Индивидуальные особенности психического развития дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)…………..
История вопроса…………………………………………………………….
Особенности психического развития детей дошкольного возраста……
Психологические особенности детей с СДВГ…………………………….
Глава 2. Агрессивность: характеристика, основные формы проявления в детские возраста, способы коррекции……………………………………………
2.1. Происхождение агрессивности………………………………………………
2.2. Детская агрессивность и ее причины………………………………………..
2.3. Классификация видов агрессии………………………………………………
2.4. Особенности агрессии детей………………………………………………….
Глава 3. Тревожность: понятие, специфика проявления………………………..
3.1. Определение понятия тревожности………………………………………….
3.2. Классификация тревожности…………………………………………………
3.3. Причины проявления и развития тревожности у детей…………………....
3.4. Особенности поведения тревожных детей………………………………………………..
Глава 4. Замкнутость ребенка……………………………………………………..
4.1. Причины замкнутости………………………………………………………..
4.2. Внутреннее раскрепощение………………………………………………….
Глава 5. Частные случаи трудностей в развитии (вербализм, демонстративность, уход от деятельности, пассивность, социальная дезадаптация)………………………………………………………………………
5.1. Общие понятия частных случаев ……………….............................................
Глава 6. Неблагополучные семьи как фактор деформации развития ..................
6.1. Общие понятия неблагополучной семьи……………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

первый реферат.docx

— 92.35 Кб (Скачать файл)

- Меня зовут Оля, я  люблю придумывать куклам красивые  платья и рисовать их.

- Оля любит придумывать  куклам красивые платья и рисовать  их. А меня зовут Марина, я люблю  петь.

- Оля любит рисовать  красивые платья, Марина любит  петь. А меня зовут Денис, я  люблю конструировать. И так далее.  Эта игра способствует развитию  коммуникативных способностей детей,  а также развитию речи и памяти.  Одной из причин замкнутости ребенка могут быть его физические недостатки (например, плохое зрение, при котором приходится носить очки, полнота или худоба, заикание и др.). В таких случаях не обойтись без специальных занятий или визитов к врачу. Но можно помочь ребенку проще смотреть на свои недостатки, не зацикливаться на них, а относиться к ним с юмором. В жизни детей ждут не только приятные знакомства. Поэтому советую учить каждого ребенка иронично относиться к самому себе. В этом могут помочь различные игры. Предложить ребенку придумать смешную историю о нем самом. Привыкнув к тому, что каждый человек (даже мама и папа!) может оказаться в смешном положении, ребенок не будет панически бояться ироничного к себе отношения со стороны окружающих, ведь не исключено, что в любой момент он может стать объектом насмешек или причиной безудержного веселья. Чувство юмора — замечательный помощник в трудных ситуациях и порой единственный способ достойного выхода из создавшегося положения: метко сказанное слово или шутка в ответ на обидное прозвище, ироничное отношение к себе и насмешнику способны разрядить обстановку. Ребенку же с физическими дефектами веселый нрав поможет компенсировать эти недостатки и позволит ему всегда быть в центре внимания сверстников, потому что людям любого возраста, а детям особенно, свойственно тянуться к веселым добродушным людям, отличающимся особой отзывчивостью.

 

Глава 5. Частные случаи трудностей в развитии (вербализм, демонстративность, уход от деятельности, пассивность, социальная дезадаптация).

5.1. Вербализм, демонстративность, социальная дезадаптация.

Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении  личности ребенка. Так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяют все его последующее  развитие; особенно важно обратить внимание на то, какими будут начальные  этапы перехода к новым типам  взаимоотношений ребенка с окружающими  вне семьи, как будет изменяться характер деятельности при поступлении  в детское дошкольное образовательное  учреждение. Смена социальных отношений может представить для ребенка значительные трудности. Многие дети в периоды адаптации к детскому саду, школе начинают испытывать тревожное состояние, эмоциональную напряженность, становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми Особенно важно в это время осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации. Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста - игре, конструированию, рисованию т.е. тем которые способствуют развитию образного мышления. “Негативистическая демонстративность” . Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи периодически “выпадая” из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться. Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило избалованными детьми.  Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: “лучше пусть ругают, чем не замечают”, - извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают. Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать. “Уход от реальности”. Уход от реальности - еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля. Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбапансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. Исследования и наши наблюдения свидетельствуют, что социальная дезадаптация чаще всего берет начало в дошкольном возрасте, когда закладываются основы социальной адаптации «трудного дошкольника», эмоциональных и поведенческих расстройств. Государство стоит перед необходимостью защищать права современной семьи и права детей. Доктрина национальной безопасности, направленная на защиту прав ребенка, заботу о его жизни, развитии, образовании и воспитании находит отражение в таких документах, как: «Семейный кодекс» и «Конвенция о правах ребенка», в которых ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Это ставит вопрос об обязанности государства и общества взять на себя воспитание детей через дошкольные учреждения, социальные центры и приюты, детские дома и интернаты. Перед педагогической теорией и практикой стоит задача разработать пути и средства включения «трудного дошкольника» в систему полноценных детско-взрослых отношений, нейтрализации негативных переживаний ребенка, оказать содействие семье в преодолении собственных трудностей. В современных ДОУ данный процесс носит зачастую чисто формальный характер и не предусматривает специальной целенаправленной работы непосредственно с неблагополучной семьей. В научном плане проблема исследования выступает как междисциплинарная, в которой взаимосвязаны педагогический, социологический, криминологический, психологический и медицинский аспекты. Синтез межнаучных идей и подходов позволит найти необходимое решение практических и теоретических задач воспитания дошкольников из неблагополучных семей в условиях общественных дошкольных образовательных учреждений. Предметом изучения ученых и практиков становятся отклонения в поведении дошкольников, обусловленные неблагополучными факторами семейного воспитания или отсутствием такового (М. Безруких, М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Г.М. Иващенко, И.С. Константинова, В.А. Леви, Е. Смирнова, А.С. Спиваковская и др.). Уход от деятельности - это уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Гипертрофированное развитие защитного фантазирования составлявляет основную особенность психологического профиля. В дошкольном возрасте тенденция к уходу от деятельности порождает самосознание одиночки, непонятого окружающими и далекого от их интересов и устремлений. Основной особенностью деятельности дошкольника становится отсутствие содержательного общения со сверстниками, пассивность.

Глава 6. Неблагополучные семьи как фактор деформации развития.

6.1. Общие понятия неблагополучной семьи.

  «Неблагополучная семья» - семья, в которой имеет место нарушение или распад нравственно-этических норм и традиций общества и семейного уклада; постоянно проявляются серьезные нарушения в межличностных, внутрисемейных отношениях, порождающие ошибки и просчеты в воспитании детей; где проявляется непедагогическое деструктивное отношение к детям. В последнее время семья и, особенно неблагополучная семья, становится предметом исследования зарубежных и отечественных ученых. Ученые констатируют, что произошел переход от традиционной семьи к новому типу семьи, отражающей рыночные отношения. Современная семья находится в кризисном состоянии, которое сопровождается такими процессами как: падение жизненного уровня, резкое увеличение количества разводов и семейных конфликтов, падение рождаемости и как следствие снижение воспитательного потенциала, что, в свою очередь, неблагоприятно отражается на процессе формирования личности будущего члена общества, начиная уже с дошкольного возраста. В данном параграфе рассматривается современная семья как социальный институт формирования личности, представленный в концепциях ученых — философов, психологов, социологов и педагогов, социально-педагогические особенности неблагополучной семьи и характерные черты детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в подобных семьях. Современная семья - социальный институт формирования личности ребенка. Традиционно, главным институтом воспитания является семья. Именно семья - первая социальная среда, в которую попадает ребенок сразу после рождения. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена и тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка (А.А. Аркин, Н.И. Берестов, Ю.П. Захаров, СВ. Козлова, А.П. Кулик, Т.А. Куликова, Ю.П. Титаренко, А.В. Петровский, А.С. Спиваковская, В.Л. Титаренко, СВ. Козлова и др.). В этом пространстве развиваются его гражданские качества, его будущее, его благополучие. Сверхактуальной называет проблему семейного воспитания и ЮНЕСКО, который второй раз за последние 5 лет объявляет приоритетной темой года семью. Значимость влияния семьи на личность ребенка, ее сложность, многогранность и проблемность обусловливает большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определения, встречающиеся в научной литературе. Остановимся на некоторых из них. Например, по определению Л.Б. Шнейдера, «Семья — это важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни». По определению же В.И. Дружинина, для человека семья — главный и основной компонент среды обитания. В ней, «как в коконе, он живет первую четверть жизни, а построить новую семью пытается всю оставшуюся жизнь. Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. Среди определений семьи, построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное А.Г. Харчевым: семья — это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная: необходимость в которой обусловлена потребностью в физическом и духовном воспроизводстве населения». Семья постоянно, во все времена, находилась в центре внимания передовой общественной мысли. Это объясняется тем фактом, что семья не только представляет собой систему социального функционирования человека, но и один из основных институтов общества, занимающихся воспитанием его будущих членов. Она постоянно находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов изучения. «...Семья - уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания. В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием». Семья нас интересует как фактор, воздействующий на поведение и личностное развитие человека, поэтому рассмотрим ее особенности именно под этим углом зрения. Свой взор на семью обращали такие ученые, как В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.И; Пирогов, К.Д. Ушинский. В работах названых авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, которые нередко встречаются в современных. семьях. Это такие черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, телесные наказания. Известный русский педагог и общественный деятель, которого считают основоположником семейной педагогики, П.Ф. Лесгафт в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение», написанной в конце XIX века, попытался проследить и выявить влияние семейного воспитания на те или иные черты характера. Он выявил, что они формируются в результате выбранной воспитательной тактики супругов, под влиянием их поведения и образа жизни. (В то время это был очень важный прорыв, даже открытие в педагогической науке). Что касается взглядов современных ученых, то семья, по определению А.В. Мудрика - ячейка общества и фактор социализации человека, удивительным образом сумевшая в главном сохраниться до наших дней, хотя и претерпела весьма важные изменения. Трудно не согласиться с кем-либо из педагогов, ведь семья особая форма жизни человека, которая обеспечивает полноценную жизнедеятельность. Семья является общественной ценностью и противостоит крушению идеологий, ломке общечеловеческих ценностей. Для более полного понимания значения семьи в процессе формирования личности необходимо обратить внимание на некоторые моменты эволюции семьи. Семья значительно изменилась. Сложная семья старого типа представляла собой, по сути, производственный коллектив, так сказать, агрокомбинат на дому. Родители и дети трудились каждодневно с утра до вечера бок о бок. Несмотря на асимметричный характер взаимоотношений, семья была прочнее - люди с детства приучались относиться к своему труду истово, добросовестно, честно, обязанности не перекладывались на одну мать. Совместный труд родителей и детей как средство сплочения семьи, как средство превращения ребенка в действительно взрослого человека, как средства передачи из поколения в поколение таких непреходящих ценностей, как трудолюбие, добросовестность, порядочность. Все это говорит об ответственности родителей за подготовку ребенка к жизни. В семье старого типа развод был практически невозможен. Традиции, нравы, обычаи, освященные к тому же религией, категорически запрещали развод, позволяли презрительно третировать женщину, почему-либо не имевшую детей. Но не все в этом вопросе так просто. По мнению Л.Б. Шнейдера, обычно, в общественном сознании представление об истории семьи и развитии семейных отношений сводятся к набору простых закономерностей:

• раньше семья была больше, теперь она стала меньше;

• раньше семья была стабильной;

• прежде власть в семье  принадлежала мужчине, и это обеспечивало порядок в доме;

• раньше семья была дружнее, т.к. жили вместе представители нескольких поколений.

С этим утверждением трудно не согласиться, однако возникают сомнения по поводу простоты этих закономерностей. Мы совершенно согласны с Л.Б. Шнейдером  в том, что всегда и везде были разные семьи.  Встречались семьи совершенно разные по размеру (по количеству детей), существует в истории и литературе масса примеров нестабильности семьи в прошлом, о разводах, не все женщины были покорными и слепо подчинялись своим мужьям, и многопоколенность семьи прошлого вовсе не означает ее сплоченности.  Безусловно, современная семья существенно отличается от той, которая была типичной в начале прошлого века. Она постоянно видоизменяется в процессе развития человеческого общества. (Ю.В; Алешина, А.И. Антоновым. Арутюнян, И.В. Бестужев-Лада, О.Л. Зверева, О. Здравомыслов, А.Н.Гани-чева, СИ. Голод, СВ. Ковалев, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, В.М. Медков, А.В. Мудрик) Остановимся подробнее на особенностях современной семьи.  В настоящее время семья переживает сложный этап эволюции — переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей в семье.  Значительные изменения произошли в системе брачно-семейных отношений. В настоящее время в нашем обществе все больше людей, предпочитающих не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформляющих официально отношения. Возрастает количество людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни. Происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку существенно трансформируется.  К сожалению, некоторые западные исследователи, например, Р. Зидер полагает, что альтернативные формы брачно-семейных отношений в современном обществе предлагают лучшие возможности для познания жизни и облегчают разрыв сложившихся отношений. Одним из условий эффективной работы с неблагополучной семьей и детьми, воспитывающимися в ней, является система подготовки будущих воспитателей к этому роду социально-педагогической деятельности, которая включает: изучение правовых основ семейного воспитания, особенности воспитания в различных по типу семьях, изучение технологии работы с неблагополучной семьей и «трудным дошкольником». Своевременная подготовка в рамках профессионального образования выступает в качестве важного фактора результативности процесса нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи. Наиболее существенными симптомами кризиса, которому подвержены большинство современных семей, являются не затруднения материального порядка, а проблемы, приводящие к ослаблению роли позитивной социализации ребенка. Среди них: невротизация детей, одиночество, разобщенность, отсутствие понимания между детьми и родителями, смещение детей на одно из последних мест в системе ценностей взрослых. Все это приводит к ослаблению и утрате семьей воспитательной функции и рост потенциала негативного влияния на личностное развитие старшего дошкольника, стимулирует его деструктивное поведение, деформируя процесс его личностного развития. Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Несмотря на всю активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения пространства окружающего  мира, ни в коем случае нельзя сказать, что в этом деле они вполне могут  обойтись без квалифицированной помощи взрослых. На основании вышесказанного можно считать проблему психологического и психического развития детей, центральной в разработке научных основ детской практической психологии и в практике психологической службы образования. Безусловно, такая реальность, как психическое развитие, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их развития. Еще более сложной является задача научного и практического обоснования возможности и необходимости понимать психическое развитие как один, пусть и очень существенный, из элементов более широкого явления. В заключении можно сделать вывод о том, что раскрывая тему, была достигнута данная цель: выяснили, что же из себя представляет психическое развитие дошкольника, какие при этом его особенности и как предупредить те или иные последствия, а также как помочь самому ребенку в этом периоде. Также рассмотрели данные задачи, а именно:  

  • познакомились с разными авторами и их пониманием данной проблемы;
  • изучили взаимодействие возрастных и индивидуальных особенностей развития;
  • охарактеризовали и рассмотрели детей с трудностями поведения;
  • определили акцентуации характера и особенности их проявления в детском возрасте;
  • ознакомились и рассмотрели неблагополучные семьи, как фактор психического развития и их пути разрешения.

Исследованию проблемы психического развития ребенка посвящено значительное количество научных работ, но, несмотря на это, вопрос нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка остается малоисследованным. Недостаточно полно раскрыто содержание понятий «не благополучная семья», ребенок из неблагополучной семьи» и соответственно структура и условия процесса нейтрализации негативного влияния семьи. Но все же, главное для ребенка – это его семья.

Традиционно, главным институтом воспитания является семья. Именно семья - первая социальная среда, в которую  попадает ребенок сразу после  рождения. То, что ребенок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни.

 

Библиографический список

  • Политика, О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, детская психология и психотерапия / О.И. Политика. – СПб.: Питер, Речь, 2008.
  • Смирнова, Е.О. Детская психология: учеб. Для студ. высш. пед. учеб. Заведений, Ч-4, Гл.-2.- С.257-274 / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитар., 2008.
  • Коптева, Н.В. Психологическое консультирование в школе. Хрестоматия / Н.В. Коптева. – Пермь: Западно- Уральский учебно-научный центр. 1993. –  Ст. К. Бютнер– С. 131
  • Мухина В.С. Детская психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.  – Разд. 3. – С. 115-156.
  • Эльконин Б.Д. Детская психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: «Академия»,2004. – Гл.-5.- С.95-251.
  • Http://www.works.tarefer.ru., Индивидуальные особенности психического развития детей в дошкольном возрасте.
  • Http://psyhoanna.livejoumal.com Агрессивность в дошкольном возрасте.
  • Http://www.psyinst.ru Понятие тревожности.
  • Http://www.eti-deti.ru Замкнутость ребенка.
  • Http://www.revolution.allbest.ru Неблагополучные семьи как фактор
  • Http://www.sputnik.ru  деформации развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 


Информация о работе Индивидуальные особенности психического развития дошкольника