Искусство ведения переговоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:44, реферат

Описание работы

Цель данной работы – дать понятие термина «переговоры» и раскрыть их сущность.
В связи с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:
- дать анализ изученных источников по проблеме исследования;
- раскрыть сущность, виды и функции деловых переговоров;
- определить основные стадии переговоров и особенности их проведения;
- охарактеризовать психологические приемы влияния на партнеров
по переговорам;
- сформулировать основные правила ведения деловых переговоров.

Содержание работы

Введение………………………………………….……………………………3
Глава 1 Переговоры как одна из форм делового общения……………......5
1.1 Понятие деловых переговоров, их функции и виды………………5
1.2 Переговорный процесс и его основные стадии……………………9
1.3 Методы ведения переговоров………………………………...........12
Глава 2 Психологические аспекты ведения переговоров……………........14
2.1 Подходы и типы поведения на переговорах……………………...14
2.2 Принципы взаимодействия с партнерами………………………...20
Глава 3 Рекомендации по подготовке и проведению
деловых переговоров……………………………………………...23
3.1 Подготовка к проведению переговоров…………………………..23
3.2 Технология ведения переговоров……………………………….....26
3.3 Выводы и предложения………………………………………….....28
Заключение…………………………………………………….………….….30
Список использованной литературы ………..…………………………..…31
Приложение 1 Возможные подходы на переговорах………….…….........32
Приложение 2 Тактические приемы на переговорах………………….….33
Приложение 3 Практические рекомендации по ведению переговоров ...34
Приложение 4 Правила общения на переговорах…………………..….....35

Файлы: 1 файл

Реферат-искусство переговоров 2.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

В более широком контексте прием  «вымогательства» по своей природе близок другому приему – «постановке партнера в безвыходную ситуацию». На переговорах - поставить партнера в безвыходную ситуацию – это, вероятнее всего, риск сорвать их. Соглашение же, полученное таким путем, вряд ли будет прочным. В лучшем случае можно добиться каких-то временных уступок, но не обойдутся ли они потом втридорога?

Довольно часто в рамках концепции торга, кроме вымогательства и постановки партнера в безвыходную ситуацию, используются другие приемы, связанные с оказанием на него давления. Один из них – «ультимативность требований»: либо вы соглашаетесь на наше предложение, либо мы уходим с переговоров. Понятно, что разговор с помощью ультиматума - это уже не переговоры, а попытка решить проблему в одностороннем порядке. Другой тактический прием – «угроза». В принципе отличие этих двух приемов состоит в том, что, если первый относится к предложениям, то угрозы могут быть выдвинуты по любому поводу.

При ориентации на дружеский подход (что все же бывает редко) характерно принятие практически любых предложений  партнера, значительные уступки, при  которых ничего не требуют взамен, «прямое открытие позиций».(Приложение 2)

В реализации сторонами партнерских отношений центральным звеном становится совместный анализ проблемы, совместное творчество. Чем полнее и глубже будет проанализирована проблема, тем больше шансов найти разрешение имеющих место противоречий. Поэтому любые действия, направленные на изучение проблемы, играют положительную роль. Информация о положении дел должна быть доступна участникам переговоров. При ориентации на совместный с партнером анализ проблемы надо высказать свою точку зрения, выслушать партнера, сопоставить их. (Приложение 2)

В большинстве случаев начинать целесообразно с анализа общих  интересов и моментов, а через  них выходить на определение возможной  общей зоны решения. Даже если стороны, вступившие в переговоры, находятся в состоянии конфликта, необходимо постараться избежать подчеркивания различия на начальном этапе ведения переговоров.

Одной из продуктивных тактик ведения  переговоров может быть «постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов». Эта тактика предлагает сначала обсудить наиболее легкие вопросы. Их решение оказывает положительное психологическое воздействие на участников переговоров, демонстрирует возможность достижения договоренностей.

К изложенному приему примыкают  действия, направленные на «поиск общей зоны решения». В ходе переговоров стороны сначала приходят к согласию относительно содержания совместного документа, иными словами определяется зона возможных решений или «общая формула решений». После достижения договоренности по принципиальным вопросам стороны отрабатывают детали соглашения. Такое двухступенчатое ведение переговоров позволяет значительно экономить время и найти оптимальное решение.

Заслуживает одобрения разработка и внесение таких предложений, которые  бы способствовали реализации обоюдных интересов, т.е. предложений, на которые партнер мог бы ответить утвердительно. Иногда партнер по переговорам согласен с существом предложений, но находит сами формулировки неприемлемыми. Поиск взаимоприемлемых вариантов укрепляет доверие и способствует достижению положительных результатов.

Конечно, совместный анализ разногласий  не предполагает обмен одними комплиментами. Возможны и необходимы возражения. Однако их смысл принципиально отличен  от разногласий в условиях торга. Там возражения - один из инструментов манипулирования поведением партнера, здесь - инструмент анализа проблемы. Важна форма изложения возражений. Они должны быть хорошо аргументированы и ориентированы не на защиту собственной позиции, а на поиск согласования интересов.

В ходе переговоров бывает полезно «разделить проблему на отдельные составляющие», а не пытаться сразу решить проблему. Разложив проблему, участники переговоров обсуждают возможность достижения договоренности по каждому элементу. Если такой возможности по отдельным элементам нет, то может быть целесообразнее вынести некоторые из них «за скобки», иными словами - не рассматривать. Конечно, в этих условиях не будет достигнуто всеобъемлющего соглашения. Однако в целом ряде случаев наличие такого частичного соглашения будет значительным шагом вперед, по сравнению с отсутствием какой бы то ни было договоренности.

Как быть, если партнер использует различного рода «грязные уловки», недозволенные приемы? Это один из основных и, пожалуй, наиболее сложных вопросов, с которыми сталкиваются участники переговоров. Одно из основных правил при ведении переговоров с партнером, применяющим подобного рода приемы, - не отвечать взаимностью. Второе, что имеет смысл сделать - это проанализировать причины, по которым партнер ведет себя «недостаточно честно». В зависимости от результатов анализа следует в дальнейшем строить и свою линию поведения. Возможно, в данной ситуации следует обратиться к иной альтернативе и решать проблему либо на односторонней основе, либо совместно с другим партнером. При этом не стоит резко прерывать переговоры. Поведение, ориентированное на «хлопанье дверями», не лучший выход из данной ситуации. Оно осложняет в дальнейшем продолжение диалога.

Наиболее разумное поведение  в условиях конфронтационного подхода - попытаться изменить игру, показав, что в интересах обеих сторон отказаться от концепции торга и направить совместные усилия на поиск решения проблем. Делать это необходимо без излишних демонстраций, рационально и аргументировано.[4. – С.11]

Когда необходимость  совместного с партнером принятия решения достаточно очевидна и стороны  согласились вступить в переговоры, лучше постараться отойти от конфронтационного  типа взаимодействия. В этом случае найденное решение может быть значительно полнее и в большей степени отвечать интересам обеих сторон. Поскольку на односторонней основе это сделать практически невозможно, то и во время подготовки и особенно при ведении переговоров необходимо показать партнеру целесообразность именно такого подхода, его взаимную выгоду. Какие принципы здесь могут быть использованы?

2.2 ПРИНЦИПЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПАРТНЕРАМИ

 

Несмотря на то, что  переговоры могут выполнять разные функции, использовать их все же лучше  по назначению, то есть для решения  проблем. Другие функции могут быть реализованы иными средствами. Даже для обмена мнениями, точками зрения, взглядами целесообразнее использовать не переговоры, а консультации, встречи. Это сразу ориентирует партнера на то, что в данном случае не предполагается принятия совместного решения. Если же в рамках консультаций намечается выход на договоренности, диалог может быть продолжен в форме переговоров.

Одно из основных правил - никогда первым не применять различного рода приемы, направленные на конфронтацию, или, как они еще называются, - «грязные методы» ведения переговоров. Позитивное влияние на ход переговоров часто оказывает внесение конструктивных идей по разрешению противоречий. Стремление к конструктивности, проявление доброй воли вызывает обычно аналогичные действия со стороны партнера. Если этого все же не произошло, не стоит спешить с угрозами и «ответными мерами».

При ведении переговоров  необходимо внимательно выслушивать  партнера. Если что-либо осталось непонятным, лучше переспросить, задав прямой вопрос, например, «что Вы имеете в виду под ...?», либо, переформулировав его высказывание, уточнить, «правильно ли я Вас понял?» Не надо упускать из виду и детали, полагая, что если они специально не были обсуждены, то их можно трактовать по своему усмотрению. Лучше возможные двойственные трактовки снять заранее, а не возвращаться к ним вновь при выполнении взятых на себя обязательств. При этом все же не стоит абсолютизировать необходимость уточнения позиций. В противном случае переговоры теряют свой темп, происходит «топтание на месте», что в итоге ведет к атмосфере взаимного раздражения и неверия в успех переговоров.

Ведение переговоров  предполагает активность обеих сторон. Пассивность обычно говорит о  плохой проработке позиции, ее слабости либо нежелании вести переговоры. Но не надо впадать и в другую крайность - заставлять партнера обсуждать только собственную позицию, собственные идеи. Переговоры - это диалог равноправных участников.

Вступая в переговоры, стороны вступают в деловые отношения. Межличностные симпатии и антипатии могут помешать делу. Конечно, данное правило не стоит понимать слишком буквально.

В том случае, если переговоры длятся довольно долго, а решение  никак не находится, полезным может  оказаться объявление перерыва. Во время перерыва возможно проведение различных консультаций, например, внутри каждой делегации. Другим выходом из намечающегося тупика может быть предложение отложить данный вопрос на более позднее время, после того, как остальные проблемы будут решены.

Во время обсуждений и аргументации своей позиции не надо пытаться убедить партнера в ошибочности его точки зрения. Такое поведение может только вызвать раздражение. При согласии партнера пойти на уступку не следует рассматривать и в дальнейшем использовать это как проявление его слабости. Напротив, желательно показать, что подобные действия со стороны партнера позволяют выйти на договоренности и в этом смысле усиливают позиции обеих сторон.

Особо стоит остановиться на вопросе ведения переговоров  с более сильным партнером, т.е. с партнером, позиция которого объективно сильнее. Часто предстоящая встреча с более сильным партнером вызывает тревогу и чувство неуверенности. Стоит ли вообще вступать с ним в переговоры? Если да, то какие здесь могут быть использованы принципы и методы? (Приложение 3)

Строго говоря, партнеры всегда равны за столом переговоров и точнее было бы сформулировать вопрос так: как быть в случае, если партнер демонстрирует свою силу, пытаясь тем самым «выторговать» для себя как можно больше?

Опыт проведения переговоров  показывает, что в случае переговоров с более сильным партнером  одним из действий может быть апелляция к принципу. Под принципом понимаются нормы международного права, принцип справедливости или равенства, а также наличие прецедента в истории отношений между этими партнерами или другими. Главная проблема, которая здесь возникает, какой принцип взять за основу. Обычно стороны исходят из разных принципов в зависимости от того, какой им более выгоден. Желательно заранее готовясь к переговорам, продумать, что может быть выдвинуто в качестве принципа, из каких принципов будет исходить партнер, соответственно этому подготовить и проводить аргументацию.

Другим методом ведения  переговоров с более сильным  партнером является апелляция к длительным «историческим отношениям» с данной стороной. Смысл его заключается в том, что более слабая сторона подчеркивает продолжительность хороших отношений с партнером и просит учесть это. Так, развивающиеся страны при ведении переговоров со своей бывшей метрополией нередко стремятся подчеркнуть наличие общего языка, элементов культуры, старых традиционных связей.

Как бы продолжением предыдущего  метода является обращение к будущему в отношениях с партнером. Менее сильный участник переговоров может указать на вероятность развития отношений на длительный период в будущем и использовать такую перспективу в качестве основы для призыва к заключению более разумного соглашения на нынешнем этапе.

Для усиления своих позиций  более слабые участники переговоров  могут объединиться и образовать коалицию. Естественно, создание коалиций или каких либо иных форм совместного выступления в качестве оппонента более сильному партнеру возможно лишь в случае многосторонних отношений.

При крайне жесткой позиции  сильной стороны более слабый партнер может использовать возможность обращения к общественному мнению. Сама по себе такая возможность оказывается действенным аргументом на переговорах.

Помощь в достижении соглашения с более сильной стороной, особенно при наличии конфликта, может оказать посредник. Посредник  выступает и в качестве своеобразного независимого эксперта при рассмотрении принципа, к которому апеллируют участники переговоров.

Умение общаться с  деловым партнером, понимание психологии другого человека, интересов другой организации можно считать одним  из определяющих факторов в процессе ведения переговоров.

3.  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ

ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ

 

Теория и практика делового общения показывает, что  за переговорами, как средством урегулирования конфликтных и кризисных ситуаций, а также средством, обеспечивающим сотрудничество различных социальных субъектов, большое будущее. Они требуют специалистов своего дела, обладающих высоким творческим потенциалом, хорошо разбирающихся в тайнах избранной профессии, умеющих принимать продуманные и тщательно взвешенные решения.

Умение вести переговоры – это искусство. Переговоры должны приводить к результату, удовлетворяющему обе стороны. Поэтому относиться к вопросу подготовки переговоров  необходимо серьезно, не полагаясь  на то, что легче сориентироваться по ходу дела.

Не осознав общие  закономерности, присущие процессу переговоров, невозможно правильно, с учетом ваших  целей и задач, построить взаимодействие с партнером. На начальных этапах, приступая к ведению переговоров, не стоит жалеть время на анализ того, что произошло и происходит на данных переговорах, как строится процесс их ведения.

 

 

3.1 ПОДГОТОВКА  К ПЕРЕГОВОРАМ

 

Стадия подготовки к  переговорам включает в себя несколько  этапов: анализ проблемы, которую необходимо решить в ходе переговоров; планирование переговоров; планирование организационных моментов; первые контакты с партнерами (предпереговоры). Каждый из названных этапов имеет свои задачи и требует серьезного подхода к их решению.

Информация о работе Искусство ведения переговоров