Интернет - зависимое поведение студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Одной из ключевых особенностей современного мира является быстрое развитие компьютерных и информационных технологий. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. Особого разговора заслуживает деятельность пользователей в Интернете, так как он имеет некоторые особенности по сравнению с другими информационными технологиями.

Содержание работы

Введение……………...………………………………………………………………3
Глава 1. Психологические особенности Интернет-зависимого поведения….5
1.1 Основные подходы к изучению социального поведения личности….…..5
1.2 Факторы, влияющие на социальное поведение личности………………...9
1.3 Особенности интернет-зависимого поведения………………………...…..12
Глава 2. Экспериментальное изучение Интернет-зависимого поведения студентов………………………………………...……...…………………………..20
2.1. Организация исследования………………………………………………….20
2.2. Описание используемой методики………..………………..………………21
2.3. Результаты исследования……………..……………………………………..22
Заключение……………………………….……………..………………………….23
Список использованной литературы………………….………………………..24
Приложение 1. Тест К.Янг………………………………………………..………26

Файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 293.25 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРИФЕССИАНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по социальной психологии молодежи

Тема: Интернет - зависимое поведение студенческой молодежи

 

 

Выполнил:

студентка 2 курса СПФ 12 года

специальность «Организация работы с молодежью»

Чугуева Н.С.

Научный руководитель:

Доцент кандидат псих. наук

Воробьева Н.А.

Кемерово 2013

 

Содержание

 

Введение……………...………………………………………………………………3

Глава 1. Психологические особенности Интернет-зависимого поведения….5

1.1 Основные подходы к изучению социального поведения личности….…..5

1.2 Факторы, влияющие на социальное поведение личности………………...9

1.3 Особенности интернет-зависимого поведения………………………...…..12

Глава 2. Экспериментальное изучение Интернет-зависимого поведения студентов………………………………………...……...…………………………..20

2.1. Организация исследования………………………………………………….20

2.2. Описание используемой методики………..………………..………………21

2.3. Результаты исследования……………..……………………………………..22

Заключение……………………………….……………..………………………….23

Список использованной литературы………………….………………………..24

Приложение 1. Тест К.Янг………………………………………………..………26

 

 

 

Введение

 

Одной из ключевых особенностей современного мира является быстрое развитие компьютерных и информационных технологий. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. Особого разговора заслуживает деятельность пользователей в Интернете, так как он имеет некоторые особенности по сравнению с другими информационными технологиями.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что Интернет перестал быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации и стал новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. В результате у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, целей, потребностей, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством. И хотя, эти процессы пока еще протекают в скрытой форме и не затрагивают подавляющее большинство людей, потенциальное влияние этих процессов на всю нашу жизнь очень велико. Чем глубже проникает в структуру общества глобальная сеть, тем больше новых проблем и вопросов она порождает. Благодаря особенностям общественной психологии вместе с вопросами возникают и новые страхи.

Сегодня одним из основных страхов, связанных с Сетью, является страх развития зависимости от Интернета. В самом общем виде Интернет - зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом".

В настоящее время Интернет-зависимость рассматривается как часть зависимости от компьютера вообще. Отныне активность человека не ограничена его позицией зрителя, читателя или слушателя, он сам может включаться в действие и влиять на происходящее.

Объект исследования: социальное поведение пользователей сети интернет.

Предмет исследования: интернет-зависимое поведение студентов.

Цель исследования: выявить особенности интернет-зависимого поведения студентов.

Гипотеза исследования: большая часть студенческой молодежи не склонна к интернет - зависимости

Задачи исследования:

    1. Рассмотреть основные подходы к изучению социального поведения личности.
    2. Рассмотреть факторы, влияющие на социальное поведение личности.
    3. Проанализировать особенности интернет-зависимого поведения.
    4. Экспериментально изучить особенности интернет-зависимого поведения студентов.
    5. Проанализировать результаты эмпирического исследования на предмет подтверждения гипотезы.
    6. Сформулировать выводы по результатам теоретического анализа и сопоставить их с эмпирическими результатами.

Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной части, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

Глава 1. Психологические особенности Интернет-зависимого поведения

 

1.1 Основные подходы к изучению социального поведения личности

Термином «поведение» в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека - и к социальной.

Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам. Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным "набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами.

Обращаясь к различным теоретическим направлениям, мы получаем два общих принципа понимания социального поведения.

Во-первых, социальное поведение ориентировано на цели. Люди имеют кратковременные непосредственные цели, например получения согласия от определенного человека прийти на свидание в субботу вечером, более общие долговременные цели - хорошее настроение, и основные мотивы - приобретение статуса и привлечение партнеров.

Во-вторых, мотивы и другие аспекты человека постоянно взаимодействуют с особенностями ситуации. Чтобы полностью понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, важно учесть сложный способ выбора людей и ситуаций, реагирование и взаимное изменение человека и ситуации в течение времени [1, с. 29-32].

Цели определяют социальное поведение на нескольких уровнях. На поверхностном уровне мы можем составить длинный список повседневных целей: разузнать последние сплетни на работе, получить утешение после провала на экзамене, избежать разговора с надоедливым соседом, произвести хорошее впечатление на учителя, назначить свидание на ближайший субботний вечер. Если брать уровень выше - мы преследуем долгосрочные цели: добиться репутации компетентного в своем деле человека, выглядеть привлекательным, произвести на кого-либо хорошее впечатление или завести роман. Эти более долгосрочные цели часто связаны с некоторыми повседневными целями: развитие романтических отношений включает в себя краткосрочные цели, такие как свидание в субботний вечер и утешение от своего партнера после экзамена. Большое количество исследований социального поведения посвящены этим более широким целям, которые играют важную роль в изучении причин социального поведения.

На самом высоком уровне можем задать вопрос о базовых мотивах - основных функциях социального поведения. Так, например, успех в карьере и установление связей с людьми из высшего общества можно обозначить как базовый мотив “достижения и поддержания статуса”. Мы не всегда осознаем эти более глубокие мотивации, однако они оказывают сильное влияние на социальное взаимодействие. Чтобы лучше понять эти фундаментальные мотивы, рассмотрим некоторые мотивы, изучавшиеся социальными психологами.

Несмотря на различия, все основные подходы в социальной психологии имеют два общих ключевых предположения. Во-первых, люди взаимодействуют друг с другом, чтобы достичь определенной цели или удовлетворить некоторую внутреннюю мотивацию. Феноменология и когнитивная психология указывают на сознательные цели человека в конкретной ситуации, когда, например, рекламная фраза “У папы скоро день рождения!” напоминает вам, что нужно срочно бежать и купить еще один галстук, такой же, как тот, который ваш папа так расхваливал в прошлом году. Психология научения подчеркивает, что прошлые награды и поощрения заставляют людей стремиться к одним целям и избегать других. Эволюционная психология определяет социальные мотивации, которые восходят к прошлому: например, люди, входившие в социальные группы, в которых преобладала взаимопомощь, оказывались более удачливыми в сохранении и передаче своих генов, чем эгоцентричные отшельники.

Вторая общая теоретическая нить направлена на взаимодействие человека и ситуации. Все основные подходы психологии подразумевают, что внутренние мотивации каждого из нас взаимодействуют с внешними ситуациями, в которых мы оказываемся. Например, эволюционная психология определяет, каким образом ситуации, связанные с выживанием и репродукцией, провоцируют внутренние реакции, такие как гнев, страх, сексуальное возбуждение. Теоретики социального научения исследуют то, как усвоенные реакции индивидуума связаны с поощрениями и наказаниями, принятыми в данной социальной среде. Теоретики когнитивного подхода изучают связь мыслительных процессов индивидуума и постоянных изменений социальной ситуации. Итак:

      • Социальное поведение является целенаправленным. Люди взаимодействуют друг с другом, чтобы достичь определенной цели или удовлетворить некоторую внутреннюю мотивацию.
      • Социальное поведение представляет собой постоянное взаимодействие между личностью и ситуацией.

Цель социального поведения заключается в преобразовании окружающей действительности, реализации социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований самого человека.

Результатом социального поведения являются, в широком смысле слова, формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми, с общностями разного масштаба. В достижении этих результатов исключительная роль принадлежит общению. Недаром некоторые авторы называют общение атрибутом поведения [19, с. 20].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что социальное поведение:

выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе;

и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Факторы, влияющие на социальное поведение личности

 

Личность - явление социальное. Ее социальность многопланова. Классификация видов социального поведения осуществляется по разным основаниям.

Самым обширным основанием для классификации является установление сфер бытия, в каких оно выражается. Это - природа, общество, человек. Они существуют в разных формах - материальное производство (труд), духовное производство (философия, наука, культура), досуг, семья. В данных сферах жизни возникают, формируются, развиваются соответственные типы поведения: трудовое, общественно-политическое, религиозное, культурное, досуговое, семейное.

Личность включена в сложную систему общественных отношений. Все виды отношений обусловливают реальные, объективные, должные и зависимые отношения людей и групп в обществе. Для реализации данных отношении существуют различные виды регуляторов.

Внешние регуляторы занимают все социальные явления с определением «социальный», «общественный». Сюда относятся:

общественное производство,

общественные отношения,

социальные движения,

общественное мнение,

социальные потребности,

общественные интересы,

общественные настроения,

общественное сознание,

социально-экономическая ситуация.

К общим факторам общечеловеческой детерминации относятся образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, социальный контекст.

Узкий объем внешних регуляторов составляют социально-психологические явления. Такими регуляторами выступают: большие социальные группы (этнос, классы, слои, профессии); малые социальные группы (группа, коллектив, организация); групповые явления - социально-психологический климат, групповое мнение, конфликт, настроение, традиции, групповое поведение, сплоченность группы.

К общим социально-психологическим феноменам, регулирующим социальное поведение, относятся традиции, предрассудки, мода, реклама, стереотипы.

К личностным составляющим относятся: социальный престиж, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность [1, с. 44].

Универсальной формой выражения социальных факторов, регулирующих поведение, являются социальные нормы. Их анализ содержится в трудах М. И. Бобневой. Социальные нормы представляют собой руководящее начало, правило, образец, принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Социальные нормы различаются по своему содержанию, по сферам действия, по форме санкционирования, по механизмам распространения, по социально-психологическим механизмам действия.

Информация о работе Интернет - зависимое поведение студенческой молодежи