Индивидуальные особенности психического развития дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)…………..
История вопроса…………………………………………………………….
Особенности психического развития детей дошкольного возраста……
Психологические особенности детей с СДВГ…………………………….
Глава 2. Агрессивность: характеристика, основные формы проявления в детские возраста, способы коррекции……………………………………………
2.1. Происхождение агрессивности………………………………………………
2.2. Детская агрессивность и ее причины………………………………………..
2.3. Классификация видов агрессии………………………………………………
2.4. Особенности агрессии детей………………………………………………….
Глава 3. Тревожность: понятие, специфика проявления………………………..
3.1. Определение понятия тревожности………………………………………….
3.2. Классификация тревожности…………………………………………………
3.3. Причины проявления и развития тревожности у детей…………………....
3.4. Особенности поведения тревожных детей………………………………………………..
Глава 4. Замкнутость ребенка……………………………………………………..
4.1. Причины замкнутости………………………………………………………..
4.2. Внутреннее раскрепощение………………………………………………….
Глава 5. Частные случаи трудностей в развитии (вербализм, демонстративность, уход от деятельности, пассивность, социальная дезадаптация)………………………………………………………………………
5.1. Общие понятия частных случаев ……………….............................................
Глава 6. Неблагополучные семьи как фактор деформации развития ..................
6.1. Общие понятия неблагополучной семьи……………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

первый реферат.docx

— 92.35 Кб (Скачать файл)

В психологической литературе можно встретить разные определения  этого понятия, хотя большинство  исследований сходятся  в  признании  необходимости рассматривать  его  дифференцированно  –  как  ситуативное  явление  и   как личностную характеристику с учетом переходного  состояния и его динамику. Так  А. М.  Прихожан  указывает,  что  тревожность  –  это  переживание  эмоционального  дискомфорта,  связанное  с   ожиданием   неблагополучия,   с предчувствием грозящей опасности.

 Различают  тревожность   как  эмоциональное состояние  и как устойчивое свойство, черту  личности или темпераметра.

По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или   ситуативно проявляемое   свойство   человека   приходить   в   состояние    повышенного беспокойства,  испытывать  страх  и  тревогу  в   специфических   социальных ситуациях»

Е. Савина,  доцент  кафедры   психологии  Орловского  государственного педагогического Университета, считает,  что   тревожность  определяется  какустойчивое    отрицательное     переживание    беспокойства    и    ожидания неблагополучия со стороны окружающих.

 По    определению   С.   С.   Степанова   «тревожность-переживание  эмоционального  неблагополучия,  связанное  с  предчувствием   опасности  или неудачи».

Таким образом понятием «тревожность»  психологи  обозначают  состояние  человека, которое характеризуется  повышенной  склонностью   к  переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную  окраску.

 

 

 

 

 

3.2. Классификация тревожности.

Выделяют два основных вида  тревожности.  Первым  из  них  –  это  такназываемая  ситуативная тревожность, т. е. порожденная  некоторой  конкретной ситуацией,  которая  объективно  вызывает  беспокойство.  Данное   состояние может, возникает у любого человека в преддверии  возможных  неприятностей  и жизненных осложнений. Это состояние  не только является  вполне  нормальным, но  и  играет  свою   положительную   роль.  Оно   выступает   своеобразным мобилизирующим механизмом,  позволяющим  человеку  серьезно  и  ответственно подойти  к  решению  возникающих  проблем.  Ненормальным   является   скорее снижение  ситуативной  тревожности,  когда  человек  перед  лицом  серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность,  что чаще всего  свидетельствует  об  инфантильной  жизненной  позиции,  недостаточной сформулированности самосознания.

Другой  вид  –  так  называемая  личностная  тревожность.  Она   может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной  склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе  и таких, которые  объективно  к  этому  не  располагают.  Она  характеризуется состоянием   безотчетного   страха,   неопределенным    ощущением    угрозы, готовностью  воспринять  любое  событие  как неблагоприятное   и   опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в  настороженном и подавленном настроении, у него затруднены  контакты  с  окружающим  миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в  процессе становления  характера  к  формированию  заниженной  самооценки  и  мрачного пессимизма. У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Причины проявления и развития тревожности у детей.

Среди причин, вызывающих детскую  тревожность,  на  первом  месте,  по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные  отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка  вызывает  у  него  тревогу   из-за   невозможности  удовлетворения потребности в любви, в ласке  и  защите.  В  этом  случае  возникает  страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю  плохо,  меня не будут  любить»).  Неудовлетворение  потребности  ребенка  в  любви  будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. Детская тревожность может быть следствием и  симбиотических  отношений ребенка с  матерью,  когда  мать  ощущает  себя  единым  целым  с  ребенком, пытается  оградить  его   от   трудностей   и   неприятностей   жизни.   Она «привязывает»  к   себе,   предохраняя   от  воображаемых,   несуществующих опасностей. В результате ребенок  испытывает беспокойство,  когда остается без  матери,  легко  теряется,  волнуется  и  боится. 

Вместо  активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость. В  тех  случаях,   когда   воспитание   основывается   на   завышенных требованиях, с которыми ребенок не в  силах  справиться  или  справляется  с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не  так, как нужно, нередко родители культируют «правильность»  поведения:  отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль,  строгую  систему  норм  и правил, отступление от которых влечет за  собой  порицание  и  наказание.  В этих случаях тревожность ребенка может порождаться  страхом  отступление  от норм и правил, устанавливаемых взрослыми («Если я буду делать  не  так,  как сказала мама, она не будет меня любить», «Если поступаю не  так,  как  надо, меня накажут»). Тревожность ребенка может вызываться  и  особенностями  взаимодействия воспитателя с ребенком,  превалированием  авторитарного  стиля  общения  или непоследовательности требований и оценок. И в первом  и во  втором  случаях ребенок  находится  в   постоянном  напряжении  из-за  страха  не  выполнить требования взрослых, не «угодить» им, приступить жесткие рамки. Говоря о жестких рамках, мы имеем в  виду  ограничения,  установленные педагогом. К ним относятся ограничения  спонтанной  активности в играх (в частности, в подвижных) в деятельности, на прогулках и  т.  д.;  ограничение детской непосредственности на занятиях,  например,  отрывание  детей  («Нина Петровна, а у меня … Тихо! Я все вижу! Сама ко всем  подойду!»);  пресечение детской инициативы («положи сейчас  же,  я  не  говорила  брать  листочки  в руки!», «Немедленно  замолчи,   я  говорю!»).  К ограничениям  можно также отнести и прерывание эмоциональных проявлений детей. Так,  если  в процессе деятельности у ребенка возникают  эмоции,  их  необходимо  выплеснуть,  чему может препятствовать авторитарный педагог («это кому  там  смешно,  Петров?! Это я буду смеяться, когда на твои рисунки посмотрю», «А  ты  чего  рыдаешь? Замучила всех своими слезами!»). Жесткие  рамки,  устанавливаемые   авторитарным   педагогом,   нередко подразумевают и высокий  темп  занятия,  что держит  ребенка в постоянном напряжении в течении длительного времени и порождает  страх  не  успеть  или сделать неправильно. В целом тревожность является проявлением  неблагополучия  личности.  В ряде  случаев  она  буквально   взращивается   в   тревожно   –   мнительной психологической  атмосфере  семьи,  в  которой  родители  сами   склонны   к постоянным опасениям и беспокойству. Ребенок заражается  их  настроениями  и перенимает нездоровую форму реагирования  на  внешний  мир. Однако такая неприятная индивидуальная особенность проявляется порой и у детей, чьи  родители  не  подвержены  мнительности  и  настроены  в  целом оптимистично. Такие родители, как  правило,  хорошо  знают  чего  они  хотят добиться  от  своих  детей.  Особое  внимание  они  уделяют   дисциплине   и познавательным достижениям ребенка. Поэтому  перед  ним  постоянно  ставится разнообразные задачи, которые они должны  решать,  чтобы  оправдать  высокие ожидания родителей. Справится со всеми задачами ребенку не всегда по  силам, а это и вызывает недовольство старших. В результате  ребенок  оказывается  в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел ли  он  угодить  родителям или  допустил  какое  то  упущение,  за  которое  последует  неодобрение   и порицании. Ситуация может  усугубляться  непоследовательностью  родительских требований. Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен тот  или  иной его шаг,  но  в  принципе  предвидит  возможное  недовольство,  то  все  его существование окрашивается напряженной настороженностью и тревогой.

 

 

      

 

 

3.4. Особенности поведения тревожных детей.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи  и  тревога  возникают  в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не  грозит.  Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так,  ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится. Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в  связи  с чем у них возникает  ожидание  неблагополучия  со  стороны окружающих.  Это характерно для  тех  детей,  чьи  родители  ставят  перед  ними  непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в  состоянии,  причем  в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать  не  умеешь! Ничего у тебя не получается!»). Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам,  остро  реагируют на них, склонны отказываться от  той  деятельности,  например  рисования,  в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на  занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и  непосредственные  дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим  и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть  как  очень быстрой,  торопливой,  так  и  замедленной,  затрудненной.   Как   правило, возникает   длительное   возбуждение:   ребенок   теребит   руками   одежду, манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность  к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы,  выдергивают  волосы,  занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным  телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают. Распознать тревожных детей помогает рисование. Их  рисунки  отличаются обилием  штриховки,  сильным   нажимом,   а  также   маленькими   размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких. У тревожных детей  серьезное,  сдержанное  выражение  лица,  опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не  делать  лишних  движений,  не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих.   Таких  детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно  ставят  их  в пример своим сорванцам: «Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не  балуется на прогулке. Он каждый  день  аккуратно  складывает  игрушки. Он  слушается маму». И, как ни странно, весь этот перечень добродетелей бывает  правдой  – эти дети ведут себя «правильно».

 

Глава 4. Замкнутость ребенка.

4.1. Причины замкнутости.

Замкнутость ребенка может  быть вызвана разными причинами. Она может быть связана с психологическими особенностями малыша, тонкостью  его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Ребенок  предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие  уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует... Родители в этом случае должны быть крайне осторожны  и чутки к своему ребенку. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него что-то не так, совершенно напрасно. Стремление, пока не поздно, перевоспитать ребенка, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно навредить его развитию, и тогда он действительно спрячется в свою скорлупку, уйдет в себя.  Иное дело, когда замкнутость ребенка вызвана переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, проблемами в общении со сверстниками. В таких ситуациях родителям необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения ребенка и постараться помочь ему менее болезненно пережить данный период. Довольно распространенным явлением считается замкнутость единственного ребенка в семье. Лишенный общества брата или сестры, вынужденный часто играть в одиночестве, он получает неверную установку на общение, и его коммуникативные способности развиваются порой неполноценно. Усугубляет ситуацию разобщенность взрослых, которые, пользуясь благами современной цивилизации, заменяют полноценное общение короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже перестает стремиться устанавливать контакты с теми, кто его окружает. Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность малыша в тесном контакте с матерью и отцом. Родители покупают ему красивые и интересные игрушки или какое-нибудь домашнее животное, лишь бы он не мешал, не приставал с постоянными вопросами и просьбами. Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате. Родители дома, но ребенок не чувствует их присутствия — они не с ним, а где-то рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь лишена чувств, и ребенок от этого очень страдает, потому что игры, какими бы занимательными они ни были, и общение с четвероногим другом не заменят внимания родителей.

Даже взрослый человек  испытывает потребность в выражении  собственных эмоций. У ребенка  же эта потребность гораздо сильнее  — он только начинает жить, каждый день, каждая минута приносят ему столько  нового, интересного, необычного! Ребенку просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями... Чрезмерная забота о ребенке, постоянное, даже иногда навязчивое внимание к нему тоже могут принести вред его воспитанию, косвенно отразиться на семейном климате. Ребенок должен понять, что у родителей есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять: если мама вместо того, чтобы стирать или готовить, пойдет с ним играть, то всем, и ему самому тоже, придется ходить в грязной одежде, оставаться голодными. Ребенок должен уяснить, что каждый человек имеет право на отдых и любимое занятие: родители устают от работы и домашних дел, и если они не будут отдыхать, они могут серьезно заболеть... Главное — не кричите на ребенка, а постарайтесь объяснить ему это спокойным тоном. Ребенку нужно общаться с родителями не только для того, чтобы давать выход эмоциям, но и для того, чтобы постоянно чувствовать себя защищенным. Вступая в этот огромный и непонятный для него мир, малыш нуждается в поддержке родителей, ему необходимо знать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые помогут в любую минуту, защитят, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Душевный покой от того, что рядом папа — самый сильный на свете и мама — самая добрая и ласковая, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка.  Если родители остаются равнодушными к тому, что рассказывает им ребенок, не обращают внимания на его просьбы, он перестает обращаться к ним со своими на первый взгляд пустяковыми проблемами. Изо дня в день, видя постоянную спешку взрослых, невозможность или нежелание оторваться от своих забот, ребенок привыкает к играм в одиночестве и даже не пытается сблизиться с родителями. В результате уже в совсем недалеком будущем родители и дети не могут найти тем для разговоров, им нечем поделиться, нечего доверить друг другу, потому что сын или дочь с ранних лет привыкли решать свои проблемы самостоятельно, заранее зная, что на любой вопрос мать или отец все равно ответят, что им некогда, что у них нет времени на подобную ерунду. Такой опыт, приобретенный в собственной семье, может переноситься ребенком и на более широкий круг общения за пределами родного дома. Боясь, что его не станут слушать, не поймут, не захотят с ним играть, ребенок не может найти общего языка с ровесниками, в результате отказывается идти гулять, сидит дома перед телевизором или в своей комнате, окруженный любимыми игрушками. Бывают случаи, когда ребенок замыкается в себе из-за разногласий взрослых в вопросах его воспитания. Папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит возражений, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего — исполняет любое желание любимых внука или внучки. Каждый из воспитателей считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка, что отрицательно влияет на его развитие. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок «уходит в себя», старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.  Чтобы таких проблем не возникало, родителям следует согласовывать методы воспитания ребенка, а спорные моменты обсуждать и решать в его отсутствие.  Если вовремя не обратить внимания на замкнутость ребенка, из него может вырасти неуверенный в себе человек, обладающий многочисленными комплексами. Поэтому, если вам небезразлична судьба ребенка, постарайтесь изменить отношение к нему: уделяйте малышу как можно больше внимания, не стесняйтесь открыто проявлять нежные чувства — дети любого возраста, а особенно младшего дошкольного, очень нуждаются в родительской нежности и ласке. Никогда не перестанет быть актуальным высказывание русского педагога XIX века П.Ф. Каптерева: «Для ребенка ласка, любовь, нежность - одна из насущных потребностей; ребенок легче вытерпит недокармливание, чем лишение ласки. Без любви и ласки дитя вянет и портится. А эту любовь он может найти только в семье». Полноценное развитие ребенка, его физический и духовный рост возможны только в счастливой семье, где царит атмосфера всеобщего взаимопонимания и любви. Только такая семья может дать ребенку ощущение счастья, настроить его на достижение успеха в будущем.  Самый близкий ребенку человек — мать. От нее в большей степени зависит, как будут складываться отношения в семье. Именно мама должна позаботиться о том, чтобы каждый ощущал свою значимость и испытывал потребность в общении со своими близкими. Это сделает семью семьей в полном смысле этого слова, в которой «семь я», и каждое «я» чувствует себя частью общего; каждое «я» понимают и принимают, и если одному «я» плохо, плохо и всем остальным, а если счастливо одно «я», счастливы все вокруг.  Все родители, безусловно, любят своих детей, заботятся о них, но проявляют эти чувства по-разному. Кто-то мягок в обращении с любимым чадом, кто-то излишне строг и суров, но так или иначе они преследуют единственную цель — благо ребенка. Ребенку же особенно в раннем возрасте трудно понять чрезмерную строгость своих любимых родителей; часто он воспринимает ее как выражение нелюбви. Каждому человеку, тем более маленькому, нужна любовь. Но любовь разумная, делающая его лучше. Когда мы говорим о значении и необходимости материнской любви для нормального психического развития ребенка, надо четко отличать любовь от потакания любому желанию ребенка.  Ребенок не знает мира, в который он пришел. Он жадно впитывает впечатления, превращая их в собственную программу поведения. Если с первых дней жизни этот опыт будет содержать представление о постоянной готовности родных выполнить все его желания, все капризы, то при общении с более широким кругом людей он будет ожидать такого же отношения к себе от всех окружающих. Бывает, что избалованные дети не менее замкнуты, чем дети, обделенные вниманием родителей. Нежелание окружающих «играть по их правилам» вызывает у них агрессию — скрытую или явную. Такие дети в знак протеста способны потихоньку изрезать самое красивое мамино платье; придя в гости, закатить истерику из-за того, что на обед подали нелюбимое блюдо; выловить в аквариуме всех рыбок и скормить их коту. Для ребенка дошкольного возраста особенно полезно общение со сверстниками, способствующее его полноценному развитию прежде всего благодаря играм, в которых он учится взаимодействию с окружающими, примеряет на себя различные общественные роли (например, игра в дочки-матери, в магазин и т. д.). Общение со взрослыми и контакты с ровесниками должны постоянно чередоваться, т. к. детей объединяет не только одинаковый возраст, но и общие интересы. С детьми ребенок ведет себя иначе, чем со взрослыми: он более раскрепощен, так как не боится неправильной оценки своих действий со стороны взрослых, которые «всегда правы»; более самостоятелен, потому что нет рядом «заботливых» родителей, которые готовы помочь в любую минуту. Таким образом, контакты со сверстниками положительно влияют на социальное развитие ребенка, помогают ему обрести самостоятельность. К сожалению, большинство родителей не способны выслушать своего ребенка. Беседы, как правило, сводятся к тому, что родители «воспитывают» дитя, указывая, что правильно, а что нет, как надо себя вести, а как не надо... Ребенок не может отказаться от таких «бесед» и вынужден выслушивать пространные нравоучения, вернее, делать вид, что выслушивает, потому что просто не в состоянии длительное время вдумчиво воспринимать слова красноречивого родителя. Это объясняется возрастными особенностями ребенка, который не способен долго удерживать внимание на чем-то одном. Непринужденные беседы с ребенком окажут неоценимое влияние на развитие его речи, научат точно и кратко выражать свои мысли, а это имеет большое значение для развития коммуникативных способностей.

4.2. Внутреннее раскрепощение.

Ускорить процесс внутреннего  раскрепощения замкнутого ребенка помогут несложные психологические задания. Почти все дети любят фантазировать. Особенно ярко проявляется их фантазия в рисовании, лепке, сочинении необыкновенных историй. Рисунки и поделки расскажут вам об общем развитии ребенка, его характере и способностях (аккуратности или небрежности, развитом или неразвитом воображении). К тому же творческие занятия окажут положительное влияние на развитие коммуникативных способностей ребенка. Предложите ребенку поиграть в игру «Кляксы» (ее рекомендуется проводить с детьми 5—б лет). На листке бумаги располагаются 10 разных чернильных клякс, ребенок должен придумать, на что они похожи. Не ограничивайте его во времени, пусть разглядывает пятна столько, сколько ему потребуется. В его ответах обратите внимание на следующее: однообразие может означать бедность воображения или очень большой интерес к выбранному предмету (например, все кляксы похожи на кошек в разных позах); ребенок с трудом что-нибудь придумывает или вообще не может ничего предложить. Это значит, что у него слабо развита фантазия, или, может быть, вы просто выбрали для игры неудачный момент (например, у ребенка плохое настроение или его мысли заняты чем-то другим); в каждой кляксе он увидел какую-нибудь фигуру или предмет — у него богатое воображение. Достаточно информативна игра «Чудо-зверь», когда ребенку предлагают нарисовать или слепить из пластилина животное, которого нет на свете. Обычно дети сами придумывают историю о своем животном, но можно задать ребенку несколько вопросов (например, как зовут это существо, где оно живет и т. д.). Обратить внимание — не слишком ли агрессивно выдуманное животное, а может быть, оно очень одиноко и несчастно? Возможно, таким образом ребенок рассказывает о себе и своих проблемах. Не менее эффективны психологические тренинги, которые преподносятся ребенку в виде игры. В игре ребенок раскрепощается, именно в ней он с легкостью усваивает самое необходимое.

У каждого ребенка наверняка  есть любимая игрушка — кукла, робот, плюшевый зайка или медвежонок. Использовать ее в качестве главного действующего лица игры. Беседуя с ребенком, выступая от имени этой игрушки. Предложить ребенку «познакомиться» с игрушкой, познакомить ее со своими друзьями, отвести ее к парикмахеру, в магазин, на рынок, на прием к врачу. Такая игра подготовит ребенка к поведению в различных жизненных обстоятельствах. Привыкнув к свободному общению в игре, ребенок будет вести себя естественно и в повседневной жизни. Преодолеть замкнутость помогут коллективные игры.

«Знакомство» Несколько человек садятся в кружок и по очереди, представляясь, говорят о себе одно-два предложения. Причем каждый следующий участник игры, прежде чем рассказать о себе, повторяет то, что говорили предыдущие. Выглядеть это будет примерно так:

Информация о работе Индивидуальные особенности психического развития дошкольника