Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:43, доклад
Представители интеракционистского подхода выделяют ситуативный и личностный аспекты одиночества. С одной стороны, некоторые индивиды имеют субъективно-личностную предрасположенность к одиночеству. С другой стороны, определенные социальные ситуации детерминируют возникновение одиночества. Сочетание в том или ином виде обоих аспектов сказывается на количестве взаимодействий личности с другими людьми, приводя либо к эмоциональному переживанию одиночества, либо к восприятию социальной изолированности.
Интеракционистский подход
Представители интеракционистского подхода выделяют ситуативный и личностный аспекты одиночества. С одной стороны, некоторые индивиды имеют субъективно-личностную предрасположенность к одиночеству. С другой стороны, определенные социальные ситуации детерминируют возникновение одиночества. Сочетание в том или ином виде обоих аспектов сказывается на количестве взаимодействий личности с другими людьми, при водя либо к эмоциональному переживанию одиночества, либо к восприятию социальной изолированности.
Главным выразителем
Р. Вейса интересует «обычное» одиночество, возможно, поэтому он определяет его как состояние, переживаемое многими (если не большинством) на протяжении всей жизни. По Вейсу, одиночество в своем проявлении делится на два основных типа: социальное и эмоциональное, которые имеют различные предпосылки и аффективные реакции. Первое обусловлено отсутствием доступного круга социального общения, значимых дружеских связей или чувства общности, а второе - отсутствием тесной, интимной привязанности к конкретному человеку. Эмоциональное одиночество находит свой выход в целой серии состояний, например, внутренней пустоте, тревоге, обеспокоенности. Социальное одиночество проявляется во всевозрастающем чувстве собственной маргинальности.
Хотя Р. Вейс отмечает, что факторный анализ данных, полученных Рубинстайн и Шейвером, подтверждают его типологию, различие между эмоциональным и социальным одиночеством не всегда можно четко провести. Оба типа иногда сочетаются или переходят друг в друга. Например, внезапная потеря интимного партнера и есть та ситуация, в которую попадает человек. Его ответной и вполне естественной реакцией на эту ситуацию, становится чувство одиночества. Вопрос оказывается исчерианным далеко не полностью: существуют ли только два этих типа одиночества? По временным характеристикам Вейс делит одиночество на острое и хроническое, справедливо полагая, что требуется серьезное изучение отличий хронического состояния одиночества от острого чувства одиночества.
Многие теоретические положения Вейс вывел из своей клинической практики и собственных попыток оказать помощь одиноким людям, участникам своих семинаров для недавно разведенных и/или овдовевших людей. Работая с людьми, испытывающими одиночество, он последовательно и подробно анализирует их биографические данные, обстоятельства жизни, возможно способствующие формированию одиночества. Он ясно дает понять, что из двух подходов ситуативный представляется наиболее привлекательным. Поэтому Р. Вейс особо подчеркивает текущие события в жизни личности как ключевой фактор формирования одиночества.
Другим представителем интеракционистского подхода к изучению одиночества является канадский социальный психолог Велло Серма, который исследовал его как проявление глубокого личностного кризиса. В частности, В. Серма приводит данные, что причиной роста количества самоубийств среди подростков и молодых людей в возрасте немногим более 20 лет является «сильное и почти непередаваемое чувство одиночества».
1.6. Феноменологическая модель
Представители феноменологического подхода подчеркивают существующий разрыв между «чистыми» образцами общения и межличностных отношений, присущими сознанию (феноменологическими идеалами), и реальным состоянием индивидуальной сетки общения. Этот разрыв становится основной причиной возникновения чувства одиночества. Человек стремится к «правильному» общению, то есть к такой его модели, которая в данном обществе считается идеальной. Другими словами, общество заставляет индивида действовать согласно своим нормативным феноменологическим идеалам, которые могут не совпадать с индивидуальными особенностями, представлениями, интересами, желаниями, стремлениями и т. п. В результате человек, понимая, что он не такой, «как надо большинству», то есть не такой, как все, начинает переживать свою оторванность от «массы», определенную отдельность, «неправильность», непохожесть на других. Он осознает, что не вписывается в тот самый феноменологический идеал, навязываемый обществом, родом. Это причиняет определенные страдания и является содержательными конверсивами состояния одиночества.
Иногда мы можем видеть другую модель переживания вышеперечисленного - творческую, конструктивную, не страдательную. При этом человек либо пытается создать новый общественный идеал, либо вовсе не обращает внимания на него. В первом варианте мы наблюдаем борца за новые идеалы, во втором - человека, погруженного в мир творчества, что непременно требует состояния сосредоточения и одиночества. В любом случае отход от общественно принятых образцов требует определенного мужества и добровольного согласия на одиночество. Конечно, и борцы, и творцы находят единомышленников, постепенно формируя свой круг общения, но по отношению к массе они всегда одиноки.
Разработанная в рамках феноменологического подхода личностно-ориёнтированная модель одиночества принадлежит К. Роджерсу. В основе его взглядов, так называемой Я-теории личности, лежит противопоставление внутреннего (истинного) «Я» индивида и его социальной представленное™. Между этими двумя сферами и возникает смысловое напряжение, порождающее самые разные последствия, в том числе и состояние одиночества.
Усвоенные идеалы заставляют индивида жить согласно существующим образцам, которые, естественно, ограничивают свободное волеизъявление. Следование этим образцам, не прошедшим глубокой интериоризации, приводит к возникновению существенного рассогласования между тем, как хотелось бы поступать, и тем, как надо это делать, то есть к разрыву между «истинным "Я"» и «обобщенным другим». Этот процесс завершается состоянием одиночества, которое способствует выработке установки на свое истинное «Я». Но дело в том, что, если человек решается на самопознание и самопринятие, то есть готов открывать свои истинные качества, возможности, способности, он все дальше удаляется от общественного идеала и все больше рискует обнаружить себя в одиночестве. Стоит индивиду устранить «охранительные барьеры» на пути к собственному «Я», полагая, что собственная истинность и искренность обеспечат ему полноту общения с другими людьми, как он оказывается «жертвой одиночества».
Очень точно эту мысль выразил К. Роджерс: «Одиночество... наиболее резко и болезненно проявляется у тех индивидов, которые по той или иной причине оказываются - будучи лишенными своей привычной защиты - уязвимыми, испуганными, одинокими, но обладающими истинным "Я" и уверенными в том, что будут отвергнуты всем остальным миром». Разрыв между действительным и идеальным «Я» приводит к слабой защитной реакции, «...а именно к одиночеству». К. Роджерс полагал, что включение этих реакций зависит от внутренних феноменологических конструкций переживаний, заложенных в сознании человека, а само одиночество обозначает слабую приспособляемость индивида к внешним условиям и внешнему «Я». Причина же одиночества находится внутри индивида, в феноменологических несоответствиях его представлений о собственном «Я».
Можно сказать, что Роджерс рассматривал одиночество как отчуждение личности от ее истоков. В качестве генеральной терапии этого состояния он предлогал лич-ностно-ориентированную стратегию. Согласно К. Роджерсу, содержание опыта одиночества составляют текущие влияния на личность, а не ранние детские впечатления. Это отличает его от сторонников, например, психодинамической теории.
Уильям Садлер и Томас Джонсон, используя феноменологический подход к изучению одиночества, отмечают, что в современном обществе оно стало всеобъемлющим универсальным явлением. Одна из самых ярких черт одиночества, по их мнению, - погруженность человека в себя. Чувство одиночества не похоже на локальные ощущения и/или переживания. Оно целостно и абсолютно всеохватно. Авторы считают одиночество знаком человеческой «самости», сообщающим человеку, кто он в этой жизни.
Выделение феноменального
и когнитивного компонентов одиночества
приводит к пониманию того, что одиночество
- это особая форма самовосприятия, острая
форма самосознания. Исследователи подчеркивают
внутреннюю структурированность феномена
одиночества, которое, имея ряд особенных
измерений, выстраивает восприятие личностью
самой себя. Речь идет о так называемом
«жизненном мире» личности — классической
теме феноменологического анализа различных
психических явлений. «Жизненный мир»
в феноменологическом контексте обозначает
очищенную от естественной установки
сознания структуру повседневного опыта
человека - глубинный «каркас» его смыслонаделягющей
дея-
тельности, порождающей значимые отношения и взаимоотношения.
1.7. Приватный подход
В данном направлении за основу берется утверждение, что человек стремится к равновесию между желаемым и достигнутым уровнями социальных взаимодействий. Главными выразителями приватного подхода являются американские исследователи Валериан Дерлега и Стефан Маргулис. Для истолкования одиночества они употребляют такие термины, как «интимность» и «самораскрытие».
Хотелось бы отметить, что английское privacy переводится не как приватность, а как уединение, но суть данного подхода заключается отнюдь не в подчеркивании роли и места уединения в контексте переживания одиночества. Скорее речь идет о балансе интимности и формальности в индивидуальной сетке общения. Поэтому отправной точкой создания модели, сфокусированной на анализе количества и особенно качества межличностных отношений, характерных для того или иного индивида, стали понятия «интимность» и «самораскрытие».
Само понятие «качество»
в контексте общения
Здесь важно иметь в виду, что для психического здоровья личности нужно именно равновесие между интимностью и формальностью, а не бесконечное повыше-
44
45
ние интимности. Сердечность, душевность, взаимная заинтересованность должны разумно дозироваться, а не превращаться в сверхзадачу, так как в подобном случае они рискуют стать саморазрушающими факторами. Возможно, разрушающее воздействие этих факторов на личность обусловлено снижением под их воздействием механизмов психологической защиты.
В. Дерлега и С. Маргулис разработали модель шкалирования уровня интимности общения, специфически наложив ее на феномен одиночества. Невозможность достигнуть оптимального уровня самораскрытия личности со временем приводит к переживанию одиночества, а в обсуждаемой модели - к возрастанию его уровня. По мнению исследователей, к одиночеству в равной степени могут привести как внутрииндивиду-альные факторы, так и инвайронментальные (факторы внешней среды). В. Дерлега и С. Маргулис расценивают одиночество как нормальный опыт в условиях сплошной атомизации общества. Одиночество с неизбежностью присутствует в современном индустриальном и постиндустриальном обществе, играя роль индикатора отклонений от оптимального психологического баланса личности3.
Итак, сторонники приватного подхода указывают на присущую человеку особую потребность в доверительных, душевных отношениях с другими людьми. Эта потребность трактуется как одна из базовых, поэтому поверхностность межличностных контактов, не затрагивающих глубинной психической реальности, скоротечность отношений, их формальность и прагматичность в совокупности формируют у человека чувство одиночества.
1 См. 1.11. Общесистемный подход.
46
1.8. Экзистенциальное направление
Все представители
В понимании экзистенциалистов в юношеском и зрелом возрасте человек активно противоборствует с другими людьми, отстаивая право на собственное уникальное и неповторимое существование, на свою самость. Таким образом, способность личности к переживанию одиночества трактуется как необходимое условие ее формирования, и развития.
В этой связи хотелось бы вспомнить слова известнейшего русского мыслителя Н. А. Бердяева: «...человек имеет священное право на одиночество, так как через моменты одиночества рождается личность, самопознание личности, в одиночестве переживается единичность и неповторимость своего "Я"». Он, как и К. Ясперс, считает одиночество необходимым элементом экзистенции человека, способствующем раскрытию внутреннего мира и становлению личности.
Согласно экзистенциальной модели, все люди изначально и конечно одиноки. Они лишь в разной степени обнаруживают это свое свойство. Изолированность, несовместимость, некоммуникабельность, наряду с переживанием конечности собственного существования (смерти) -извечные характеристики человеческого бытия с экзистенциальной точки зрения. Одиночество как психическое явление характерно, прежде всего, для сознания. По мне-