Интернет - зависимое поведение студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Одной из ключевых особенностей современного мира является быстрое развитие компьютерных и информационных технологий. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. Особого разговора заслуживает деятельность пользователей в Интернете, так как он имеет некоторые особенности по сравнению с другими информационными технологиями.

Содержание работы

Введение……………...………………………………………………………………3
Глава 1. Психологические особенности Интернет-зависимого поведения….5
1.1 Основные подходы к изучению социального поведения личности….…..5
1.2 Факторы, влияющие на социальное поведение личности………………...9
1.3 Особенности интернет-зависимого поведения………………………...…..12
Глава 2. Экспериментальное изучение Интернет-зависимого поведения студентов………………………………………...……...…………………………..20
2.1. Организация исследования………………………………………………….20
2.2. Описание используемой методики………..………………..………………21
2.3. Результаты исследования……………..……………………………………..22
Заключение……………………………….……………..………………………….23
Список использованной литературы………………….………………………..24
Приложение 1. Тест К.Янг………………………………………………..………26

Файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 293.25 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3 Результаты исследования

 

При обработке результатов испытуемые были разделены на две группы, склонные к Интернет-зависимости и не склонные: испытуемые с баллами по тесту на определение Интернет-зависимости от 20 до 49 составили группу не склонных к Интернет-зависимости; с баллами от 50 и выше - составили группу склонных к Интернет-зависимости, испытуемые с показателями более 80 баллов, т.е. являющиеся истинными аддиктами, включались также во вторую группу.

По результатам данной методики 63,1% испытуемых составили группу не склонных к Интернет-зависимости; 36,9% - группу склонных к Интернет-зависимости и истинных аддиктов.

Сеть интернет в силу особенностей, которые были рассмотрены в теоретической части данной работы, а именно анонимности, затрудненности эмоциональных компонентов и физической непредставленности участников коммуникации, максимально сглаживает гендерные отличия. Более глубокое же объяснение обнаруженных фактов требует дополнительных широкомасштабных исследований.

Таким образом, мы видим, что гипотеза о том, что люди, имеющие высокую потребность в общении и повышенной уровень тревожности подвержены формированию Интернет-зависимости, подтвердилась. Иными словами можно сказать, что пользователи, склонные к Интернет-зависимости.

 

 

Заключение

 

Таким образом, в связи со всем вышесказанным, можно сделать вывод о том, что зависимость от Интернета - явление многомерное, которое характеризуется стремлением к уходу от реальности.

Существует пять видов Интернет-зависимости: киберсексуальная зависимость, навязчивая потребность в Сети (игра в онлайновые азартные игры и т. п.), навязчивый web-серфинг, навязчивая игра в компьютерные игры и зависимость от Интернет-общения, именно этот вид Интернет-аддикции мы рассмотрели в данной работе.

На основе анализа теоретических данных об Интернет-коммуникации можно сделать вывод, что Интернет следует рассматривать как среду скорее социальную, чем безлично-информационную. Особенности Интернет-коммуникации (неопределенность, анонимность, безопасность, невидимость субъекта, значительное разнообразие сред общения и деятельности) позволяют людям, с затруднённой социализацией в реальном мире, найти возможность социализации в мире Виртуальном. Эти особенности Интернета делают его благоприятной средой для исследования личностных детерминант поведения в интерактивной среде.

В результате проведенного нами исследования были получены данные, доказывающие существование субъективных трудностей в общении в реальной жизни у пользователей Интернета, склонных к Интернет-аддикции.

Дальнейшего изучения требует проблема взаимосвязи существования нарушений в эмоциональном аспекте межличностного общения в реальной жизни и особенностей общения, опосредованного Интернетом.

В целом можно сказать, что общение в сети Интернет носит компенсаторный характер.

Список использованной литературы

  1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). Избр. психол. труды. М.-Воронеж, 1999.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
  3. Андреева Г. М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2000.
  4. Астляйтнер Г. Дистантное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные аспекты // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е.Войскунского. - М., 2000, с. 333-366.
  5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998г. № 1, с. 89-100.
  6. Белинская Е.П. Пространство, населенное Другими // Интернет, 1999г. № 16, с. 76-81.
  7. Бочкарева Н.Л. Леонова Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 1998.
  8. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете. - М.: "Можайск-Терра", 2000.
  9. Демидов В. Интернет-зависимость - угроза или миф? //internet, 2001г. №13.
  10. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994.
  11. Карпеева Т. Игра…взгляд с двух сторон //Компьютерра, 2000 г. №18 (347).
  12. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник МГУ, сер. 14, 1996, №4.
  13. Моргунов Е. Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. - М.: Тривола, 1994.
  14. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал, 2000г. № 2, С. 75-78.
  15. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. 1999. № 3
  16. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.
  17. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.
  18. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999г.
  20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Издательство "Феникс", 1997г.
  21. Форман Н., Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психологический журнал, 1996г. № 2.
  22. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999г. №1, с. 86-102.
  23. Янг К.С. Диагноз - интернет-зависимость // Мир Интернет, 2000г. № 2, с. 24-29.
  24. Жичкина А.Е. "Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации", http://flogiston.ru
  25. Сулер Дж. "Люди превращаются в Электроников", http://flogiston.ru

 

 

Приложение 1

 

Тест К.Янг

 

Ответьте на нижеследующие вопросы, используя предложенную шкалу:

- это ко мне не относится

- редко

- время от времени

- иногда

- часто

- всегда

Как часто вы остаетесь on-line дольше, чем намеревались?

Насколько часто вы игнорируете домашние обязанности, чтобы подольше побыть в сети?

Насколько часто вы предпочитаете возбуждение от интернета близости со своим партнером?

Завязываете ли вы новые отношения с пользователями интернета?

Насколько часто окружающие жалуются, что вы проводите за компьютером слишком много времени?

Бывает ли, что ваше обучение в школе или институте страдает из-за того, что вы проводите слишком много времени on-line?

Как часто вы проверяете почту, прежде чем заняться необходимыми делами?

Как часто продуктивность вашей работы страдает из-за погруженности в интернет?

Бывает ли, что вы принимаете оборонительную позицию или становитесь скрытным, когда кто-то спрашивает, что вы делаете в сети?

Насколько часто вы стремитесь заместить тревожные мысли о своей жизни успокаивающими мыслями об интернете?

Часто ли вы предвкушаете очередной сеанс on-line?

Бывает ли, что вы ощущаете, что жизнь без интернета была бы скучной, пустой и безрадостной?

Часто ли вы раздражаетесь, кричите и выходите из себя, когда кто-то мешает вам во время сеанса on-line?

Насколько часто вы отказываете себе во сне из-за ночных вхождений?

Когда вы вне сети, насколько часто вас захватывают мысли об интернет или фантазии о подключении?

Как часто вы, находясь on-line, говорите себе: «ну еще несколько минуточек"?

Пытались ли вы сократить время пребывания в сети, но безуспешно?

Часто ли вы пытаетесь скрыть от других продолжительность вашего пребывания в сети?

Как часто вы предпочитаете интернет общению с людьми?

Как часто у вас ухудшается настроение, появляется раздражительность или подавленность, когда вы вне сети, исчезающие, как только вы подключились?

 

 

 

 

 


Информация о работе Интернет - зависимое поведение студенческой молодежи