Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:01, реферат
Публичная речь в самом общем смысле, согласно «Словарю лингвистических терминов», представляет собой речь, обращенную преж¬де всего к самому себе, не рассчитанную на словесную реакцию собеседника: «Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге».
Введение …………………………………………………………………...2
Глава 1. Понятие публичной речи и виды публичных выступлений……………………………………………………………………..4
1.1.Понятие публичной речи……………………………………….4
1.2.Виды публичных выступлений………………………………...6
Глава 2. Основные правила и принципы публичного выступления……10
2.1.Одежда и внешний вид………………………………………...10
2.2.Хорошие манеры……………………………………………….11
2.3.Выражение лица………………………………………………..13
2.4. Контакт со слушателями……………………………………...13
2.5.Поза……………………………………………………………..16
2.6.Жесты…………………………………………………………...17
Глава 3. Как подготовить и провести выступление……………………….20
3.1. Как подготовить и провести выступление…………………...22
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………….25
Оглавление.
Введение …………………………………………………………………...2
Глава 1. Понятие публичной
речи и виды публичных выступлений…………………………………………………
1.1.Понятие публичной речи……………………………………….4
1.2.Виды публичных выступлений………………………………...6
Глава 2. Основные правила и принципы публичного выступления……10
2.1.Одежда и внешний вид………………………………………...10
2.2.Хорошие манеры………………………………
2.3.Выражение лица………………………………
2.4. Контакт со слушателями……………………
2.5.Поза…………………………………………………………
2.6.Жесты………………………………………………………
Глава 3. Как подготовить и провести выступление……………………….20
3.1. Как подготовить и
провести выступление…………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение:
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие. Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало. Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.
Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.
Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.
Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.
Глава 1. Понятие публичной речи и виды публичных выступлений.
1.1 Понятие публичной речи.
Красноречие есть нечто такое, что дается труднее,
чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний.
Марк Туллий Цицерон
Публичная речь в самом общем смысле, согласно «Словарю лингвистических терминов», представляет собой речь, обращенную прежде всего к самому себе, не рассчитанную на словесную реакцию собеседника: «Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге».
Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого заключается в убеждении слушателей в правильности тех или иных положений.
Ораторской речью называют убеждающую, воздействующую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, настроения и убеждения. Стремление выступающего воздействовать на поведение слушателя может касаться совершенно разных аспектов, к примеру: убедить голосовать за нужного депутата, побудить покупать определенные товары, склонить к принятию наиболее выгодного решения и т.п. Таких тематик существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь всегда должна быть направлена на сферу жизненных интересов, потребностей слушателя.
Публичная речь-это всегда творческий процесс. Чтобы добиться ожидаемого эффекта, оратору требуется много работать. Успех подготовленной речи напрямую зависит от опыта, знаний и умений оратора. Выступающий должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым к различным неожиданностям.
Хорошая речь насчитывает десять элементов:
Подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов. К примеру, немецкий ученый Х.Леммерман предлагает разбить предварительную подготовку выступления на следующие этапы:
Помимо первого подготовительного этапа, следующий этап – это подготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей и состава аудитории. Более подробно об этом этапе будет написано позже.
Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления.
Очень важна также композиция выступления - составление, расположение материала выступления.
1.2.Виды публичных выступлений.
Публичная речь бывает нескольких видов: информационная, воодушевляющая, развлекательная, убеждающая, призывающая к действию.
Основная цель информационной речи заключается в обогащении слушателей новыми знаниями. Способами создания информационной речи являются описание, рассуждение и повествование.
Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, в ней не должно спорных моментов. Она ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Информационная речь может быть в форме повествования, описания, объяснения. Она должна соответствовать следующим требованиям:
Воодушевляющая речь, как правило, может быть следующих видов:
Произнесение речи такого типа всегда связано с трудностями, например, из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей, уметь выразить чувства и ожидания слушающих.
Речь должна быть оригинальной и запоминающейся. Необходимо говорит кратко и понятно, но при этом выразительно.
Во многих областях деятельности распространена протокольная или рамочная речь. К таким речам относится: презентация, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия ( зданий, мероприятий и т.п.).
В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие, по поводу которого собрались зрители и слушатели, приветствовать всех собравшихся, приветствовать докладчика и представить его слушателям.
В конце приветственной речи благодарят докладчика и выступающих, обосновывают благодарность и прощаются с аудиторией. Таким образом, в начале и в конце мероприятия рамочная речь состоит из трех пунктов. В ней могут приводиться примеры из жизни, выражаться благодарность и пожелания на будущее.
Речь в дружеском кругу, при деловом общении и личном общении имеет разные формы. Например, готовясь к выступлению перед коллегами, нужно предусмотреть следующие моменты:
Для подобных выступлений существуют следующие рекомендации:
Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь слушателя. Ее часто можно услышать на банкете или в других местах, где люди собираются, чтобы приятно провести время.
Воодушевляющая или агитационная речь, как правило, делится на три вида:
Убеждающая речь предполагает попытку логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Такая речь стремиться определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию.
Призывающая к действию речь имеет своей целью призвать слушателя к новому, к продолжению или прекращению прежнего. Этот призыв может быть либо косвенным, либо прямым.
Глава 2. Основные правила и принципы публичного выступления.
«Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе. Наивно, движимые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе - положительное или отрицательное - и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет. Выступить публично - это значит дать слушателю возможность познакомиться с вами. Если не на радость, если внешние данные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления. Но, прежде всего, следует подтвердить основной принцип: подлинно движущая и направляющая сила внешних данных и приемов оратора заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы. Всякие ухищрения в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего облика оратора, воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией»1.
2.1.Одежда и внешний вид.
«Прическа должна быть в порядке, руки и ногти - чисты, обувь - начищена, платье или костюм - тщательно отглажены и аккуратно застегнуты»2.
Нельзя допускать эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на оратора. Женщинам не стоит одевать шляпы или другие привлекающие внимание головные уборы. Это также относится к перчаткам и сумками. Ничто не должно мешать свободе движений. Нельзя надевать плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук.
Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам не рекомендуется одевать яркие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее. Задача выступления заключается в донесении информации к аудитории. Слушатели должны слушать оратора, а для этого ничто не должно отвлекать их внимание.
«Если вы хорошо выглядите и безукоризненно одеты, то мысль об этом оказывает на вас определённое воздействие. Оно вселяет в вас больше уверенности, больше веры в собственные силы и повышает уважение к самим себе»3.
2.2.Хорошие манеры
Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. Группа слушателей - нечто большее, чем простое скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой же реакции, как и все: благоприятной или неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы. Они знают, что раз удалось возбудить интерес аудитории, то естественная заразительность настроений поможет его поддержать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого-либо под своим влияние.
Психология слушателя такова, что он требует от оратора больше, чем это возможно в ином случае. Когда разговаривают двое или трое знакомых, их беседа протекает в обстановке свободы и равенства каждого при обмене мыслями. Совершенно иное - официальная обстановка, в которой произносится речь. Здесь нет свободы и равенства. Понятно, что слушатели предъявляют к оратору особые тре6ования: они предоставили ему главную роль - оратор должен с этим считаться. Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немедленно сменится разочарованием и досадой.
Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если оратор ничего не сделает, чтобы изменить положение, он рискует потерять расположение слушателей. Нужно помнить основное правило выступления: «Главное не выступать, а говорить с людьми»4.