Интеракционистский подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:43, доклад

Описание работы

Представители интеракционистского подхода выделяют ситуативный и личностный аспекты одиночества. С одной стороны, некоторые индивиды имеют субъективно-личностную предрасположенность к одиночеству. С другой стороны, определенные социальные ситуации детерминируют возникновение одиночества. Сочетание в том или ином виде обоих аспектов сказывается на количестве взаимодействий личности с другими людьми, приводя либо к эмоциональному переживанию одиночества, либо к восприятию социальной изолированности.

Файлы: 1 файл

одиночество.docx

— 51.17 Кб (Скачать файл)

47

 

ншо экзистенциалистов, одиночество есть «самосознательное осознание» собственной изоляции, оно имманентно, то есть внутренне присуще человеческой психике, поэтому преодолеть его невозможно. Одиночество молено осмыслить как часть своей собственно человеческой природы и примириться с ним, но не избавиться от него. Только переживание и познание своей природы делает человека человеком.

Одна из современных исследователей Л. И. Старовойтова пишет, что одиночество - это принцип замкнутого антропологического универсума; внутренняя изолированность человека — основа любого индивидуального бытия. Поэтому, если человеку в процессе общения не удается найти эмоциональный отклик, он предпочитает одиночество. Простота и изящество данного утверждения на самом деле содержат в себе «двойное дно», которое заключается в том, что невозможность получить адекватный, иногда катастрофически необходимый душевный отклик и есть жесточайшее переживание одиночества. Можно сказать, что человек предпочитает добровольное простое одиночество, которое в данном контексте представляет собой уклонение от очередного непонимания, отвержении! боли. Он выбирает одиночество как менее болезненное состояние, оставляющее ему надежду на возможность встретить того, кто если не примет, то хотя бы услышит и поймет. Осознание такой надежды, с одной стороны, делает переживание одиночества в целом позитивным для личностного роста и самопознания, с другой - создает прецедент для ограничения контактов, снижения доверия и, как следствие, лишения душевного, истинно человеческого общения. Таким образом создается замкнутый круг: невозможность получить необходимый эмоциональный отклик, осознание одиночества - ограни- 


чение доверительных контактов - состояние одиночества, в котором никто не придет на помощь, потому что некому.

Среди современных исследователей одиночества, наиболее последовательно разрабатывающих именно экзистенциальную методологию, Н. Е. Покровский выделяет Карла Мустакаса и Ирвина Ялома и отмечает, что за рубежом эти исследователи стали известными благодаря своим популярным книгам об одиночестве.

В основе концепции К. Мустакаса лежит противопоставление «суеты одиночества» и истинного, экзистенциального одиночества. «Тревожное предчувствие одиночества», или «беспокойство по поводу одиночества» {loneliness anxiety), представляет собой систему защитных реакций личности. Человек постоянно находится перед выбором, он вынужден принимать довольно ответственные «бытийные» решения, но в то же время он испытывает страх перед лицом этих решений. Это приводит к тому, что человек стремится к установлению новых связей, контактов, пытается проводить больше времени в якобы плодотворном общении с другими людьми. На самом деле он всего лишь убегает от главных вопросов человеческого бытия. В этом состоянии внешняя активность личности приобретает самодовлеющий характер, так как не подкрепляется рефлексивными процессами.

Истинное одиночество  порождается преимущественно опытом столкновения с пограничными экзистенциальными ситуациями, такими как смерть, рождение, крушение устойчивых традиций, жизненная трагедия и др. В любом случае, какую бы внешнюю форму поддержки ни получал человек, он вынужден переживать и осмысливать эти ситуации в одиночку. Экзистенциальные переживания с неизбежностью выводят человека на самого себя, впервые «знакомят» его, как это ни странно, с самим собой. И это, в сущности, раскрывает перед человеком про-

 

48 

 

 

49

 

стую истину: подлинное бытие есть изначально и принципиально одинокое, а все общественные формы существования становятся не более чем вторичными наложениями.

Н. Е. Покровский подчеркивает, что К. Мустакас и И. Ялом не анализируют корней одиночества, так как полагают, что оно изначально присутствует в человеке как характеристика самого факта его существования. Поэтому речь может идти только о том, как наиболее продуктивно использовать одиночество, а не о том, как избавиться от него. Отвечая на этот вопрос, К. Мустакас подчеркивает серьезный положительный смысл одиночества: во многих случаях оно активизирует творческие силы человека и создает основу для обновления личности. Через кризис и «прозрение» (инсайт) человек может подняться на более высокий уровень продуктивности своей деятельности. Более того, согласно Мустакасу, вне углубленного опыта истинного одиночества невозможно обрести истинное самосознание.

С позиций экзистенциализма рассматривает  одиночество и Бен Миюскович. Он ищет универсальный принцип, посредством которого можно было бы понять, «почему человек делает то, что он делает, почему человек есть то, что он есть». Для Миюсковича очевиден тот факт, что, вырабатывая согласованное мнение о человеческой природе, необходимо соотноситься с теорией человеческой мотивации. Он считает, что общим критерием сравнения всех существующих интерпретаций личности может послужить именно одиночество. Согласно Миюсковичу, одиночество изначально присуще человеку. Он полагает, что после того, как человек удовлетворит свои насущные физиологические и биологические потребности - в воздухе, воде, пище, он стремится облегчить свое одиночество. Хотя одиночество и свойственно человеку по природе, он всеми силами старается стать тем, «что он не есть», - вый-

50 

ти за пределы своего «Я», найти истину вне себя, разомкнуть сковывающие его рамки одиночества.

Исследуя проблему одиночества, Б. Миюскович подходит к проблеме смерти и утверждает, что человек боится ее меньше, чем одиночества: «Мы не боимся смерти, мы боимся одиночества. ...Что нас ужасает в смерти, так это возможность продолжения нашего сознания, но в полном одиночестве». Ребенок не боится смерти, потому что не знает и не понимает ее, но он боится оставаться один, он боится одиночества, значит, знает или предполагает, что это такое. Это может служить косвенным подтверждением имманентности одиночества человеческой психике. Миюскович предполагает, что сознание может быть экстра- и интрарефлексивным. Последнее, по его мнению, особенно уязвимо для одиночества.

Обобщая, можно сказать, что представители экзистенциалистского подхода обращают внимание на то, что сам характер человеческого существования подразумевает драматизм отчуждения и одиночества как изначально присущих человеку. Более всего одиночество обнаруживает себя в так называемых пограничных состояниях, прежде всего в состоянии «лицом к смерти». Исходя из этого было бы бессмысленным ставить задачу «снять» у человека одиночество, скорее необходимо дать ему возможность осознать свое одиночество и примириться с ним.

1.9. Гуманистический подход

Оригинальная точка зрения на проблему человеческого одиночества принадлежит американскому психологу А. Мэслоу. Изучая особенности самоактуализирующихся личностей, он пришел к выводу, что для них характерна потребность в одиночестве. Он подробно описывает содерлсание и сущность этой потребности и определяет ее

51

 

как нормальную, абсолютно необходимую человеку, стремящемуся к самопознанию, самосовершенствованию и собственной актуализации. В знаменитой книге «Мотивация и личность», в главе «Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья» есть такие параграфы: «Отстраненность, потребность в уединении» и «Автономность, независимость». Названия во многом говорят сами за себя: люди, имеющие потребность'в самоактуализации, нуждаются не только в уединении, но и в одиночестве. Конечно, такое одиночество приобретает позитивный, конструктивный для личности план. Истинное самопознание невозможно вне одиночества. И здесь важным является характер переживания данного состояния.

Когда мы говорим «позитивное» или  «негативное» для личности, то имеем  в виду то, как человек использует одиночество, какой смысл придает свои переживаниям, что выносит из них. Вариант непонятое™ себя другими, тем более значимыми людьми, может иметь различное до полярности продолжение. Одни хотят быть понятыми и готовы для этого что-то делать, хотя могут и не знать, что именно, другие доходят до отчаяния в переживании этой непонятости и упорно стоят на своем, не желая что-то менять в собственной презентации миру. А. Мэслоу говорит о первой категории, определяя ее как личностей, стремящихся к самоактуализации, то есть к тому, чтобы сделать актуальным самого себя, а значит, свои чувства, переживания, мысли, ценности и т. д. Процесс самоактуализации по определению продолжается в течение всей жизни, если он, конечно, начался, а значит, и состояния одиночества необходимы человеку на протяжении всей жизни. По сути мы сейчас говорим о другой тенденции в исследовании одиночества, и основанием для нее служит понимание этого явления как необходимого этапа 

внутреннего переосмысления, самопознания и/или общего принципа человеческого бытия. Например, Л. Г. Грим-мак справедливо утверждает, что для нормального развития организма и психики человеку абсолютно необходимо периодически оставаться в полном одиночестве.

Оригинальный подход к  изучению одиночества представлен в классической русской философии. С. Н. Соловьев, Н. А. Бердяев, Е. Н. Трубецкой, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, П. А. Флоренский рассматривали одиночество как проблему духовного и культурного кризиса человечества. Основную причину переживания одиночества они видели в потере сущности нравственного единения человеческого рода, утрате истинного, смыслового содержания этого понятия. Проблема одиночества имеет всечеловеческий масштаб. С другой стороны, за человеком признается право на одиночество как необходимое условие становления его нравственного самосознания.

Глубоко психологичны слова  Н. А. Бердяева: «...человек имеет священное право на одиночество, так как через момент одиночества рождается личность, самопознание личности, в одиночестве переживается единичность и неповторимость своего "Я"».

Можно видеть, что экзистенциальный и гуманистический подходы схожи в том, что трактуют одиночество как абсолютно необходимое и естественное для человека явление. Разнятся они в том, что экзистенциалисты рассматривают одиночество как имманентное психике, то есть внутренне присущее, согласно самой природе человека. Поэтому проявления одиночества в жизни человека могут иметь столь же разный характер, как и само бытие. Гуманистический подход делает акцент на позитивной стороне одиночества, утверждая, что данное состояние неразрывно связано с личностным ростом, развитием и самоактуализацией.

 

52 

53

 

1.10. Биологическая модель


Автором данного направления  является английский ученый биолог и этнолог Дж. Рэлф Оди. В своей статье «Человек - существо одинокое: биологические корни одиночества» он рассказывает, что когда его в 1966 году пригласили участвовать в обсуждении проблемы биологических источников одиночества, он с удивлением обнаружил, как мало литературы об одиночестве вообще, особенно в психиатрическом направлении. Вторым, еще более потрясшим его фактом, оказалось то, что его собственное предположение о том, что он имеет четкие представления об одиночестве, рассыпались в прах, когда он стал готовиться к докладу.

Дж. Рэлф Оди перечисляет некоторые явления, между которыми ему пришлось проводить различия. Среди них добровольное уединение, вынужденная изоляция, собственно одиночество, пребывание наедине с самим собой, ностальгия, остракизм, горе из-за потерянного дома или человека, тоска по дому, тоска по кому-то, скука, замкнутость, аномия, бесцельность существования, непохожесть на других, страсть к перемене мест, некоторые формы депрессии. По его словам, первое прозрение наступило, когда он заглянул в собственную душу. Дж. Рэлф Оди описал несколько случаев переживания одиночества, которые случились в его жизни, и первое различение, которое он сделал: уединение - изоляция - одиночество. Исследователь подчеркивает принципиальное различие этих трех понятий, хотя и не определяет их. Кроме этого, Дж. Рэлф Оди разводит понятия собственно одиночества и осознания того факта, что ты один. В начале своих размышлений об одиночестве, ученый связывал это чувство с пребыванием среди людей, говорящих на одном языке (он много путешествовал по миру), но «живущих в разных мирах». В той же работе он пишет: «...одиночество 

в основе своей связано не с тем  состоянием, когда человек один, а скорее, с его самоустранением, независимо от того, кто окружает человека - люди или природа. Страх, боязнь остракизма или боязнь встретить замкнутое и каменное сердце, когда нужна нежность, несомненно отягчают переживание одиночества».

Рассматривая проблему сенсорной депривации, Дж. Рэлф Оди говорит, что нормальное функционирование и человеческого мозга, и мозга животных зависит от достаточного уровня и разнообразия воздействующих раздражителей, позволяющих находиться в постоянном контакте с реальностью.

В отношении переживания  одиночества животными большое значение имеют особенности эволюционного развития видов. Например, львы живут прайдами, обезьяны - стаями, а тигры - одиночки. Более остро одиночество переживается теми видами, которые являются социальными, то есть организация жизни которых предполагает постоянное взаимодействие с себе подобными.

Социокультурное разнообразие животных и людей, безусловно, определяет силу и характер переживания одиночества. В Мексике проживает племя индейцев тара-хумара, небольшие семьи которого проживают на расстоянии полутора десятков километров друг от друга. Образ жизни этих людей предполагает длительные периоды пребывания в одиночестве. Например, шестилетний мальчик может уйти с небольшим рационом пищи на одну-две недели пасти овец. При этом он может не встретить ни одного человека до своего возвращения. В отдаленных районах индейцы тарахумара настолько привыкли к уединенному образу жизни, что теряются, когда приходится вступать в общение. Они настолько застенчивы, что начинают разговор, повернувшись спинами друг к другу Периодически они устраивают небольшие пирушки, и для того,

 

54 

55

 

чтобы пригласить соседа пробегают  несколько километров до его жилища, затем садятся на краю поля спиной к хозяину и сидят до тех пор, пока тот по какой-либо надобности не подойдет достаточно близко для того, чтобы гость поздоровался. Только при втором приближении хозяин ответит на приветствие, чтобы не смутить гостя и чтобы тот не ушел. Интересно, что по мере налаживания общения индейцев часто одолевают приступы смеха, что, по-видимому, означает радость встречи и взаимопонимание. Легко согласиться с тем, что одиночество для тараху-мара и западного городского жителя - это совершенно разные вещи.

Дж. Рэлф Оди исследовал значимость удовлетворения и фрустрации в общении животных, а также связь этих факторов с размером группы. Он пришел к выводу, что для нормального самочувствия удовлетворение в контактах должно уравновешиваться фрустрацией, а не быть бесконечным. Важным моментом здесь выступают численность группы и размер вольера или территории обитания животных. Последние два фактора неразрывно связаны, но для разных видов имеют очень широкий диапазон значений.

Информация о работе Интеракционистский подход