Искусство публичных выступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:01, реферат

Описание работы

Публичная речь в самом общем смысле, согласно «Словарю лингвистических терминов», представляет собой речь, обращенную преж¬де всего к самому себе, не рассчитанную на словесную реакцию собеседника: «Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...2
Глава 1. Понятие публичной речи и виды публичных выступлений……………………………………………………………………..4
1.1.Понятие публичной речи……………………………………….4
1.2.Виды публичных выступлений………………………………...6
Глава 2. Основные правила и принципы публичного выступления……10
2.1.Одежда и внешний вид………………………………………...10
2.2.Хорошие манеры……………………………………………….11
2.3.Выражение лица………………………………………………..13
2.4. Контакт со слушателями……………………………………...13
2.5.Поза……………………………………………………………..16
2.6.Жесты…………………………………………………………...17
Глава 3. Как подготовить и провести выступление……………………….20
3.1. Как подготовить и провести выступление…………………...22
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Реферат_Искусство публичных выступлений_No name.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

«Улыбайтесь. Выходите к слушателям с таким выражением лица, которое должно говорить, что вы рады находиться перед ними. Подобное рождает подобное»5.

Нужно  овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Выступающий должен быть скромным и, одновременно, воодушевляющим своими убеждениями. Главная задача оратора - наладить контакт со слушателями.

"Человек, который говорит  только о себе, только о себе  и думает. А человек, который думает  только о себе - безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован  он ни был".

Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах.

2.3.Выражение лица

         Если слушатели действительно заинтересованы, они  будут смотреть на лицо  оратора.  Лицо  его должно  быть серьезно. Однако не стоит переусердствовать. Может случиться, что благодаря умственному напряжению   выступающий начнет хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примет отчужденный вид.  

         Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во  время  речи. Рекомендуется произносить фразы перед зеркалом, насыщенные  различными эмоциями - печалью,  радостью и т.д., при этом наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

      Исключительно  важное значение имеет правильное  освещение вашего лица Желательно, чтобы свет был направлен на лицо выступающего. Малейшие изменения, которые могут возникнуть в чертах лица оратора, являются очень важной частью процесса самовыражения.  Иногда  они  значат больше чем слова.

2.4. Контакт со  слушателями

Зрительный контакт также часть искусства создания взаимопонимания и взаимной заинтересованности между оратором и слушателями.

Потерять контакт с аудиторией очень легко. Стоит только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться в заметки. Наконец, стоит просто закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий  наладить общение  со слушателями, зачастую  прибегает ко  всем приемам,  не останавливаясь ни на одном. Он нервно перескакивает с одного на другое, тем самым вероятность неприятия со стороны аудитории сильно повышается.

Но ничто не приводит окружающих   в такое смущение, как пустой взгляд, т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель это сразу замечает.

Через органы зрения мы получаем более 90% информации из внешнего мира.

Что стоит сделать для того, чтобы установить зрительный контакт со зрителями?

Нужно продемонстрировать доброжелательное выражение лица с легкой улыбкой и, не меняя выражения лица, оратору следует медленно и основательно оглядеть зал.    Наличие  зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части  аудитории на другую.

Особое внимание стоит уделить так называемой «галерке» и «флангам», потому что сектор обзора начинающего оратора равен 30-35 градусов, опытного – 40-45.

Немаловажно и правильно выбрать место, где оратор будет стоять. Как правило, аудитории для публичных выступлений прямоугольной формы. Оратору следует встать так, чтобы между ним и крайними слева и справа зрителями в первом ряду образовывался равносторонний треугольник. Это и будет идеальное расстояние между выступающим и слушателями.

Особое внимание следует уделять тем местам, откуда оратор получает сигналы об утрате внимания: шепот, шевеление, шелест и т.п.

Рекомендуется выбрать отрывки  различной длины и выразительности поупражняться в их произнесении , переводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой  или с каждым  наиболее значительным словом. В  большинстве случаев оратор будет поворачивать голову, а также немного и корпус.    Но дело  не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт  почти необъяснимый, но если выступающий действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют. Если оратор смотрит на них и все его существо воодушевлено поставленной целью, слушатели будут сознавать, что речь обращена  именно к ним, и чувствовать целеустремленность выступающего как свою собственную. Речь - действительное  общение  только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве. « Многие ораторы игнорируют своих слушателей, смотрят поверх их голов или в пол. Они как будто бы говорят сами с собой. В этом случае между аудиторией и оратором нет контакта, нет взаимосвязи. Такое поведение убивает беседу»6

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

Во-первых, следует акцентировать важные  слова и подчинять им второстепенные. В речи имеется нечто помимо слов, и это нечто имеет значение. Дело не столько в том, о чем вы говорите, сколько в том как вы об этом говорите.  

        Во-вторых, нужно менять тон голоса. Внезапно понизив или повысив тон голоса, можно достичь того, что любая фраза или слово, выбранное вами, будут выделяться на общем фоне. Хорошее выступление - это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные.

        В-третьих, надо менять темп речи. Это  один из лучших способов выделить  какую-либо мысль. Такой метод  постоянно привлекает внимание.

        В-четвёртых, можно делать постоянно логические паузы до и после важных мыслей. Например, Линкольн, часто останавливался среди речи. Когда он подходил к важной идее и хотел, чтобы она глубоко проникла в сознание его слушателей, он наклонялся вперед и некоторое время молчал, глядя им прямо в глаза. Это внезапное молчание производит такое же впечатление, как и внезапный звук.

         Чтобы не терять контакт с  аудиторией, надо говорить со  слушателями так, как будто вы  ожидаете, что они сейчас встанут  и будут отвечать вам. 

2.5.Поза

Исследования показали, что воздействие выступающего на аудиторию на 55 % обусловлено языком его тела – позой, жестами и зрительным контактом, на 38% - его интонациями, и лишь 7% - содержанием его речи7.

Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся  в глаза оригинальность позы. Это необходимо уметь делать. Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный труд даст многое и для позы и для чувства уверенности.

Не секрет, что каждая мышца человеческого тела связана с определенным участком головного мозга.  Мозг отдает команды нашим мышцам к сокращению или расслаблению. Если человеку страшно, то он сжимается, плечи поднимаются вверх, и делает шаг назад. Если человек начинает злиться, то он подается вперед, опускает подбородок и т.п.

Аудитория реагирует даже на малейшие изменения в позе.

Оптимальная поза должна быть таковой: « нужно поставить ноги так, чтобы между каблуками было 20-25 сантиметров, носки слегка раздвинуты, одна нога выставлена чуть вперед; центр тяжести смещен немного вперед; плечи опущены и расслаблены; спина прямая; подбородок несколько приподнят»8.

Если  чувствуется скованность в ногах, желательно согнуть их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны  плечи, сделать  головой несколько  свободных медленных  кругообразных  движений,  несколько свободных  взмахов  руками  и  кругообразных движений плечами. Если дыхание  затрудненное и поверхностное, необходимы  поясные упражнения.

Необходимо помнить, что для правильной координации движений и течения мыслей  движение скорее должно  предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Нужно следить за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались   движением  на шаг вперед или  выносом ноги вперед; паузы и  передышки -  подходящие моменты, чтобы  отступить на короткий шаг.

«При выступлении не садитесь за стол, люди хотят видеть вас во весь рост. Они будут даже вытягивать шеи, что бы увидеть вас полностью»9.

2.6.Жесты

Свое невербальное поведение человек практически не контролирует . Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и  бросающиеся в глаза жесты. Но и любое  телодвижение с целью  подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного  сочетания движений   головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним  профессиональным  ораторам.   

Однако для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками  при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами - трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц,  возможно,  возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.   

Чтобы правильно воздействовать на аудиторию при помощи жестов, выступающему следует придерживаться следующих правил10:

    • Чтобы удержать внимание слушателей и сделать жесты сильным вспомогательным средством, нужно жестикулировать гораздо активнее, чем в обычной жизни;
    • Жесты должны охватывать пространство, сравнимое с ростом выступающего. Не стоит бояться быть смешным, публикой в большом зале подобная жестикуляция воспринимается как адекватная;
    • Нужно следить за тем, чтобы всякий жест раскрывался полностью. Например, если вы повели рукой вправо, она должна выпрямиться полностью. Стоит чаще показывать открытые ладони. Это демонстрация открытости и дружелюбия;
    • Жесты не должны быть скованными. Это выдает волнение и неуверенность;
    • Руки в карманах, в принципе, держать можно. Однако есть ситуации, когда держать руки в карманах нельзя ни в коем случае, к примеру: при вручении правительственной награды, или при поздравлении молодожен и т.п.

Жест  имеет ценное значение и как физическое выражение творческих усилий оратора, дающее некоторое удовлетворение. В известных пределах слушателям нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому  при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение  физические проявления чувств, сопровождающих мысль и  ищущих   выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности в движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и  ощущение этого равновесия у самих слушателей. Люди  балансируют при помощи  рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Как подготовить и провести выступление.

3.1. Как подготовить  и провести выступление.

Структура выступление совершенно идентична структуре любого сочинения:

  1. Вступление: примерно 20 % общего объема произведения
  2. Основная часть: 60%
  3. Заключение: 20%

Вступление представляет собой некоторую увертюру, завязку. С помощью него оратор должен показать важность проблемы, которой посвящено его выступление.

Приведем возможные примеры вступления:

  • Интересный факт, имеющий прямое отношение к теме.  При это можно использовать следующие фразы: «Знаете ли Вы, что…» или «Задумывались ли Вы когда-нибудь над тем, что…»
  • Можно использовать впечатляющее своими размерами число. Однако при этом нужно обязательно использовать какие-нибудь сравнения или образы, так как само по себе число не вызывает эмоций.
  • Вопрос или цепочка вопросов. На этом этапе следует задавать вопросы, не требующие ответа.
  • Шутка или анекдот. При этом связывать анекдот с темой выступления совершенно необязательно, к нему можно вернуться даже в конце выступления.
  • Показать свои чувство, искренне признаться аудитории о тех эмоциях, которые вы в данный момент ощущаете.
  • Самопрезентация. Нужно представиться, даже если вас хорошо знают присутствующие. Желательно уделить особое внимание тому, какое именно отношение вы имеет к теме выступления, и почему об этом говорите именно вы, а не кто-то другой.
  • Презентация презентации. Нужно объявить продолжительность выступления и регламент, обозначить основную тему и то, к чему вы намерены привести аудиторию.
  • Комплимент аудитории. При этом комплимент не должен слишком преувеличивать достоинства аудитории, так как это может быть воспринято как насмешка. Он должен быть кратким, непохожим на лесть, искренним, недвусмысленным, отражающим реальность.
  • Следует обратить внимание аудитории на то, что вас с ней сближает: общие интересы, возраст, профессия и т.п.
  • Если Вы опытный оратор, то можно поиграть на чувствах аудитории, начав с рассказа о том, какие эмоции у вас вызывает событие, которое недавно всколыхнуло все человечество.

Основная часть представляет собой изложение свои мыслей по поводу той или иной проблемы. Здесь можно использовать все методы, описанные выше.

Заключение должно быть связано непосредственно с основной идеей выступления. Оно должно вызвать эмоциональный всплеск, чтобы слушателям рефлекторно захотелось зааплодировать. Следует еще раз кратко обозначить ключевые моменты выступления, высказать свое мнение о проблеме, использовать анекдоты, сказать комплимент аудитории и т.п. Самый успешный финал получается, если последние фразы перекликаются с первыми.

Информация о работе Искусство публичных выступлений