Исправительная (пенитенциарная) психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:17, реферат

Описание работы

Пенитенциарная в переводе с латинского означает: покаянная, исправляемая или исправительная психология, которая изучает психологические особенности осужденных с целью их последующей ресоциализации – восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе. Она исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима. Изучает особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных.

Файлы: 1 файл

Психология женщин.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ (ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ) ПСИХОЛОГИЯ 
 
 
Пенитенциарная в переводе с латинского означает: покаянная, исправляемая или исправительная психология, которая изучает психологические особенности осужденных с целью их последующей ресоциализации – восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе. Она исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима. Изучает особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных. Тесно взаимодействуя с исправительным правом, ПП разрабатывает психологические методы и приемы психологической коррекции личности преступников, основные пути для разработки практических рекомендаций по их ресоциализации.  
 
Поэтому ПП тесно связана с исправительно-трудовым правом, психологией труда, педагогической и социальной психологией. В исправительно-трудовых учреждениях она призвана решать чрезвычайно сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к общественно полезной трудовой деятельности и адаптации в обществе. 
 
Каждый осужденный, попадая в ИТУ, планирует для себя только окончание срока. А перед воспитателями УТУ стоит гораздо более сложная задача – воспитать (перевоспитать) человека, добиться, чтобы осужденный сам стремился к перевоспитанию, к переделке своей личности. 
 
У преступника (бандита, вора, грабителя) при длительном занятии преступной деятельностью вырабатывается своеобразные привычки и навыки, то есть вырабатывается своеобразный динамический преступный стереотип. Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает самостоятельно трудиться и теряет свои трудовые навыки, зато приобретает преступные, рассматривая каждую окружающую его ситуацию только под одним углом зрения – можно ли здесь безнаказанно совершить преступление.  
 
ПП должна исследовать динамику личности осужденного, факторы, влияющие положительно на осужденного и способствующие активной перестройке его личности, а это режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие, а также такие факультативные факторы, как семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью, хобби. 
 
Нахождение в местах лишения свободы не может не отразиться на психологии человека. Однако общие условия, которые имеются в местах лишения свободы и постоянно нарушаются со стороны администрации, по разному воздействуют на осужденных и влияют на изменение их психологии. Знание особенностей психологии осужденных является необходимой и важной предпосылкой для правильной организации взаимоотношений с ними, для достижения целей перевоспитания. Основными факторами, влияющими на формирование психолог. особенностей у лишенных свободы, являются:  
 
- наличие режима места лишения свободы; 
 
- ограничение потребностей; 
 
- изменение сложившегося стереотипа жизни;  
 
- переживания, связанные с осуждением к лишению свободы. 
 
Психология осужденного во многом определяется его отношением к самому факту лишения свободы.  
 
Особенности психологии осужденных проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них (особенно в первое время) следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения) и состояние нетерпения. Как то, так и другое состояние может характеризоваться повышенной напряженностью, что часто приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и состояние безнадежности, обреченности, что влечет за собой апатию, пассивность во всех действиях. 
 
Угнетенное состояние усиливается если оно имелось у осужденного и ранее. Оно является следствием неверия в свои силы, неверия в возможность снова обрести нормальную жизнь. Оно усиливается от сознания своей вины перед обществом, семьей. Обычно эти осужденные не нарушают режима, даже по возможности выполняют трудовую норму и все требования воспитателя. Однако постоянная угнетенность не благоприятствует созданию полноценной личности и обязательно должна быть снята. Личность должна активно, творчески относиться к труду, к воспитательному воздействию. Для этого необходимо выяснить и ликвидировать причины угнетенности, создавать условия для переключения целенаправленного внимания на другие процессы и объекты. Должна возбуждаться активная деятельность, направленная на ликвидацию данным осужденным последствий совершенного им преступления, на его самовоспитание.  
 
Основное и типичное психологическое состояние для большинства осужденных – это тоска по дому, по свободе, по любимым людям, что выражается в отрешенности и оцепенении. Под влиянием тоски и угнетенного состояния, способствующих накоплению отрицательных эмоций, вторично может развиться раздражительность и повышенная возбудимость, которые могут также проявиться в аффектах и эмоциональных взрывах. У всех без исключения заключенных наблюдается состояние фрустрации, которая может способствовать переходу в агрессию. 
 
Те или иные изменения в психическом состоянии осужденных связаны с определенными периодами нахождения в местах лишения свободы. Большинство авторов выделяют четыре основных периода: 
 
1. ^ Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни, который длится от 3-4 месяцев и больше. Это наиболее сложный и психологически тяжелый период. Подробнее на его рассмотрении мы остановимся ниже. 
 
2. ^ Период появления, развития интересов в новых условиях жизни. Этот период связан с появлением и развитием положительных эмоций и состояний, вызывающих у осужденных повышенную психическую активность. Интересы, вызывающие такие состояния, могут быть самыми различными: создание микрогруппы, участие в жизни коллектива осужденных, выполняемая работа, культурный досуг, учеба, свидания с родственниками и т.д. Появление нового круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей способствует изменению психологии осужденного. 
 
3. ^ Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Он характеризуется появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения. Здесь в наибольшей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремлением возместить нанесенный вред. Для этого периода характерна переоценка ценностных характеристик в жизни, а часто и мировоззрения.  
 
4. ^ Период, предшествующий освобождению заключенного. Ожидание освобождения часто переживается очень тяжело. И это не парадокс. Это связано с мучительным переживанием трудностей, которые ожидают его в новых условиях (взаимоотношения в семье, на работе и др.). По этой причине возможно развитие психических состояний от угнетенности до повышенной раздражительности, вспыльчивости, как на начальном периоде адаптации. 
 
После краткого экскурса в основные периоды, связанные с теми или иными изменениями психического состояния, вернемся к первому, наиболее сложному периоду адаптации. Здесь следует особо подчеркнуть, что на фоне испытываемых осужденными чувства угнетенности, отчуждения и повышенной тревожности, их адаптация к теремной жизни проходит двумя основными способами: адекватным и неадекватным образом. 
 
По поведению, соответствующему режиму отбывания наказания, информации о перспективах, требованиях администрации, контроля над своим поведением можно судить об уровне и адекватности их адаптации. Если поведение осужденного соответствует состоянию и выполнению режимных требований, то говорят о нормальной адаптации. Если происходят нарушения в поведении, вплоть до психопатологических его признаков, то говорят о дезадаптированности осужденного.  
 
Осужденные, имеющие аномалии психики, оказывают существенное влияние на состояние внутреннего распорядка в ИТУ. Эти явления имеют «психическую заразность» (Е.К. Краснушкин), которая может проявляться в групповых эксцессах. 
 
Особенно часто дезадаптивное поведение наблюдается в первые 0,5 года пребывания в ИТУ, и проявляется в виде различных фобий, тревожно-депрессивных, негативно-депрессивных и негативно-истерических реакциях. 
 
Именно в этой – первой фазе адаптации – и наблюдается феномен заражения. Это бессознательная, невольная подверженность человека определенному психологическому состоянию, которое возникает в массе людей и (по типу «синдрома толпы») действует как механизм взаимного усиления эмоционального воздействия. При заражении невозможно быть сторонним наблюдателем. Поэтому при заражении большую роль играет установка личности, оценка и мнение. 
 
Обычно заражение является результатом большой скученности проживания лиц в ограниченном пространстве. Проживание в подобных «общежитиях» наносит существенный вред личности, способствуя развитию психологической отчужденности, тревожности и угнетенности, приводящих к нервно-психическим перегрузкам и срывам.  
 
Поэтому, особенно в первое время, в ИТУ при размещении заключенных по первичным коллективам, необходимо создание психологически положительной атмосферы с учетом психологических и криминальных особенностей заключенных. При этом установлено, что чем меньше малая группа, тем большее значение имеет совместимость ее членов по индивидуально-психологическим особенностям.  
 
Вторая фаза адаптации осужденного – фаза нивелировки – наступает при ликвидации личностных реакций на социальную изоляцию. Здесь постепенно формируется «синдром лишенного свободы», проявляющийся в стереотипизации моделей поведения, жестов, мимики. В личностной динамике осужденного здесь могут две тенденции: одни приспосабливаются к условиям заключения, а другие проявляют негативное отношение к ним. 
 
Третья фаза адаптации – это этап ее завершения, когда осужденный приспосабливается к заключению, начинает жить настоящим и надеждой на будущее. 
 
Имеется возрастная специфика процесса адаптации. Особенно негативно условия заключения сказываются на несовершеннолетних преступниках. Выбор стратегии поведения в первые дни изоляции во многом определяется ими пониманием смысла правоограничения, осознанием своего нового статуса, степени включенности в новую среду. Затем адаптация проходит такие же стадии как и у взрослых преступников. Но за 3-5 месяцев до «окончания» срока изоляции у несовершеннолетних вновь нарастает тревожность, которая может провоцировать асоциальное поведение. 
 
Тяжесть совершенного преступления также откладывает свой отпечаток на психологию осужденного. Так, у лиц, совершивших несколько умышленных убийств и отбывающих пожизненное заключение по 5-8 статьям УК, вырисовываются следующие психологические характеристики. 
 
Обычно это лица 35-37 лет, ранее 1-2 раза судимые, в том числе за насильственные преступления (рецидивисты), склонны к употреблению алкоголя, к импульсивным и конфликтным действиям. По характеру замкнуты, аутичны (погружены в себя), пессимистичны, испытывают трудности в общении и адаптации. У них завышено чувство вины, они раздражительны, мнительны, тревожны, склонны к аффективным реакциям, замкнуты на чувственном восприятии реальности, с пониженным, часто подавленным настроением. Общая агрессивность обычно постоянно контролируется, и в целом снижена, но проявляется в склонности к словесной агрессии. Уровень эротизма завышен, уровень интеллекта ниже среднего, мыслительная деятельность снижена, логическое мышление часто блокируется аффективными переживаниями. Обнаруживается робость. Неуверенность в себе, заниженная самооценка сочетается с переоценкой личных страданий с целью избежать или уменьшить ответственность за содеянное.  
 
Однако они склонны пренебрегать нравственно-правовыми нормами, ориентированы в первую очередь на получение личной выгоды. Внутренне недисциплинированны, поведение часто мотивируется случайными, индивидуальными влечениями, пренебрежением коллективных интересов. Уровень самоконтроля снижен, стремятся приспособиться к условиям строго режима лишения свободы. Необходимость постоянного сдерживания и самокотроля часто вызывает тревожные, невротические и психопатические реакции. 
 
Для всех без исключения осужденных характерно наличие тяжелых психотравм, вызванных совершенным преступлением, арестом, вынесением приговора от краткосрочного лишения свободы до смертного приговора (в недавнем прошлом) или длительного (пожизненного) заключения. Для смертников – это всегда психологически мучительная дилемма: будет ли их приговор приведен в исполнение или нет (надежда всегда остается). В отдельных случаях это ожидание в камере смертников могло длиться до 5 лет. 
 
Наиболее тяжелые переживания лиц, отбывающих пожизненное наказание, по данным психологического обследования, вызывают следующие обстоятельства: 
 
- чувство вины перед потерпевшим и их родными – 32,8%; 
 
- чувство вины перед собой и своими родными – 37,2%; 
 
- отсутствие общения, разрыв отношений с родственниками – 56,3%; 
 
- факт утраты свободы – 46,9%; 
 
- переживание личной несостоятельности – 42,2%; 
 
- отсутствие перспектив освобождения – 59,4%; 
 
- ограничение общения с другими осужденными – 17,2%;  
 
- изменение привычного образа жизни, однообразие жизни в колонии – 43,8%. 
 
Кроме этого, в психологическом портрете заключенных нередко выявляется феномен «институционализации», который сродни медицинскому, психиатрическому, термину «госпитализма». Он означает длительное пребывание в закрытых учреждениях, что приводит к развитию своеобразной психологической зависимости от этих условий, безволию, апатии, другим психическим расстройствам и стойким поведенческим стереотипам. 
 
Нарушения поведения осужденных, выявляемые в закрытых учреждениях, могут быть обусловлены не только возрастными, индивидуально-психологическими особенностями, тяжестью совершенного преступления и тяжестью психических расстройств, но и полой принадлежностью. Так, у женщин отмечается отличная от мужчин тенденция к реагированию на ситуацию изоляции. У них большее значение имеют факторы окружающей среды, чем особенности личности и личностные расстройства. Поэтому в женских колониях превалируют индивидуальные нарушительницы тюремного режима, а большинство женщин охотно демонстрируют «ритуальное согласие», оставаясь в хороших отношениях с персоналом и другими заключенными, но при этом активно не включаются в нормы учреждения.  
 
Базовые социально-психологические профили у женщин и мужчин в целом оказались идентичными (образовательный уровень, криминальный анамнез, социальные факторы, институционализация, психиатрические диагнозы, судебно-психиатрические решения). Однако, были выявлены и определенные различия: у женщин преобладали негативный эмоциональный опыт детства, подверженность сексуальному насилию в детстве, безработица, суицидальное поведение), у мужчин же отмечалось достоверно больше насильственных правонарушений в прошлом.  
 
Вместе с тем, женщины в тюрьме традиционно считаются более тяжелым и нестабильным контингентом по сравнению с мужчинами. Однако, коллективные демонстрации и бунты среди них – необычное и весьма редкое явление. Большинство нарушений правил и порядков тюремного режима происходит на индивидуальной основе. У женщин в тюрьмах выявляется целый ряд нарушений поведения – самоувечья, поджоги, баррикадирование, нападения, повреждения одежды, мебели, большинство из которых направлены на стремление облегчить или снять напряжение, что связано со скукой, малой активностью и тюремными ограничениями. В основном это психодезадаптационные и психопатические реакции протеста.  
 
В тюрьмах Англии существуют значительные различия в условиях пребывания для мужчин и женщин. Закрытые женские тюрьма обеспечивают значительную свободу движения внутри безопасного периметра, в них отсутствуют также пролонгированные периоды закрытия, которые характерны для многих мужских тюрем. В противоположность мужчинам, представляющим опасность для окружающих (агрессивность, жестокость, нападения, побеги), женщины, в основном, представляют опасность для себя. Они склонны к самоповреждениям (проглатывание или введение в тело различных предметов, самопорезы и другие демонстративные псевдосуициальные поступки), что и является частой причиной их помещения в больницу. По данным зарубежных исследований уровень психических расстройств и расстройств поведения у женщин, находящихся в заключении значительно выше, чем у мужчин. У женщин, склонных к аутоагресси и самоповреждениям, выявляются тяжелые депривации в детстве и юности, негативный опыт физического и сексуального насилия над ними. Во взрослой жизни они обнаруживают ненормальное психосексуальное развитие, отмечается ранний криминальный анамнез с ранним его началом. У этих женщин обнаруживаются выраженные личностные расстройства психопатического уровня со склонностью к импульсивному и антисоциальному поведению.  
 
^ Методы и средства исправления поведения осужденных 
 
В настоящее время в США широко обсуждаются возможности клинического подхода к борьбе с преступностью, которые исходит из учения Лоброзо о врожденной психической неполноценности преступника. Сторонники этого направления полагают, что последние технологические достижения в биологии и медицине свидетельствуют о том, что становиться возможным изменить и даже контролировать способности и поступки людей путем прямого воздействия на физиологию и головной мозг. Ожидается, что генная инженерия, лекарственная терапия психотропными средствами и электростимуляция головного мозга – реальности сегодняшнего дня - и должны внести основной вклад в решение этой проблемы. Профессор Гарвардского университета Э. Уилсон считает, что скоро можно будет выделить и охарактеризовать специфические гены, ответственные за поведение человека, за его агрессивные тенденции. Профессор С.Джеффи из университета штата Флорида, предлагает следующие виды биологической терапии преступников: 
 
1. Химическая терапия – применение психотропных лекарственных средств, воздействующих на мозг и центральную нервную систему. 
 
2. Электрическая, или шоковая, терапия, которая применяется в психиатрической практике при лечении тяжелых случаев депрессии и шизофрении. 
 
3. Психохирургия, или нейрохирургия, которая, по мнению автора должна применяться, когда неврологическое состояние не поддается лекарственной терапии, аутотренингу и другим методам лечения. Операция заключается в хирургическом разрушении негативных нейрональных связей. Данный метод префронтальной лоботомии с успехом применялся при лечении злокачественных форм шизофрении в 40-х годах прошлого столетия, и приводил не только к избавлению от стойкой патологической симптоматики, но и формированию своеобразного личностного дефекта, отличающегося вялостью, апатией, безынициативностью и подчиняемостью в поведении. 
 
Все это напоминает сценарий фильма «Полет над гнездом кукушки». 
 
Вместе с тем, ряд авторов, например, Дж. Оулдер, высказывают свои сомнения и опасения в связи с применением психохирургии и предлагают установить специальные меры контроля за данными операциями. Он считает, что их нельзя применять лицам моложе 21 года, а также политическим и социальным девиантам (права человека), и использовать лишь по отношению к серьезно больным людям, способным на убийство и самоубийство.  
 
Наряду с биопсихологическими методами коррекции, широкое развитие на Западе получает психокоррекция девиантного поведения с помощью психоанализа, гипноза, групповой психотерапии, рационально-эмоциональных методов терапии, метода косвенных рекомендаций, обучающей терапии по контролю над чувствами, модификации поведения, деловому общению и др. Все эти методы заслуживают внимания, но в основном как формы индивидуальной психотерапевтической работы с лицами, страдающими различными психическими и поведенческими расстройствами. 
 
В целом клинический подход имеет весьма ограниченные возможности и вне широкой социальной комплексной программы не может принести заметных результатов в деле борьбы с преступностью.  
 
Проводимые на Западе частные социально-психологические исследования механизмов преступного поведения нашли свой практический выход в различных рекомендациях и программах по предупреждению делинкветного поведения. Однако, они носят в основном психоконсультационный, психотерапевтический и медицинский характер. Они включают формирование специализированных служб в школах, которые оказывают помощь в трудных случаях педагогической практики, проводят психолого-пелдагогические консультации для родителей, разрабатывают программы успешной социальной адаптации молодежи за счет групповой и индивидуальной психотерапии, внедряют различные психокоррекционные подходы. Наблюдались прициденты применения электро-шоковой терапии и нейрохирургии в борьбе с преступностью, но в основном это касалось психически больных преступников. Важное место в превентивной практике современных цивилизованных стран занимает разветвленная сеть социальных служб и социальных работников, оказывающих поддержку населению, семье, детям, молодежи в различных кризисных ситуациях. Помощью социальных работников пользуются больные, инвалиды, престарелые, безработные, эмигранты, а также преступники и лица, вернувшиеся из мест лишения свободы. Социальные работники помогают детям, оставшимся без родителей и испытывающим жесткое обращение в семье, одиноким матерям и конфликтным семьям. Это снижает уровень риска развития девиантного поведения в обществе.  
 
Однако, западный опыт в чистом виде не может быть перенесен в наши условия. Прежде необходимо серьезное изучение специфики социально-экономической и социокультуральной ситуации, индивидуальной и общественной психологии, этнических норм, традиций общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и превентивная практика в области пенитенциарной психологии. 
 
Следует отметить, что в России имеются свои традиции превентивной теории и практики. Для успешной профилактики преступлений необходимо знать все те индивидуальные особенности, и в первую очередь мотивы, которые могут стимулировать преступные действия данной личности и поэтому должны стать объектом особого внимания. В этой сфере деятельности может возникнуть необходимость выявить и все те личностные черты, опираясь на которые можно предотвратить неблагоприятное развитие событий, т.е. максимально использовать знания о личности в профилактических целях. 
 
Некоторые из такого рода проблем возникают в работе по раскрытию и расследованию преступлений. Так, выдвижение и проверка обоснованных гипотез о мотивах совершенного преступления могут помочь в установлении и розыске преступника, а учет его личностных особенностей – успешному поведению отдельных следственных действий (допрос, очная ставка и др.). 
 
Объем сведений о конкретном человеке должен быть достаточным для данной цели, но следует предостеречь от чрезмерного накопления материала, который нельзя использовать. Иными словами, информация должна быть не избыточной, но обязательно достоверной.  
 
Сведения о личности можно получить различными путями: из материалов оперативно-розыскного характера, бесед с самим интересующим лицом, с его знакомыми и родственниками, наблюдением за его поведением, материалов уголовного дела и т.п. 
 
Как для общей, так и для индивидуальной профилактики преступлений нужно всемерно использовать имеющиеся в местных ОВД и ФСБ учеты. 
 
Эти и другие материалы (личные дела, картотеки, характеристики, результаты тестирований и пр.) могут использоваться как в индивидуальной работе, так и в обобщенном виде, в планировании и осуществлении профилактики правонарушений среди личного состава конкретного подразделения или обслуживаемого участка в целом. В процессе же аналитической работы, которая будет этому предшествовать, обобщенные за каждый год данные можно сопоставлять с тем, чтобы выявить наиболее существенные тенденции и изменения в характеристиках личности и поведении правонарушителей. 
 
Как считает В.Л. Васильев, изучение личности осужденного к моменту его освобождения из ИТУ имеет большое значение для решения вопросов борьбы с рецидивной преступностью. С этой проблемой тесно связана проблема адаптации осужденного к условиям нормального существования в обычной среде на свободе. К сожалению, еще нередки случаи, когда лица, вышедшие из ИТУ, вновь совершают преступления. И здесь встает проблема доказательства исправления человека, которая не менее актуальна, чем проблема доказательства виновности.  
 
Поэтому необходима психологическая подготовка осужденных к жизни в новых условиях, которая заключается в активизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состояний, в формировании установки вести себя подабающим образом в новых условиях. С помощью таких целенаправленных психических воздействий у осужденного складывается психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения. 
 
Прежде всего, следует активизировать положительные качества личности, обращаясь к лучшим ее сторонам, напоминанием былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдывает доверие воспитателей и т.п. Это воздействие может быть как прямым - через психотерапевтические беседы с осужденным с совместным анализом причин его прошлых действий и поступков, так и косвенным – анализируется опыт других людей.  
 
Всех освободившихся из мест лишения свободы условно можно разделить на три категории: 1) лица, вполне исправившиеся в период отбытия наказания; 2) лица с дефектами воспитания; 3) лица, не исправившиеся в процессе отбытия наказания. 
 
Но для всех указанных категорий освободившихся процесс адаптации, вернее реадаптации, является сложным и трудным явлением в их жизни. Его успех зависит от трех групп факторов. 
 
К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность, этика, специальность, трудовые навыки и т.д. Ко второй – условия внешней среды, окружающей личность освобожденного: наличие жилья, прописки, семьи и взаимоотношения с трудовым коллективом, тактика работы милиции, которые осуществляют надзор. К третьей группе факторов относятся условия, в которых осужденный ИТУ находился и которые сказываются на его поведение в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребывания в ИТУ, учеба, воспитательное воздействие администрации и т.п. 
 
Процесс адаптации освобожденных обычно длится около 1 года, но нередко завершается лишь к трем годам. Самое трудное время – период первых 3-6 месяцев. Именно в это время требуется наиболее и интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. Если освобожденный не устраивается на работу или после трудоустройства оставляет ее, не имеет постоянного места жительства или систематически его меняют, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива.  
 
Социальная адаптация считается успешной, когда социально полезные связи освобожденного в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений. Нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений. 
 
В сложном процессе ресоциализации важную общественную роль, особенно в последнее время играет церковь, е вклад в восстановление и учреждение общечеловеческих норм и ценностей.

 

абота психолога  в исправительных учереждениях


 

Работа психолога в исправительных учреждениях 

 

Введение    

Актуальность данной темы обусловлена  и особенно значима в условиях совершенствования деятельности уголовно- исполнительной системы и должна соответствовать таким механизмам управления, которые основываются на складывающихся в обществе новых социальных, экономических, и психологических отношениях. Это учет и использование широкого спектра социально-психологических процессов, происходящих в ходе управления исправительными учреждениями.    

Наиболее важным для широкого спектра  социально-психологических процессов  и наиболее значимыми для любых  ИУ представляются процессы, связанные  с взаимоотношениями людей с  механизмами власти, поддержанием внутренних официальных и неофициальных правил поведения. На первый план при любых процессах управления в ИУ выступает проблема подчинения осужденных требованиям администрации, то есть проблема власти в колонии. В настоящее время большое значение для решения служебных задач стоящих перед УИС, укрепления позиций сотрудников в ходе управления осужденными приобретают психологические знания.    

Психологический подход имеет основной целью обоснование психологических  условий правильного сочетания, сбалансирования и совершенствования отношений, устранение психологических причин появления в них отклонений, снижающих эффективность управления ИУ. Это способствует осуществлению властных полномочий сотрудников ИУ, характеру и специфике построения межличностных отношений между ними и осужденными при исполнении наказания в виде лишения свободы, поддержанию механизмов официальных и неофициальных правил поведения в колонии.    

При исследовании властных отношений  в организационно или нормативно предписанных процессах управления сотрудники УИС, согласно данным опроса, отдали предпочтение следующим формам управления поведением осужденных: умелому использованию правовых полномочий сотрудников ИУ, убеждению, стимулированию осужденных сотрудниками учреждений, манипулированию и применению силы принуждения при решении конфликтных ситуаций.    

Закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания  в виде лишения свободы" дал  довольно много властных полномочий сотрудникам ИУ, чтобы влиять на лиц, лишенных свободы, и добиваться тем самым поставленных перед УИС задач.    

В отличие от подразделений внутренних дел, психологу исправительного  учреждения УИС МЮ РОССИИ необходимо повседневно оказывать помощь руководителю ИУ - осуществлять управление не только подчиненными сотрудниками, но и сложным, качественно неоднообразным контингентом осужденных, то есть в понятие "управляемые" для психолога ИУ входят и сотрудники ИУ, и осужденные, отбывающие в данном учреждении срок наказания.    

Органы внутренних дел и исправительные учреждения УИС МЮ РФ относятся к подразделениям, где доминирующим является авторитарный стиль управления. Этот стиль, по характеристике А.П. Ипакяна, использует преимущественно непосредственное распорядительное воздействие на управляемого, когда, с точки зрения выбора конкретной формы особенно важно его психологическое обоснование. Понятие "АВТОРИТЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ" имеет насыщенное психологическое содержание и проблема заключается, в частности, в том, чтобы определить в каждый данный момент, какое решение является наиболее справедливым и правильным, будет ли оно восприниматься как действительно справедливое и правильное.    

Понять, изучить, оценить личность и группу осужденных, правильно определить эффективные приемы и средства воздействия  на конкретных лиц "в обход" психологической науки невозможно. Роль психолога учреждения в выборе адекватных способов управления спецконтингентом, построении такого общения между сотрудниками и осужденными, которое опиралось бы и на соответствующую правовую базу, и на принципы гуманности, переоценить трудно. Он должен не только сам быть психологически грамотен в данном вопросе, но и направлять по правильному пути других сотрудников ИУ.    

Не случайно в числе других аспектов оценки эффективности деятельности исправительного учреждения (правовой, экономический, технический) называют и психолого-педагогический аспект, который ориентирует работников аппарата управления на необходимость активного учета и использования особенностей социального управления, применения данных психологической науки, осуществления в ходе управленческой деятельности положительного воспитательного воздействия на осужденных.    

Управление контингентом осужденных не может быть простым и однообразным процессом: особые средства и методы требуются для работы с осужденными разного возраста и пола, сохранившими и утратившими социальные связи, совершили корыстные и насильственные преступления и т.д.    

В данной, небольшой по объему работе, естественно, невозможно осветить все  аспекты этого вопроса, поэтому  я решил остановиться на работе с категорией осужденных, имеющих выраженную отрицательную направленность в поведении в условиях исправительного учреждения, в отношении к соблюдению требований режима, к труду, к проведению воспитательной работы.

II. Основная часть.

1. Психологические особенности личности осужденных отрицательной направленности.    

Среди осужденных, находящихся в  местах лишения свободы выделяется несколько категорий так называемой "группы риска".   

Нередко к ним можно отнести  лиц, недавно прибывших в ИУ, находящихся еще в стадии адаптации к условиям жизни в учреждении. Психика осужденного в начальном периоде отбывания наказания во многом определяется воздействием сложных фрустраторов, влияние которых он пережил: арест, предъявление обвинения, судебный процесс, вынесение приговора, содержание в следственном изоляторе, прибытие в исправительное учреждение. Наслаиваясь и аккумулируясь, эти раздражители вызывают сильнейшее напряжение психики, обостряют чувства. Не случайно в этот период многие осужденные насторожены, недоверчивы, раздражительны, многие из них убеждены в несправедливости определенной им меры наказания, в ответ начинают "мстить", нарушая установленный порядок отбывания наказания. Продолжительность периода адаптации определяется авторами исследований по-разному: от двух-трех месяцев пребывания в ИУ до одного года. В этот период осужденных можно считать трудновоспитуемыми, в особенности тех из них, кто отрицательно относится к соблюдению режима, к требованиям сотрудников ИУ, обладает задатками лидера и организаторскими способностями.   

Довольно часто бывает затруднена воспитательная работа с осужденными  женщинами в женском исправительном учреждении. Это происходит из-за наличия  личностных особенностей, присущих женщинам: их чрезмерную вспыльчивость, агрессивность, аффективность поведения, настойчивое стремление к самоутверждению. Распад социально-полезных связей у женщин происходит более интенсивно, чем у мужчин. Хотя назначенное наказание и воспринимается как возмездие за совершенное преступление, но при этом женщина часто не может понять, кому "выгодно" ее унизительное, по ее мнению, положение в колонии, распад семьи, разлука с ребенком.    

Как следствие наличия этих черт, женщины являются более дезадаптированными в условиях жизни в ИУ, чем мужчины. Поэтому не случайно эта категория осужденных является одной из наиболее "трудных" для управленческой деятельности и проведения воспитательной работы.   

При управлении коллективом осужденных, с психологической точки зрения, важно учитывать и особенности личности, обусловленные возрастными различиями. Среди осужденных с отрицательным поведением часто встречаются лица молодежного возраста (среди постоянных нарушителей установленного порядка отбывания наказания осужденные в возрасте до 30 лет составляют 68,2%, на долю среднего и старшего возраста приходится соответственно 21,2% и 10,6%).    

 Социально-психологическое развитие  осужденной молодежи тесно связано  с проявлениями нигилизма и  конфликтности, склонности к нарушениям  правил внутреннего распорядка, с отсутствием психологической готовности к формированию своей личности.    

Как отмечает Л.А. Высотина, общеобразовательная  школа, вооружая молодежь знаниями, во многих случаях неудовлетворительно  решает задачи нравственного воспитания, формирования у учащихся социальной зрелости и моральной устойчивости. Вследствие чего усвоение знаний нередко оказывается формальным и нейтральным по отношению к социальному поведению личности. Для трех четвертей осужденных Молодежного возраста характерны такие устойчивые отрицательные качества личности, как равнодушие, дерзость и грубость, безжалостность и жестокость, озлобленность, легкомысленное стремление "жить красиво". Об устойчивости нравственных пороков этой категории осужденных свидетельствует и то, что значительная часть из них первое преступление совершили в возрасте до 18 лет.   

Несомненно, нельзя исключать и  такую категорию осужденных, как  личности в возрасте 35-50 лет, неоднократно судимые, при этом утратившие социально-полезные связи. Эти люди, которым, по их собственному выражению, "больше терять нечего", обладающие сильными чертами характера, зачастую не только не проявляют в своем поведении признаки отрицательной направленности, но и становятся лидерами негативно настроенных групп осужденных. По отношению к администрации ИУ они скрытны, озлобленны, недоверчивы. Осуществление по отношению к ним позитивной управленческой деятельности наиболее затруднено.   

Таким образом, категория трудновоспитуемых  осужденных, личности которых присуща  отрицательная направленность, неоднородна. Среди них можно выделить несколько групп осужденных, отличающихся друг от друга поведением, личностными свойствами, реакцией на принимаемые к ним меры воздействия. Например, А.В. Пищенко предлагает разделить их на две группы:    

А) "пассивные с отрицательной направленностью". Они держатся независимо и обособленно, имеют свою точку зрения, которую отстаивают. Часто их мнение противоположно коллективному, преследует узколичностные, эгоистические интересы. Как правило, эти осужденные не оценивают практически свои негативные поступки, а, напротив, гордятся ими. Их самооценка обычно завышена, а отрицательные установки, мотивы и утверждения довольно прочны.   

Б) "активные с отрицательной  направленностью ". Основным регулятором  поведения у них являются не нравственно-правовые нормы, а неофициальные, основанные на соблюдении воровских традиций, что выражается в негативном, конфликтном отношении даже противодействии администрации ИУ, доминировании над другими осужденными.    

Ю.Н. Кудряков и В.П. Голубев выделяют следующие группы трудновоспитуемых осужденных:    

А) Первая группа включает осужденных, нарушения которых однотипны  и носят хронический характер. Осужденные этой группы притесняют других осужденных, пытаются заставить их выполнять свою работу, недобросовестно относятся к труду, устраивают драки. Эти осужденные являются членами групп отрицательной направленности, выполняют поручения лидеров, но сами, как правило, в роли лидеров не выступают, так как не способны хитрить, подавлять эмоции, скрывать свои чувства и пр. Поведение этих лиц носит импульсивный характер, решающим моментом в поведении личностей подобного типа являются неконтролируемые побуждения. Они чрезвычайно вспыльчивы, раздражительны, подозрительны, остро реагируют на различного рода "несправедливость". Самооценка этой категории осужденных завышена, они считают, что окружающие не понимают их, враждебны к ним. Моральные устои в их жизни не играют сколько-нибудь заметной роли. Как правило, осужденные этой группы не умеют организовывать свое поведение в соответствии с любыми устойчивыми мнениями, интересами, целями. Они плохо усваивают любые нормы поведения, что делает их поведение практически непредсказуемым.    

В работе с осужденными данной группы наиболее действенными оказываются  приемы и методы индивидуальной работы.    

Б) Вторая группа осужденных отрицательной  направленности включает в себя лиц, которые в среде осужденных в  силу личностных особенностей держатся обособленно. Это либо совершенно озлобленные  люди, не поддерживающие контактов с другими осужденными, либо такие личности, которые способны влиять на окружающих, и зачастую именно они являются инициаторами конфликтов, групповых нарушений, но сами предпочитают оставаться в тени. Эта группа довольно малочисленна, однако, трудности причиняемые ею администрации ИУ, довольно значительны. Различного рода взыскания к таким осужденным применять затруднительно, т.к. они весьма умело перекладывают свою вину на других лиц.   

Им свойственно жестко закрепленное мировоззрение, которое будет негативным, антиобщественным по содержанию, делает их преступниками по убеждению. Наиболее характерной личностной чертой данной категории осужденных является честолюбие. Они осмотрительны, осторожны, трезвы в расчетах, целеустремленны, в то же время - подозрительны, недоверчивы и склонны воспринимать действия окружающих как направленные на ущемление их личных интересов. Эти осужденные жестоки, циничны, неспособны к сопереживанию и проявлению альтруистических чувств.   

В) третья группа включает в себя осужденных, которые в неформальной структуре ИУ чаще всего занимают место лидера отрицательно направленной группы. Нарушения, совершаемые ими в исправительном учреждении, разнотипны, что объясняется личностными особенностями данной категории осужденных. У них нет, твердых позиций и принципиальности, они хитры, изворотливы и чрезвычайно активны. Они стремятся к любого рода деятельности, в которой смогли бы реализовать свои качества. В условиях ИУ такие осужденные обычно не конфликтуют со средой. Они без насилия над собой принимают правила поведения, выработанные самими осужденными, и занимают в ней определенную позицию, стремясь к лидерству. Роль лидера привлекает их, т.к. дает возможность реализовать стремление к активности, к проведению различных комбинаций.

2. Методы и средства работы с осужденными.   

Как уже отмечалось ранее, роль психолога  ИУ в оказании помощи руководителю исправительного учреждения в работе с осужденными весьма значительна. Огромную роль всегда играют личные встречи  с осужденными, индивидуальные беседы, прием по личным вопросам, посещение штрафного изолятора, выступления по различным поводам перед группой осужденных. Кроме того, неотъемлемой задачей управленческой деятельности психолога является курирование подчиненных ему сотрудников ИУ в проведении воспитательной работы с осужденными, особенно с личностями отрицательной направленности. Он должен уметь не только квалифицированно оценить действия того или иного сотрудника, но и при необходимости предложить наиболее действенный метод воздействия на осужденных "группы риска". Только активное участие всех работников ИУ в воспитательной работе может усилить положительное воздействие на осужденных, противопоставить его влиянию отрицательно направленных группировок и отдельных лиц.   

Одним из ведущих принципов воспитания является принцип уважения и требовательности к воспитуемому. Однако в исправительном учреждении отношение сотрудника к осужденному, особенно нарушителю, не всегда строится на полном уважении и доверии; иногда, утверждают даже, что осужденному необходимо почаще напоминать о том, что он преступник. Однако, как показывает практика, если с человеком обращаются как с нижестоящим, он часто приходит к представлению о себе как о низшем существе, и его поведение может стать инфантильным или агрессивным. Вот почему создание доброжелательной, но высокотребовательной атмосферы в общении с осужденными представляет важное психолого-педагогическое требование, без которого немыслимо осуществление позитивной управленческой деятельности.    

В исследованиях ряда авторов, важная роль в работе с личностью отрицательной направленности отводиться воздействию коллектива осужденных. Однако следует признать, что на формирование коллектива и ИУ оказывают влияние личностные особенности осужденных и их взаимоотношения, причем осужденные сознают, что они находятся в отрицательной среде и поэтому не доверяют друг другу. Чем выше уровень этой осознанности, тем устойчивее и глубже недоверие. Большинство осужденных отрицают возможность товарищеских, дружеских отношений в ИУ. Проведенное Л.Ф. Козловой исследование показало, что в этом убеждены 83% лиц, находящихся в исправительных учреждениях. Поэтому они приходят к выводу, что общественная работа активистов - это приспособленчество, рассчитанное на получение льгот, по этой же причине многие осужденные не хотят принимать участие в работе самодеятельных организаций.    

Думается, что не следует переоценивать  воспитательные возможности коллектива осужденных в ИУ. Несомненно, что  подобному коллективу должны быть присущи  такие функции, как воспитательная, когда коллектив становиться носителем определенных нравственных убеждений, и функция стимулирования, т.е. коллектив способствует формированию социально ценных стимулов деятельности каждого из своих членов. Но в реальности, коллектив осужденных редко достигает такого уровня развития, отношение личности к коллективу не всегда является позитивным и уважительным, что необходимо учитывать при попытке оказать положительное влияние на осужденного отрицательной направленности, используя мнение коллектива.   

Психологическая практика показывает, что для успешного воздействия  на осужденных второй группы по классификации  Ю.Н. Кудрякова и В.П. Голубева необходимо разрушать их связи с отрицательной  средой, временно дезадаптировать. Осужденные, ранее занимавшие положение лидеров отрицательно направленных групп, в подобном случае лишаются состояния психологического комфорта, испытывают страх, дезориентированы в коммуникативных связях. Поэтому они часто стараются контактировать с администрацией, а также с осужденными нейтральной и положительной направленности. После изменения положения осужденного, т.е. потери им статуса лидера/, которое будет сопровождаться также и внутриличностными изменениями, его необходимо перевести в другой отряд с тем, чтобы он не смог вновь стать лидером и вынужден был реализовывать свои качества иным путем.   

В работе с осужденными третьей  группы /по указанной классификации/ такой изоляции от окружения не требуется. Необходимо под жестким контролем  направить их активность в положительном, конструктивном направлении.   

В индивидуальной работе с осужденными  отрицательной направленности в  распоряжении психолога имеется  целый спектр методов психологического воздействия. Например, В.Г. Деев и М.Л. Прокопов - выделяют в качестве основных методов убеждения, принуждение, стимулирование, приучение, педагогический "взрыв".    

У ряда практических работников, как  указывает А.В. Буданов, бытует мнение, что применение принуждения - это  мера вынужденная, связанная с особой криминальной и нравственной запущенностью осужденного. Отсюда исходит довольно распространенная ошибка: во главу угла работы с осужденными необходимо поставить принуждение. Наличествует и тенденция чисто арифметически оценивать воспитательный процесс - в ряде случаев небольшое количество взысканий рассматривается как положительный фактор в работе воспитателя /"умеет работать"/, в других как отрицательный /"разводит либерализм"/. Показательны в этом отношении слова В.А. Сухомлинского: "Без разумного проявления воли воспитателя... воспитание превратилось бы в стихию, а слова воспитателя - в розовую водичку..., уважают, любят, ценят людей сильной воли и не терпят людей безвольных, не переносят пустопорожней болтовни". При той степени криминальной зараженности, при ярко выраженном негативном индивидуализме отрицательно направленной части осужденных, необходимо, чтобы осужденный осознал, что есть сила, превосходящая его силу, которая не позволит ему проявить его необузданное "я". Естественно, что в подобном случае принуждение вряд ли сможет быстро и качественно изменить негативные установки осужденного. Однако уже формирование установки на жесткий самоконтроль с целью избежания наказания может выступить предпосылкой для последующих изменений в сознании и поведении осужденного. Необходимо учитывать также, что применение принуждения к личностям активной отрицательной направленности, к тем, кто насильничает, оскорбляет, паразитирует, формирует у осужденных более положительного склада чувство большей физической и психологической защищенности, позволяет ему полнее проявлять свои качества, не боясь репрессий или издевательств со стороны отрицательно настроенных осужденных. Однако, наказание, имея важное значение в работе с осужденными "группы риска", не может, естественно, решить всех необходимых задач. Одного наказания будет явно мало, когда вопрос встает об искоренении устойчивых отрицательных привычек осужденного.   

Метод приучения позволяет опереться  на непосредственное участие осужденных в повседневной деятельности, что  всегда связано с определенными эмоциональными реакциями. С помощью приучения удается выделить и закрепить в жизненном опыте осужденных наиболее положительные способы поведения. Применение метода приучения осуществляется в виде поручений, упражнений, анализа деятельности, пояснения. Понятно, что такой метод в работе с осужденными отрицательной направленности должен осуществляться только в сочетании с жестким контролем и высокой требовательностью.    

Приучение неразрывно связано с  таким, достаточно широко применяющимся  методом в практике работы с осужденными, как стимулирование и высшей формой стимулирования в ИУ является стимулирование свободой. Но такой метод в работе с отрицательно настроенными осужденными может применяться только строго дозировано при несомненной оправданности стимулирования. С другой стороны, нельзя забывать о довольно распространенной ошибке психологов в ИУ - о превалировании общего отрицательного отношения к поведению нарушителя при достижении им каких-либо положительных результатов, в том случае, когда он действительно заслуживает поощрения, его нужно поощрить.   

Значительную роль в искоренении  криминального, аморального поведения  играет метод убеждения или, вернее, по отношению к осужденным отрицательной  направленности, метод переубеждения, так как приходится не только доказывать истинность тех или иных отношений, идей, ценностей, но и преодолевать отрицательные взгляды, нормы, сформировавшиеся у осужденных и имеющие криминальный, безнравственный характер. В процессе убеждающего воздействия вырабатывается критический подход к содержанию информации, первым проявлением которого выступает сомнение. У осужденного сомнение, неверие к получаемой информации связано не только с наличием устойчивых негативных взглядов, но и с действием механизмов психологической защиты. Поэтому убедить, и в частности, переубедить - это значит достичь понимания и сопереживания и на этой основе добиться превращения знания в убеждение.   

Переубедить осужденного - это не просто доказать ему верность наших взглядов, идей, ценностей и т.д. Это значит - доказать ему его собственную правоту, т.е. разрушить взгляды, которые нередко оправдывали поведение осужденного в его собственных глазах, поддерживали удовлетворяющую его самооценку. Убедившись же в нашей правоте, осужденный объективно должен не только снизить свою самооценку, но и предпринять серьезные усилия, чтобы снова уважать себя, но уже на основе новых, привитых нами, взглядов, оценок, отношений. Поэтому нередко именно эмоциональный барьер, поддерживаемый действием механизмов психологической защиты преодолевается с наибольшим трудом.   

При убеждении огромную роль играет личное "я" самого психолога-воспитателя. Осужденный должен видеть, что воспитатель  сам верит в то, о чем говорит, сам относится к истинам, в  правоте которых убеждает осужденного, как к личной духовной ценности. Важно, чтобы осужденный видел, что воспитатель имеет какое-либо достаточно определенное отношение к самому осужденному, даже не просто как к личности, но как к индивидуальности. И пусть даже сама индивидуальность объективно заслуживает самой отрицательной оценки, и осужденный чувствует эту оценку руководителя. Чрезвычайно важно в убеждении выступает также волевое начало воспитателя. Без волевого начала, без последовательного проведения в жизнь определенной позиции деятельность руководителя вообще не возможна.   

Волевое начало играет свою роль в  повышении авторитетности руководителя, к тому же в процессе подобного  воздействия на осужденного необходим  определенный элемент внушения, т.к. внушение есть необходимый способ воздействия на сознание людей. Так, Л.А. Высотина считает, что во время убеждающей беседы с осужденным отрицательной направленности необходимо вызвать у него активную реакцию - заставить взволноваться и задуматься, искать выход, осознать потребность в помощи других людей. Иногда нужно наступить "на больное место", заставить "болеть старую рану". Такие своеобразные "зацепки" имеются у каждого осужденного, но часто они преднамеренно им скрываются. Иногда это "больное место" выступает в форме обиды, озлобленности на людей, зависти к "счастливчикам". В таком случае осужденный нередко ищет самоутверждения в доступной ему сфере деятельности отрицательной направленности, довольствуется славой нарушителя, "отрицаловки". Использовать такие "зацепки" в беседе с осужденным необходимо для того, чтобы дать ему точку опоры в позитивной работе над собой, ни в коем случае не нарушая принципа гуманного отношения к нему; не причиняя необоснованных моральных страданий.   

Особое место в системе методов  исправления осужденных отрицательной направленности занимает метод "психологического взрыва", доведение конфликтной ситуации до предельного обострения. Сама "взрывная ситуация, то "мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления", связана прежде всего с сильным эмоциональным воздействием. Оно выступает тем необходимым, определяющим толчком, который может побудить качественное и быстрое изменение сознания. "Взрывная" ситуация - это всегда альтернатива для осужденного, причем в момент кризиса, в этом его особая действенность и трудность как инструмента воздействия на осужденного.    

Необходима, однако и определенная "после взрывная" работа:   

сформировавшиеся ранее негативные привычки наряду со слабостью воли и отрицательным влиянием микросреды могут затруднить реализацию в поведении осужденных тех положительных изменений, которые произошли в его сознании вследствие "взрыва". Поэтому требуются убеждающие, приучающие, а иногда и принуждающие воздействия, которые вы закрепляли результаты "взрыва".

Заключение   

Непосредственной задачей психолога  ИУ в оказании помощи руководителю исправительного учреждения является осуществление управленческой деятельности в отношении осужденных как в  плане личной работы с ними, так  и опосредованно - через курирование деятельности других сотрудников ИУ. Особо пристального внимания требуют осужденные "группы риска", негативно настроенные личности, лидеры групп отрицательной направленности. Это могут быть: - осужденные, процесс адаптации которых к условиям жизни в ИУ проходит затруднительно и болезненно; - осужденные женщины с аффектно настроенной психикой и субъективным отношением к отбыванию наказания; - осужденные молодежного возраста, негативное и нестабильное поведение которых обусловлено особенностями возрастного развития или, наоборот, неоднократно судимые преступники по убеждению, обладающие рядом сильных черт характера. Среди них можно выделить пассивных, отрицательно настроенных осужденных, скрытых лидеров групп криминальной направленности, активных отрицательно настроенных осужденных, открыто и недвусмысленно демонстрирующих свое негативное отношение к сотрудникам ИУ и их требованиям.   

В отношении каждого осужденного  отрицательной направленности необходимо применять строго дифференцированные методы воздействия. Воздействие через коллектив осужденных, убеждение, принуждение, приучение, стимулирование, педагогический "взрыв" выступают как неотъемлемые части воздействия руководителя, сотрудника ИУ на осужденного. Каждый из этих методов имеет свою сферу действия, решает свои задачи. Методы взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга и лишь в комплексе могут оказать эффективное воздействие на все основные факторы, определяющие поведение человека, и именно от нравственных качеств, интеллектуального развития, профессиональной, в том числе психологической компетентности руководителя исправительного учреждения зависит успешность работы с осужденными.

Список литературы   

1. Аксенов А.А. и др. Оценка  эффективности деятельности исправительно-трудовых  учреждений. Рязань, 1981г.   

2. Буданов А.В. Практическая психология  воспитательной работы с осужденными.  Домодедово, 1988г.   

3. Водолазский Б.Ф. Психологические  особенности личности осужденного.  Омск, 1982    

4. Высотина Л.А. Педагогические  основы процесса исправления  и перевоспитания осужденных в ИТУ. М, 1977г.    

5. Деев В.Г., Прокопов М.П. Организация  воспитательной работы в ИТУ.  М,1980г.    

6. Ипакян А.П. Методы научной  организации управления в органах  внутренних дел. М, 1972г.    

7. Козлова Л.Ф. Теоретические  вопросы организации воспитательной работы с осужденными в ИТУ. М, 1976г.    

8. Кудряков Ю.Н., Голубев В.П. Психологические  особенности трудновоспитуемых  осужденных: в КН: проблемы психологии  осужденных к лишению свободы.  Рязань, 1984г.    

9. Пищелко А.В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных. М, 1992г.    

10. Политико-воспитательная работа  с осужденными в исправительно-трудовых  учреждениях. Под ред. Евграфова  А.П. и Прокопова М.П. М,1973г.     

11. Середа Е.У. У тюрьмы не  женское лицо. Преступление и наказание. 1995, п.2.    

12.Уледов А.К. Общественная психология  и идеология. М, 1985г. 13-Шибутани  Т. Социальная психология. М, 1971г. 



 

Исправительно-трудовая психология. Понятие и содержание исправительно-трудовой психологии

Материалы / Методы психологического воздействия / Исправительно-трудовая психология. Понятие и содержание исправительно-трудовой психологии

Страница 1

Сегодня в структуре Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний находится 180 учреждений, в том числе 131 исправительная колония, из которых 12 - для содержания женщин, 11 воспитательных колоний для несовершеннолетних и 33 следственных изолятора. В исправительных колониях находится около 150 тыс. лиц [4].

Исправительная (с 90-х годов пенитенциарная) психология как отрасль юридической  психологии определяет условия и  особенности исправления и перевоспитания правонарушителей, преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях. В частности, данная отрасль исследует интеллектуальные и личностные свойства правонарушителей, процесс их адаптации к пребыванию в исправительно-трудовых учреждениях психические состояния, вызванные лишением свободы, методы и приемы воспитательной работы с этой категорией лиц, формирование позитивной установки на исправление и др.

Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и  механизмы проявлений психики у  отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.

Различные формы воздействия на осужденных составляют систему методов, способствующих их подготовке к будущей жизни на свободе. Существует необходимость создания у осужденных положительной структуры потребностной базы для последующего развития у них положительной структуры связей, формирования основы для восприятия положительного социального опыт [4].

Социально-психологическая адаптация  осужденного происходит в результате воздействия на него комплекса психолого-педагогических методов, стимулирующих принятие личностью  высоких социальных ценностей. Наиболее важными в этом отношении являются отход от шаблонов, индивидуализация в избрании и применении методов воспитательной работы. Даже избрание форм труда по степени тяжести, характеру выполняемых действий (труд мужской или женский), результатам выполнения заданий, играют большую роль в возможностях воздействия на осужденных.

Формы труда предполагают и учет направленности личности. Так, выполнение работы, не представляющей никакого интереса для осужденных, влечет за собой отрицательное психологическое  воздействие на них и, как следствие, ведет к слабому трудовому воспитательному эффекту. Так, например, женщины отбывающие наказание в исправительно-трудовых учреждениях, предпочитают «женский труд». В частности, как свидетельствует практика, производительность и качество труда у них возрастает, если они шьют детскую одежду, школьную форму и, резко снижается, когда производственный заказ своим объектом имеет изготовление рабочих рукавиц, брезентовых фартуков и т.д. [4].

Исходя  из изложенного, пенитенциарную психологию можно определить как отрасль юридической психологии, исследующую закономерности психической деятельности личности, которая отбывает наказание, а также возможности ее ресоциализации, т.е. восстановления ранее нарушенных социальных качеств.

В своем развитии пенитенциарная психология использует данные других отраслей психологии. Наиболее тесно она связана с психологией труда, данные которой используются для исследования психологических факторов, влияющих на воспитание у осужденных трудолюбия, повышения производительности труда, избрания вида и характера производств, оказывающих воспитательное воздействие.

Психология  искусства дает возможность использовать в процессе воспитательного воздействия  данные о влиянии эстетических ценностей  на развитие и становление личности, в частности таких ее потребностей, которые определяют ресоциализацию личности, пробуждая нравственные, гуманные черты личности.

Пенитенциарная  психология также связана с общей  и социальной психологией. В общей  психологии используются данные об эмоциях, стрессах, фрустрациях, психологических показателях темперамента и характера, волевых проявлений, реакций на раздражитель как основы формирования методов индивидуального воздействия на осужденных. .

Данные  же социальной психологии, относящиеся  к формированию настроений и чувств различных социальных групп (формальных и неформальных), применяются для исследования закономерностей формирования настроений и чувств коллективов осужденных, в т. ч. отдельных микроколлективов, в труде и быту, психологических основ групповых преступлений, массовых конфликтов, дезорганизующих деятельность учреждений по исполнению наказаний [1].

К основным направлениям исследований в  области пенитенциарной психологии относятся:

изучение  закономерностей изменения психики  осужденного, развитие его личностных качеств и мотивов поведения в целях определения влияния на его сознание факторов, связанных с изоляцией от общества;

Исправительно-трудовая психология. Понятие и содержание исправительно-трудовой психологии

Материалы / Методы психологического воздействия / Исправительно-трудовая психология. Понятие и содержание исправительно-трудовой психологии

Страница 2

исследование морального воздействия на осужденного уголовного наказания как фактора, оказывающего позорящее влияние, изучение психических состояний осужденных, вызванных осознанием вины либо невиновности в целях создания необходимых условий для их адаптации;

исследование психологических особенностей осужденных, обусловленных их возрастом, жизненным опытом, национальной принадлежностью, видом преступной деятельности и наказанием в целях разработки методов формирования коллективов осужденных и видов воспитательного воздействия;

разработка  групповых и индивидуальных методов  психолого-педагогического воздействия  в целях наиболее эффективной  коррекции осужденных.

Решение названных задач не является чем-то раз и навсегда данным, застывшим, оно приобретает новые направления  и формы, обусловленные спецификой учреждений по исполнению наказаний, а  также результативностью теоретических  положений и методик, внедренных в практику их деятельности.

Рассмотрим теперь основные методы психолого-педагогического воздействия, используемые в пенитенциарных учреждениях.

Введение 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Глава 1. Теоретический анализ психологической  адаптации в исправительном учреждении впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и психологической зависимостью от психоактивных веществ

1.1. Понятие и содержание психологической  адаптации. 

1.2. Психологические особенности  среды исправительных учреждений н личности сужденных женщин.

1.3. Психологическое содержание  адаптации впервые осужденных женщин к условиям исправительного учреждения. Выраженные невротические проявления и психологическая зависимость от психоактивных веществ как факторы, повышающие риск их дезадаптации.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических  особенностей адаптации впервые  осужденных женщин, осложненной невротическими проявлениями и зависимостью от психоактивных веществ

2.1. Организация и методика исследования.

2.2. Эмпирический анализ адаптационных изменении личности впервые осужденных женщин с невротическими проявлениями и зависимостью от психоактивных веществ в начальный период отбывания наказания в исправительном учреждении.

2.3. Основные этапы и содержание  смысложизненно-ориентированного пси-хокоррекцпонного воздействия на впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ.

2.4. Сравнительный анализ адаптационных  изменений личности впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ до и после психокоррекционного воздействия в адаптационный период.

Выводы по главе 2.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Психологическая адаптация в исправительных учреждениях впервые осужденных женщин с невротическими проявлениями и зависимостью от психоактивных веществ"

Актуальность темы исследования. Действующим  законодательством закреплено право  осужденных на получение психологической помощи, «оказываемой сотрудниками психологической службы исправительного учреждения (ИУ) и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи»1. Одним из важнейших направлений такой помощи является помощь осужденным в адаптации к местам лишения свободы2. Сложность адаптационного периода для осужденных подтверждается тем фактом, что именно в этот промежуток времени, согласно ряду исследований3, осужденными совершается наибольшее количество суицидальных попыток. Наиболее распространенные (практически более 90 %) отклонения поведения впервые осужденных женщин вызваны выраженными невротическими проявлениями и психологической зависимостью от психоактивных веществ (ПАВ)4, что рассматривается многими авторами как одна из важнейших сопутствующих причин совершения преступления.

Информация о работе Исправительная (пенитенциарная) психология