Индивидуальное своеобразие профессионала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 16:02, реферат

Описание работы

Понятие «субъект труда» является фундаментальной категорией психологии. Она отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, то есть на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности. Субъектом труда может быть не только конкретный человек (индивид), но и социальная группа (рабочий коллектив). Таким образом, субъект труда — это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.
Субъект труда — это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

Файлы: 1 файл

Реферат_диф.псих_ Орехова Э.В..docx

— 64.68 Кб (Скачать файл)
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ  им.  Л. С. Выготского

Факультет «Психология»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по предмету: Дифференциальная психология

 

На тему: «Индивидуальное своеобразие профессионала»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: студентка 2 курса 2-го высшего образования

Э.В. Орехова.

 

Преподаватель: Доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии,

кандидат психологических наук  Н.В. Глоба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2012 г.

 

Введение в проблематику.

Понятие «субъект труда» является фундаментальной категорией психологии. Она отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, то есть на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности. Субъектом труда может быть не только конкретный человек (индивид), но и социальная группа (рабочий коллектив). Таким образом, субъект труда — это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

Субъект труда — это  активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. 

Для того чтобы стать субъектом труда, необходимо: 
1) достижение высокого уровня развития способностей и других профессионально важных качеств личности; 
2) удовлетворенность трудом; 
3) адекватное отражение объекта труда; 
4) развитие системы саморегуляции; 
5) усвоение общественно выработанных способов деятельности; 
6) развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения.

Психологическая сущность проблемы становления, формирования профессионала, развитие его личности опирается на два основных понятия: «профессионализация субъекта труда» и «профессионал». 

Профессионализация — это формирование специфических видов трудовой активности человека (личности) на основе развития совокупности профессионально ориентированных его характеристик (психологических, физиологических, поведенческих, рабочих), обеспечивающих функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда. Профессионал — это специалист в определенной области трудовой деятельности, достигший требуемого уровня мастерства для эффективного выполнения предписанных задач. С позиций психологических особенностей этого понятия, профессионал — это субъект труда, у которого профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности, во-первых, соответствуют требованиям этой деятельности (с точки зрения возможностей их реализации), во-вторых, представляют относительно устойчивую (для определенных условий) и пластичную структуру и, в-третьих, обеспечивают формирование и реализацию операционной (предметно-ориентированной) сферы личности, которая и определяет необходимый уровень эффективности труда.

Профессионал – специалист в определенной области трудовой деятельности.

Процесс формирования личности профессионала обусловливается синтезом возможностей, способностей, активности личности и требованиями деятельности. Основной смысл содержания проблемы сводится к формулам: 
- «проявление личности в профессии», т. е. в выборе и овладении профессией, в удовлетворении личностных познавательных интересов; 
- «развитие личности в деятельности», что отражается в формировании профессионально ориентированных качеств человека (его организма и личностных черт), расширении сферы познания окружающего мира, развитии форм и содержания предмета общения.

Формирование личности профессионала характеризуется внутренней противоречивостью процессов индивидуального развития человека — неравномерностью изменений и гетерохронностью (разновременностью) фаз развития, а также зависимостью психического развития от смены различных видов деятельности на профессиональном пути и в течение коротких промежутков времени.

Профессиональная деятельность человека задает направление развития его личности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, то есть о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях.

Отрицательным проявлением этого процесса является так называемая профессиональная деформация личности, когда профессиональные привычки, стиль мышления и общения и другие особенности личности гипертрофируются и отражаются на взаимодействии с другими людьми (например, у врачей — грубоватый юмор, снижение уровня эмоциональных переживаний, у учителей — авторитарность, категоричность суждений, поучающая манера общения и т. д.).

Развитию личности профессионала способствует построение «образа Я» профессионала, т. е. представления о себе как о профессионале, а также создание образа профессионала как эталонной модели его личности, — соотношение этих двух образов, оценка их рассогласования, выработка стратегии приближения к эталонной модели и стремление к ней определяют один из путей развития личности.

Не всякая трудовая деятельность развивает личность, и не всякое развитие профессиональных способностей равнозначно развитию личности. Оно так же, как и появление потребности в труде, связано с достижением субъектом чувства удовлетворенности от процесса и результатов деятельности, наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможности в трудовом процессе.

Важной особенностью психического развития субъекта труда является возможность возникновения кризисных явлений, связанных с замедлением или даже регрессией в развитии. При всем индивидуальном своеобразии жизненного пути каждого человека можно выявить и некоторые общие закономерности, в том числе «нормативные жизненные кризисы». Особенно существенна взаимосвязь с профессиональным развитием нормативных кризисов взрослой жизни.

Первый нормативный кризис в период ранней взрослости связан с задачей окончательного перехода к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, — он проявляется в трудности вхождения в жесткий трудовой режим, неуверенности в своих возможностях, адаптации к трудовым взаимоотношениям и т. д.

После завершения периода профессиональной адаптации (после 4-5 лет работы) может наступить следующий кризисный период («кризис 30-летия»), который возникает в случае неудовлетворения личных запросов (прибавка к зарплате, повышение статуса и т. п.) и проявляется в отрицательных эмоциях, снижении профессионального интереса или трудовом перенапряжении.

Нормативный «кризис середины жизни» (40-50 лет) в профессиональной деятельности часто воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня и часто сопровождается увеличением темпов работы, дополнительными нагрузками, следствием чего может быть перенапряжение, переутомление, апатия, депрессия, психосоматические заболевания.

Тяжело переживается и предпенсионный кризис (55-60 лет), связанный с завершением профессиональной карьеры, отсутствием равнозначной ее замены другими видами деятельности, недостаточной критичностью в оценке ситуации, естественным снижением функциональных возможностей организма, сопутствующими заболеваниями.

С профессиональной деятельностью связана возможность возникновения так называемых «биографических кризисов» (Р. А. Ахмеров), которые могут не только оказывать влияние на эффектность и качество трудового процесса, но также изменять самооценку и самоуважение субъекта труда. Во-первых, это «кризис нереализованности», связанный с субъективной недооценкой результатов пройденного жизненного пути или с опасением низкой оценки достижений субъекта представителями новой социальной среды, в которую он перешел. Во-вторых, это «кризис опустошенности», который возникает в ситуации, когда в субъективной картине жизненного пути слабо 
представлены связи от прошлого и настоящего в будущее, — он проявляется в переживаниях отсутствия конкретных целей, несмотря на наличие определенных трудовых достижений и объективных возможностей в профессиональной деятельности. В-третьих, это «кризис бесперспективности», который связан с неясностью планов, проектов, путей самоопределения, самореализации в тех или иных возможных ролях, отсутствием замыслов на будущее, непониманием потенциальных связей событий.

Возрастное, профессиональное и психическое развитие человека как субъекта труда можно представить в виде следующих стадий: 
I. Допрофессиональное развитие. 
1. Стадия предыгры (от 3 лет). 
2. Стадия игры (период дошкольного детства - от 3 до 7-8 лет). 
3. Стадия овладения учебной деятельностью (период младшего школьного возраста—от 7-8 до 11-12 лет); 
II. Развитие в период выбора профессий.

  • Стадия оптации (период осознанной подготовки к жизни, к труду, планирования профессионального пути, выбора профессии — от 12-13 до 14-18 лет).

 

       III. Развитие в период  профессиональной подготовки и  дальнейшего становления профессионала. 
5. Стадия профессионального обучения (от 15-19 до 16-23 лет). 
6. Стадия профессиональной адаптации (от 17-21 до 24-27 лет). 
7. Стадия развития профессионала (от 21-27 до 45-50 лет). 
8. Стадия реализации профессионала (от 46-50 до 60-65 лет). 
9. Стадия спада (свыше 61-65 лет). 
Характерные психологические и профессиональные особенности для каждой стадии развития личности представлены в ряде специальных работ.

 

 

Основная часть (описание экспериментов, данных...).

Центральным в процессе жизненной активности взрослого человека в современном обществе является фактор профессиональной компетентности. Его наличие или отсутствие уже само по себе вызывает различия в личностном самоопределении и стилях жизни. Во многих исследованиях показана связь между профессионально незанятыми женщинами (которых обычно называют домохозяйками) и частотой проявления психосоматических расстройств, личностных деформаций и нарушений в сфере межличностного общения (Либина, 1995). Детерминация связи профессиональной компетентности и личностных, индивидуальных особенностей по меньшей мере двойственна. С одной стороны, она основана на свойствах обратной связи - больший профессионализм влечет за собой и большую интегрированность личности, что, в частности, проявляется в качестве преподавательской и руководящей деятельности. С другой стороны, исследования творчества и одаренности показывают неоднозначность связи профессиональных достижений с личностной компетентностью.

Одной из наиболее известных психологических теорий профессионального выбора, объединяющей личностные черты с предпочтением рода занятий и организационной структуры, является концепция Дж.Голланда, который поставил своей целью объяснить, почему разные типы людей предпочитают разные типы профессиональных занятий (Holland, 1963). Обозначив шесть основных родов занятий, названных "рабочая среда", Дж.Юлланд представил их в виде гексагональной структуры, указав взаимосвязи между личностными особенностями, предпочтением рода деятельности и конкретными образцами профессий. Следующая краткая схема (на основе Osipow, 1983) пояснит суть этой теории: сначала идет обозначение рода деятельности, затем примеры конкретных профессий и характеристики личностного типа, склонного к освоению данной "рабочей среды":

Практическая - фермер, водитель грузовика - несоциализированность, зрелость, маскулинность, экстравертированность, настойчивость.

Исследовательская - химик, биолог - несоциализированность, маскулинность, интровертированность, самодостаточность, настойчивость.

Общественная - социальные работники, учителя живость, предприимчивость, консервативность, фемининность, социализированность.

Традиционная - книготорговцы, банковские служащие - конформность, консервативность, зависимость, маскулинность, нескромность, экстравертированность, ответственность.

Предпринимательская - бизнесмены, политики - социализированность, доминантность, консервативность,импульсивность.

Художественная - музыканты, актеры - незрелость,утонченность, параноидальность, интровертированность.

Несмотря на явную несогласованность (по крайней мере, из представленных перечней) между собой некоторых признаков одного и того же симптомокомплекса, разработанный на базе концепции. Опросник измерения профессиональных предпочтений (Holland, 1985) широко используется и служит для создания новых моделей межличностного поведения.

 

В.С.Магун, проанализировав данные собственного исследования, охватившего более четырех тысяч человек, а также данные других авторов, выявил наличие двух тенденций - позитивной и негативной – в соотношении продуктивности (П) с удовлетворенностью (У). Направленность тенденций зависит от "энергетической цены деятельности", фиксирующей потери и вредные для субъекта последствия деятельности.

Исследователь предположил, что устойчивые, но не большие коэффициенты корреляции между П и У являются следствием разнонаправленных связей между этими показателями и что эффективным средством расщепления "видимых" корреляций является факторный анализ. Первоначально были получены два наиболее информативных фактора (Magun, 1993):

- фактор конгруэнтных соотношений, в котором показатели У прямо пропорциональны величине П; то есть, «чем лучше человек работает, тем в большей мере он удовлетворен различными аспектами своего труда»;

- фактор дисгармоничных соотношений, в который показатели П и У вошли с противоположными знаками, то есть, "чем выше продуктивность работника, тем хуже удовлетворены его потребности".

Следующий этап разработанного автором метода расширенных факторов (Магун, 1985) заключался в формировании двух групп работников (в каждую вошло не менее 600 человек), имеющих полярные значения по одному и тому же фактору. Для этих групп вычислялись коэффициенты корреляции между У и П. Результаты факторного "расщепления" подтвердили первоначальную гипотезу - в подгруппе с конгруэнтным соотношением П и У позитивные корреляции между этими показателями значимо превышали значения, полученные на всем массиве, а в подгруппе с дисгармоничным соотношением П и У все значения были ниже общесредних и большинство связей имело инвертированную, по сравнению с первой подгруппой, направленность. Интересно, что результаты, полученные после обработки данных, предоставленных американскими исследователями, подтвердили факт существования разнонаправленных связей между П и У, и, в то же время, для "американской организаций превалирование отрицательных взаимосвязей между продуктивностью труда и удовлетворенностью работой встречалось в два раза реже, чем преобладание положительных взаимосвязей" (Magun, 1993).

Информация о работе Индивидуальное своеобразие профессионала