Интенсификация и психологические аспекты общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:04, реферат

Описание работы

Общефилософская концепция рассматривает процесс общения личности с другими как актуализацию реально существующих общественных отношений.
Способ общения является способом реализации актуальных отношений в ситуации социального взаимодействия и зависит от социально-экономического уклада общества, уровня развития идеологии, отношений, конкретных исторических условий социального бытия.
Общефилософская концепция обусловила и другие научные концепции и особенно социологическую.
В рамках социологической концепции общение рассматривается как способ существования внутренней эволюции или поддержания положения социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое единство личности и общества.

Файлы: 1 файл

referatt.docx

— 65.86 Кб (Скачать файл)

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ, НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ


Національний університет кораблебудування ім. адм. Макарова

 

 

 

 

Реферат

на тему:Интенсификация и психологические аспекты общения.

 

 

                                                                                           Виконав:                                                                                                                          студент групи 2115

Мосин К М.

   Перевірив

                                                                               Доктор технічних наук, професор.

  Ярмоленко С. М

 

 

 

Миколаїв 2012  

Сущность  феномена «общение»

Категория «общение» является базовой  для социально-психологической теории. Существует множество подходов к  определению ее природы и сущности. Однако в науке выработан наиболее общий подход, дающий возможность  говорить об этой категории, касаясь  ее классических характеристик.

Общение как форма деятельности. Это такая специфическая социальная деятельность, которая возникает между равными партнерами и приводит к возникновению психического контакта. В ходе этой деятельности осуществляется обмен информацией, возможно взаимовлияние, взаимопереживание и, как результат, происходит взаимопонимание.

Психический контакт основывается на сопереживании, на взаимном обмене эмоциями. Со стороны психического контакта общение выступает как двусторонняя деятельность людей.

Общение является достаточно сложным феноменом, который выступает в разных ипостасях: с одной стороны, это процесс взаимодействия, с другой стороны, это информационный процесс, с третьей стороны, это отношение между людьми, с четвертой стороны, это процесс взаимовлияния людей друг на друга, с пятой стороны, это процесс взаимопереживания, взаимопонимания друг друга.

В современной литературе выделяются несколько основополагающих аспектов изучения общения:

- информационно-коммуникативный (общение исследуется как вид личностной коммуникации, при которой осуществляется обмен информацией);

- интеракционный (общение рассматривается как взаимодействие субъектов в процессе кооперации);

- гносеологический (человек выступает одновременно субъектом и объектом процесса познания);

- аксиологический (изучение общения как процесса обмена ценностями);

- нормативный (выявление места и роли общения в процессе регулирования поведения индивидов, процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения);

- семиотический (рассмотрение общения как специфической знаковой системы и как посредника в функционировании знаковых систем);

- праксиологический или (социально-практический) (исследование общения в качестве обмена деятельностью, способностями, умениями и навыками).

Понятие «общение» имеет несколько  определений в литературе. Рассмотрим некоторые из них.

А.А. Бодалев рассматривает общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».

Многие психологи определяют общение  как «атрибут деятельности и как  недерминированное деятельностью свободное общение».

Нельзя сводить общение к  межиндивидуальному взаимодействию, оно значительно шире. Общение может быть межгрупповое, внутригрупповое, в коллективе, межколлективное и т.д.

А.А. Леонтьев рассматривает общение не как интерыиндивидуальный, а как социальный феномен, как необходимое условие любой социальной деятельности человека.

М.С. Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», который выражает «практическую активность субъекта».

В.М. Соковин считает, что с философской точки зрения, общение - это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания.

Таким образом, общефилософская концепция рассматривает процесс общения личности с другими как актуализацию реально существующих общественных отношений.

Способ общения является способом реализации актуальных отношений в  ситуации социального взаимодействия и зависит от социально-экономического уклада общества, уровня развития идеологии, отношений, конкретных исторических условий  социального бытия.

Общефилософская концепция обусловила и другие научные концепции и  особенно социологическую.

В рамках социологической концепции общение рассматривается как способ существования внутренней эволюции или поддержания положения социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое единство личности и общества.

Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества и организации общения как важного механизма социального управления.

Психологической подход изучает общение как специфическую форму деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности человека. Общение рассматривается как важная социальная потребность, вне которой не может нормально протекать социальное бытие личности, ее взаимодействие с обществом. Психология понимает потребность в общении как важнейший фактор взаимодействия личности с социокультурной средой общества.

Общение как коммуникативная деятельность, основные  
характеристики общения

По своей  природе коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей. Основными составляющими процессами коммуникативной деятельности являются:

- коммуникативный, обеспечивающий передачу информации;

- интерактивный, способствующий регуляции взаимодействия партнеров в процессе общения;

- перцептивный, отвечающий за организацию взаимовосприятия, взаимопонимания, взаимооценки и рефлексии в общении.

В социальной психологии выделяются два вида коммуникативной деятельности:

- личностно-ориентированный;

- социально-ориентированный.

А.Н. Леонтьев выделяет в коммуникативной деятельности несколько составляющих ее компонентов:

- предмет  общения - это другой человек, партнер, субъект, с которым осуществляется процесс общения;

- потребность  в общении - стремление, нужда в познании оценки других людей посредством общения, с конечной целью совершенствования самопознания, самосознания;

- коммуникативные  мотивы - то, ради чего совершается общение;

- действия  общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные);

- задачи  общения - это та цель, во благо которой в коммуникативной ситуации направлены различные действия, совершаемые в процессе общения;

- средства  общения - совокупность операций, посредством которых осуществляются действия общения;

- продукт  общения - итог, «сухой остаток» общения в виде материальных или духовных образований.

Процесс коммуникативной деятельности осуществляется благодаря взаимоотношениям как минимум двух субъектов, наделенных своими особенностям интеллектуального, психологического характера. В этом процессе осуществляется диалог как способ организации «сопряженных актов».

Коммуникативная технология со стороны  деятельностного подхода означает организацию и управление процессами формирования системы социальных взглядов, позиций, оценок, и это достигается следующими путями:

- монологическим - преобладанием высказывания организатора коммуникативного общения и действий слушания у других участников общения;

- диалогическим - взаимообусловленной активностью партнеров общения;

- полилогическим - многосторонним общением, с присутствием «борьбы» за овладение коммуникативной инициативой.

Общение как деятельность представляет собой  систему элементарных актов, каждый из которых определяется:

- субъектом - инициатором общения;

- субъектом, которому адресована  инициатива;

- нормами, по которым организуется  общение;

- целями, которые преследуются  в ходе общения;

- ситуацией, при которой совершается  взаимодействие.

Существует ряд основных коммуникативных действий, которые организуют акт общения:

- вход субъекта общения в  коммуникативную ситуацию;

- оценка субъекта коммуникативной  ситуации со стороны ее положительных  и негативных характеристик;

- ориентация в коммуникативной  ситуации;

- выбор другого субъекта для  возможного взаимодействия;

- постановка коммуникативной задачи, на основе изученной ситуации  общения;

- подход к субъекту общения;

- адаптация к партнеру по  общению;

- привлечение инициатором общения  внимания партнера;

- оценка социально-психологического  состояния субъекта-партнера и  выявление степени его готовности  вступать во взаимоотношение;

- настройка инициатора на социально-психологическое  состояние партнера;

- формирование общего эмоционально-психологического  фона общения;

- коммуникативное воздействие  субъекта-инициатора общения на  партнера;

- оценка инициатором реакции  субъекта-партнера на воздействие;

- активизация «ответного хода»  субъекта-партнера;

- «Ответный ход» партнера по  коммуникативному общению.

Всякое  общение характеризуется содержанием, функцией, манерой и стилем.

Содержание  общения выражается в следующих моментах:

- передаче от человека к человеку  информации;

- восприятии партнерами по общению друг друга;

- взаимооценка партнерами;

- взаимовлиянии партнеров по общению друг на друга;

- взаимодействии партнеров друг с другом;

- управление групповой или массовой  деятельностью.

В литературе выделяются основные функции общения.

- Инструментальная - характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации.

- Интегративная - раскрывает общение как средство объединения людей.

- Самовыражения - определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

- Трансляционная - как средство передачи способов деятельности, оценок и т.д.

- Экспрессивная - способствует взаимопониманию переживаний, эмоционального состояния партнеров общения.

- Социального  контроля - функция регламентации поведения и деятельности субъектов общения.

- Социализации - определяет способность формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с установленными нормами и правилами.

Манера  общения определяется следующими факторами:

- тоном  общения (спокойный, властный, раздраженный, вкрадчивый, взволнованный и т.д.);

- дистанцией  в общении (интимная, личная, социальная, публичная и т.д.).

Стиль общения. Это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми, в которых находят свое выражение:

- особенности коммуникативных  возможностей человека;

- сложившийся характер отношения  с конкретными людьми или группами  людей;

- психологическая или социальная  индивидуальность человека;

- особенности партнеров по общению.

Фундаментальным основанием стиля общения являются существующие в обществе нравственно-этические  установки.

К наиболее распространенным стилям общения относят:

- творческо-продуктивный;

- дружеский;

- дистанционный;

- подавляющий;

- популистский;

- заигрывающий;

- требовательный;

- деловой.

Стиль общения оказывает существенное влияние на эмоциональную атмосферу  и выбор средств взаимодействия. Средства взаимодействия имеют следующие виды:

- лингвистические (речевые);

- оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);

- паралингвистические (качество  голоса, его диапазон, тональность);

- экстралингвистические (пауза,  смех, плач, темп речи);

- пространственно-временные (дистанция,  время, место, ситуация общения).

Своеобразием современного стиля  общения является простота, ясность, живость построения фраз, стремление к разговорности.

Социальная практика выработала специфический механизм общения, включающий в свою структуру:

- идентификацию как способ понимания другого человека через его сравнения с самим собой;

- стереотипизацию соотнесение и сопоставление форм поведения и их классификация через известные или кажущиеся известные явления, категории, социальные стереотипы.

- рефлексию осмысление субъектом того, каким путем и средствами он произвел впечатление на партнера.

- обратную  связь получение адресатом информации о том, какое воздействие он оказал на партнера с целью корректировки дальнейших своих действий.

Как сложный диалектический процесс  общение представляет собой единство двух противоположных тенденций: к  сотрудничеству и интеграции, с одной  стороны, к борьбе и дифференциации, с другой стороны. Дифференциация способствует разграничению социального воздействия  в общении. Согласно Р.Ф. Бейлсу, имеем следующую структуру.

Характер отношений

Форма проявления отношений

Эмоционально-положительные отношения

 
 
Деловые, относящиеся к определенной задаче управления 

 

 
Эмоциональные негативные отношения

  1. Солидарность
  2. Ослабление напряжения
  3. Одобрение 
  4. Предложение
  5. Мнение
  6. Информация
  7. Просьба об информации
  8. Просьба о мнении
  9. Просьба об обращении 
  10. Отклонение
  11. Напряженность
  12. Антагонизм

Информация о работе Интенсификация и психологические аспекты общения