Искусство критики в психологии упрвления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:23, доклад

Описание работы

Часто люди пользуются критикой для того, чтобы что-то изменить во взаимоотношениях. И поступают неверно. Психологи утверждают, что человек, выслушивающий критические замечания, обязательно начнет обороняться и искать себе оправдания. Даже если критика справедлива, она ранит чувство собственного достоинства, поэтому не приносит результатов. Критика задевает гордость и ведет к конфликту. Она ведет к тому, что человек будет искать "бумеранг", т. е. возможность сделать замечание критикующему.

Файлы: 1 файл

индивидуальная работа.docx

— 58.80 Кб (Скачать файл)

Вступление

Часто люди пользуются критикой для того, чтобы что-то изменить во взаимоотношениях. И поступают  неверно. Психологи утверждают, что  человек, выслушивающий критические  замечания, обязательно начнет обороняться  и искать себе оправдания. Даже если критика справедлива, она ранит  чувство собственного достоинства, поэтому не приносит результатов. Критика  задевает гордость и ведет к конфликту. Она ведет к тому, что человек  будет искать "бумеранг", т. е. возможность  сделать замечание критикующему. Поэтому когда вы хотите изменить что-либо во взаимоотношениях с людьми или в самом человеке, то начинайте  разговор с признания его достоинств, с похвалы, а потом сделайте замечание. Но старайтесь сделать это не прямо, а замаскированно. Прямое замечание  воспринимается как вызов, укор и  вызывает раздражение.

Замаскировать замечание лучше  всего таким образом: расскажите сначала о своих   ошибках в прошлом, о том, как вы попали в неприятную подобную ситуацию и как вышли из нее. Позже можно сказать, что сейчас ситуация такая же и вы попробуете выйти из нее вместе. Благодаря такой политике, вы сможете разобраться в случившемся. Поэтому задайте своему собеседнику ряд вопросов, но не приказывая. Скажите, что это поможет сохранить престиж. Уверьте, что вы хотите разрешить ситуацию таким образом, чтобы рейтинг ни у кого не понизился. Выскажите свои предложения и попросите комментарии собеседников. Если вы утвердились в плане действия, то начинайте. 
При достижении успеха, даже малейшего, высказывайте свое одобрение. Отмечайте каждую удачу. Делайте это искренне и щедро. Отрицательные эмоции сдерживайте. Все эти действия помогут достичь желаемого результата. Если же вы будете замечать промахи, то желание работать, выполнять намеченные действия пропадет. Чтобы этого не случилось, создайте обстановку, в которой исправить ошибку будет возможно, но при этом не связано с большими трудностями. Трудности пугают любого человека, тем более того, который совершил уже ошибку. Пусть у него появится впечатление, что сделать намеченное будет легко, по крайней мере, возможно. Необходимо, чтобы человек уверился в успехе. Для этого создайте ему репутацию, которую хотелось бы оправдать. Добейтесь, чтобы он рад был сделать то, что вы предлагаете. 

Психологи установили, что человек, которого попрекают и критикуют, теряет уверенность в себе и выполняет  работу "спустя рукава", боясь  сделать еще одну ошибку.  Но если такому человеку оказывают доверие и делают это при других, то он старается выполнить работу аккуратно и достойно. Делайте выводы! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Критика и  ее виды.

Сегодня для успешного управления коллективом руководители используют различные формы управленческой деятельности. Специалисты относят к управленческой коммуникации: беседы, совещания, деловую полемику, презентации, ярмарки, выставки, переговоры, деловую корреспонденцию. Наиболее распространенными формами делового общения менеджера с коллективом - деловая беседа и деловое совещание , проведения именно этой разновидности делового общения чаще всего приводит к ухудшению психологического климата в коллективе.

Уместно вспомнить мнение Д. Карнеги, что «критика - это искра в пороховой бочке это искра в гордости». Она больно ранит самолюбие, выбивает человека из колеи. Критика относится к числу конфликтогенов, которые могут привести к конфликту в случае если: не выслушиваются объяснения; разговаривают на повышенных тонах; критикуют НЕ поступок, а человека; обвинения выражают при свидетелях.  

Чтобы избежать этих негативных моментов менеджер должен придерживаться таких советов психологов:

- Прежде выслушайте объяснения.

- Храните ровный тон. 

- Прежде чем критиковать , найдите , за что похвалить.

- Критикуйте поступок , а не человека .

- Не ищите « козлов  отпущения» .

- Ищите вместе решение , а не обвиняйте .

- Не критикуйте публично .

- Сделайте условия капитуляции  НЕ унизительными , а почетными

Современный руководитель должен знать, что поощрением можно достичь  гораздо большего, чем осуждением, поэтому использовать силу критики, можно лишь тогда, когда не подействовали другие средства воздействия. В случае необходимости проведения беседы-критики он должен помнить, что существуют различные формы критики и использовать их в соответствии с ситуацией. Так В.А.Спивак выделяет следующие формы критики:

  1. Бодрящая критика: «Ничего, сделаете лучше, а пока не получилось» .
  2. Критика - упрек: «Ну что же Вы! Я так вас рассчитывал !» .
  3. Критика - надежда : «Надеюсь , в следующий раз Вы сделаете это лучше !» .
  4. Критика - аналогия: «Когда я был молодым специалистом, за подобную ошибку...».
  5. Критика - похвала: «Работа сделана хорошо, но не для этого случая».
  6. Безличная критика: «В нашем коллективе есть работники, не справляються со своими обязанностями» .
  7. Критика - удивление: «Как? Неужели Вы еще не сделали эту работу»
  8. Критика - ирония: «Делали, делали и ... сделали. Как теперь в глаза начальству смотреть будем? »
  9. Критика - предупреждение: «Если вы еще раз допустите подобное, пеняйте на себя» .
  10. Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что конкретно собираетесь сделать?» И другие формы

Для эффективности проведения данной беседы можно выделить основные условия применения критики :

• если подчиненный уважает  руководителя, он стерпит критику, а  свое недовольство менеджер сориентирует на поступок;

• руководитель должен учитывать  индивидуальные особенности подчиненного

• если подчиненный относится  к руководителю недоброжелательно, нужно совместить критику с положительной  оценкой определенных черт подчиненного (инициативности и т. п., можно использовать прием « бутерброда »);

• формы критики коллег и тем более начальства нужно  тщательно отбирать.

Критика бесполезна, ибо  она ставит человека в позицию  обороняющегося и побуждает его  искать для себя оправдание. Критика  опасна, ибо она ранит драгоценное  для человека чувство собственного достоинства, наносит удар его представлению  о собственной значимости и возбуждает в нем чувство обиды и негодования.

Признаем тот факт, что  критика подобна домашним голубям. Она всегда возвращается обратно.А так же то, что персона, которой мы вознамерились сделать замечание и осудить, вероятно, оправдает себя и осудит нас.

Субботним утром 15 апреля 1865 г. Авраам Линкольн умирал в комнатушке дешевого доходного дома напротив Фордо-Театра, где Бут выстрелил в него. Большое тело Линкольна лежало простертое по диагонали на покосившейся кровати, слишком короткой для него. Над кроватью висела дешевая репродукция с картины известного художника Роуза Бенера "Красивая лошадь", и газовый рожок, мерцая, бросал унылый свет. Стоявший возле кровати умирающего военный министр Стэнтон сказал: "Здесь лежит величайший из правителей, какого когда-либо видел свет". В чем заключался секрет успеха Линкольна в обращении с людьми? Разрешал ли он себе удовольствие критиковать других? О, да! Когда он еще был молодым человеком в Ниджин Грик Велей, в штате Индиана, он не только критиковал, но даже писал письма и поэмы, высмеивающие людей, оставлял их на проселочных дорогах, в таких местах, где они наверное могли быть найдены. Одно из подобных писем стало причиной горькой обиды на всю жизнь.

Даже после того, как  Линкольн стал практикующим адвокатом  в Спрингфилде, штат Иллинойс, он открыто  нападал на своих оппонентов в  письмах, публикуемых в газетах. Но на этот раз он сделал это слишком  оскорбительно. Осенью 1842 года он напрасно осмеял драчливого политикана по имени  Джеймс Шилдс, ирландца по происхождению. Написанный Линкольном пасквиль был опубликован в виде анонимного письма в газете " Springfield Journal". Город покатывался со смеху. Чувствительный и гордый Шилдс вскипел от негодования. Он разузнал, кто написал письмо, вскочил на лошадь, прискакал к Линкольну и вызвал его на дуэль. Линкольн не хотел драться. Он был вообще против дуэлей, но в данном случае он не мог отказаться и должен был спасать свою честь. Ему предоставили право выбрать оружие. Поскольку у него были очень длинные руки и во время обучения в Вест-Лойате он получал уроки фехтования, то выбрал кавалерийский палаш. На следующий день они встретились на песчаном бугре у Миссисипи, готовые драться насмерть. В последний момент секундантам удалось предотвратить дуэль.

Это был один из наиболее тягостных личных инцидентов Линкольна. Он стал для него бесценным уроком в искусстве обращения с людьми. Никогда более не пишет он унижающих  человеческое достоинство писем. И  не осмеивает никого и не подвергает личной критике.

В течение гражданской  войны Линкольн одного за другим меняет генералов, стоящих во главе Потомакской армии Мак-Клелан, Пек, Бернсайд, Мид — и каждый из них, в свою очередь, совершал грубую трагическую ошибку, повергавшую Линкольна в отчаяние.

Половина нации (имеются  в виду северяне) гневно осуждала бездарных  генералов, но Линкольн, "без злобы  к кому-либо, с доброжелательностью  ко всем", сохранял спокойствие. Одно из любимых им выражений: "Не судите, да не судимы будете".И когда миссис Линкольн и другие сурово осуждали южан Линкольн отвечал: "Не осуждайте их, в подобных обстоятельствах мы стали бы точно такими же".

Если кто-нибудь и имел право на осуждение, то это, конечно, Линкольн.

Приведем только одну иллюстрацию.

Битва при Геттисберге в течение трех первых дней июля 1863 года.

Ночью 4 июля, когда грозовые тучи разразились ливнем и затопили всю местность, Ли начал отходить в южном направлении. Достигнув  со своей разбитой армией Потомака, Ли увидел перед собой вздыбившуюся реку, о форсировании которой нечего было и думать, и армию Союза (северных штатов) позади себя. Ли был в ловушке. Он не мог убежать. И Линкольн видел это. То был бесценный, самим небом посланный случай, — одним ударом захватить армию Ли и окончить войну. Взволнованный надеждой на такую удачу Линкольн приказал Миду атаковать Ли, не созывая военного совета. Линкольн телеграфировал свой приказ и для вещей убедительности послал к Миду специального курьера с требованием немедленного начала военных действий.

А что же сделал генерал  Мид? Совершенно противоположное тому, что было ему приказано делать. Вопреки приказу Линкольна, он созвал Военный совет. Он колебался. Он решительно отказался атаковать Ли. В конце концов вода спала и Ли увел свою армию за Потомак.

Линкольн был в ярости. "Что это значит? — вскричал он в разговоре со своим сыном  Робертом. Великий боже! Что это  значит! Он был уже в нашей власти. Стоило только протянуть руки и они  наши, но я никакими силами не мог  сдвинуть нашу армию с места. В  таких обстоятельствах любой  генерал смог бы разгромить Ли. Если бы я был там, то смог бы захватить его".

Ужасно раздосадованный  Линкольн сел и написал Миду нижеследующее письмо. Надо помнить, что в этот период своей жизни он был крайне умерен и сдержан в своей речи. И, следовательно, вышедшее из-под пера Линкольна в 1863 году письмо было равносильно строгому выговору.

"Мой дорогой генерал,  не верю, что вы не способны  оценить весь размер несчастья,  заключающегося в бегстве Ли. Он был в нашей власти, и мы должны были принудить его к соглашению, которым, учитывая другие наши недавние успехи, могла закончиться война.

Теперь же война может  тянуться бесконечно. Если вы не решились атаковать Ли в минувший понедельник, когда в этом не было никакого риска, как же сумеете это сделать по ту сторону реки, куда сможете взять с собой не более двух третей имеющихся в вашем распоряжении сил? Бессмысленно было бы ждать этого, и я теперь не ожидаю от вас каких-либо крупных успехов.Ваш золотой случай упущен, и я безмерно огорчен этим".

Как вы предполагаете, что  сделал Мид, когда прочитал это письмо? Мид никогда не видел этого послания. Линкольн никогда не отправлял его. Оно было найдено среди бумаг Линкольна после его смерти.

Я предполагаю — это  только догадка — что, написав  это письмо, Линкольн посмотрел в  окно и сказал себе: "Минутку. Может  быть не стоит спешить. Легко мне сидя в тиши Белого Дома, посылать Миду приказы вести войска в атаку, а если бы я был под Геттисбергом и видел столько крови, сколько ее видел Мид за последнюю неделю, и мои уши пронзало столько стонов и криков раненых и умирающих, может быть я тоже не так уж жаждал атаки. Если бы у меня был такой робкий характер, как у Мида, возможно я поступил бы точно также, как он. Как бы там ни было, время уже прошло. Послав это письмо я отведу себе душу, но Мида это заставит искать оправдания, вынудит меня осудить. Оно возбудит у него тяжелое чувство, помешает дальнейшему использованию его как командующего и, возможно, вынудит его уйти из армии в отставку".

Итак, как я уже сказал, Линкольн отложил письмо в сторону, ибо на горьком опыте знал, что  резкая критика и выговоры почти  неизменно оканчиваются ничем.

Теодор Рузвельт говорил, что когда он как президент  сталкивался с какой-нибудь запутанной проблемой, то обычно поворачивался  и поднимал взгляд на большой портрет  Линкольна. Если бы он был на моем месте? Как бы он решил эту проблему?

В следующий раз, когда  вы почувствуете искушение всыпать  кому-либо по первое число, извлечем из кармана пятидолларовый банкнот, посмотрим  на изображение Линкольна на нем  и спросим себя: "А как бы поступил в данной ситуации Линкольн?" Известен ли вам какой-нибудь человек, кого бы вам хотелось изменить, исправить, сделать лучше? Если да, то это великолепно. Я в совершенном восторге. Но почему бы вам не начать с самого себя? Даже с чисто эгоистической точки  зрения это несравненно выгоднее, чем стараться улучшать других и, между прочим, значительно безопасней.

Информация о работе Искусство критики в психологии упрвления