Индивидуальные особенности психического развития дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)…………..
История вопроса…………………………………………………………….
Особенности психического развития детей дошкольного возраста……
Психологические особенности детей с СДВГ…………………………….
Глава 2. Агрессивность: характеристика, основные формы проявления в детские возраста, способы коррекции……………………………………………
2.1. Происхождение агрессивности………………………………………………
2.2. Детская агрессивность и ее причины………………………………………..
2.3. Классификация видов агрессии………………………………………………
2.4. Особенности агрессии детей………………………………………………….
Глава 3. Тревожность: понятие, специфика проявления………………………..
3.1. Определение понятия тревожности………………………………………….
3.2. Классификация тревожности…………………………………………………
3.3. Причины проявления и развития тревожности у детей…………………....
3.4. Особенности поведения тревожных детей………………………………………………..
Глава 4. Замкнутость ребенка……………………………………………………..
4.1. Причины замкнутости………………………………………………………..
4.2. Внутреннее раскрепощение………………………………………………….
Глава 5. Частные случаи трудностей в развитии (вербализм, демонстративность, уход от деятельности, пассивность, социальная дезадаптация)………………………………………………………………………
5.1. Общие понятия частных случаев ……………….............................................
Глава 6. Неблагополучные семьи как фактор деформации развития ..................
6.1. Общие понятия неблагополучной семьи……………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

первый реферат.docx

— 92.35 Кб (Скачать файл)

 

«Пермский государственный педагогический университет»

 

 

 

 

Реферат

 

 

На тему: Индивидуальные особенности

психического  развития дошкольника  

Работу выполнила:

студентка 2 группы заочного отделения

факультета психологии

Федотова Алина Васильевна

 

Руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры  психологии  ПГПУ   Богомягкова Оксана Николаевна

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)…………..

    1. История вопроса…………………………………………………………….
    2. Особенности психического развития детей дошкольного возраста……
    3. Психологические особенности детей с СДВГ…………………………….

Глава 2. Агрессивность: характеристика, основные формы проявления в детские  возраста, способы коррекции……………………………………………

 2.1. Происхождение агрессивности……………………………………………

2.2. Детская агрессивность и ее причины………………………………………..

2.3. Классификация видов агрессии………………………………………………

2.4. Особенности агрессии детей………………………………………………….

Глава 3. Тревожность: понятие, специфика проявления………………………..

3.1. Определение понятия тревожности………………………………………….

3.2. Классификация тревожности…………………………………………………

3.3. Причины проявления и развития тревожности у детей…………………....

3.4. Особенности поведения тревожных детей………………………………………………..

Глава 4. Замкнутость ребенка……………………………………………………..

4.1. Причины замкнутости………………………………………………………..

4.2. Внутреннее раскрепощение………………………………………………….

Глава 5. Частные случаи трудностей в развитии (вербализм, демонстративность, уход от деятельности, пассивность, социальная дезадаптация)………………………………………………………………………

5.1. Общие понятия частных случаев ……………….............................................

Глава 6. Неблагополучные  семьи как фактор деформации развития ..................

6.1. Общие понятия неблагополучной семьи……………………………………

Заключение…………………………………………………………………………Библиографический список……………………………………………………….

Введение

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как  обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда  закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно  будет протекать, во многом зависит  будущее ребенка. При этом множественные  факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются  именно в дошкольный период развития ребенка. Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими  характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего  самых близких  для ребёнка людей,  его семьи. Тем самым подтверждается роль, которая  оказывается психологом-педагогом  в формировании личности, формировании психологических её характеристик. В воспитании и развитии дошкольника  важны все факторы воздействия  на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного  учреждения. Важно в дошкольном возрасте, когда психика ребенка находится  в состоянии интенсивного развития и то или иное воздействие на этот процесс может оказать значительное влияние на восприятие ребенком мира, на его участие в совместной, коллективной деятельности. Целью данной темы является выяснение, что представляет из себя психическое развитие в дошкольном возрасте и какие особенности психического развития детей дошкольного возраста так важно вовремя предупредить. Исходя из цели темы, были определены следующие задачи:

1)изучение литературы;

3) взаимодействие возрастных и индивидуальных особенностей развития;

4) рассмотреть детей с трудностями поведения;

5) определить акцентуации  характера и особенности их  проявления в детском возрасте;

6) семья как фактор  психического развития.

Для  современного  положения  детей  в   нашем   обществе   характерно социальная деприкация, т.е. лишение, ограничение,  недостаточность  тех  или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Психологическое   самоощущение    детей,    поступающих    в    школу,

характеризуется  нехваткой  любви,  теплых  надёжных  отношений   в   семье, эмоциональной привязанности. Проявляются  признаки  неблагополучия,  напряженности   в   контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции. Как показал Л.С.Выготский (1984),каждый возрастной период характеризуется своей специфичной ситуацией развития, которая воплощается в ведущей деятельности возрастного периода. Социальная ситуация развития дошкольника характеризуется самостоятельностью и независимостью, ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения. Ни в каком другом возрасте человек не проходит так много качественно своеобразных этапов своей жизни, как в раннем и дошкольном детстве. Все дети проходят в своем развитии определенные стадии, или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Психическое развитие ребенка от рождения до и до зрелости проходит ряд последовательно сменяющих друг друга качественно своеобразных периодов. Каждый из таких периодов выделяется по ведущему для данного этапа отношению ребенка к действительности, по ведущему типу деятельности. Одним из самых мощных средств социализации ребенка и эффективных социальных сил, влияющих на формирование его личности, выступающих в качестве главного условия реализации его задатков и способностей, расширяющих простор для самореализации, является семья, которая обладает огромным диапазоном воспитательного и психологического влияния.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

 1.1. История вопроса

Необходимость изучения детей  с синдромом дефицита внимания и  гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. СДВГ считается одним из основных клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции. Термин «минимальная мозговая дисфункция» официально введен в 1962 году на специальной международной конференции в Оксфорде и с тех пор употребляется в медицинской литературе (Журба Л.Т., Трошин В.Д.). С этого времени термин ММД использовался для определения таких состояний, как расстройства поведения и трудности обучения, не связанные с выраженными нарушениями интеллектуального развития. В отечественной литературе термин «минимальная мозговая дисфункция» в настоящее время употребляется достаточно часто. Возникновение СДВГ может быть обусловлено воздействием различных этиологических факторов в период развития мозга до 6 лет. Большое число работ посвящено исследованиям, доказывающим возникновение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью вследствие небольшого повреждения мозга на ранних этапах развития, т.е. в пре - и интранатальный периоды (Савельева Г.М., Сичинова Л.Г.,1995 и т.д.) Сравнительный анализ анамнестических сведений о детях с данным синдромом и их здоровых сверстниках показал, что в группе детей с СДВГ чаще обнаруживались следующие неблагоприятные факторы: возраст матери моложе 20 лет, первая беременность, заболевания матери во время беременности, в том числе токсикоз во II и III триместрах, переношенность плода, длительные роды (Асонова Л.М., Макшанцева Н.М., 1987; Лицев А.Э., 1995; Халецкая О.В., 1999). Большой вклад в исследование проблемы внесли работы, выдвигающие предположение о роли генетических факторов в возникновении СДВГ, доказательством которой явилось существование семейных форм СДВГ (Тржесоглава З., 1986; Брязгунов И.П., 1994). О.В. Ефименко (1991) большое значение в возникновении СДВГ придает условиям развития ребенка в младенческом и дошкольном возрасте. Дети, воспитанные в детских домах или в атмосфере конфликтных и холодных взаимоотношений между родителями, чаще подвержены невротическим срывам, чем дети из семей с доброжелательной атмосферой. Также считается, что возникновению СДВГ способствует деликвентное поведение родителей – алкоголизм и курение (Ross D.M., Ross S.A., 1982; Тржесоглава З., 1986). З.Тржесоглава показал, что у 15% детей с СДВГ родители страдали хроническим алкоголизмом.     

1.2. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью наблюдается  у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пик проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается. Среди мальчиков синдром встречается в 2-3 раза чаще, чем среди девочек (Заваденко Н.Н., 1999; М.Пассольт, 2004).По данным исследований частота проявления синдрома среди детей дошкольного возраста составляет от 4,0% до 9,5%. Из работы И.А.Скворцова и соавторов (1988,1991) следует, что дошкольный возраст – наиболее критический период детства. Ожидание обучения в школе, активная подготовка к чтению, письму, счету требуют перестройки ЦНС на всех уровнях интеграции. В дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка, его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в возникновении внутренней психической жизни и внутренней регуляции поведения: ребенок сам начинает определять собственное поведение, трансформировать его из «полевого» - импульсивного и ситуативного – в «волевое» (Леонтьев А.Н., 1994). В критическом дошкольном периоде на этапе онтогенетического развития 5-6 лет высшие психические функции (ВПФ) характеризуются различной динамикой отдельных видов психической деятельности. При этом происходит не только накопление определенных количественных изменений в психической сфере ребенка, но и качественная своеобразная перестройка либо в ПВФ в целом, либо отдельной психической функции (Скворцова И.А., 1991; Осипенко Т.Н., 1996). На шестом году жизни появляется способность ставить для себя цели, касающиеся его собственного поведения, а также таких психических процессов, как память, внимание, восприятие и др. Это время характеризуется как период потери ребенком непосредственности и спонтанной активности, приобретения произвольности опосредованности, т.е. поведение становится многоплановым – разделяется план реальный и вымышленный, ребенок осознает их несовпадения; становится дифференцированными чувства, выделяется и осознается переход одного чувства в другое (Абрамова Г.С., 1999). В дошкольном возрасте речь превращается  в универсальное средство общения, возрастает ее выразительность, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, становятся орудием мышления и средством познания. Развивается регулирующая и складывается планирующая функции речи, речь становится особым видом произвольной деятельности. Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них.

  • Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.
  • Значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности -  игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, коммуникативную, при этом формируется как их техническая сторона, так и мотивационно - целевая.
  • Главным итогом всех видов деятельности выступает, с одной стороны, овладение моделированием как центральной умственной способностью, а с другой стороны, формирование произвольного поведения. Старший дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремлением их достигнуть, несмотря на препятствия.
  • В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений.
  • В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Психологические особенности детей с СДВГ.

Изучению проблемы СДВГ в  последние десятилетия придается  особое значение в зарубежных странах (Barkley R.A., 1988; Zametkin A.L., Rapoport I.L., 1987). Целенаправленные исследования СДВГ в России начались относительно недавно (Брязгунов И.П., 1994; Лицев А.Э., 1995; Платонова А.Г., 1996). Проявления СДВГ могут быть распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статиколокомоторной недостаточности, социальная дезадаптация. Отставание биологического созревания ЦНС у детей с СДВГ  и, как сдедствие, высших мозговых функций (преимущественно регулятивного компонента), не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки. Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро «схватывают» информацию, обладают неординарными способностями. Среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержек психического развития у данной категории детей не являются редкостью. Самое существенное состоит в том, что интеллект детей сохраняется, но но черты, характеризуещие СДВГ – беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо). Исследования Л.А. Ясюковой (2000) показывают специфику интеллектуальной деятельности ребенка с СДВГ, состоящей из цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью далее, в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла. Утомление обладает двойным биологическим действием: с одной стороны, оно является защитной охранительной реакцией от чрезвычайного истощения организма, с другой – утомление стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длительное время отдыха – пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон. В период «отдыха» мозга ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он делал в это время, не замечает, что были какие-то перерывы в его работе. Умственная утомляемость больше свойственна девочкам, а у мальчиков она проявляется к 7 годам. Память у детей с СДВГ может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются «пробелы в хорошо усвоенном» материалы. Особенно частыми у детей с СДВГ бывают такие речевые нарушения, как задержка развития речи, недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь, или, наоборот, взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания. Все эти нарушения обуславливают ущербность звукопроизносительной стороны речи, ее фонации, ограниченность словаря и синтаксиса, недостаточность семантики. Отмечаются и другие нарушения, например, заикание. Заикание не имеет четких возрастных тенденций, однако, чаще всего наблюдается в 5 и 7 лет. Заикание более свойственно мальчикам и возникает у них гораздо раньше, чем у девочек, и одинаково присутствует во всех возрастных группах. Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. У детей с синдромом нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Дети с СДВГ любят играть в деструктивные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что любят коллектив. Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Дети с СДВГ в большей степени, чем другие подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются из-за неудач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Агрессивность: характеристика, основные формы проявления в детские возраста, способы коррекции.

2.1. Происхождение агрессивности

Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение  физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе. Ребенок также может проявлять  агрессивность против животных или материальных объектов. Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, книги братьев и сестер, кусается, забрасывает сверстников камнями и т.д. Нередко агрессивность детей направляется на самого себя: они рвут свою одежду, наносят себе раны, головой бьются о дверь и т.д. В теории, объясняющей природу агрессивности, существует три отличных друг от друга подхода. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени. Теория влечений (психоэнергетическая модель):

 Одним из основоположников этой теории, без сомнения, является З. Фрейд. Он считал, что в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Первый рассматривался как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Второй несет в себе энергию разрушения, его задачей является “приводить все органически живущее к состоянию безжизненности”. Это злоба, ненависть, деструктивность. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у З. Фрейда связывается со стадиями детского развития. В частности, отмечается, что фиксация на оральной стадии развития может привести к формированию таких агрессивных черт характера, как наклонность к сарказму и сплетням. Фиксация на анальной стадии может привести к формированию упрямства, иногда переходящего в упрямство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу и мстительности. Взгляды З. Фрейда во многом разделялись и другими психологами, рассматривающими агрессивный компонент мотивации как один из основополагающих в поведении человека. Новое звучание эта тема получила благодаря работам одного из основоположников этологии К. Поренца, который утверждал, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адаптации человека. Но стремительное развитие научно-технической мысли и прогресс обогнали естественно текущее биологическое и психологическое созревание человека и привели к замедлению развития тормозных механизмов агрессии, что неизбежно влечет периодическое внешнее выражение агрессии. Иначе внутреннее напряжение будет накапливаться и создавать “давление” внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения (принцип выпускания пара из паровозного котла). Впрочем, следует отметить, что “психогидравлическая модель” К. Лоренца в основном базируется на часто неоправданном переносе результатов исследований, полученных на животных, на человеческое поведение. Другим слабым местом теории инстинктов является предопределенность способов управления агрессией: считается, что человек никогда не сможет справиться со своей агрессивностью. И поскольку накапливающаяся агрессия непременно должна быть отреагирована, единственной надеждой остается направление ее по нужному руслу. Например, сторонники теории инстинктов считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека является конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях. Однако большинство психологов не разделяют такого фатального взгляда на человеческое поведение. Во-первых, хотя ими и не отрицается, что человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни, но осуждается ограниченность представлений о природе человека как о чем-то низменном. Во-вторых, расходятся мнения и в отношении того, является агрессия инстинктом или же она лишь поставляет энергию, позволяющую “Я” эффективно осуществлять “принцип реальности”, преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений. Поэтому считается, что агрессивность - это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты. Агрессия является механизмом, благодаря которому эти инстинктивные тенденции направляются на другие объекты, и в первую очередь на людей, в основном, с целью их покорения или завоевания. Например, согласно А. Адлеру, агрессивность, является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Агрессия понимается в более широком контексте напряжение противостоящих начал: жизни и смерти, субъекта и объекта, туша и антитезиса, любви и войны. Универсальным свойством живой материи является соревновательность, борьба за первенство, стремление к превосходству. В сознании заложены интенция триумфа. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивность или, выражаясь словами А. Адлера, “Агонизирующее” сознание порождает различные формы агрессивного поведения от открытого до символического, каким, например, является хвастовство, цель которого состоит в символической реализации собственного могущества и превосходства. Это связано с тем, что агрессивный инстинкт включает в себя женский нарциссический компонент, требующий признания и преклонения. Другой представитель психоанализа Э. Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная, “доброкачественная” агрессия, которая служит делу выживания человека, она имеет биологические корни и затухает как только исчезает опасность или угроза жизни. Другой вид представляет “злокачественная” агрессия - это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами.

Информация о работе Индивидуальные особенности психического развития дошкольника