Интернет - зависимое поведение студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Одной из ключевых особенностей современного мира является быстрое развитие компьютерных и информационных технологий. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. Особого разговора заслуживает деятельность пользователей в Интернете, так как он имеет некоторые особенности по сравнению с другими информационными технологиями.

Содержание работы

Введение……………...………………………………………………………………3
Глава 1. Психологические особенности Интернет-зависимого поведения….5
1.1 Основные подходы к изучению социального поведения личности….…..5
1.2 Факторы, влияющие на социальное поведение личности………………...9
1.3 Особенности интернет-зависимого поведения………………………...…..12
Глава 2. Экспериментальное изучение Интернет-зависимого поведения студентов………………………………………...……...…………………………..20
2.1. Организация исследования………………………………………………….20
2.2. Описание используемой методики………..………………..………………21
2.3. Результаты исследования……………..……………………………………..22
Заключение……………………………….……………..………………………….23
Список использованной литературы………………….………………………..24
Приложение 1. Тест К.Янг………………………………………………..………26

Файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 293.25 Кб (Скачать файл)

Психические состояния составляют важный арсенал внутренних регуляторов поведения. Сюда относятся - аффективные состояния, депрессия, отношения, настроения, тревожность, фрустрация, отчужденность.

Высшим регулятором социального поведения является сама личность как совокупность всех психических процессов, свойств и состояний. Кроме того, в процесс саморегуляции личность включается своими специфическими процессами и свойствами. Этими феноменами являются прежде всего мотивационные процессы, сознание и самосознание личности [5, с. 89-100].

Социальные факторы, влияющие на поведение личности:

. Круг общения - группа людей, с которыми человек поддерживает служебные и личные контакты.

. Роль - совокупность действий, ожидаемых окружающими от человека, в соответствии с его личными особенностями и местом в коллективе.

. Статус - оценка окружающими личности человека и важности исполняемой им роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности интернет-зависимого поведения

 

Фронт психологических исследований, связанных с Интернетом, вне всякого сомнения существует. При этом по числу активных исследователей он уступает некоторым другим гуманитарным дисциплинам. Однако в отличие от многих направлений гуманитарных исследований - философских, исторических, политологических, этнографических и др. - психологические исследования деятельности людей в Интернете берут начало не в середине 90-х годов XX века, а в конце 70-х и в 80-х годах: изучение опосредствованного компьютерами общения плавно перешло в 90-е годы в работу по изучению деятельности (уже не только коммуникативной) человека в Интернете.

Постановка проблемы, связанной с массовой коммуникацией опосредованной Интернетом, ведется за рубежом ещё с 80-х годов прошлого века, а в 90-х началась исследовательская деятельность и в отечественной психологической среде [6, с.76-81].

Феномен "зависимость от Интернета" интенсивно обсуждается в настоящее время. Он часто именуется заболеванием или синдромом.

Доктор Айвен Голдберг - автор термина "Интернет-зависимость" (1996 г.), характеризует Интернет-зависимость как "оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности". Голдберг предпочитал использовать термин "патологическое использование компьютера". В настоящее время этот термин употребляется для более широкой категории, в которой некто патологически использует компьютер вообще, включая виды использования, не относящиеся к социальным, а термин "Интернет-зависимость" используется для обозначения патологического использования компьютера для вовлечения в социальные взаимодействия.

Хочется отметить, что для американских психологов К.Янг и Д.Гринфилда зависимость от Интернета - явление многомерное, оно включает проявления эскейпизма (т.е. бегства в "виртуальную реальность"), а наряду с этим - поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность; упоминается и удовольствие ощутить себя "виртуозом" в применении компьютера для работы в Интернете.

Интернет-зависимость обладает некоторыми характеристиками уже известных и изученных аддикций: пренебрежение важными вещами в жизни из-за аддиктивного поведения; разрушение отношений аддикта со значимыми людьми, раздражение или разочарование значимых для аддикта людей, скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки сокращать это поведение. Однако возникновение зависимости от Интернета не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками и патологическими игроками: если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: американский клинический психолог Кимберли Янг провела опрос аддиктов и выяснила, что 25% из них приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - через год [25, с. 5-14].

Интернет-зависимость характеризуют следующие поведенческие характеристики: активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение при вынужденных отвлечениях; неспособность спланировать время окончания сеанса работы в Интернете; расходование все больших сумм денег для обеспечения работы в Интернете, в том числе влезание в долги; готовность лгать, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете; забывание в ходе работы в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей круга общения из-за поглощенности Интернетом; пренебрежение собственным здоровьем, сокращение длительности сна из-за работы в Интернете в ночное время; избегание физической активности - якобы из-за срочной работы, связанной с Интернетом; пренебрежение гигиеной, ибо все "личное" время занимает работа в Интернете; готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами; освобождение от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояния тревоги, ощущение эмоционального подъема во время работы в Интернете; подбор, просматривание и изучение литературы о новинках Интернета, обсуждение их с окружающими [16, с. 95].

Постановка правильного диагноза зачастую осложняется тем, что пока не существует официально утвержденных критериев для определения степени привязанности к Интернету, тем не менее, уже создана система критериев, представленная в четвертом издании книги Американской Психиатрической Ассоциации под названием “Диагностический и статистический справочник по психическим расстройствам”. Из всех диагнозов, описанных в этой книге, как наиболее близкую модель можно использовать “патологическое влечение к азартным играм”. Если следовать этой модели, то привыкание к Интернету можно определить как расстройство волевого контроля, не вызванное химическими веществами.

Влечение к Интернету развивается благодаря следующим факторам:

    • Доступность информации (“информационный вампиризм”).
    • Персональный контроль и анонимность передаваемой информации.
    • Важным фактором является возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.)
    • Привлекает чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника - т.к. в любой момент можно найти нового) [6, с.76-81].

Итак, благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, которые с затруднённой социализацией в реальном мире, находят возможность социализации в мире Виртуальном.

Как было сказано выше, Интернет-зависимость - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Здесь мы попытаемся описать различные виды Интернет-зависимости. К. Янг выделяет следующие пять типов:

    1. Киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом. Киберсекс и романтические беседы представляются в виде безобидных развлечений, ведь люди могут жить за тысячи миль друг от друга. При всей своей кажущейся безобидности подобные развлечения оставляют мало времени для общения с реальными людьми. Наконец, зависимые продолжают уже эмоционально разрывать свои отношения с реальными людьми и сознательно, все больше и больше, погружаться в виртуальные мир. Киберсексуальное влечение стало специфическим подтипом Интернет-завсимости.
    2. Пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети. Именно сюда можно отнести общение в различных чатах. Чаты относятся к самым популярным формам общения в сети и, кстати, наиболее часто получают внимание исследователей Интернет. В чате, как известно, могут общаться сразу несколько десятков (или даже сотен) человек. В чате, отклонение от нормы социального поведения, противопоставление себя норме, есть НОРМА поведения. Участник чата играет, творит себя и окружающих, придумывает (или транслирует) особый язык общения и ситуации, у которых никогда не будет одного автора. Замечено, что на каком-то этапе публичное общение в чатах перестает удовлетворять человека и он переходит к более индивидуальным и утонченным сервисам Интернет. Таким, например, как ICQ. Недостатками такого взаимодействия является к примеру, то, что оно препятствует адекватной всесторонней оценке партнеров по общению, скупая информация гипертрофируется и служит основой для формирования стереотипного впечатления о партнере. Виртуальные друзья становятся дороже реальных. Присутствует элемент случайности, таинственности, душевного стриптиза. Нет никаких обязательств, никаких навязанных встреч. Если человек надоел - его просто отправляют "в игнор". Первым делом, приходя на работу или домой, они включают ICQ, проверяют e-mail, залезают в любимый чат или конференцию. Начинаются опоздания на работу или в институт, на важную встречу, на встречу с реальной жизнью.
    3. Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах. Данный вид Интернет-зависимости очень мало изучен и не привлекает особого внимания исследователей, хотя он также требует рассмотрения и изучения в психологической науке, так как этот вид развлечения в Интернете может тоже послужить основой для формирования аддикции.
    4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам. Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. В этой группе Интернет-зависимых людей -активные потребители разного рода информации. Интернет для них - это источник всевозможной информации:

. новости

. прогноз погоды

. TV-программы

. электронные версии различных печатных изданий и т.д.

    1. Компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки - Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа Star Craft, квесты).

Существование психологической зависимости от компьютерных игр все еще вызывает сомнения у многих специалистов и самих людей, увлекающихся компьютерными играми. Однако бесспорен тот факт, что количество людей, увлекающихся нахождением в виртуальной реальности на сегодняшний день достаточно велико. Обычно эти вещи тесно связаны и не существуют друг без друга: если человек является игровым компьютерным аддиктом, то часто и подолгу находится в виртуальности, а если человек много времени проводит за компьютерными играми и регулярно играет, то вероятнее всего он - аддикт [14, с. 75-78].

Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее, т.е. находятся в состоянии фрустрации, хотя и имеют возможность удовлетворять потребность. Положительные эмоции, сопровождающиеся подъемом настроения, бывают в ситуации "предвкушения" и самой компьютерной игры. Но после игры, т.е. после выхода из виртуального мира настроение снова ухудшается, быстро возвращаясь на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего "вхождения" в виртуальный мир. Для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей, т.к. большинство аддиктов - люди, плохо адаптирующиеся в социуме.

Всё выше сказанное свидетельствует о том, что людям, проживающим свою жизнь в Интернете зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы решает... Интернет! Интернет как будто говорит им: "Идите в чат, представляйтесь кем угодно, удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!" И люди спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д.

Изучив теоретические аспекты феномена Интернет-зависимости в работах многих исследователей данной проблемы, можно выделить некоторые основные поведенческие характеристики, а также психологические и физиологические симптомы.

Собственно, можно сделать вывод, что предпосылки к Интернет-зависимости - в окружающем человека мире. Сам по себе Интернет не аддиктивен, он не обладает никакими качествами, способствующими зависимости. Он ни хороший и ни плохой, он такой, каким мы его делаем. Это безусловно не всемирное зло. Поэтому важно, с чем человек приходит в Интернет.

 

 

Глава 2. Экспериментальное изучение Интернет-зависимого поведения студентов

 

2.1. Организация исследования

 

Целью экспериментального исследования явилось изучение взаимосвязи повышенной тревожности и высокой потребности в общении личности с формированием Интернет-зависимости.

Предмет исследования - изучение связи трудностей в общении в реальной жизни с Интернет-зависимостью.

Задачи исследования:

исследовать связь Интернет-зависимости с высокой потребностью личности в общении;

исследовать связь Интернет-зависимости с повышенной тревожностью как показателя существования объективных трудностей в общении;

выявить гендерные особенности Интернет-зависимости.

Объект исследования - пользователи сети Интернет.

Гипотеза исследования - люди, имеющие высокую потребность в общении и повышенной уровень тревожности подвержены формированию Интернет-зависимости.

Выборка: 30 пользователей сети Интернет, из них 59,6% - женщины, 40,4% мужчины,8% являются пользователями Интернета от 2 до 3-х лет; 24,5% - от 1до 2-х лет; 17,5% - от 3-х до 5-ти лет; 14% - от 3 месяцев до 1 года; 10,7% имеют пользовательский стаж больше 5-ти лет; 3,5% - меньше 3-х месяцев.

 

 

 

2.2 Описание используемой методики

 

Тест на определение Интернет-зависимости К. Янг (приложение 1).

Для выявления Интернет-зависимости был использован русскоязычный вариант теста К. Янг, адаптированный В.А. Буровой. Тест содержит 20 вопросов со следующими вариантами ответов: никогда или крайне редко (1 балл), иногда (2 балла), время от времени (3 балла), часто (4 балла), всегда (5 баллов). По набранной сумме баллов возможны следующие варианты результатов:

-49 баллов соответствуют уровню обычного пользователя Интернета, который умеет себя контролировать.

Сумма баллов от 50 до 79 говорит о наличии некоторых проблем, связанных с чрезмерным увлечением Интернет.

При сумме баллов 80-100 можно предположить наличие значительных проблем в связи с использованием Интернет, разрешение которых возможно с помощью специалиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Интернет - зависимое поведение студенческой молодежи