр.

Детская субкультура в широком смысле представляет все то, что 
создано человеческим обществом для детей.

В узком —  смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах. Субкультура проявляется в детских играх, фольклоре, художественном творчестве, традициях.

Понятие «детская субкультура» предполагает, что для каждого возраста характерна своеобразная культура. 

Своеобразность  обусловлена тем, что:

  • у ребенка разные возможности по усвоению внешних образцов на разных возрастных отрезках;
  • у детей разное освоенное социальное содержание, которое влияет на понимание явлений объективной действительности.

Формы проявления детской субкультуры:

  • тайные языки и шифры,
  • шалости,
  • детской «магии» и т.д, например в играх, считалках, загадках, дразнилках у дошкольников и младших школьников;
  • фольклорном репертуаре и детских традициях у детей 8—13 лет;
  • стремлениях к последней моде (супер), к участию и организации неформальных групп, принятию разнообразных правил поведения и общения у подростков и пр.

Социально-педагогические_качественные_характеристики социокультуры ребенка:

  • восприятие окружающей среды (соотношение реальности и мифа); 
    речь (для кого понятна из окружения);
  • самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимоотношения;
  • поведение, действия и поступки (реакции на окружающий мир);
  • душевное состояние и переживания (степень комфортности по поводу своих проявлений).

 Восприятие окружающей среды и реакция на нее.

 Восприятие ребенком меняется с возрастом. Оно зависит от его развития, социализации. Психическое развитие ребенка обусловливает его интеллектуальное и социальное изменение. Особенности психического развития на различных возрастных этапах изучаются возрастной психологией.

Самопроявление (проявление Я личности), отношения  и взаимоотношения ребенка.

Образ жизни ребенка  формирует в нем особенности самопроявления, отношения к явлениям окружающей его реальности, взаимодействия в типичных ситуациях среды жизнедеятельности.

 Самопроявление выражается в отношениях к самому себе, матери (отцу), бабушке (дедушке), старшим, младшим, к сверстникам и т.д.

Поведение, действия, поступки.

Эго проявление собственно социокультурного мира ребенка.

 

Игра- что это такое

 
О первостепенном значении игры для  ребенка говорит уже тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным  и неотъемлемым правом ребенка. Игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.

Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование. Игра – это специфический язык самовыражения. Психоаналитики утверждают, что ребенок, который проиграл про себя страшную, неприятную ситуацию, который выместил через игру свои негативные эмоции, как бы самоочищается. Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе.

Игрушки для  детей – это слова, а игра – это речь.

Игра - это способ ребенка справиться со своими страхами. Например, девочка, которая боится темноты, может подолгу успокаивать свою куклу, уверяя, что ничего страшного нет. Ребенок как бы берет ситуацию под свой контроль.

Чрезвычайно важным аспектом игры является развитие когнитивной  сферы дошкольника. Именно игра дает возможность без лишней нагрузки преподать ребенку множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием. Развиваются буквально все познавательные сферы ребенка – воображение (в первую очередь), мышление, память, представление и т.д. О детях, которые не могут разносторонне рассказать в первом классе о птичке, дереве, которые не достаточно наблюдательны, говорят, что они «не доиграли», рано стали взрослыми.

Игра – это важное звено в общении между детьми. Взрослые могут формировать коллектив дошкольников, предлагая играть всем вместе и разрешая конфликты между ребятами. В дальнейшем таким детям будет проще заводить друзей в школе, разрешать свои проблемы при помощи общения.

 
Понятие игры

Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьез, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой.

К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения  игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т.п. Один из учеников Гросса – А. Вейс пытался показать, что различные виды игровой деятельности чрезвычайно далеко стоят друг от друга, или, как он выражался, имеют в психологическом отношении мало общего. У него возник вопрос: можно ли одним словом «игра» называть все различные виды подобной деятельности? [1]

Представляется плодотворной мысль, Д.Б. Эльконина относительно расчленения понятия «игра». Игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гросс называл экспериментальными играми. Например, ребенок закрывает и открывает крышку, делая это много раз подряд, стучит, перетаскивает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном смысле слова. Можно говорить о том, не стоят ли эти виды деятельности между собой в таком же отношении, как лепет в отношении к речи, но, во всяком случае, это не игра.

Весьма плодотворно  и соответствующе сути дела и положительное  определение игры, которое выдвигается  при этой идее на первый план, а именно что игра — это своеобразное отношение  к действительности, которое характеризуется  созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Это дает возможность правильно решить вопрос об игре в раннем детстве. Здесь нет того полного отсутствия игры, которым с этой точки зрения характеризуется младенческий возраст. Мы в раннем детстве встречаемся с играми. Всякий согласится, что ребенок этого возраста кормит, нянчит куклу, может пить из пустой чашки и т.д. Однако было бы опасностью не видеть существенного различия между этой «игрой» и игрой в собственном смысле слова в дошкольном возрасте — с созданием мнимых ситуаций. Исследования показывают, что игры с переносом значений, с мнимыми ситуациями появляются в зачаточной форме только к концу раннего возраста. Только на третьем году появляются игры, связанные с внесением элементов воображения в ситуацию. Другое дело, что эти «игровые» проявления довольно скудны и тонут в широком море тех деятельностей, которые описал Левин и которые непосредственно вытекают из самой ситуации. Уже у Левина возникала идея, что данное им определение поведения ребенка мало похоже на создание игровой ситуации в собственном смысле слова. Ведь ребенок, который должен посмотреть под ноги для того, чтобы сесть на камень, настолько связан наличными предметами, что создание мнимой ситуации для него трудно.

Наконец, последнее и  самое важное. Исследование показало, что создания мнимой ситуации в собственном смысле слова в раннем детстве еще нет. Можно пояснить это на простом примере. Ребенок в 2 года совершенно свободно нянчит куклу и проделывает с ней приблизительно то же, что с ним проделывают мать или няня: укладывает куклу, кормит ее, даже сажает на горшок. Но интересно: у ребенка нет представления о том, что эта кукла его дочка, что он ее няня или мама. Он нянчит мишку, если это медведь, куклу, если это кукла, т.е. это игра с точки зрения взрослого, но она резко отличается от игры ребенка более позднего возраста, когда ребенок сам играет роль, и вещи играют роль. В ней кукла — это действительно маленькая девочка, а ребенок — один из родителей, хотя кукла все еще так же аффективно тянет на то, чтобы ее посадить на горшок, накормить, как, скажем, круглый шарик тянет на то, чтобы его покатать. Здесь нет развернутой мнимой ситуации, когда ребенок, сам отчетливо играя какую-то роль, отчетливо изменял бы свойство вещи. Например, эксперимент показал, что для ребенка раннего возраста вовсе не все может быть куклой. Ребенок в 2 года, который свободно нянчит куклу или медведя, с трудом и совершенно иначе делает это с бутылочкой. Поэтому если, как говорят, для игры характерно, что все может быть всем, то это не характерно для игры ребенка раннего возраста. Таким образом, мы имеем здесь как бы игру, но она для самого ребенка еще не осознана.

Л.С. Выготский говорит, что критерием игры является наличие  мнимой ситуации. Что такое мнимая ситуация? Это ситуация, в которой имеет место расхождение мнимого поля и поля смыслового. Например, ребенок может «придумать», что папин ремень – это змея, а чайник – это паровоз. На лицо расхождение мнимого и реального: ремень – это не змея, но предполагается, что все именно так. Ведущее звено игры – это воображение, следовательно, по Выготскому игра тоже начинается лет с трех, когда ребенок начинает намеренно фантазировать.

К определению основных функций игры неоднократно обращались ученые различных специализаций (физиологи, психологи, философы,, педагоги).

Синтез этих теорий позволяет выделить следующие  положения:

  • игра — высвобождение избыточной жизненной силы;
  • игра основывается на инстинкте подражания;
  • игра — удовлетворение потребностей в разрядке:
  • игра — упражнение на пороге серьезной деятельности;
  • игра учит себя ограничивать;
  • игра поддерживает собственную индивидуальность.

Освоение  навыков взаимодействия с людьми в игровом общении детей

Принято считать, что  маленький ребенок в возрасте до 3 лет не испытывает особой нужды в других детях. Он, конечно, замечает сверстников на прогулке, эмоционально реагирует на их присутствие в общем пространстве комнаты, игровой площадки, песочницы. Но играет он рядом с ними, а не вместе.

Между 3 и 5 годами ребенок постепенно обнаруживает ценность сверстника в качестве товарища по игре. По мере того как у ребенка растет желание и способность играть во все более сложные ролевые игры (например, дочки-матери), он начинает нуждаться в соучастнике-партнере, без которого игра не пойдет. А где присутствуют хотя бы два взаимодействующих человека, там сразу возникает проблема сотрудничества и перед каждым из них встает вопрос – как при этом добиться осуществления своих целей?

Тот, кто наблюдал игру младших  дошкольников, знает, сколько препирательств, огорчений, ссор возникает из-за столкновения личных воль, неспособных договориться или найти пути продуктивного компромисса.

К 5 годам ребенок обычно имеет  достаточно богатый опыт – и удачный, и горький, – помогающий ему обратить осознанное внимание на способы мирного и справедливого решения спорных вопросов сотрудничества между людьми. Кроме того, как раз в это время происходит очередная возрастная перестройка в детском мышлении. Благодаря ей ребенок становится менее эгоцентричным и способным в большей степени понимать «инакость» других людей и учитывать их в своих действиях.

Одновременно увеличивается интерес  ребенка ко все более сложным  формам творческого взаимодействия с партнерами по играм. Для ребенка  личностно важно, что в процессе этих игр он может удовлетворить все более разнообразные потребности своего растущего «Я».

Итак, складывается характерная для  детской субкультуры ситуация, когда  потребности формирующихся детских  личностей объединяются в результирующую и рождается коллективный социальный запрос. У детей 5–6 лет это запрос на более эффективные, чем были раньше, способы самоорганизации детской игровой группы и регуляции совместных действий.

Информационным источником, к которому детям легче всего адресовать свой запрос, является детская традиция. Ведь она как раз и представляет собой то культурное наследие, в котором столетиями откладывался опыт всех предыдущих поколений детей, решавших в соответствующем возрасте такие же психологические проблемы. В детской традиции хранятся и передаются потомкам важнейшие принципы подхода к проблемным ситуациям, значимым для детей, а также стратегии их решения.

Модели эффективного поведения  транслируются в детской субкультуре  по двум каналам. Во-первых, они закреплены в текстах детского фольклора  – считалках, дразнилках, отговорках и т. д. Во-вторых, они передаются в виде поведенческих паттернов – устойчивых образцов «правильных» действий, где нормируются даже такие стороны невербального (несловесного) поведения, как выражение лица, интонация, атака голоса и т. п. Все это младшие дети обычно усваивают от тех, кто постарше, в живом общении друг с другом в разновозрастных компаниях во дворе, на игровой площадке, на даче и т. п.

Информация о работе Игра как проявление детской субкультуры