Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:17, реферат
Пенитенциарная в переводе с латинского означает: покаянная, исправляемая или исправительная психология, которая изучает психологические особенности осужденных с целью их последующей ресоциализации – восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе. Она исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима. Изучает особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных.
ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ
(ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Пенитенциарная в переводе с латинского
означает: покаянная, исправляемая или
исправительная психология, которая изучает
психологические особенности осужденных
с целью их последующей ресоциализации
– восстановления ранее нарушенных качеств
личности, необходимых для ее полноценной
жизнедеятельности в обществе. Она исследует
проблемы эффективности наказания, динамику
личности осужденного в процессе исполнения
наказания, формирование ее поведенческих
особенностей в различных условиях лагерного
и тюремного режима. Изучает особенности
ценностных ориентаций и стереотипов
поведения малой группы в условиях социальной
изоляции, соответствие текущего исправительного
законодательства задачам исправления
и перевоспитания осужденных. Тесно взаимодействуя
с исправительным правом, ПП разрабатывает
психологические методы и приемы психологической
коррекции личности преступников, основные
пути для разработки практических рекомендаций
по их ресоциализации.
Поэтому ПП тесно связана с исправительно-трудовым
правом, психологией труда, педагогической
и социальной психологией. В исправительно-трудовых
учреждениях она призвана решать чрезвычайно
сложные задачи по перевоспитанию лиц,
совершивших преступления, приобщению
их к общественно полезной трудовой деятельности
и адаптации в обществе.
Каждый осужденный, попадая в ИТУ, планирует
для себя только окончание срока. А перед
воспитателями УТУ стоит гораздо более
сложная задача – воспитать (перевоспитать)
человека, добиться, чтобы осужденный
сам стремился к перевоспитанию, к переделке
своей личности.
У преступника (бандита, вора, грабителя)
при длительном занятии преступной деятельностью
вырабатывается своеобразные привычки
и навыки, то есть вырабатывается своеобразный
динамический преступный стереотип. Человек
привыкает к отсутствию постоянного жилья,
перестает самостоятельно трудиться и
теряет свои трудовые навыки, зато приобретает
преступные, рассматривая каждую окружающую
его ситуацию только под одним углом зрения
– можно ли здесь безнаказанно совершить
преступление.
ПП должна исследовать динамику личности
осужденного, факторы, влияющие положительно
на осужденного и способствующие активной
перестройке его личности, а это режим,
труд, коллектив, воспитательное воздействие,
а также такие факультативные факторы,
как семья, дружеские связи с лицами, находящимися
на воле, учеба, увлечение самодеятельностью,
хобби.
Нахождение в местах лишения свободы не
может не отразиться на психологии человека.
Однако общие условия, которые имеются
в местах лишения свободы и постоянно
нарушаются со стороны администрации,
по разному воздействуют на осужденных
и влияют на изменение их психологии. Знание
особенностей психологии осужденных является
необходимой и важной предпосылкой для
правильной организации взаимоотношений
с ними, для достижения целей перевоспитания.
Основными факторами, влияющими на формирование
психолог. особенностей у лишенных свободы,
являются:
- наличие режима места лишения свободы;
- ограничение потребностей;
- изменение сложившегося стереотипа жизни;
- переживания, связанные с осуждением
к лишению свободы.
Психология осужденного во многом определяется
его отношением к самому факту лишения
свободы.
Особенности психологии осужденных проявляются
в определенном комплексе психических
состояний, которые развиваются в местах
лишения свободы. К наиболее типичным
из них (особенно в первое время) следует
отнести: состояние ожидания изменений
(пересмотра дела, расконвоирования, освобождения)
и состояние нетерпения. Как то, так и другое
состояние может характеризоваться повышенной
напряженностью, что часто приводит к
резким срывам в поведении. Может развиваться
и состояние безнадежности, обреченности,
что влечет за собой апатию, пассивность
во всех действиях.
Угнетенное состояние усиливается если
оно имелось у осужденного и ранее. Оно
является следствием неверия в свои силы,
неверия в возможность снова обрести нормальную
жизнь. Оно усиливается от сознания своей
вины перед обществом, семьей. Обычно эти
осужденные не нарушают режима, даже по
возможности выполняют трудовую норму
и все требования воспитателя. Однако
постоянная угнетенность не благоприятствует
созданию полноценной личности и обязательно
должна быть снята. Личность должна активно,
творчески относиться к труду, к воспитательному
воздействию. Для этого необходимо выяснить
и ликвидировать причины угнетенности,
создавать условия для переключения целенаправленного
внимания на другие процессы и объекты.
Должна возбуждаться активная деятельность,
направленная на ликвидацию данным осужденным
последствий совершенного им преступления,
на его самовоспитание.
Основное и типичное психологическое
состояние для большинства осужденных
– это тоска по дому, по свободе, по любимым
людям, что выражается в отрешенности
и оцепенении. Под влиянием тоски и угнетенного
состояния, способствующих накоплению
отрицательных эмоций, вторично может
развиться раздражительность и повышенная
возбудимость, которые могут также проявиться
в аффектах и эмоциональных взрывах. У
всех без исключения заключенных наблюдается
состояние фрустрации, которая может способствовать
переходу в агрессию.
Те или иные изменения в психическом состоянии
осужденных связаны с определенными периодами
нахождения в местах лишения свободы.
Большинство авторов выделяют четыре
основных периода:
1. ^ Период адаптации, привыкания к новым
условиям жизни, который длится
от 3-4 месяцев и больше. Это наиболее сложный
и психологически тяжелый период. Подробнее
на его рассмотрении мы остановимся ниже.
2. ^ Период появления, развития интересов
в новых условиях жизни. Этот период связан с появлением
и развитием положительных эмоций и состояний,
вызывающих у осужденных повышенную психическую
активность. Интересы, вызывающие такие
состояния, могут быть самыми различными:
создание микрогруппы, участие в жизни
коллектива осужденных, выполняемая работа,
культурный досуг, учеба, свидания с родственниками
и т.д. Появление нового круга интересов,
расширение структуры выполняемых социальных
ролей способствует изменению психологии
осужденного.
3. ^ Период сочетания внешнего воздействия
с самовоспитанием. Он характеризуется появлением целей
в жизни, выработкой путей их достижения.
Здесь в наибольшей степени проявляются
раскаяние в совершенном преступлении,
переживание его в сочетании со стремлением
возместить нанесенный вред. Для этого
периода характерна переоценка ценностных
характеристик в жизни, а часто и мировоззрения.
4. ^ Период, предшествующий освобождению
заключенного. Ожидание освобождения часто переживается
очень тяжело. И это не парадокс. Это связано
с мучительным переживанием трудностей,
которые ожидают его в новых условиях
(взаимоотношения в семье, на работе и
др.). По этой причине возможно развитие
психических состояний от угнетенности
до повышенной раздражительности, вспыльчивости,
как на начальном периоде адаптации.
После краткого экскурса в основные периоды,
связанные с теми или иными изменениями
психического состояния, вернемся к первому,
наиболее сложному периоду адаптации.
Здесь следует особо подчеркнуть, что
на фоне испытываемых осужденными чувства
угнетенности, отчуждения и повышенной
тревожности, их адаптация к теремной
жизни проходит двумя основными способами: адекватным и неадекватным
образом.
По поведению, соответствующему режиму
отбывания наказания, информации о перспективах,
требованиях администрации, контроля
над своим поведением можно судить об
уровне и адекватности их адаптации. Если
поведение осужденного соответствует
состоянию и выполнению режимных требований,
то говорят о нормальной адаптации.
Если происходят нарушения в поведении,
вплоть до психопатологических его признаков,
то говорят о дезадаптированности осужденного.
Осужденные, имеющие аномалии психики,
оказывают существенное влияние на состояние
внутреннего распорядка в ИТУ. Эти явления
имеют «психическую заразность»
(Е.К. Краснушкин), которая может проявляться
в групповых эксцессах.
Особенно часто дезадаптивное поведение
наблюдается в первые 0,5 года пребывания
в ИТУ, и проявляется в виде различных
фобий, тревожно-депрессивных, негативно-депрессивных
и негативно-истерических реакциях.
Именно в этой – первой фазе адаптации
– и наблюдается феномен заражения. Это бессознательная,
невольная подверженность человека определенному
психологическому состоянию, которое
возникает в массе людей и (по типу «синдрома
толпы») действует как механизм взаимного
усиления эмоционального воздействия.
При заражении невозможно быть сторонним
наблюдателем. Поэтому при заражении большую
роль играет установка личности, оценка
и мнение.
Обычно заражение является результатом
большой скученности проживания лиц в
ограниченном пространстве. Проживание
в подобных «общежитиях» наносит существенный
вред личности, способствуя развитию психологической
отчужденности, тревожности и угнетенности,
приводящих к нервно-психическим перегрузкам
и срывам.
Поэтому, особенно в первое время, в ИТУ
при размещении заключенных по первичным
коллективам, необходимо создание психологически
положительной атмосферы с учетом психологических
и криминальных особенностей заключенных.
При этом установлено, что чем меньше малая
группа, тем большее значение имеет совместимость
ее членов по индивидуально-психологическим
особенностям.
Вторая фаза адаптации осужденного
– фаза нивелировки – наступает при
ликвидации личностных реакций на социальную
изоляцию. Здесь постепенно формируется «синдром лишенного свободы»,
проявляющийся в стереотипизации моделей
поведения, жестов, мимики. В личностной
динамике осужденного здесь могут две тенденции: одни приспосабливаются
к условиям заключения, а другие проявляют
негативное отношение к ним.
Третья фаза адаптации – это
этап ее завершения, когда осужденный
приспосабливается к заключению, начинает
жить настоящим и надеждой на будущее.
Имеется возрастная специфика процесса
адаптации. Особенно негативно условия
заключения сказываются на несовершеннолетних
преступниках. Выбор стратегии поведения
в первые дни изоляции во многом определяется
ими пониманием смысла правоограничения,
осознанием своего нового статуса, степени
включенности в новую среду. Затем адаптация
проходит такие же стадии как и у взрослых
преступников. Но за 3-5 месяцев до «окончания»
срока изоляции у несовершеннолетних
вновь нарастает тревожность, которая
может провоцировать асоциальное поведение.
Тяжесть совершенного преступления также
откладывает свой отпечаток на психологию
осужденного. Так, у лиц, совершивших несколько
умышленных убийств и отбывающих пожизненное
заключение по 5-8 статьям УК, вырисовываются
следующие психологические характеристики.
Обычно это лица 35-37 лет, ранее 1-2 раза судимые,
в том числе за насильственные преступления
(рецидивисты), склонны к употреблению
алкоголя, к импульсивным и конфликтным
действиям. По характеру замкнуты, аутичны
(погружены в себя), пессимистичны, испытывают
трудности в общении и адаптации. У них
завышено чувство вины, они раздражительны,
мнительны, тревожны, склонны к аффективным
реакциям, замкнуты на чувственном восприятии
реальности, с пониженным, часто подавленным
настроением. Общая агрессивность обычно
постоянно контролируется, и в целом снижена,
но проявляется в склонности к словесной
агрессии. Уровень эротизма завышен, уровень
интеллекта ниже среднего, мыслительная
деятельность снижена, логическое мышление
часто блокируется аффективными переживаниями.
Обнаруживается робость. Неуверенность
в себе, заниженная самооценка сочетается
с переоценкой личных страданий с целью
избежать или уменьшить ответственность
за содеянное.
Однако они склонны пренебрегать нравственно-правовыми
нормами, ориентированы в первую очередь
на получение личной выгоды. Внутренне
недисциплинированны, поведение часто
мотивируется случайными, индивидуальными
влечениями, пренебрежением коллективных
интересов. Уровень самоконтроля снижен,
стремятся приспособиться к условиям
строго режима лишения свободы. Необходимость
постоянного сдерживания и самокотроля
часто вызывает тревожные, невротические
и психопатические реакции.
Для всех без исключения осужденных характерно
наличие тяжелых психотравм, вызванных
совершенным преступлением, арестом, вынесением
приговора от краткосрочного лишения
свободы до смертного приговора (в недавнем
прошлом) или длительного (пожизненного)
заключения. Для смертников – это всегда
психологически мучительная дилемма:
будет ли их приговор приведен в исполнение
или нет (надежда всегда остается). В отдельных
случаях это ожидание в камере смертников
могло длиться до 5 лет.
Наиболее тяжелые переживания лиц, отбывающих
пожизненное наказание, по данным психологического
обследования, вызывают следующие обстоятельства:
- чувство вины перед потерпевшим и их
родными – 32,8%;
- чувство вины перед собой и своими родными
– 37,2%;
- отсутствие общения, разрыв отношений
с родственниками – 56,3%;
- факт утраты свободы – 46,9%;
- переживание личной несостоятельности
– 42,2%;
- отсутствие перспектив освобождения
– 59,4%;
- ограничение общения с другими осужденными
– 17,2%;
- изменение привычного образа жизни, однообразие
жизни в колонии – 43,8%.
Кроме этого, в психологическом портрете
заключенных нередко выявляется феномен «институционализации»,
который сродни медицинскому, психиатрическому,
термину «госпитализма». Он означает длительное
пребывание в закрытых учреждениях, что
приводит к развитию своеобразной психологической
зависимости от этих условий, безволию,
апатии, другим психическим расстройствам
и стойким поведенческим стереотипам.
Нарушения поведения осужденных, выявляемые
в закрытых учреждениях, могут быть обусловлены
не только возрастными, индивидуально-психологическими
особенностями, тяжестью совершенного
преступления и тяжестью психических
расстройств, но и полой принадлежностью.
Так, у женщин отмечается отличная от мужчин
тенденция к реагированию на ситуацию
изоляции. У них большее значение имеют
факторы окружающей среды, чем особенности
личности и личностные расстройства. Поэтому
в женских колониях превалируют индивидуальные
нарушительницы тюремного режима, а большинство
женщин охотно демонстрируют «ритуальное
согласие», оставаясь в хороших отношениях
с персоналом и другими заключенными,
но при этом активно не включаются в нормы
учреждения.
Базовые социально-психологические профили
у женщин и мужчин в целом оказались идентичными
(образовательный уровень, криминальный
анамнез, социальные факторы, институционализация,
психиатрические диагнозы, судебно-психиатрические
решения). Однако, были выявлены и определенные
различия: у женщин преобладали негативный
эмоциональный опыт детства, подверженность
сексуальному насилию в детстве, безработица,
суицидальное поведение), у мужчин же отмечалось
достоверно больше насильственных правонарушений
в прошлом.
Вместе с тем, женщины в тюрьме традиционно
считаются более тяжелым и нестабильным
контингентом по сравнению с мужчинами.
Однако, коллективные демонстрации и бунты
среди них – необычное и весьма редкое
явление. Большинство нарушений правил
и порядков тюремного режима происходит
на индивидуальной основе. У женщин в тюрьмах
выявляется целый ряд нарушений поведения
– самоувечья, поджоги, баррикадирование,
нападения, повреждения одежды, мебели,
большинство из которых направлены на
стремление облегчить или снять напряжение,
что связано со скукой, малой активностью
и тюремными ограничениями. В основном
это психодезадаптационные и психопатические
реакции протеста.
В тюрьмах Англии существуют значительные
различия в условиях пребывания для мужчин
и женщин. Закрытые женские тюрьма обеспечивают
значительную свободу движения внутри
безопасного периметра, в них отсутствуют
также пролонгированные периоды закрытия,
которые характерны для многих мужских
тюрем. В противоположность мужчинам,
представляющим опасность для окружающих
(агрессивность, жестокость, нападения,
побеги), женщины, в основном, представляют
опасность для себя. Они склонны к самоповреждениям
(проглатывание или введение в тело различных
предметов, самопорезы и другие демонстративные
псевдосуициальные поступки), что и является
частой причиной их помещения в больницу.
По данным зарубежных исследований уровень
психических расстройств и расстройств
поведения у женщин, находящихся в заключении
значительно выше, чем у мужчин. У женщин,
склонных к аутоагресси и самоповреждениям,
выявляются тяжелые депривации в детстве
и юности, негативный опыт физического
и сексуального насилия над ними. Во взрослой
жизни они обнаруживают ненормальное
психосексуальное развитие, отмечается
ранний криминальный анамнез с ранним
его началом. У этих женщин обнаруживаются
выраженные личностные расстройства психопатического
уровня со склонностью к импульсивному
и антисоциальному поведению.
^ Методы и средства исправления поведения
осужденных
В настоящее время в США широко обсуждаются
возможности клинического подхода к борьбе
с преступностью, которые исходит из учения
Лоброзо о врожденной психической неполноценности
преступника. Сторонники этого направления
полагают, что последние технологические
достижения в биологии и медицине свидетельствуют
о том, что становиться возможным изменить
и даже контролировать способности и поступки
людей путем прямого воздействия на физиологию
и головной мозг. Ожидается, что генная
инженерия, лекарственная терапия психотропными
средствами и электростимуляция головного
мозга – реальности сегодняшнего дня
- и должны внести основной вклад в решение
этой проблемы. Профессор Гарвардского
университета Э. Уилсон считает, что скоро
можно будет выделить и охарактеризовать
специфические гены, ответственные за
поведение человека, за его агрессивные
тенденции. Профессор С.Джеффи из университета
штата Флорида, предлагает следующие виды
биологической терапии преступников:
1. Химическая терапия – применение психотропных
лекарственных средств, воздействующих
на мозг и центральную нервную систему.
2. Электрическая, или шоковая, терапия,
которая применяется в психиатрической
практике при лечении тяжелых случаев
депрессии и шизофрении.
3. Психохирургия, или нейрохирургия, которая,
по мнению автора должна применяться,
когда неврологическое состояние не поддается
лекарственной терапии, аутотренингу
и другим методам лечения. Операция заключается
в хирургическом разрушении негативных
нейрональных связей. Данный метод префронтальной
лоботомии с успехом применялся при лечении
злокачественных форм шизофрении в 40-х
годах прошлого столетия, и приводил не
только к избавлению от стойкой патологической
симптоматики, но и формированию своеобразного
личностного дефекта, отличающегося вялостью,
апатией, безынициативностью и подчиняемостью
в поведении.
Все это напоминает сценарий фильма «Полет
над гнездом кукушки».
Вместе с тем, ряд авторов, например, Дж.
Оулдер, высказывают свои сомнения и опасения
в связи с применением психохирургии и
предлагают установить специальные меры
контроля за данными операциями. Он считает,
что их нельзя применять лицам моложе
21 года, а также политическим и социальным
девиантам (права человека), и использовать
лишь по отношению к серьезно больным
людям, способным на убийство и самоубийство.
Наряду с биопсихологическими методами
коррекции, широкое развитие на Западе
получает психокоррекция девиантного
поведения с помощью психоанализа, гипноза,
групповой психотерапии, рационально-эмоциональных
методов терапии, метода косвенных рекомендаций,
обучающей терапии по контролю над чувствами,
модификации поведения, деловому общению
и др. Все эти методы заслуживают внимания,
но в основном как формы индивидуальной
психотерапевтической работы с лицами,
страдающими различными психическими
и поведенческими расстройствами.
В целом клинический подход имеет весьма
ограниченные возможности и вне широкой
социальной комплексной программы не
может принести заметных результатов
в деле борьбы с преступностью.
Проводимые на Западе частные социально-психологические
исследования механизмов преступного
поведения нашли свой практический выход
в различных рекомендациях и программах
по предупреждению делинкветного поведения.
Однако, они носят в основном психоконсультационный,
психотерапевтический и медицинский характер.
Они включают формирование специализированных
служб в школах, которые оказывают помощь
в трудных случаях педагогической практики,
проводят психолого-пелдагогические консультации
для родителей, разрабатывают программы
успешной социальной адаптации молодежи
за счет групповой и индивидуальной психотерапии,
внедряют различные психокоррекционные
подходы. Наблюдались прициденты применения
электро-шоковой терапии и нейрохирургии
в борьбе с преступностью, но в основном
это касалось психически больных преступников.
Важное место в превентивной практике
современных цивилизованных стран занимает
разветвленная сеть социальных служб
и социальных работников, оказывающих
поддержку населению, семье, детям, молодежи
в различных кризисных ситуациях. Помощью
социальных работников пользуются больные,
инвалиды, престарелые, безработные, эмигранты,
а также преступники и лица, вернувшиеся
из мест лишения свободы. Социальные работники
помогают детям, оставшимся без родителей
и испытывающим жесткое обращение в семье,
одиноким матерям и конфликтным семьям.
Это снижает уровень риска развития девиантного
поведения в обществе.
Однако, западный опыт в чистом виде не может быть
перенесен в наши условия. Прежде необходимо
серьезное изучение специфики социально-экономической
и социокультуральной ситуации, индивидуальной
и общественной психологии, этнических
норм, традиций общественного и семейного
воспитания, с учетом которых должна строиться
отечественная социальная политика и
превентивная практика в области пенитенциарной
психологии.
Следует отметить, что в России имеются
свои традиции превентивной теории и практики.
Для успешной профилактики преступлений
необходимо знать все те индивидуальные
особенности, и в первую очередь мотивы,
которые могут стимулировать преступные
действия данной личности и поэтому должны
стать объектом особого внимания. В этой
сфере деятельности может возникнуть
необходимость выявить и все те личностные
черты, опираясь на которые можно предотвратить
неблагоприятное развитие событий, т.е.
максимально использовать знания о личности
в профилактических целях.
Некоторые из такого рода проблем возникают
в работе по раскрытию и расследованию
преступлений. Так, выдвижение и проверка
обоснованных гипотез о мотивах совершенного
преступления могут помочь в установлении
и розыске преступника, а учет его личностных
особенностей – успешному поведению отдельных
следственных действий (допрос, очная
ставка и др.).
Объем сведений о конкретном человеке
должен быть достаточным для данной цели,
но следует предостеречь от чрезмерного
накопления материала, который нельзя
использовать. Иными словами, информация
должна быть не избыточной, но обязательно
достоверной.
Сведения о личности можно получить различными
путями: из материалов оперативно-розыскного
характера, бесед с самим интересующим
лицом, с его знакомыми и родственниками,
наблюдением за его поведением, материалов
уголовного дела и т.п.
Как для общей, так и для индивидуальной
профилактики преступлений нужно всемерно
использовать имеющиеся в местных ОВД
и ФСБ учеты.
Эти и другие материалы (личные дела, картотеки,
характеристики, результаты тестирований
и пр.) могут использоваться как в индивидуальной
работе, так и в обобщенном виде, в планировании
и осуществлении профилактики правонарушений
среди личного состава конкретного подразделения
или обслуживаемого участка в целом. В
процессе же аналитической работы, которая
будет этому предшествовать, обобщенные
за каждый год данные можно сопоставлять
с тем, чтобы выявить наиболее существенные
тенденции и изменения в характеристиках
личности и поведении правонарушителей.
Как считает В.Л. Васильев, изучение личности
осужденного к моменту его освобождения
из ИТУ имеет большое значение для решения
вопросов борьбы с рецидивной преступностью.
С этой проблемой тесно связана проблема
адаптации осужденного к условиям нормального
существования в обычной среде на свободе.
К сожалению, еще нередки случаи, когда
лица, вышедшие из ИТУ, вновь совершают
преступления. И здесь встает проблема
доказательства исправления человека,
которая не менее актуальна, чем проблема
доказательства виновности.
Поэтому необходима психологическая подготовка
осужденных к жизни в новых условиях, которая
заключается в активизации их психики,
настрое их чувств, привычек, психических
состояний, в формировании установки вести
себя подабающим образом в новых условиях.
С помощью таких целенаправленных психических
воздействий у осужденного складывается
психологическая готовность жить в новых
условиях, которая обеспечивает быстрое
включение его в новую социальную среду
и деятельность в ней без дополнительной
затраты энергии на преодоление внутреннего
сопротивления и напряжения.
Прежде всего, следует активизировать
положительные качества личности, обращаясь
к лучшим ее сторонам, напоминанием былых
заслуг, активизацией позитивных установок,
морально-политических и правовых чувств,
выражением уверенности, что осужденный
оправдывает доверие воспитателей и т.п.
Это воздействие может быть как прямым
- через психотерапевтические беседы с
осужденным с совместным анализом причин
его прошлых действий и поступков, так
и косвенным – анализируется опыт других
людей.
Всех освободившихся из мест лишения свободы
условно можно разделить на три категории:
1) лица, вполне исправившиеся в период
отбытия наказания; 2) лица с дефектами
воспитания; 3) лица, не исправившиеся в
процессе отбытия наказания.
Но для всех указанных категорий освободившихся
процесс адаптации, вернее реадаптации,
является сложным и трудным явлением в
их жизни. Его успех зависит от трех групп факторов.
К первой группе относится
личность самого освобожденного: его мировоззрение,
черты характера, темперамент, интеллект,
правосознание, мораль, нравственность,
этика, специальность, трудовые навыки
и т.д. Ко второй – условия внешней
среды, окружающей личность освобожденного:
наличие жилья, прописки, семьи и взаимоотношения
с трудовым коллективом, тактика работы
милиции, которые осуществляют надзор. К третьей группе факторов
относятся условия, в которых осужденный
ИТУ находился и которые сказываются на
его поведение в первые месяцы свободы:
организация трудового процесса, структура
коллектива осужденных, срок пребывания
в ИТУ, учеба, воспитательное воздействие
администрации и т.п.
Процесс адаптации освобожденных обычно
длится около 1 года, но нередко завершается
лишь к трем годам. Самое трудное время
– период первых 3-6 месяцев. Именно в это
время требуется наиболее и интенсивная
работа по управлению процессом социальной
адаптации освобожденных, строгий контроль
за их поведением в быту, в общественных
местах, за сферой их общения. Если освобожденный
не устраивается на работу или после трудоустройства
оставляет ее, не имеет постоянного места
жительства или систематически его меняют,
нарушают общественный порядок и правила
общежития, это свидетельствует о том,
что процесс социальной адаптации протекает
неудовлетворительно и есть реальная
почва для рецидива.
Социальная адаптация считается успешной,
когда социально полезные связи освобожденного
в основных сферах жизнедеятельности
установлены и не имеют существенных отклонений.
Нормально адаптированный освобожденный
порывает связи с преступной средой и
другими лицами, чье поведение характеризуется
как антиобщественное, не злоупотребляет
алкоголем, не допускает правонарушений.
В сложном процессе ресоциализации важную
общественную роль, особенно в последнее
время играет церковь, е вклад в восстановление
и учреждение общечеловеческих норм и
ценностей.
абота психолога в исправительных учереждениях |
|
Сегодня в структуре Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний находится 180 учреждений, в том числе 131 исправительная колония, из которых 12 - для содержания женщин, 11 воспитательных колоний для несовершеннолетних и 33 следственных изолятора. В исправительных колониях находится около 150 тыс. лиц [4].
Исправительная (с 90-х годов пенитенциарная)
психология как отрасль юридической
психологии определяет условия и
особенности исправления и
Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.
Различные формы воздействия на осужденных составляют систему методов, способствующих их подготовке к будущей жизни на свободе. Существует необходимость создания у осужденных положительной структуры потребностной базы для последующего развития у них положительной структуры связей, формирования основы для восприятия положительного социального опыт [4].
Социально-психологическая
Формы
труда предполагают и учет направленности
личности. Так, выполнение работы, не представляющей
никакого интереса для осужденных,
влечет за собой отрицательное
Исходя из изложенного, пенитенциарную психологию можно определить как отрасль юридической психологии, исследующую закономерности психической деятельности личности, которая отбывает наказание, а также возможности ее ресоциализации, т.е. восстановления ранее нарушенных социальных качеств.
В своем развитии пенитенциарная психология использует данные других отраслей психологии. Наиболее тесно она связана с психологией труда, данные которой используются для исследования психологических факторов, влияющих на воспитание у осужденных трудолюбия, повышения производительности труда, избрания вида и характера производств, оказывающих воспитательное воздействие.
Психология искусства дает возможность использовать в процессе воспитательного воздействия данные о влиянии эстетических ценностей на развитие и становление личности, в частности таких ее потребностей, которые определяют ресоциализацию личности, пробуждая нравственные, гуманные черты личности.
Пенитенциарная психология также связана с общей и социальной психологией. В общей психологии используются данные об эмоциях, стрессах, фрустрациях, психологических показателях темперамента и характера, волевых проявлений, реакций на раздражитель как основы формирования методов индивидуального воздействия на осужденных. .
Данные же социальной психологии, относящиеся к формированию настроений и чувств различных социальных групп (формальных и неформальных), применяются для исследования закономерностей формирования настроений и чувств коллективов осужденных, в т. ч. отдельных микроколлективов, в труде и быту, психологических основ групповых преступлений, массовых конфликтов, дезорганизующих деятельность учреждений по исполнению наказаний [1].
К основным направлениям исследований в области пенитенциарной психологии относятся:
изучение
закономерностей изменения
исследование морального воздействия на осужденного уголовного наказания как фактора, оказывающего позорящее влияние, изучение психических состояний осужденных, вызванных осознанием вины либо невиновности в целях создания необходимых условий для их адаптации;
исследование психологических особенностей осужденных, обусловленных их возрастом, жизненным опытом, национальной принадлежностью, видом преступной деятельности и наказанием в целях разработки методов формирования коллективов осужденных и видов воспитательного воздействия;
разработка
групповых и индивидуальных методов
психолого-педагогического
Решение названных задач не является
чем-то раз и навсегда данным, застывшим,
оно приобретает новые
Рассмотрим теперь основные методы
психолого-педагогического
Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ психологической адаптации в исправительном учреждении впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и психологической зависимостью от психоактивных веществ
1.1. Понятие и содержание
1.2. Психологические особенности среды исправительных учреждений н личности сужденных женщин.
1.3. Психологическое содержание адаптации впервые осужденных женщин к условиям исправительного учреждения. Выраженные невротические проявления и психологическая зависимость от психоактивных веществ как факторы, повышающие риск их дезадаптации.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей адаптации впервые осужденных женщин, осложненной невротическими проявлениями и зависимостью от психоактивных веществ
2.1. Организация и методика
2.2. Эмпирический анализ адаптационных изменении личности впервые осужденных женщин с невротическими проявлениями и зависимостью от психоактивных веществ в начальный период отбывания наказания в исправительном учреждении.
2.3. Основные этапы и содержание
смысложизненно-
2.4. Сравнительный анализ
Выводы по главе 2.
Актуальность темы исследования. Действующим законодательством закреплено право осужденных на получение психологической помощи, «оказываемой сотрудниками психологической службы исправительного учреждения (ИУ) и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи»1. Одним из важнейших направлений такой помощи является помощь осужденным в адаптации к местам лишения свободы2. Сложность адаптационного периода для осужденных подтверждается тем фактом, что именно в этот промежуток времени, согласно ряду исследований3, осужденными совершается наибольшее количество суицидальных попыток. Наиболее распространенные (практически более 90 %) отклонения поведения впервые осужденных женщин вызваны выраженными невротическими проявлениями и психологической зависимостью от психоактивных веществ (ПАВ)4, что рассматривается многими авторами как одна из важнейших сопутствующих причин совершения преступления.
Информация о работе Исправительная (пенитенциарная) психология