Индивидуально - психологические особенности личности (темперамент , характер и его свойства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Цель работы является исследование индивидуально - психологических свойств личности с помощью различных тестов, определяющих тип темперамента, характер, уровень интеллекта и отражающих психосоциальный мир личности испытуемого. В реальной жизни психика человека существенно отличается от психики даже высокоорганизованных животных тем, что она в большинстве своих проявлений осознанна. Все те формы отражения и психические явления, которые свойственны и человеку и животному, у человека значительно усложнены, составляют единство с сознанием, носят подчиненный характер

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1.Индивидуальные особенности личности в психологии ………..5
2.Темперамент как индивидуальная психологическая особенность
личности…………………………………………………………………7
3.Характер и способности; их структура……………………………...12
Заключение……………………………………………………………...17
Список использованной литературы…………………………………..20

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 64.41 Кб (Скачать файл)

достоинства   и   недостатки. Достоинство Холерика — в возможности

сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени,   а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает  выдержки.

Сангвиник,  обладая  быстрой  реакцией  и  повышенной  трудоспособностью   в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только  из-за  быстрой  утомляемости,  но  и  ввиду   падения   интереса.   Достоинство флегматика в способности долго и упорно  работать,  но  он  не  в  состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои  усилия.  Меланхолик  отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу,  его  работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале.

    Тип  темперамента8  необходимо  учитывать  в  специальностях,  где  труд

предъявляет особые  требования  к  динамическим  и  эмоциональным  качествам человека. Большинство исследователей темперамента выделяют  такие  его  свойства,теснейшим  образом  связанные  между  собой  и   с   качествами   характера:

сензитивность  —  особенность  человека,   проявляющаяся   в   возникновении

чувствительности (психической реакции) на  внешний  раздражитель  наименьшей

силы; реактивность — особенность человека, связанная с  силой  эмоциональной

реакции на внешние и внутренние  раздражители;  активность  -  способность

человека, заключающаяся в преодолении внешних  и  внутренних ограничений  в производстве,   в   общественно-значимых   преобразованиях,   в   присвоении богатств, усвоении духовной культуры; темп реакций -  особенность  человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в  определенной мере и  психических  состояний;  пластичность  —  ригидность  —  особенности человека гибко и легко приспосабливаться  к  новым  условиям,  либо  костно, инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся  условиях;  экстраверсия-интроверсия  ~  особенности  человека,   выражающиеся   в   преимущественной

направленности активности личности либо  вовне  (на  мир  внешних  объектов:

окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления  собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли).

    Темперамент, будучи  врожденным,  является  базой  большинства  свойств личности. Но  он определяет лишь динамику  их  проявления  (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность).

    Впечатлительность  —   свойство   человека,   характеризующее   степень

воздействия различных раздражителей, время сохранения их  в  памяти  и  силу ответной реакции на это воздействие. Эмоциональность - свойство,  выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных  процессов и состояний. Импульсивность - свойство, заключающееся в склонности  человека действовать  по  первому  побуждению,   спонтанно   под   влиянием   внешних воздействий  или  внезапно  нахлынувших  эмоций.  Тревожность  -  повышенная

склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни,  в  том числе и не располагающих к  этому.  Понятие  тревожности  близко  к  понятию невротизма.

    Эти особенности  темперамента оказывают влияние  на характерологические черты, на  развитие и проявление способностей  человека.

Не существует лучших или худших темпераментов. Поэтому усилия при контакте с человеком должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характер и способности; их структура.

У каждого человека черты и качества соединены по-разному. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер.

Характер - это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.

С топической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх - Я»10 и «Оно». Две последние системы локализированы в слое первичного психического процесса – в бессознательном. «Оно» – это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечение к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; б) влечение к смерти и разрушению –танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» – это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый, обычно, сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция – соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» – внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности.Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности. От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят полнота и сила характера. Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются при старении организма, продолжительной болезни или других изменениях в психике11.

Определить структуру, или строение, характера человека - значит выделить в характере основные компоненты и установить обусловленные ими специфические черты в их сложном отношении и взаимодействии. В характере как психическом складе, как целостной системе свойств, отражающих историю взаимодействие личности с условиями жизни, всегда можно выделить основные звенья системы. или динамические стереотипы, которые" закрепляются внешними воздействиями и которые характеризуют поведение человека в данных условиях жизни. В содержательном плане характер рассматривается как система отношений человека к окружающему миру, деятельности, другим людям, к самому себе.

Отношение к окружающему миру выражается в направленности личности, которая проявляется и действиях, поступках, поведении и определяется мировоззрением человека, его потребностями.По отношению людей к окружающему миру можно говорить о характерах идейных и безыдейных. Идейный характер свойственен человеку, имеющему определенные устойчивые взгляды и поступающему в соответствии с ними. Наоборот, человек с безыдейным характером либо вообще не имеет твердых взглядов и убеждений, либо действует вразрез с ними, подчиняясь чувствам, обстоятельствам или постороннему влиянию.

Важной чертой идейного характера, выраженной по отношению к окружающему, является его целенаправленность. Она проявляется в наличии у человека системы ближних и дальних целей, обусловленных его мировоззрением.По отношению к труду различают деятельные и бездеятельные характеры. Человеку с деятельным характером присуща целеустремленность, которая делает труд организованным; придает ему общественную значимость и моральную ценность. Деятельные, но неорганизованные люди внешне суетливы, отличаются отсутствием целеустремленности или неумением подчинить свои действия своим мыслям. Люди, обладающие бездеятельным характером, пассивны. Бездеятельность вместе с тем может вызываться глубокой внутренней противоречивостью человека. Но и в этом случае она не может быть оправдана12.

Отношение к людям проявляется во взаимоотношениях с товарищами, в совместной деятельности в коллективе. По этому принципу различают людей с общительными и замкнутыми характерами. В жизни встречаются люди с общительным поверхностным характером. Они легко завязывают знакомства в основе которых отсутствует осознание какой бы то ни было общности. Таких людей обычно называют легкомысленными. Они способны на различного рода неожиданности, и поэтому за ними требуется постоянный контроль.

Общительность человека может быть избирательной, основывающейся на интересе к людям, одинаково с ним мыслящим. Подобная общительность положительна, она характеризует человека как принципиального, последовательного. Замкнутый характер может быть следствием отрицательного или безразличного отношения к людям, или глубокой внутренней сосредоточенности (и тогда она не свидетельствует о безразличии), или недоверия к ним, осторожности, что бывает, когда человек живет в чужой ему среде. Отношение к самому себе.

Каждый человек определённым образом относится к самому себе. Это отношение содержит в себе осознание своего положения в коллективе, обществе и обязанностей перед ними. Переоценка своей значимости, возможностей и потребностей свойственна людям с эгоистическим характером. Эгоист ставит себя, свои личные интересы выше интересов коллектива, поэтому такой человек ненадежен, на него нельзя положится. Люди с такой чертой характера в последующем, в период службы, испытывают большие трудности во взаимоотношениях с сослуживцами. Человек с альтруистическими чертами характера превыше всего ставит интересы коллектива, других людей. Альтруизм - важная черта характера, без которой невозможно существование подлинного коллектива

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Способности формируются на основании врожденных задатков, коими являются конституциональные особенности (телосложение, биохимическая индивидуальность), особенности нервной системы. Развитие способностей в процессе жизнедеятельности человека включают его знания, умения, мотивы, интересы, направленность13.

Практически любая особенность личности, любое качество ее психических процессов может выступать в роли способности, если способствует достижению успеха в деятельности

Французский философ-материалист, идеолог революционной буржуазии К Гельвеций (1715 - 1771) - активный сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности - считал, что способности есть продукт общественный и различаются они лишь за счет принадлежности человека к той или иной среде. Бытовали и другие мнения видных ученых. Так, например, Ф. Гальтон (1822- 1911), английский психолог и антрополог, считал, что человек - существо чисто биологическое и способности передаются ему <по наследству>, т.е. являются врожденным свойством. Исследования ученых, опирающихся на современную методологию, раскрывают сложную структуру способностей. Во-первых, социальная сторона способностей проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т.п. Во-вторых, психологическая сторона способностей, т.е. особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психических образовании и т.д. В-третьих, физиологическая сторона способностей - это анатомо- физиологические особенности организма и нервной системы человека, это - задатки, которые являются врожденными особенностями.14 Способности - это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности проявляются, функционируют и развиваются только в деятельности.

Все спосо6ности человека можно классифицировать, исходя из их внутренней структуры. Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память) ; сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения как мышление, представление, воображение; например, способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения и т.п. ; "демонические", связанные с физиологическими особенностями организма человека.

Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на способности общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности, проявляющихся в деятельности; специальные (профессиональные), дающие возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности, выбранной профессии; частные - это способности человека в неосновном для него виде деятельности. Связующим звеном между способностями первой и второй групп является особый вид способностей - творческие. Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т.п., а их ломку, преобразования, нередко связанные даже с риском. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности - научной, художественной, производственной, общественной, воинской. Уровни развития способностей Исходя из определения видно, что способности позволяют человеку заниматься одним или несколькими видами деятельности. В зависимости от сложности, многообразности и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей. Одаренность - благоприятное сочетание способностей обеих групп, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности. Например, академик Л. Д. Ландау в 13 лет закончил десятилетку. 14-летним студентом университета он занимался на двух факультетах: физико-математическом и химическом.15 В 18 лет Ландау стал внештатным аспирантом знаменитого Ленинградского физико-технического института, несмотря на то, что еще не имел университетского диплома. Талант - совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность - высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение результатов.

Информация о работе Индивидуально - психологические особенности личности (темперамент , характер и его свойства)