Игровая активность дошкольников и их статус в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы: изучить особенности игровой активности дошкольников и их статуса в группе
Объект исследования: межличностные отношения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности игровой активности дошкольников и их статуса в группе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….....3
Глава І Теоретическое рассмотрение вопроса игровой активности дошкольников и их статуса в группе в возрастной психологии
1. 1. Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста…..….5
1. 2. Игровая активность дошкольников и ее связь со статусом ребенка в группе……………………………………………………………………………12
Вывод по первой главе………………………………………………………….19
1. Глава 2 Организация, методы и результаты исследования игровой активности дошкольников и их статусного положения в группе
2. 2.1. Организация и методы исследования…………………….…………20
2.2. Анализ и результаты исследования…………………………………23
Вывод по второй главе…………………………………………….……….31
3. Заключение…..………………………………………………………..……33
Список литературы……………………………………………….………35
Приложение……………………………………………………..…………37

Файлы: 1 файл

Игровая активность дошкольников и их статус в группе.doc

— 417.00 Кб (Скачать файл)

Время проведения исследования: декабрь 2005 года, январь и февраль 2006 года.

С целью получения более точных данных исследования нами составлена сводная характеристика испытуемых (приложение № 1).

start="7"

           Проведение исследования осуществлялось фронтально и индивидуально, для получения объективных данных, по следующим методам  исследования: социометрический эксперимент: «У кого больше» (разработан Я.Л. Коломинским) и  методикой «Изучение  свободной деятельности детей» (методика одномоментных срезов) Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А.

Рассмотрим их подробнее.

Диагностика игровой  активности дошкольников «Изучение  свободной деятельности детей» (методика одномоментных срезов) Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А.

Проведение исследования: Исследование проводится  с группой детей на протяжении 3 дней, через каждые  5 – 7 мин наблюдением за свободной деятельностью дошкольников.

В процессе наблюдения за свободной деятельностью детей  анализировалась игровая активность,  при этом рассматривали: мотивационные предпочтения,  особенности свободной деятельности дошкольников,  выполнение  в игре ролевых действий. Каждый компонент оценивался  в бальной системе (от 0 до 2 баллов).

При диагностике игровой активности учитывались, во-первых, мотивационный аспект, т.е. предпочтение ребенком игровой деятельности,  во-вторых, уровень овладения сюжетно-ролевой игрой. Уровень развития игровой деятельности выявлялся в процессе наблюдения за свободной деятельностью группы детей. Интерес ребенка к игре диагностировался по результатам выборов, которые детей дошкольного возраста.[7, с.109,110] По результатам исследования определяется высокий, средний, либо низкий уровень игровой активности.

Диагностирование статусного  положения дошкольников Cоциометрический эксперимент: «У кого больше» (разработан Я.Л. Коломинским)

Цель методики: изучение социометрического статуса ребенка в системе межличностных отношений. 

Ход исследования: Было предварительно приготовлено по три картинки на каждого ребенка группы. Детей выводят, за исключением одного,  в другое помещение. Дети по - одному входят в группу, а после эксперимента выходят в третье помещение. Затем ребенку предлагаем три картинки и объясняем: «Можешь положить их по одной любым трем детям группы. У кого окажется больше всех картинок – тот выиграет. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Фиксируются все действия, которые выполняет ребенок.

В нашем исследование мы изучаем социометрические статусы и по этой причине социометрическую матрицу  заполнять не будем. Диагностические показатели методики  социометрического статуса ребенка в системе межличностных отношений. 

Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий: 1 – «звезды» : 5 и более выборов, 

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора, 

3 – «принятые» - 1-2 выбора, 

4 – «не принятые» - 0 выборов.

1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. [9,  с. 46]

Метод математической статистики

Критерий Спирмена предназначен для определения силы и направления корреляционной связи между двумя признаками или двумя иерархиями признаков. В нашей  работе это  уровень  игровой активности и статус дошкольников  в группе. Ограничения, применения критерия 5<n<40.

Мы рассматриваем результаты исследования  по первому признаку ( социометрический статус), в соответствии с именами испытуемых и  по второму признаку (уровень игровой активности). Далее результаты исследования ранжируются, по двум признакам, приписывая первый ранг наименьшему значению. Разность между рангами каждого испытуемого учитываются: d = r- r2  ; Значение разности рангов возводятся  в квадрат. Данные значения суммируются и результат подставляется в формулу :   r = 1-  (6* ∑ d2/( n*(n 2-1))), где n= 20, объем   выборки,

Для данного n = 20 , по таблице мы определили критические значения критерия: r 0,05=0, 45 ; r 0,01=0,57 . [1, с. 64]

2.2. Анализ  и результаты исследования


Результаты исследования игровой активности

«Изучение  свободной деятельности детей» (методика одномоментных срезов) Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А.

В процессе наблюдения за свободной деятельностью детей  анализировалась игровая активность,  при этом рассматривали: мотивационные предпочтения,  особенности свободной деятельности дошкольников,  выполнение  в игре ролевых действий. Каждый компонент оценивался  в бальной системе. Результаты исследования представлены в  таблицах 1,2,3,4 и графике 1.

Результаты мотивационных предпочтений дошкольников

таблица 1

 

Мотивационные предпочтения

Количество испытуемых, в %

Игровая ситуация

80

Учебная ситуация

20


Исследование мотивационных предпочтений детей (таблица 1) показало, что в большинстве случаев (80%) дети выбирают игровую ситуацию. Мотивация учения и учебных занятий представлена весьма слабо. По-видимому, это связано с тем, что учебные занятия используются в режиме детского сада слишком часто и в не адекватной для дошкольников форме, а потому теряют свою привлекательность. Вместе с тем интерес к игре является совершенно естественным для детей данного возраста. Именно в этой деятельности закладываются те возможности и способности, которые в дальнейшем становятся качествами личности ребенка.

Результаты изучения свободной деятельности дошкольников

таблица 2

 

Свободная деятельность

Количество испытуемых, в%

Демонстрация предметных действий

60

Демонстрация ролевой игры

40


Наблюдение за свободной деятельностью дошкольников показало (таблица 2), что большая часть дошкольников (60%) не играли. Они демонстрировали отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривали книжки, рисовали, занимались конструктором «Лего» и др. Только 40% дошкольников демонстрировали те или иные формы ролевой игры. Остановимся на них подробнее.

Наиболее популярными у дошкольников оказались традиционные бытовые сюжеты: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. (такие игры наблюдались в 40% случаев). Сюда же входят варианты игры «Дочки-матери» и современная разновидность этой игры «Семья куклы Барби». У мальчиков чаще проигрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: «Полицейские и воры», «Бандиты и наши»(40%), «Охотники за привидениями» (20%). В играх дети использовали как реальные игрушки, так и их заместители.

Результаты исследования выполнения  в игре ролевых действий

таблица 3

 

Выполнение ролевых действий

Количество испытуемых, в%

Выполняют роли

70

Не всегда выполняют правила

20

Не  выполняют правила

10


Результаты исследования ролевых действий (таблица 3)следующие: Многие дети называют роли, стараются выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли (дочки или матери). 20% детей выделяют правило, по которому нужно действовать, однако большинство из них не могут придерживаться правил, ограничивающих спонтанную активность (10%), т.е. делают то, что по роли делать нельзя. Не все дети умеют пользоваться ролевой речью, осуществлять ролевой диалог. Игра однообразна. Это, как правило, повторы одних и тех же операций, что характерно для процессуальной игры детей раннего возраста. Наблюдения показали, что дети не могут элементарно развить сюжет, не способны вживаться в принятую роль и строить свои отношения с другими, исходя из ролевой позиции.

Индивидуальные результаты исследования игровой активности дошкольников

таблица 4

 

Обозначения испытуемых

Выполнение ролевых действий

Свободная деятельность

Мотивационные предпочтения

Показатель игровой активности

Д

1

2

1

4

А

1

1

0

2

Т

1

2

1

4

Б

1

2

1

4

Ф

1

2

1

4

С

1

2

1

4

В

1

2

0

3

Г

1

1

0

2

Ж

1

2

1

4

П

1

2

0

3

Р

1

2

1

4

О

1

1

0

2

Х

0

1

0

1

Н

1

2

0

3

З

0

1

0

1

Ш

0

0

0

0

И

1

2

1

4

Л

0

1

0

1

М

1

2

0

3

К

1

2

0

3


Суммируя изученные нами показатели, результаты игровой активности дошкольников  таковы.

Результаты исследования игровой активности дошкольников

таблица 5

 

Уровень развития

Количество испытуемых, в %

Высокий

35

Средний

40

Низкий

25


По данным таблицы 5 игровая активность наиболее развита среди дошкольников на среднем уровне (40%), далее следует высокий уровень (35%) и низкий (25%).

Наглядно представляет результаты исследования график 1.

График 1 Результаты исследования игровой активности дошкольников

Таким образом, результаты исследования игровой деятельности отражают высокие притязания и мотивацию дошкольников на игры, но при этом они не всегда знают правила игры  и не всегда справляются  с игровыми задачами, проявляя при этом достаточно высокий уровень игровой активности.

Результаты исследования социометрического эксперимента

В результате проведенного  социометрического исследования в группе детей старшего дошкольного возраста с целью изучения их социометрического статуса мы определили следующие диагностические показатели:

Результаты исследования статусных категорий дошкольников

таблица 6

 

Статусные категории

Количество испытуемых, в %

«звезды»

10

«предпочитаемые»

20

«принятые»

65

«не принятые»

5


 

   По результатам таблицы 6   среди дошкольников более выражены статус «принятый» (65%), далее следуют «предпочитаемые», менее выражены «звезды» (10%) и «не принятые» (5%).   

  

График 2 Результаты исследования статусных категорий дошкольников

Наглядно представляет результаты исследования статусных категорий среди дошкольников график 2. Индивидуальные результаты исследования отражены в таблице 7.

Индивидуальные результаты исследования статусных категорий дошкольников

таблица 7

 

Обозначения испытуемых

Результаты исследования (количество выборов)

Д

3

А

1

Т

2

Б

4

Ф

2

С

4

В

2

Г

1

Ж

6

П

2

Р

3

О

1

Х

1

Н

2

З

1

Ш

0

И

5

Л

1

М

2

К

2


Мотивация данных статусных выборов у детей была следующая: например дети на вопрос «Почему ты  в первую очередь решил(-а) подарить картинку», - ответили следующим образом: девочки: «Она моя самая хорошая подружка.., с ней интересно играть...», мальчики отвечают: « Она хорошая, нравится.., она красивая...»

Следовательно, у девочек, в основе мотива выбора находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребенком.  Мальчики выбирают, исходя из эмоционально положительного отношения к девочке, выделяют внешние качества, проявляют симпатию к ней. 

      При исследовании половой дифференциации межличностных отношений дошкольников данной группы заметили тенденцию более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков.  

      Таким образом, наличие  в группе детей  одного ребенка со статусом «не принятого» и преобладающее количество  «принятых», может свидетельствовать о высоком уровне притязаний  детей группы, которые имеют неблагоприятный статус.

Изучая игровую активность дошкольников и их статус  в группе необходимо сопоставить результаты исследования по проведенным нами методам (таблицы 8 и 9).

Индивидуальные результаты исследования в сравнение

таблица 8

 

Обозначения испытуемых

Результаты исследования

 
 

Показатели игровой активности

«Социометрический статус»

Д

4

3

А

2

1

Т

4

2

Б

4

4

Ф

4

2

С

4

4

В

3

2

Г

2

1

Ж

4

6

П

3

2

Р

4

3

О

2

1

Х

1

1

Н

3

2

З

1

1

Ш

0

0

И

4

5

Л

1

1

М

3

2

К

3

2


Результаты исследования игровой активности и статусных категорий дошкольников в сравнение

таблица 8

 

Статусные категории

Показатели игровой активности, в %

   
 

Высокий

Средний

Низкий

«звезды»

10

-

-

«предпочитаемые»

20

-

-

«принятые»

10

40

15

«не принятые»

-

-

10

Информация о работе Игровая активность дошкольников и их статус в группе