Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:55, курсовая работа
Цель нашей работы: изучить особенности игровой активности дошкольников и их статуса в группе
Объект исследования: межличностные отношения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности игровой активности дошкольников и их статуса в группе.
Введение…………………………………………………………….....3
Глава І Теоретическое рассмотрение вопроса игровой активности дошкольников и их статуса в группе в возрастной психологии
1. 1. Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста…..….5
1. 2. Игровая активность дошкольников и ее связь со статусом ребенка в группе……………………………………………………………………………12
Вывод по первой главе………………………………………………………….19
1. Глава 2 Организация, методы и результаты исследования игровой активности дошкольников и их статусного положения в группе
2. 2.1. Организация и методы исследования…………………….…………20
2.2. Анализ и результаты исследования…………………………………23
Вывод по второй главе…………………………………………….……….31
3. Заключение…..………………………………………………………..……33
Список литературы……………………………………………….………35
Приложение……………………………………………………..…………37
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава І Теоретическое рассмотрение вопроса игровой активности дошкольников и их статуса в группе в возрастной психологии
1. 1. Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста…..….5
1. 2. Игровая активность
дошкольников и ее связь со статусом ребенка
в группе………………………………………………………………
Вывод по первой главе………………………………………………………….19
Вывод по второй главе…………………………………………….……….31
Список литературы……………………………………………….…
Приложение……………………………………………………
Введение
Динамические изменения в системе общественных отношений, переход от индустриального к информационному обществу, в котором интеллектуальный диалог и общение занимают все более значимое место, требуют поиска новых концепций развития системы образования в России. Обновление российского образования должно происходить с учетом мировых тенденций его развития, а также под более широким углом зрения на образование как становление человека.
В системе образования развитию личности уделяется всегда особое внимание. Но при этом личность определялась в большей степени структурой и характером ее предметной деятельности. Социальный же контекст этой деятельности оказывался вне поля зрения научного анализа. Современное понимание личности связано с интсубъектным представлением о ней. Не случайно, поэтому общие основы современной стратегии образования является гуманистическая концепция, в соответствии с которой ребенок признается как высшая ценность и как конечная цепь любой политике, в том числе образовательной. Исходя из такого понимания, позитивный потенциал и творческие возможности личности ребенка дошкольного возраста могут получить свое развитие только в условиях эмоционального благополучия в игровой деятельности. Следовательно, будущие успехи и неудачи в воспитании подрастающего поколения в огромной мере зависят от того, на сколько полноценно и продуктивно были использованы возможности игры при организации педагогического процесса.
Обсуждением вопросов психологии игровой активности и особенности статусного положения в группах дошкольников представлено в работах следующих авторов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожеца, Я.Л. Коломинского, В.Н. Мясищева, А.П. Усовой, А.С. Спиваковской, В.С. Мухиной, Т.Н. Счастной, Н.Я. Михайленко, А.А. Рояк, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной других. Но проблема взаимосвязи игровой активности и статуса в группе относительно дошкольного возраста основательно не раскрыта.
В связи с этим мы считаем актуальным рассмотрение вопроса игровой активности дошкольников и их статуса в группе, поскольку данная проблема познания педагогом личности дошкольника приобрела особую актуальность в настоящее время, так как она связана с гуманистическими тенденциями, составляющими доминанту современного воспитательного процесса.
Следовательно, цель нашей работы: изучить особенности игровой активности дошкольников и их статуса в группе
Объект исследования: межличностные отношения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности игровой активности дошкольников и их статуса в группе.
Гипотеза исследования:
Высокий уровень игровой активности у детей дошкольного возраста предполагает у них высокий статус в группе сверстников.
Предполагаемые гипотеза и цель исследования определили постановку и решение следующихзадач исследования:
1. Проанализировать современные подходы в возрастной к проблеме игровой активности детей дошкольного возраста и их статуса в группе.
2. Рассмотреть методы изучения игровой активности и статусного положения дошкольников в группе.
3. Провести эмпирическое исследование с детьми дошкольного возраста и выявить особенности игровой активности и статусного положения в группе детей дошкольного возраста.
5. Интерпретировать полученные результаты исследования.
6. На основании полученных данных сформулировать выводы по изученной проблематике.
Экспериментальная площадка:
дети дошкольного возраста, в количестве 20 человек подготовительной группы (возраст 5-6 лет) ДОУ № 24 «Дельфин» г.Туймазы.
Методы эмпирического исследования:
Глава І Теоретическое рассмотрение вопроса игровой активности дошкольников и их статуса в группе в возрастной психологии
1. 1. Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте у ребенка все интересы и потребности лежат в сфере игры. Все важнейшие новообразования этого периода зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре.
В содержание ролевой игры - подчинение игровому правилу, заданному в роли, определяет смысл игровой деятельности. В такой игре наиболее интенсивно формируются психические качества и особенности личности ребенка.[11, с.65]
Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов: произвольности, воображения, образного мышления и др. Именно эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей и определяет дальнейший путь психического развития ребенка. Поэтому при диагностике психики дошкольного ребенка следует учитывать уровень развития игровой деятельности. [11, с.69]
В дошкольном возрасте происходят существенные изменения во взаимодействии детей. В младшем дошкольном возрасте оно ситуативно либо инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. В старшем возрасте дети уже сами выступают инициаторами совместной деятельности, их взаимодействие в ней становится длительным, устойчивым, избирательным, разнообразным по формам. [26, с. 84]
Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре – ведущей деятельности дошкольников.
К 3-м годам, моменту прихода ребенка в детский сад, только начинает развиваться ведущая деятельность дошкольников - игра. Она еще очень примитивна по содержанию, так же, как и первые социальные отношения, складывающиеся внутри нее. И хотя это уже отношения участников игры друг к другу, потребность в сверстнике, в игре с ним утилитарна по своей природе, она сводится к получению от партнера интересной игрушки, лакомства.
К 4 годам она все более нужна ребенку не из-за ее предмета - игрушки, а ради интересного сюжета, роли, с помощью которых воспроизводятся отношения взрослых. Вместе с тем ребенок уже понимает, что в одиночку эту задачу не решить - нужны совместные усилия. И ребенок предпочитает, чтобы это были усилия его сверстников, ибо, по-видимому, очень рано начинает ощущать неравенство, существующее в его отношениях со старшими. Он потому стремится действовать совместно "не с наставниками, а с равными ему людьми, что равноправное положение в принципе он занимает только в отношениях с другими детьми", только с ними он научается жить "на горизонтальной плоскости", а значит, строить те особые (и аффективные, и деловые) связи, которые он не мог бы приобрести, общаясь лишь со взрослыми (М.И. Лисина). [15, с. 6]
Изменение мотивации игры ощутимо отражается на содержании потребности ребенка в сверстнике, а интерес к сверстнику как носителю человеческих, личностных качеств возникает у ребенка лишь к концу дошкольного возраста. Это именно тот этап в развитии данной потребности, когда сверстник нужен ребенку для сугубо практических, некоммуникативных целей - удовлетворить острое стремление действовать и вести себя как взрослые. К этому периоду (4-м годам) владение операциями игры становится главным, определяющим требованием, предъявляемым к сверстнику. Роль игровых навыков настолько значительна, что дети нередко предпочитают грубого, эгоистичного, но "интересно играющего" ребенка доброму, отзывчивому, но малопривлекательному в игре. [26, с. 92]
Возможности сотрудничества детей можно пронаблюдать и на занятиях, если создать для этого необходимые условия – предложить детям специальные задания, при выполнении которых они будут вступать в отношения сотрудничества (согласования и соподчинения действий). Организация деятельности сотрудничества детей на занятиях позволяет взрослым оказывать влияние на общение детей в игре, что становится весьма актуальным в старшем дошкольном возрасте, когда возросшая самостоятельность детей снижает возможность взрослого контролирования и корректировать их игровое взаимодействие.
В своем взаимодействии и общении старшие дошкольники в большей мере, чем младшие, ориентированны на сверстников: они значительную часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся существенными оценки и мнение товарищей, все больше требований они предъявляют друг другу и в своем поведении стараются учитывать их. [23, с. 9]
У детей этого возраста повышается избирательность и устойчивость их взаимоотношений: постоянные партнеры могут сохраняться на протяжении всего года. Объясняя свои предпочтения, они уже не ссылаются на ситуативные, случайные причины («рядом сидим», «он мне сегодня машинку дал поиграть» и т.п.), как это наблюдается у младших детей, а отмечают успешность того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть», «нравится играть с ней» и т.п.), его положительные качества («он добрый», «она хорошая», «он не дерется» и т.п.).
Существенные изменения начинает претерпевать и игровое взаимодействие детей: если раньше в нем преобладало ролевое взаимодействие (т.е. собственно игра), то в этом возрасте – общение по поводу игры, в котором существенное место занимает совместное обсуждение ее правил. Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей этого возраста чаще всего возникает еще по ходу самой игры. [23, с. 10]
При распределении ролей дети, как и ранее, придерживаются индивидуальных решений («Я буду продавцом», «Я буду учительницей» и т.п.) или решений за другого («Ты будешь моей дочкой» и т.п.). Однако у них можно наблюдать и попытки решить эту проблему совместно («Кто будет…?»).
В ролевом взаимодействии старших дошкольников увеличиваются попытки контролировать действия друг друга – они часто критикуют, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. [23, с. 11]
При возникновении конфликтов в игре (а они в основном происходят, как и у младших детей, из-за ролей, а также из-за неправильности действий персонажей) дети стремятся объяснить, почему они так поступили, или обосновать неправомерность действий другого. При этом они чаще всего аргументируют свое поведение или критику другого различными правилами («Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т.д.). Однако детям не всегда еще удается согласовать свои точки зрения, и их игра может быть разрушена.
Общение вне игры у детей этого возраста становится менее ситуативным, дети охотно делятся своими ранее полученными впечатлениями (например, о просмотренном фильме, спектакле и т.п.). [14, с. 6]
Во взаимодействии друг с другом дети подготовительной группы могут не только успешно согласовывать свои желания, но и оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Конечно, такие качества проявляются во взаимодействии не со всеми детьми, а лишь с друзьями. Вместе с тем у этих детей наблюдаются элементы соперничества, желание чем-то отличиться от своих сверстников, добиться их признания.
Во взаимодействии по поводу игры у детей этого возраста четко прослеживается предварительное совместное планирование игры, они чаще, чем младшие дети, сообща распределяют роли.
В игровом взаимодействии детей происходит дальнейшее свертывание ролевых действий. Иногда можно наблюдать, как после длительного обсуждения сюжета, действий персонажей дети так и не приступают непосредственно к игре. [7, с. 39]
К этому возрасту взаимодействие детей, способы разрешения конфликтов все больше приобретают социально одобряемые формы (что связано с процессом овладения ими нормами взаимодействия между людьми). Поэтому воспитатель помимо указанных выше случаев должен обратить внимание на тех детей, чье поведение отличается излишней импульсивностью и непосредственностью.
Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1 – 2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т.д. [7, с. 41]
Однако, какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.
Межличностные отношения (взаимоотношения) в игре - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Несмотря на то, что межличностные отношения актуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, сама реальность их существования значительно шире. Выражаясь образно, межличностные отношения можно уподобить айсбергу, у которого лишь надводная его часть предстает в поведенческих аспектах личности, а другая, подводная часть, большая, чем надводная, остается скрытой. [7, с. 43]
В дошкольном возрасте, в связи со значительным усложнением деятельности, появлением сюжетно-ролевой игры, необходимостью считаться с мнением сверстников, уметь управлять своими непосредственными желаниями и согласовывать их с желаниями остальных детей, существенно изменяется мотивационная сфера ребенка. Возникает иерархия мотивов, которые, в свою очередь, приобретают качественно иной, своеобразный характер: появляются опосредованные, социальные потребности, способные побуждать деятельность ребенка вопреки существующим у него непосредственными желаниям, через сознательно принятые намерения и цели. И хотя выбор между узколичными желаниями и интересами окружающих труден для дошкольника, уже в этом возрасте начинают формироваться простейшие общественные мотивы поведения, которые побуждают ребенка сделать нечто полезное окружающим, помочь товарищу, прислушаться к его мнению, поделиться игрушкой, лакомством и т.п. [7, с. 46]
Информация о работе Игровая активность дошкольников и их статус в группе