Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 16:02, реферат
Понятие «субъект труда» является фундаментальной категорией психологии. Она отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, то есть на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности. Субъектом труда может быть не только конкретный человек (индивид), но и социальная группа (рабочий коллектив). Таким образом, субъект труда — это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.
Субъект труда — это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.
Как видно из этого небольшого перечня некоторых основных компонентов-слагаемых успеха, есть большие основания предполагать связь этого конструкта скорее с личностными предпосылками, чем с ситуативными детерминантами, имея в виду возникающие в жизни каждого из нас обстоятельства, затрудняющие или облегчающие достижение намеченных целей.
Понятие успеха как такового имеет ключевое значение для любого человека. Однако далеко не всегда различаются уровни этого важнейшего конструкта, представленные организованными в иерархическую структуру ортогональными факторами: степень самосовершенствования, профессиональные достижения и жизненный успех.
Личностный успех выражается в достигнутом человеком уровне личностной зрелости, связанном с ощущением субъективного и семейного благополучия. Успех профессиональный отражается в степени творческого своеобразия конечного результата или продукта деятельности.
Наконец, жизненный успех может быть достигнут как за счет одного из этих двух факторов (и в этом случае он неизбежно строится на основе гиперкомпенсации), так и за счет наиболее оптимального сочетания личностного и профессионального компонентов.
Связующим звеном системы факторов успеха оказывается своеобразие таких личностных переменных, как предпочтение ценностей и мотивация достижения. Наиболее существенное различие выражается в преобладании у субъекта так называемой "внутренней" или "внешней" мотивации. Первая связана с удовлетворением от самого процесса работы, вторая - с ориентацией на вознаграждение как единственный ценный результат.
Огромное количество исследований на эту тему выполнено с целью изучения влияния ситуационных факторов на мотивацию, хотя и они показывают, что внешне мотивированные субъекты обнаруживают гораздо большее количество побочных негативных эффектов меньшую креативность, большую нетерпеливость и меньшую обучаемость (Amabile, Goldfarb Brackfield, 1990). Изучение типов мотивации как проявления личностных черт привело к созданию конструкта "каузальная ориентация", для измерения которого предлагается специальный опросник, выявляющий три компонента каузальной (причинной) ориентации - автономность, КОНТРОЛЬ и нейтральность (Deci Ryan, 1985). Каузальная ориентация связана с общими предпочтениями субъектов способах вознаграждения, структурирующих его жизнь. Обнаружено, что автономно-ориентированные индивидуумы обладают, в основном, внутренней мотивацией, тогда как ориентированные-на-контроль склонны к проявлению внешней мотивации.
В шкале Внутренней Мотивации (ВМ), измеряемой с помощью Опросника Профессиональных Предпочтений, выделяются такие компоненты, как самоопределение, компетентность, понимание задания, любознательность, удовлетворение достигнутым. Анализ внешней мотивации учитывает соревновательность, оценку достижений, признание и напряженность. Тест-ретестовая надежность в течение шестимесячного периода для обоих шкал составила соответственно 0.84 и 0.94 для студентов и 0.89 и 0.90 для работающих взрослых. Содержательная интерпретация шкал подтвердила данные предыдущих исследований - шкала внутренней мотивации позитивно коррелировала с измерениями креативности и потребностью в знаниях, а показатели внешней мотивации - негативно с этими же параметрами. Интересно также, что ВМ обнаружила устойчивую позитивную связь с профессиональными предпочтениями в исследовательской области (наука) по модели Голланда.
УСПЕШНЫЕ И НЕУСПЕШНЫЕ: ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Характерологический фактор также оказывается существенным компонентом в обшей формуле жизненного успеха. Так, сформировавшийся в детстве "неблагоприятный симптомокомплекс черт" или (некоторый в обиходе часто обозначается как "скверный характер"), нередко развивается в течение всей последующей жизни. Люди, обнаруживающие (в который, по результатам исследований, входят социально-нежелательные черты, такие как вспыльчивость, застенчивость и пр.) в возрасте восьми лет, став взрослыми, продолжают находиться под его влиянием (Caspi, Elder Bern, 1987; 1988). Мальчики проявляли тенденцию оставлять школу и, став мужчинами, вели неустойчивую и беспорядочную профессиональную деятельность. Это привело их к более низкому профессиональному статусу и снижению карьерного роста. Эффект воздействия Не на женщин проявился в их домашней жизни. Они, как правило, выходили замуж за представителей более низких, чем ожидали, социальных слоев, гораздо чаще разводились, проявляли меньше удовлетворенности своими супружескими отношениями, а так же воспринимались своим мужем и детьми как "люди со скверным характером". Эти признаки отчетливо были выражены у данной группы женщин по сравнению с их сверстницами, не имеющими в возрасте восьми лет выраженного Не.
По данным тех же авторов, застенчивые в детстве, в возрасте восьми лет, мужчины позже женились, позже стали отцами и приобрели стабильное положение позже, чем незастенчивые. Женщины, застенчивые в детстве, продолжали оставаться таковыми без вредных для себя последствий. Они вовремя выходили замуж и заводили детей, но только меньше времени отдавали профессиональной карьере. Они выходили замуж за мужчин, имеющих более высокое социальное положение, возможно потому, что застенчивая женщина считается более подходящей для домашней жизни супругой.
Эрик Берн (1994), развивая созданную им концепцию жизненных сценариев - устойчивой системы представлений субъекта о своем поведении в различных ситуациях - описал сценарии Выигрывающего и Проигрывающего, которые можно соотнести соответственно с симптомокомплексами "личностного успеха" (высокий уровень притязаний, ориентация на удачу, уверенность в себе, наступательная стратегия, ожидание позитива etc.) и "поражения" (низкий или завышенно-нереалистичный уровень притязаний, избегание неудачи, оборонительная стратегия, ожидание негатива etc.). Проигрывающий охвачен смутным предчувствием беды и вызывает беспокойство у окружающих; для него типичны фразы: "Если бы только...", "Мне нужно было...", "Я так и знал, что это случится..."; он не знает, что будет делать в случае поражения, зато любит рассказывать о том, что случится в случае успеха; он старается отбросить саму мысль о провале, заменяя ее мечтами о последствиях победы. Проигрывающий воспринимает выигрыш как подарок Судьбы, а неудачу считает характерной для своей жизни закономерностью. Выигрывающий сам выбирает себе цели и способы их достижения; он знает, что будет делать, если проиграет, но не привык рассуждать о поражении; для него характерны фразы: "Я ошибся, но в следующий раз поступлю правильно" или: "Теперь я знаю, что мне делать". Выигрывающий удачу считает закономерностью, а неудачу - случайностью.
Заключение.
Работа - один из самых важных
видов активности в человеческой жизни.
Поиск подходящего рода занятий сопровождает
нас с детства до глубокой старости. Наличие
или отсутствие работы как профессионального
вида деятельности сказывается на важнейших
личностных проявлениях, таких как самооценка,
психологическое и психическое здоровье
(Kuhnert Palmer, 1991). Ключевые слова для дифференциально-
Большое внимание в этой области уделяется исследованиям меж индивидуальных различий по продуктивности и удовлетворенности работой. Созданная на основе большого количества данных первоначальная каузальная схема, рассматривающая удовлетворенность как причину, продуктивность как следствие, была дополнена положением о том, что с ростом продуктивности растет удовлетворенность внешними сторонами работы – заработком условиями и пр. (Siegal Bowen, 1971). Однако безусловное преобладание позитивной связи между продуктивностью и удовлетворенностью в обоих случаях также не является единственной тенденцией.
Список литературы (не менее 2-3 наименований).
Информация о работе Индивидуальное своеобразие профессионала