Индивидуально - психологические особенности личности (темперамент , характер и его свойства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Цель работы является исследование индивидуально - психологических свойств личности с помощью различных тестов, определяющих тип темперамента, характер, уровень интеллекта и отражающих психосоциальный мир личности испытуемого. В реальной жизни психика человека существенно отличается от психики даже высокоорганизованных животных тем, что она в большинстве своих проявлений осознанна. Все те формы отражения и психические явления, которые свойственны и человеку и животному, у человека значительно усложнены, составляют единство с сознанием, носят подчиненный характер

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1.Индивидуальные особенности личности в психологии ………..5
2.Темперамент как индивидуальная психологическая особенность
личности…………………………………………………………………7
3.Характер и способности; их структура……………………………...12
Заключение……………………………………………………………...17
Список использованной литературы…………………………………..20

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 64.41 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Юридический факультет

Кафедра «Уголовное право и уголовный процесс»

 

Вариант II

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине « Юридическая психология»

на тему: Индивидуально - психологические особенности личности (темперамент , характер и его свойства)»

 

 

 

Выполнил: Сапаров Сердар Алламырадович

Группа №  ДЮЮО-13б

Зачетная книжка № 133414

 

 

Проверил :

д.м.н.профессор Ишков Ю.В

 

 

Астрахань 2014

Содержание:

Введение…………………………………………………………………3

1.Индивидуальные  особенности личности   в психологии ………..5

2.Темперамент как индивидуальная  психологическая особенность 

личности…………………………………………………………………7

3.Характер и способности; их структура……………………………...12

Заключение……………………………………………………………...17

Список использованной литературы…………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Цель работы является исследование индивидуально - психологических  свойств  личности с помощью различных  тестов, определяющих тип  темперамента, характер, уровень интеллекта и  отражающих психосоциальный мир личности испытуемого. В реальной жизни психика человека существенно отличается от психики даже высокоорганизованных животных тем, что она в большинстве своих проявлений осознанна. Все те формы отражения и психические явления, которые свойственны и человеку и животному, у человека значительно усложнены, составляют единство с сознанием, носят подчиненный характер. Отметим, что даже безусловно-рефлекторный акт у человека является способом и своеобразным механизмом осуществления сознательного действия, у животных же такой акт может войти в состав только более или менее сложного инстинктивного действия. Ни для кого не секрет, что труд является неотъемлемой частью жизни человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование и жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье человека, выраженность у него определенных личностных черт определяется именно профессиональной деятельностью.

Известно, что психология (от греч. Psyche – душа, logos- учение, наука) – эта наука о закономерностях развития и функционирование психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими его людьми, с самим собой, с окружающим миром.

Носителем сознания является личность. Личность - это человек в единстве всех его социально-психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность. Деятельность - это взаимодействие конкретного человека с объективной действительностью, в процессе которого он сознательно и активно стремится к достижению поставленных целей.

Индивидуально-психологические особенности отличают одного человека от другого. Отрасль психологической науки, изучающая индивидуальные особенности различных сторон личности и психических процессов, называется дифференциальной психологией.

Множество, казалось бы, самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в характере человека.

Характер - это стержневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях.

Способности человека - индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Способности  - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Каждая из групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде в биогеносфере в целом, вселенной. В постоянном, активном взаимодействии человека с миром, природой осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Индивидуальные  особенности  личности  в  юридической   психологии

В индивидуальности интегрируются три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств – онтогенез. Основная форма развития личностных свойств – жизненный путь человека в обществе. Для субъективных свойств – история производственной деятельности человека в обществе, в частности, история формирования его профессиональной деятельности. Старт, кульминация1 и финиш индивидных, личностных и субъективных свойств характеризуется несовпадением в возрастном развитии, взаимодействия и взаимо возникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути. Личность – фундаментальное понятия, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер. Понятия личности нередко заимствуется из психологии, трансформируются представителями различных, в том числе и правовых наук широко использующих его применительно к субъектам различных правоотношений. Характерной чертой употребление данного понятия в юридической литературе является иной раз более расширительное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии), некоторые его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек – участник тех или иных правоотношений. Эту особенность следует иметь в виду, чтобы правильно ориентироваться во всех этих терминов изучающим юридическую психологию, которая, с одной стороны, использует фундаментальные понятия психологии, а с другой стороны – должна учитывать терминологию законодательных актов, подзаконных источников права.

Неоднозначность данной проблемы усугубляется еще и тем, что в психологической науке до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение, распространены  различные, порой противоположные подходы к раскрытию ее содержания. Все это создает определенные трудности не только для психологов, но и для правоведов, юристов, занимающиеся практической деятельностью, для которых понятия: личность субъекта правоотношений, личность участников уголовного, гражданского, административного судопроизводства, личность виновного, потерпевшего и т.п. наполнены вполне конкретным, психолого – правовым содержанием.

Стоит внимательно посмотреть на целый ряд правовых норм, чтобы убедиться в том, какое большое значение придает законодатель понятию личности, требуя от правоохранительных органов не формально, а по существу учитывать психологическое содержание данного понятия, проявляя на деле «уважение чести и достоинства личности» участников уголовного судопроизводства (ст. 9 УПК)2, руководствуясь принципами «неприкосновенности личности» (ст. 10 УПК), справедливости назначение наказания лицам, совершившим уголовное преступление (ст. 6 УК), административное правонарушение с учетом «личности виновного» (п. 2 ст.4.1 КоАП). Аналогичное положение содержится и в других правовых нормах. Например, при назначении вида и размера наказания судам предписывается учитывать не только характер, тяжесть, последствия преступления, но и «личность виновного» (ч. 3 ст.60 УК)3. Термин «личность виновного» употребляется в уголовном законе и в контексте с уголовным осуждением (ч. 2 ст.73 УК). Целый раздел (VII) особенной части УК посвящен «преступление протии личности».

Аналогичное отношение к защите чести и достоинства личности гражданина имеет место  и в гражданском праве в случаях причинения лицу неправомерными действиями морального вреда, нравственных страданий с учетом его «индивидуальных особенностей» (ст. 105 – 152, 1099 – 1101 ГК)4.

В связи с изложенным выше в контексте затронутых проблем вполне обоснованно возникает вопрос: что же тогда следует понимать под термином личность, какое содержание вкладывается в это понятие и каковы ее признаки ?

Если рассматривать человека с самого начало его появления на свет, то о нем в этот период можно говорить лишь как об индивиде – представителе вида homo sapiens , который имеет обусловленные природой особенности, присущий ему генотип. В последующем его индивидные, генотипические свойства получают дальнейшее развитие. Постепенно включаясь в систему существующих в обществе отношений (сначала в семье, потом в школе и т.д.), человек подвергается неизбежному воздействию окружающей его социальной среди, в той или иной мере адаптируется к ней, к социальным условиям своего бытия. Таким образом, происходит постепенный процесс его социализации, формирования его личности. Вот почему говорят, что человек не рождается личностью, а ею становится. С этой точки зрение по сравнению понятием «индивид» понятие «личность» - качественно более новое образование, появляющееся значительно позже рождение человека, вступающего в отношения с окружающими его людьми. «Личность есть внешнее проявление индивидуальности – как человек воспринимается окружающими и как он на них воздействует». Американский психолог        Г. Олпорт5 насчитал порядка пятидесяти определений личности в психологии, философии, социологии, теологии, и в юриспруденции, что лишний раз подтверждает интерес к данному понятию, многогранность самой феноменологии  личности уникальность ее организации. При описании личности представителями различных научных школ и направлений используются следующее теоретические подходы:

Биологический – личность  изучается прежде всего с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного развития, их влияния на поведенческие, социальные аспекты развития индивида, благодаря чему отдельные черты, свойства личности передаются человеку по наследству, т.е. отдельные элементы, составляющие содержание личности, имеют врожденный, наследственно обусловленный характер.

Экспериментальный – изучение личности идет от исследования перцептивных, познавательных процессов, высшей нервной деятельности человека, их роли в его поведение в различных ситуациях.

Социальный – изучается социальная среда, социальные роли, общественно---исторические, культурные условия, воздействующие на формирование личности человека, который рассматривается и описывается как составная часть общества, как продукт общественного развития, общественных отношений.

Гуманистический — в основе данного подхода лежит стремление в каждом человека видеть личность, а в самой личности – ее духовное начало; с этих позиций исследуется ведущие признаки, отражающие ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопоставляются с поведенческими, социальными характеристиками индивида.

Представляется, что оба эти подходы диалектический дополняют друг друга, достаточно полно отображают развитие психики, раскрывают процесс формирования личности. Когда говорят о личности того или иного субъекта, совершившего, прежде всего предполагают ее уникальность, своеобразие, отличие от других. Именно в индивидуальных различиях многие находят ключ к понимание проблемы личности. «Индивидуальность, - пишет А.В.Петровский, -- проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности».6Таким образом, личность – это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, индивидуальность, единство социально- психологических качеств, проявляющихся в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Именно в этом смысле понятие личности используется в юридической литературе, в отдельных правовых актах в одном смысловом ряду с такими терминами, как субъект правоотношений, гражданин, участник, лицо, т.е. как человек правоспособный и дееспособный. Более того, когда в юридической литературе говорят о личности применительно к различным субъектам той или иной (в том числе и противоправной) деятельности, подчеркивается включенность последних в систему существующих в обществе правоотношений в определенной социальной роли : будь то следователя, прокурора, судьи, защитника либо обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и т.д. И это следует иметь в виду, когда мы используем в юридической психологии, в правовой науке понятие личности.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Темперамент как индивидуальная психологическая особенность

личности

  История возникновения учения о темпераментах относится к V в. до н.э., когда древнегреческий врач Гиппократ выдвинул идею о том, что жизнедеятельность, здоровье человека зависят от четырех основных соков организма: крови, лимфы, желчи и черной желчи. Опираясь на эти представления, древнеримский врач Гален (II в. н.э.)7 сформулировал гуморальную теорию, согласно которой различное соотношение этих жидкостей влияет не только на здоровье, но и определяет психическое состояние, поведение человека. Гален предложил первую классификацию видов темперамента. В зависимости от преобладания в организме той или иной жидкости люди, согласно его теории, отличаются друг от друга силой, скоростью, темпом, ритмом движений, экспрессивностью выражения чувств. Отсюда пошли названия четырех типов темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. 
Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении. 
Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента. 
Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности. 
Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается. 
Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.  
 
Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства. 
От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. 
В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов. Таким образом, при анализе индивидуально-психологических особенностей личности требуется установить степень преобладания тех или иных характеристик традиционно выделяемых четырех типов темперамента. Нет ни хороших, ни плохих  темпераментов.  Каждый  из  них  имеет  свои

Информация о работе Индивидуально - психологические особенности личности (темперамент , характер и его свойства)