Интенсификация и психологические аспекты общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:04, реферат

Описание работы

Общефилософская концепция рассматривает процесс общения личности с другими как актуализацию реально существующих общественных отношений.
Способ общения является способом реализации актуальных отношений в ситуации социального взаимодействия и зависит от социально-экономического уклада общества, уровня развития идеологии, отношений, конкретных исторических условий социального бытия.
Общефилософская концепция обусловила и другие научные концепции и особенно социологическую.
В рамках социологической концепции общение рассматривается как способ существования внутренней эволюции или поддержания положения социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое единство личности и общества.

Файлы: 1 файл

referatt.docx

— 65.86 Кб (Скачать файл)

Модели  общения

Исследование основных моделей  общения позволяет раскрыть линию  поведения людей в тех или  иных коммуникативных ситуациях. При  этом под «моделью» понимаем некоторую  систему объектов или знаков, воспроизводящих  существенные свойства системы-оригинала.

Базовая модель общения представляется как некоторая система (рис. 1). 

 
Рис. 1

В представленной модели выделяются четыре подсистемы:

- личность как субъект общения  в коммуникативной роли воздействующего;

- личность как субъект общения  в коммуникативной роли воспринимающего;

- коммуникативно-организационная, в которую входят цели, содержание, процессы и формы общения;

- психосоциальный контекст общения,  который определяется характером  диспозиций субъектов общения;  наличием или отсутствием аттракции  (притяжения) между ними; эмоциональным  напряжением; эмоционально-психологическим  влиянием среды, ближайшего окружения;  социальными статусами общающихся; индивидуально-типологическими особенностями  личностей общающихся.

Индивидуально-психологические  характеристики личности как субъекта общения можно представить в  виде психограммы субъекта общения, включающей:

- психологические  особенности - темперамент;

- психологические  процессы: восприятие, представление, память, мышление;

- психологические  состояния: усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия и т.д.;

- психологические  отношения: эмоциональные, волевые, интеллектуальные.

Кроме этого, в психограмму личности как субъекта общения включаются социально-психологические моменты:

- коммуникативные  отношения: установки на общение, ценностные ориентации в общении;

- коммуникативные  умения - синтез общепсихологических, социально-психологических и профессиональных качеств личности.

Чрезвычайно важным в составлении  психограммы субъекта общения является его темперамент, который представляет собой комплекс индивидуальных особенностей человека, определяющий его психическую активность и поведение.

В психологической литературе выделяются несколько психологических свойств, на основании которых формируются типы темперамента человека:

1. Сензитивность - возможность и скорость возникновения непроизвольных психических реакций на внешний раздражитель наименьшей силы.

2. Реактивность - сила эмоциональной непроизвольной реакции на внешний или внутренний раздражитель.

3. Активность - степень энергичности человека на пути к цели, в преодолении препятствий, настойчивость и т.д.

4. Соотношение активности и реактивности - степень зависимости деятельности человека от случайных обстоятельств, настроений, желаний или от целей, намерений, стремлений и убеждений.

5. Темп реакции - скорость протекания движений, речи, мышления, запоминания.

6. Пластичность и ригидность - легкость или трудность, гибкость или косность поведения в новых условиях.

7. Экстраверсия и интроверсия - направленность человека на окружающее или на себя в зависимости от внешних раздражителей.

8. Эмоциональная возбудимость - наименьшая степень воздействия, вызывающая эмоциональную реакцию и скорость ее возникновения.

В различных темпераментах вышеуказанные  психологические и социально-психологический свойства человека проявляются по-разному. На этом основании можно рассмотреть следующую таблицу психологических свойств типов темперамента. 

Психологические свойства типов темперамента

Психологические свойства

Их проявления у людей с различными темпераментами

 

сангвиник

холерик

флегматик

меланхолик

1

2

3

4

5

Сензитивность

Пониженная

Пониженная

Пониженная

Повышенная

Реактивность

Высокая

Высокая

Низкая

Невысокая

Активность

Высокая

Высокая

Высокая

Невысокая

Соотношение активности (А) и реактивности (Р)

Р = А

Р > А

Р < А

Р = А

Темп реакции

Ускоренный

Ускоренный

Замедленный

Замедленный

Пластичность (Пл) или ригидность (Рг)

Пл

Рг

Рг

Рг

Экстравертность (Э) или интровертность (И)

Э

Э

И

И

Эмоциональная возбудимость

Повышенная

Повышенная

Пониженная

Повышенная, депрессивная


В соответствии с представленной моделью  можно выбрать и модель поведения  в общении. Различают несколько базовых моделей поведения. Все связано с выбором критерия или основы, посредством которого выделяется та или иная модель общения. В контексте нашего исследования в качестве критерия может быть взят психоэмоциональный статус личности как субъекта общения (ПЭС).

Психоэмоциональный статус личности как субъекта общения зависит от самооценки, которая детерминирует личностный комфорт или дискомфорт в общении и служит источником целей в общении.

На этом основании выделяются две группы моделей общения:

- модели комфортно-психологического  общения;

- модели дискомфортно-психологического  общения.

К моделям комфортно-психологического общения относятся следующие виды:

1. Познавательная модель общения  (реализуется цель передачи информации).

2. Экспрессивная модель общения  (передача чувств, состояния).

3. Суггестивная модель общения  (оказывается внушение или внушающее  воздействие).

4. Убеждающая модель общения  (взаимовлияние друг на друга  через систему логических доказательств).

5. Ритуальная модель общения  (формирование системы психологической  поддержки норм отношений).

К моделям дискомфортно-психологического общения относятся следующие виды:

1. Заискивающая модель общения  (вести себя так, чтобы партнер  не сердился).

2. Обвиняющая модель общения  (обвинять партнера с целью  выработки у него понимания  Вашей силы).

3. Расчетливая модель общения  (рассчитать все, чтобы избежать  угрозы).

4. Отстраненная модель общения  (отстраниться на столько, чтобы  игнорировать угрозу, вести себя  так, будто ее нет).

Познавательная  модель общения

А. Цель - передать информацию и расширить  информационный фонд друг друга.

Б. Условия - учет познавательных возможностей партнеров по общению, интеллектуальные способности и установки на общение.

В. Формы коммуникативных процессов  воздействия:

- отчет о деятельности;

- сообщение о результате деятельности;

- лекции о путях решения проблемы;

- реферат по результатам изученных  первоисточников информации;

- информационно-аналитическое выступление.

Г. Технологические особенности  организации коммуникативного действия:

- концентрация внимания на предмете  информирования;

- рациональное изложение материала;

- логически безупречная аргументация;

- доказательность всех выдвигаемых  положений;

- подробная характеристика причинно-следственных  и условно-следственных взаимосвязей

Убеждающая  модель общения

А. Цель - вызвать у партнера определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки.

Б. Условия - опора на восприимчивость  партнера, его эмоциональную культуру.

В. Формы коммуникативных процессов  воздействия:

- торжественная речь;

- поздравление;

- напутствие;

- комплимент.

Г. Технологические особенности  организации коммуникативного действия:

- опора на эмоциональный настрой  партнера;

- учет контраргументации и критической позиции партнера по отношению к другому партнеру;

- эмоциональное отношение к  предмету общения.

Экспрессивная модель общения

А. Цель - передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на этой основе побудить к определенным формам социального действия (чаще массовым).

Б. Условия - опора на эмоциональную  сферу партнера с целью изменения  соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния  эмоции на волю: широкое использование  художественно-эстетических средств  и опора на механизм социально-психологического выражения.

В. Формы коммуникативных процессов  воздействия:

- рассказ о собственных переживаниях  и чувствах, которые связаны с  предметом общения;

- мотивированный призыв;

- оценочное суждение;

- анализ возможных последствий.

Г. Технологические особенности  организации коммуникативного действия:

- краткость изложения;

- ситуативная обусловленность;

- яркость жестикулирования;

- демонстративный характер поз;

- интонирование голосом;

- аффектация и акцентация;

- фасциация (очарование) при помощи  художественного подкрепления.

Суггестивная  модель общения

А. Цель - оказать внушающее воздействие  для изменения мотивации ценностных ориентаций и установок личности.

Б. Условия - некритичность отношений одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии.

В. Формы коммуникативных процессов  воздействия:

- внушение через мотивационную  сферу сознания;

- внушение через идентификацию  (уподобление);

- внушение через ссылки на  авторитет;

- внушение через персонификацию;

- внушение через предупреждение.

Г. Технологические особенности  организации коммуникативного действия:

- опора на суггестивный потенциал  партнера,

- авторитет субъекта-суггестатора и его установок,

- формирование аттракции (привлекательности)  как необходимого компонента  в суггестивном общении,

- интонационная стимуляция внушаемой  информации,

- дистанционное управление эмоциональным  напряжением.

Ритуальная  модель общения

А. Цель - закрепить и поддерживать нормы отношений.

Б. Условия-художественно-оформленная среда, канонизация действий и концентрация внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия.

В. Формы коммуникативных процессов  воздействия:

- ритуальные акты;

- церемонии;

- обряды;

- обрядовые комплексы.

Г. Технологические особенности  организации коммуникативного действия:

- опора на национальные, территориально-профессиональные  традиции и нормы общения;

- предварительное заключение конвенции  о порядке ритуала;

- концентрация внимания на самоценности ритуальных действий;

- театрализация коммуникативного  поведения.

О некоторых  психологических характеристиках  субъектов общения

Психотип - это модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой.

В рамках нормы (а не патологических отклонений) выделяются 11 основных психотипов личности. Надо отметить, что в жизни в «чистом» виде такие психотипы встречаются редко, один и тот же человек может соответствовать 2-3 психотипам.

К высокоэнергетичным (агрессивным) психотипам относятся:

Эпилептоид (любовь к порядку).

Паранойяльный (целеустремленный).

Гипертим (повышенный тон настроения, жизнь «во вне»).

Истероид (стремление быть в центре внимания).

К низкоэнергетичным (дефензивным-охранительным) психотипам относятся:

Шизоид (интровертированность - жизнь «внутри себя», погруженность в свой внутренний мир).

Психостеноид (неуверенность в себе).

Сензитив (повышенная чувствительность).

Гипотип (постоянно пониженный фон настроения).

К непостоянным психотипам относятся:

Циклоид (смена двух противоположных состояний).

Конформный (зависимость от окружения).

Неустойчивый (полное непостоянство проявлений личности).

Признаки для экспрессдиагностики психотипа личности

Психотип личности

Внешность

Манера держаться и двигаться

Особенности общения с другими  людьми

1. Эпилептоид

Человек нормального среднего телосложения. Одет аккуратно: обычно классический стиль  одежды

Подвижен, требователен и придирчив к себе и окружающим. Быстро принимает решения, авторитетен

Говорит четко и громко. Речь хорошо организована и понятна. Не склонен к случайным знакомствам, добросовестно выполняет нормы ритуального общения. Не раскрывается, не стремится глубоко познать других. Не понимает эмоционального общения

2. Паранойяльный

Человек среднего или крепкого телосложения, активный, энергичный. Одевается не модно, но практично и удобно

Постоянно в движении. В действиях  ориентируется на целесообразность, а не на внешнее впечатление; абсолютно уверен в своей правоте

Громкий голос, быстрый темп речи. В  общении конфликтен. Общение для него - средство достижения цели, но не установления контакта с людьми. В общении агрессивен

3. Гипертим

Активный, подвижный человек крепкого телосложения, часто склонный к полноте. Одет неоднородно, неодностильно. В облике чувствуется небрежность

Неусидчив, Все время ходит, пластичен, координирован. Достигает успеха в любом деле. Но суетлив, говорлив, бессистемен в своих действиях

Темп речи очень высокий - спешит, захлебывается, сбивается, не успевает за своими мыслями. Хорошая артикуляция, но в спешке может «проглатывать  слова». Общителен. Очень любит и  ценит общение

4. Истероид

Экстравагантная прическа, одежда, отдельные  детали костюма. Любит ярлыки и фирменные  знаки на одежде. Раб моды

Шумная, эпатирующая, привлекающая внимание. Артистичен. Самостоятелен и независим

Любит публичные формы общения. Общается только с теми, кто им восхищается. Часто меняет круг общения

5. Шизоид

Неаккуратен в одежде. В выборе ее зависит от окружающих

Много и беспорядочно, неловко двигается, задевает предметы. Непластичен, Плохо развита моторика. Лицо неподвижное. На лице - грусть, уныние, погруженность во внутренний

Речь скандированная, рваная, плохо модулированная, с задержками и паузами. В общении весьма изобретателен. Нуждается в понимании и контакте. Очень ограничен круг общения

6. Психастеноид

Худой, астенического сложения, тихий, незаметный человек. Одет всегда аккуратно, чисто. За модой следит в меру. Старается, если на нем концентрируется внимание

Непластичен, у него не координированы движения, несколько неуклюж. Малоподвижен

Темп речи очень медленный, растянутый. Говорит всегда тихо, совершенно не умеет выступать перед аудиторией. Застенчив. Боится новых контактов. Не умеет производить впечатление. Ценит глубоколичностный контакт

7. Гипотим

Внешне похож на психастеноида. Однако менее аккуратен. На лице чаще выражение недовольства, расстройства, а не спокойствия

Насторожен. Критически фиксирует внимание всех на отрицательных сторонах жизни.

Общение признает как средство изложения  жалоб, претензий. Любит потрясать  слушающих его людей невероятными сообщениями

8. Сензитив

Одет со вкусом, умеренно. Добродушное и внимательное выражение лица

Предупредителен, следит за реакциями других. Исполнительный и преданный

Очень общителен и коммуникабелен

Информация о работе Интенсификация и психологические аспекты общения