Имидж как средство делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 01:28, реферат

Описание работы

При высокой конкуренции на рынке труда недостаточно быть квалифициро-ванным специалистом – необходимо создать свой собственный привлекательный имидж.
Развитие профессионального и личностного имиджа — это один из важнейших способов вырваться вперед и сохранить лидерство в мире бизнеса, что актуально в любой период времени. Это равносильно наличию у человека рекомендательных писем, укрепляющих его репутацию во всех случаях жизни.

Содержание работы

Введение 3
1. Природа имиджа 4
1.1 Понятие имиджа 4
1.2 Классификация имиджа 6
1.3 Ядро имиджа 8
2. Технология создания имиджа 10
2.1Сотворение внешности 11
2.2 Отработка коммуникативной механики 13
2.3 Овладение эффективной поведенческой техникой 15
2.4 Изучение законов ортобиоза 16

Файлы: 1 файл

Имидж как средство делового общения.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Реферат по дисциплине

«Психология делового общения»

 

 

Тема «Имидж как средство делового общения»

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение

 

«Каждый отдельный человек – целый

мир, рождающийся, умирающий  вместе с

ним, под каждым надгробным камнем –

история целого мира»

Г. Гейне

 

При высокой конкуренции  на рынке труда недостаточно быть квалифицированным специалистом – необходимо создать свой собственный привлекательный имидж.

Развитие профессионального и личностного имиджа — это один из важнейших способов вырваться вперед и сохранить лидерство в мире бизнеса, что актуально в любой период времени. Это равносильно наличию у человека рекомендательных писем, укрепляющих его репутацию во всех случаях жизни.

Под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий черты стереотипа эмоционально окрашенный образ кого или чего-либо; формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания определенной группы»1. С. И. Ожегов определяет образ как «вид, облик; как живое наглядное представление о ком-нибудь или о чем-нибудь; как обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления»2.

Итак, целью моей реферативной работы являеется изучение практической ценности для менеджера понятия «имидж».

В соответствии с поставленной целью я наметил для себя в  ходе выполнения работы следующие задачи:

  • изучить специализированную литературу по теме
  • выявить природу имиджа, т.е. раскрыть его основные черты
  • привести классификацию различных типов имиджа
  • разобрать и отчасти проанализировать различные технологии создания имиджа
  • сделать соответствующие выводы в заключении

Актуальность моей работы заключается в том, что в современном мире бизнеса практическая ценность имиджа крайне высока. Завоевание «места под солнцем», укрепление авторитета перед подчиненными и эффективное управление ими, заключение максимально выгодных сделок и борьба с конкурентами – все это и многое другое в бизнесе современного менеджера непосредственно зависит от его имиджа. Поэтому необходимо, на мой взгляд, иметь четкое представление обо всех сторонах понятия «имидж»

.  

  1. Природа имиджа

    1. Понятие имиджа

 

Имидж – это набор  определенных качеств, которые люди ассоциируют с индивидуальностью. Личность, как сконструированный образ, может обладать практически любыми заданными характеристиками, соответствующими ожиданиям окружающих.

Понятие «имидж» синонимично понятию «персонификация», но оно включает не только естественные свойства личности, но и специально наработанные , созданные. Оно объемлет как внешний облик, так и внутреннее содержание человека, его психологический тип. И, кроме того, это понятие отвечает запросам времен и общества.

Когда возник имидж? Существует, по крайней мере, две точки зрения на этот счет. Одни ученные уверены в том, что имидж личности интересовал людей с незапамятных времен и соответствующий имидж фиксировали прозвища: Ярослав Мудрый, Карл Великий и т.д. Другие полагают, что слово «имидж» в нынешнем его понимании стали употреблять лишь с развитием телевидения. Действительно, XX век – это время создания кумиров, сознательного конструирования из людей того, что нужно публике. За каждым громким именем стоит конкретное имя его «создателя». Они создают слухи о кумирах, окружают их поклонниками, выбирают им нужный тип автомобиля, выпускают журналы о них и т.д.

 

Создание имиджа –  дело тонкое. Можно говорить, что  имидж – это произведение искусства очаровывать. Некоторым людям это даровано от природы. Но внешними данными еще надо уметь распорядиться. Проводя эксперименты, психологи не раз убеждались, что из десяти случаев, по меньшей мере в восьми судят, о незнакомы людях по их внешности. Поэтому для многих бизнесменов и политиков их внешний вид перестает быть только собственной заботой, и они обращаются к соответствующим специалистам.

Специалистам хорошо известны все слагаемые человеческого  обаяния. Так, В. М Шепель выделяет следующие:

  1. Внешняя привлекательность;
  2. Склонность к общению и лидерству;
  3. Легкая адаптация к новым условиям;
  4. Умение сохранить уверенность в кругу незнакомых людей;
  5. Терпимость к инакомыслию;
  6. Психологическая андрогиния (наличие у человека психологических качеств присущих противоположному полу)3

Исследователи политического  имиджа различают следующие его  составляющие4:


= + +

 

К персональным характеристикам относятся физические, психофизиологические особенности, характер человека, тип личности, его индивидуальный стиль принятия решений и т.д.

Многие специалисты  уверены в существовании некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других. Лебон называл это качество «обаянием»; Вебер – «харизмой». По мнению Шепеля, обаяние человека складывается, во-первых, из хорошего вкуса; во-вторых, из явной одухотворенности; в-третьих, из видимого всем благородства. Он выделяет три блока качеств личного обаяния:

  1. Природные качества:
      • коммуникабельность;
      • эмпатичность – способность к сопереживанию;
      • рефлексивность – способность понять другого;
      • красноречивость – способность воздействовать словом.

Как подтверждает практика, обладая данными способностями  и постоянные упражнения в их развитии – залог успешного создания личного привлекательного имиджа.

  1. Качества, привитые образованием и воспитанием:
      • нравственные ценности;
      • психологическое здоровье;
      • владение набором психологических умений – поддерживать беседу, произнести речь, избегать конфликтов и т.д.
  2. Качества обретенные в жизненном и профессиональном опыте5.

Социальные характеристики человека определяются требованиями того общества, в которое вписан человек. Поэтому многие из нас зависят от места и времени: статусы, модели ролевого поведения и т.д.

Символические характеристики, напротив, весьма устойчивы, поскольку определяются прежде всего традиционной культурой.

1.2 Классификация имиджа

 

В отечественной литературе можно  выделить три подхода к имиджу:

  1. функциональный: имиджи классифицируют по их функционированию;
  2. контекстуальный: имиджи подразделяют в зависимости от контекста;
  3. сопоставительный: сравнение близких имиджей

При функциональном подходе различают следующие имиджи:

зеркальный – имидж, соответствующий нашему представлению о себе: мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. При этом мы чаще всего, особенно в молодости, видим в нем больше плюсов, чем минусов;

текущий - наш имидж на взгляд со стороны. Необходимо помнить, что понимание и предубеждение формируют мнение о нас в той же степени, что и реальные поступки;

желаемый – имидж, который мы стремимся создать;

корпоративный – имидж  организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений. Это и репутация организации, и ее успехи, и ее стабильность;

множественный – имидж, который образуется из ряда имиджей независимых структур. К хорошему единому имиджу стремятся, например, авиакомпании, использующие собственную символику, униформу и т.д.

отрицательный – наш имидж, создаваемый оппонентом, соперником врагом;

При контекстуальном подходе имидж классифицируется по социальному контексту, в который вписана личность (имидж политика, имидж бизнесмена, имидж рок-звезды и т.д.).

Сопоставительный подход заключается в сравнении имиджевых характеристик, например, двух лидеров. Их можно сопоставлять по степени компетентности, интеллигентности, готовности к силовому решению и т.п.

Помимо вышеуказанных классификаций выделяют идеальный, первичны и вторичный имиджи.

Идеальный имидж – это усредненное представление людей о качествах желаемого лидера. Идеальный имидж никогда не может быть создан.

Первичный имидж – это представление о конкретном человеке, личности, субъекте деятельности, сформированное по результатам первичного знакомства с ним.

Вторичный имидж возникает только в процессе конкурентной борьбы. Это отражение в сознании электоратной группы компромисса между стремлением обрести лидера, образ которого зеркально повторяет идеал, и желанием избежать лидера, образ которого в наибольшей степени противоречит идеальному представлению. Вторичный имидж, сохраняя базовые черты первичного имиджа, получает новые, так называемые «поверхностные», черты, обретенные в новой обстановке.

При формировании конкурентоспособного вторичного имиджа можно руководствоваться одной из двух стратегий. В первом случае, если презентация первичного имиджа прошла успешно, используется стратегия «защиты окон доступа». Здесь на первичный имидж наслаиваются черты, защищающие слабые, с возможной очки зрения соперника, элементы первичного имиджа.

Если же презентация первичного имиджа прошла неудачно, используется стратегия «размывания имиджа конкурента». В этом случае компенсируются или хотя бы ставятся под сомнение определенные элементы имиджа конкурента, а вторичный имидж формируется наложением черт, альтернативных слабым чертам имиджа соперника.

1.3 Ядро имиджа

Ядро имиджа должно соответствовать  ожиданиям людей. Структуру ядра первичного имиджа образуют три базовых элемента:

  • внешняя (поведенческая) направленность личности;
  • внутренняя ориентация личности;
  • иерархия временных «Я» личности.

Внешняя направленность личности бывает трех типов: направленность на конкретные результаты в сфере предметной деятельности; направленность на общение; направленность на завоевание авторитета (власти).

Внутренняя  ориентация личности опирается на доминирующие способности, посредством которых конкретный человек достигает поставленных целей. Одни люди достигают целей преимущественно благодаря интеллектуальным, другие — благодаря эмоциональным, третьи— благодаря волевым способностям.

Иерархия временных "Я" личности отражает взаимоотношение образов "Я прошлое", "Я реальное", "Я будущее". В зависимости от доминирования того или иного образа "Я" в сознании личности, ее поведение будет направлено из настоящего в будущее, или из настоящего в прошлое. У лидера не может доминировать "Я реальное", так как это обречет его на пассивность.

Имидж — это многогранный феномен, поскольку, с одной стороны, на человека воздействует множество факторов, а с другой — человек привык оперировать сложными структурами. При всем при том имидж должен соответствовать ожиданиям окружающих. В связи с этим необходимо знать его структуру.

Человека  можно описать при помощи стандартных характеристик: место рождения; принадлежность к определенному классу (социальный статус); образование; достаток (богатство).

 

2. Технология создания имиджа

 

Если ты хорош — будь собой.

Если плох — будь кем-нибудь другим.

Э. Кроткий

Рассмотрев природу имиджа, теперь мы можем перейти к вопросу о том, какие микротехнологии должен освоить менеджер, чтобы создать свой эффективный и достойный имидж.

Существует несколько технологий создания имиджа: есть технологии создания имиджа для начинающих и для накопивших собственный опыт. В специальной литературе описано множество соответствующих технологий. В.М. Шепель, например, считает, что создание имиджа — это последовательное исполнение шести минитехнологий:

  • подтверждение стартовых условий освоения технологии;
  • "строительство" внешности;
  • "коммуникативная механика";
  • "флюидное излучение";
  • отработка риторических приемов;
  • сведение всех минитехнологий в одно

Лилиан Браун строит свою технологию создания имиджа, учитывая сильно возросшую в последние десятилетия роль СМИ. В связи с этим она предлагает при формировании имиджа заострять внимание на следующем:

  • внешний вид;
  • голос;
  • публичные выступления;
  • общение с представителями прессы;
  • поведение перед телеэкраном;
  • поддержание постоянной формы.

Информация о работе Имидж как средство делового общения