Интенсификация и психологические аспекты общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:04, реферат

Описание работы

Общефилософская концепция рассматривает процесс общения личности с другими как актуализацию реально существующих общественных отношений.
Способ общения является способом реализации актуальных отношений в ситуации социального взаимодействия и зависит от социально-экономического уклада общества, уровня развития идеологии, отношений, конкретных исторических условий социального бытия.
Общефилософская концепция обусловила и другие научные концепции и особенно социологическую.
В рамках социологической концепции общение рассматривается как способ существования внутренней эволюции или поддержания положения социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое единство личности и общества.

Файлы: 1 файл

referatt.docx

— 65.86 Кб (Скачать файл)

Автором этой системы является Сьюзен Деллингер. Он же предлагает и другой подход, который находит свое развитие в работах отечественных авторов, например, А.А. Алексеева, Л.А. Громова, и получил название психогеометрический. Рассмотрим некоторые из типов личностей, согласно этому подходу.-

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Круг

Зигзаг

Внешний вид мужчины

Консервативный, опрятный, коротко подстриженный, чисто выбрит

Модный, шикарный (дорогие вещи соответствуют  ситуации)

Меняющийся, неопрятный, одетый не в  тон ситуации

Неофициальный (часто без галстука), небрежный, моложавый

Растрепанный, неряшливый, демонстративный, иногда супермодный

Внешний вид женщины

Сдержанная, строгая, опрятная, худощавая

Модная, элегантная, строгая (дорогие вещи), ухоженная

Меняющаяся, сумасбродная (крайности), небрежная, не в тон ситуации

Неофициальная, «пышная», неизысканная, женственная, полная

Разнообразная, небрежная, экстравагантная, иногда супермодная

Рабочее место

Каждая вещь на своем месте; казенный вид

Символы статуса и успеха; порядок

Беспорядок, эклектика

Уютная, домашняя обстановка

Беспорядок, запущенность, театрально-демонстрационное оформление

Речь

Логичная, последовательная, ясная, обстоятельная, медленная, монотонная, сухая; речевые  штампы, точная профессиональная терминология

Логичная, ясная, краткая, ориентированная  на суть проблемы, уверенная, властная, эмоциональная, быстрая, четкая; невысокий  громкий голос, жаргон, брань

Неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоциональная, аритмичная; «паузы нерешительности», «скороговорка», колебания громкости  и высоты голоса; высокий срывающийся  голос, междометия, «слова паразиты», вопросы

Непоследовательная (отклоненная от главной темы), эмоциональная, успокаивающая, плавная, скорее медленная; сочный, густой, скорее низкий голос; восторженные оценки, комплименты, «мы» предпочтительнее «я»

Непоследовательная, ассоциативная, яркая, образная, эмоциональная, зажигательная, быстрая; богатые голосовые вариации, восторженные оценки; богатая лексика, жаргон, остроты

Язык тела

Скованная, напряженная поза («зажатость»); расчитанные движения; точные, скупые жесты, медленная, солидная походка, бесстрастное лицо; деланный или «нервный» смех

Ненапряженная поза; плавные, уверенные  движения; широкие, выразительные жесты; уверенная, энергичная походка; непроницаемая  маска; сжатые губы, пронзительный взгляд; властное рукопожатие

Неуклюжие, резкие, нервные движения; неуверенные, незаконченные жесты; неуверенная, меняющаяся походка; бегающий взгляд; хихиканье, краска смущения, стыда

Расслабленная поза; свободные, плавные  движения; доброжелательная улыбка; частые кивки головой в знак поддержки; «зеркальное» поведение; минимальная социальная дистанция; жизнерадостная походка (легко подстраивается под походку другого); подчеркнуто доброжелательные приветствия

Ненапряженные, быстро меняющиеся позы, быстрые, плавные движения, оживленная жестикуляция, стремительная походка, «живая мимика», «всевидящий» взгляд, манерность


 

 

Основные психологические характеристики поведения

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Круг

Зигзаг

Организованность, пунктуальность, строгое  соблюдение правил, инструкций; планирование, аналитичность, внимательность к деталям, ориентированная на факты, цифры; пристрастие к письменной речи; аккуратность, чистоплотность, осторожность; сухость, холодность, практичность, экономность; упорство, настойчивость, твердость в решениях; терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция; слабый «политик»; узкий круг друзей и знакомых

Лидер, стремление к власти, честолюбив, установка на победу; прагматизм, способность  подчинить себя достижению цели; ориентация на суть проблемы; уверенность в  себе, решительность, импульсивность, склонность к риску, энергичность, смелость; работоспособность, нетерпеливость; великолепный «политик»; остроумие; широкий круг общения, узкий круг близких друзей

Изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность; любознательность, позитивная установка на все новое; смелость (до безрассудства); низкая самооценка, неуверенность в себе; доверчивость, импульсивность; нервность, быстрые, резкие колебания настроения; избегание конфликтов, забывчивость, непунктуальность; имитация поведения других людей («примеривание ролей»)

Высокая требовательность в общении, контактность, доброжелательность, щедрость, эмпатичность, интуитивность; спокойствие; уступчивость; самобичевание; доверчивость; конформизм, болтливость, сентиментальность; гибкость, пластичность; широкий круг знакомых

Жажда изменений концептуальность, интуиция; одержимость, мечтательность, целеустремленность, восторженность, бунтарство, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, разбросанность, непостоянство, недисциплинированность, интровертированность; остроумие; безалаберность; узкий круг друзей


К вопросу  о барьерах общения

В процессе общения могут возникнуть всевозможные преграды, обусловленные  темпераментом, характером, эмоциональным  состоянием людей, вступивших во взаимообщение. Такие преграды или барьеры увеличивают психологическую дистанцию между партнерами, снижают уровень взаимопонимания, взаимодоверия, снижают, в конечном итоге, эффективность процесса общения.

К наиболее распространенным барьерам относят следующие: барьер темперамента, барьер характера, барьер акцентуации характера, барьер манеры общения, барьер отрицательных эмоций, барьер речи, информационно-познавательный барьер, идеологический барьер, социально-психологические барьеры.

Барьер  темперамента возникает в том случае, когда в отношения вступают люди с различными типами нервной системы. Нервная система у людей различается по двум основным признакам: возбуждению и торможению. По этим признакам разнятся интенсивность и сила протекания процесса общения, по этой причине процесс общения может быть уравновешенным или неуравновешенным. Сила и подвижность нервных процессов чаще всего связаны между собой. Многие исследователи связывают воедино силу и подвижность, определяя понятием «экстраверсия», то есть обращенность психики к внешнему миру, в отличие от «интроверсии» - обращенности во внутренний мир. В первом случае проявляется активность и подвижность психики, а во втором - слабость и малоподвижность. По этому поводу существуют различные точки зрения. Известный ученый Айзенк, исходя из соотношения двух факторов - экстра - и интроверсии, выводит четыре типа темперамента:

- экстравертированный, нестабильный - холерик;

- экстравертированный, стабильный - сангвиник;

- интровертированный, нестабильный - меланхолик;

- интровертированный, стабильный - флегматик.

Другие авторы, например Е. Жариков и Е. Крушельницкий, считают, что в людях чаще встречается сочетание темпераментов, только один выражен сильнее, другой - слабее. И в таком случае лучше говорить отемпераментной структуре.

Барьер  характера

Характер - это сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей человека. Анализ специфических особенностей характера человека приводит к следующей классификации психологических типов:

лидер или доминирующий (Д);

логик (Л);

эстет (Э);

боец (Б);

пассивный (П);

надежный (Н);

мечтатель (М);

спринтер (С).

Барьер  акцентуации характера

С точки зрения немецкого психиатра  Карла Леонгарда, у 20-50% людей некоторые черты характера настолько заострены (акцентуированы), что приводят к однотипным конфликтам.

Согласно Х. Шмишеку, существуют следующие типы акцентуации:

гипертимический - постоянно повышенное настроение, «сверхбойкий» человек;

дистимический - замкнутый, «вечно серьезный»;

циклоидный - циклическая смена настроения;

возбудимый - гневливость, склонность к неадекватно резкой реакции;

застревающий - человек, помнящий и добро и зло;

педантичный - формалистика, «занудливость»;

тревожный - боязливость, настороженность, неуверенность;

эмотивный - излишняя чувственность, сердобольность, слезливость;

демонстративный - манерность, эгоцентричность;

экзальтированный - склонность к преувеличенно искреннему выражению чувств.

Признаки для определения типа акцентуации характера личности

Тип акцентуации

Черты, привлекательные для партнеров  по общению

Особенности общения

Черты, отталкивающие партнеров по общению

Ситуации, в которых возможен конфликт

Гипертимический

Энергичность, жажда деятельности, инициативность, жажда новизны, оптимизм    

Чрезвычайная контактность, словоохотливость, оживленная жестикуляция, легкая переключаемость с одной темы на другую

Легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, раздражительность    

Условия жесткой дисциплины, монотонная деятельность, вынужденное одиночество     

Дистимический

Серьезность, высокая нравственность, добросовестность, справедливость

Низкая контактность, замкнутость, немногословность, пессимизм

Пассивность, замедленность мышления

Ситуации, требующие бурной деятельности, смена привычного образа жизни

Циклоидный

В зависимости от социального окружения  и периода, в котором находится  циклоид, привлекательными могут быть черты либо гипертимика, либо дистимика

Контактность циклически меняется (высокая  в период повышенного настроения и низкая в период подавленности) 

В период подъма - черты гипертима, в период спада -дистимика

Ситуации предсказать сложно

Возбудимый

Стремление к достижению значимых результатов, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости

Низкая контактность, молчаливость, замедленность действий в общении, иногда деспотичность и жестокость

Раздражительность, вспыльчивость

Конфликт может возникнуть по любому поводу

Застревающий

Добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность, ровность настроения

Средняя контактность с индивидуальными  колебаниями, несговорчивость, четкая деффиренциация кругов общения по значимости, тяга к конфликтным отношениям

Обидчивость, уязвимость, подозрительность, мнительность, самонадеянность, честолюбие, ревность, фанатическое чувство справедливости, сверхтребовательность

Ситуация, когда задето самолюбие, нанесена несправедливая обида, возникли препятствия  на пути к достижению честолюбивой цели

Педантичный

Добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность, ровное настроение

Обычная контактность: выраженная занудливость в виде переживания подробностей, формализм в деловых отношениях

Формализм, «крючкотворство», занудливость, стремление переложить ответственность  на других

Ситуации, требующие личной ответственности  за важное дело, или когда важна  недооценка их заслуг

Тревожный

Дружелюбие, самокритичность, исполнительность

Низкая контактность, неуверенность  в себе, пониженный фон настроения

Беззащитность, робость

Обстановка страха, угроз, постоянных насмешек, несправедливых обвинений

Эмотивный

Альтруизм, сострадание, жалостливость, чувство долга, исполнительность, эмоциональная  открытость

Контактность ниже среднего уровня, узкий круг общения

Крайняя чувствительность, слезливость

Потеря близких людей, несправедливость, хамство

Демонстративный

Обходительность, упорство, целенаправленность, способность увлечь других, неординарность

Легкость установления контактов, стремление к лидерству, жажда внимания, психологическая  пластичность, склонность к интригам

Эгоизм, лживость, хвастливость

Ситуация ущемления интересов, недооценки заслуг 

Экзальтированный

Альтруизм, яркость и искренность  чувств, одаренность в художественной сфере

Высокая контактность, словоохотливость, патетичность, влюбчивость

Чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию

Неудачи, горестные события, трагедии


Барьер  манеры общения

Существует  несколько основных манер общения.

Доминантная манера общения характерна людям, стремящимся оказать внимание на других, они владеют инициативой в общении. С таким людьми необходимо держаться спокойно и независимо, надо дать им выявить свою доминантность.

Недоминантная манера общения - это прямая противоположность первой. В ней человек постоянно чувствует себя зависимым, просителем, боящимся взять на себя коммуникативную инициативу.

Мобильная манера общения отличается легким переключением внимания, быстрой рефлексивной оценкой. Речь при такой манере сбивчива, тороплива. Активно выражается отношение к разговору партнера.

Ригидная  манера общения. При такой манере контакт наступает не сразу, идет долгая подготовка к нему. Общение с человеком с такой манерой общения является изматывающим, особенно для тех, кто нетерпелив.

Экстравертная манера общения всегда направлена на партнерство, при ней легко входить в коммуникативную ситуацию.

Интровертная манера общения. Обладатель такой манеры не стремится к внешнему диалогу, он больше замкнут на себя.

Барьер  отрицательных эмоций

Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которая проявляется в виде удовольствия и неудовольствия, смелого порыва, страха и т.д.

Не всякая эмоция может вызвать затруднение  в общении, однако есть ряд эмоций, вызывающих такой результат.

Барьер  страдания (трагические события, неудовлетворенность социальным статусом, физические боли, сильно заниженная самооценка и т.д.).

Барьер  гнева (ответ на оскорбление, неожиданное препятствие и т.д.)

Барьер  отвращения и брезгливости (как результат нарушения этических норм, неопрятность партнера, гигиенические неприятные действия, физические недостатки, уродливость и т.д.).

Барьер  презрения (аморальные поступки, предрассудки и т.д.).

Барьер  страха.

Барьер  стыда и вины (критика, неумеренная похвала, боязнь показаться неловким и т.д.).

Барьер  плохого настроения.

Барьер  речи. Он возникает при допущении речевых ошибок, когда искажаются слова и смысл речи. Такой барьер вызывают следующие условия:

эмоциональная возбужденность;

неправильный  выбор слов;

ошибка  в построении сообщения;

слабая  аргументация.

Барьер  информационно-познавательный включает:

барьер  информационного несоответствия позиций  субъектов общения;

барьер  разности социального опыта партнеров;

барьер  уровней образования;

барьер  неразвитости абстрактного мышления.

Группа  идеологических барьеров включает:

барьер, формирующийся при наличии у  партнеров разных стереотипов;

барьер, возникающий на основе разницы мировоззрений;

барьер  различия ценностных ориентаций;

барьер  несовпадения социальных установок;

барьер  несовпадения социальных позиций субъектов  общения.

Группа  социально-психологических барьеров классифицируется по особенностям их проявления:

организационно-психологические барьеры возникают на основе неприятия формы общения;

когнитивно-психологические барьеры возникают из-за разности уровня отражения объекта и психологической его оценки субъектами общения;

писхомоторные барьеры основаны на разном умении и навыке вести общение в рамках принятой формы;

сенсорно-речевые барьеры - это следствие различия навыков восприятия и высказывания у субъектов общения.

Вывод. Общение - это полифункциональный и полисодержательный социопсихологический феномен. Оно представляет собой достаточно сложный и важный феномен в социокультурном развитии личности и общества в целом. Его многогранность и всесторонность рассматривается многими науками. Общение является специфическим социально-психологическим механизмом, посредством которого осуществляется процесс активного влияния на духовный мир человека, на его психику, на его сознание.

Вступая в общение как систему взаимосвязи, субъект сохраняет свою автономность и обеспечивает саморегуляцию своих коммуникативных действий.

Общение имеет несколько видов, которые  не счерпывают всего многообразия его  существования. В наших моделях прежде всего акцентируетсявнимание на коммуникативно-ролевых действиях партнеров. Психологический и социальный прогноз коммуникативных действий партнера опирается не только на модели общения, но и на глубокое знание специфических особенностей психотипов людей. Психотип личности - достаточно сложное явление, обладающее целым комплексом отдельных характеристик, проявляющихся при различных коммуникативных ситуациях. В типологиях психотипов прослеживается прежде всего различие базовых оснований, однако в них есть и некоторое общее. Каждый тип обладает достаточной устойчивостью к изменениям. В конечном итоге психотипы личности как субъекта общения определяют модель общения, способствуют прогнозированию коммуникативного поведения для достижения поставленной цели.


Информация о работе Интенсификация и психологические аспекты общения