Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:17, реферат
Пенитенциарная в переводе с латинского означает: покаянная, исправляемая или исправительная психология, которая изучает психологические особенности осужденных с целью их последующей ресоциализации – восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе. Она исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима. Изучает особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных.
- поведенческом уровне; нами были использованы: многоуровневый личностный опросник (МЛ О) «Адаптивность»; индивидуально-'I ипологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик; методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) Е.Ф. Бажина; методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка; методика определения личностной направленности Б. Басса; проективная методика «Несуществующее животное»;
- смыслообразующем уровне; нами
использовался тест
В диссертационном исследовании научно-психологически обоснованы рекомендации по психокоррекционному воздействию на процесс адаптации впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ* в начальный период отбывания наказания. Главным содержанием построения психокоррекционных программ является организация*их на двух уровнях:
1. Воздействие на индивидуально-
2. Воздействие на социально-
В результате анализа эмпирических данных убедительно показано, что при несомненных положительных влияниях на личность общепринятых в пени 1енциарной системе России воспитательных воздействий именно применение научно обоснованной психокоррекции, основанной на приоритете воздействия на смысложизненную сферу, позволяет обеспечить эффективность процесса адаптации, впервые- осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками^- психологической зависимости от ПАВ прежде всего с точки зрения* дальнейшего процесса исправления и ресоциализации данной.категории осужденных. Именно изменения смысло-жизненной сферы являются критерием эффективной психологической помощи в начальный период адаптации впервые осужденных женщин. Установлен и детально исследован на основе эмпирического анализа психологический механизм воздействия смысложизненной сферы и ее изменения в процессе психокоррекции на поведенческие характеристики адаптации впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ- к условиям отбывания наказания, основное содержание которого заключается в формировании устойчивых (корреляционных) связей смысложизненных ориентаций с показателями направленности на общение. При этом психокоррекционно неконтролируемое изменение смысложизненных ориентаций при обычных воспитательных воздействиях ведет всего лишь к росту экстравертированности, то есть не захватывает целенаправленную, деятельностную составляющую общения, результатом чего может быть и так называемая криминальная адаптация, выражающаяся в снижении всех показателей дезадаптации на фоне формирования криминальной направленности личности. По поведенческим характеристикам у впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ высокую роль в механизмах дезадаптации играют невропатизация, психопатизация, агрессивность и тревожность. В результате организованного в начальный период адаптации психокоррекционного воздействия исчезает дисбаланс между нндивидуально-психологическим и социально-психологическим уровнем адаптированностн, снижается зависимость индивидуально-психологической адаптации от возраста, на основе сформированное™ сферы смысложизненных ориентаций начинается активное осмысление жизненных планов будущей жизни.
Вышеприведенные выводы и результаты позволяют утверждать, что гипотеза нашего исследования полностью подтверждена, задачи исследования решены, положения, вынесенные на защиту, доказаны, цель исследования достигнута.
На основании результатов
1. Необходимо обеспечить
- индивидуально-психологическом
2. Использовать полученный теоретический и практический материал в \ чебном процессе при подготовке пенитенциарных психологов по следующим учебным дисциплинам: «Юридическая психология», «Прикладная пенитенциарная психология», «Пенитенциарная педагогика», «Пенитенциарная психология», особенно в разделах, касающихся психологического консультирования.
3. Использовать полученный
К перспективным направлениям развития исследований по обозначенной в теме исследования проблеме можно отнести: исследование механизмов дезадаптации у отдельных, более частных категорий лиц, отнесенных к группе имеющих различные (не только наиболее часто встречающиеся невротические и аддиктивные) невротические проявления; разработку научно-психологических основ психокоррекционного сопровождения адаптации данных категорий осужденных в исправительных учреждениях.
На наш взгляд, весьма перспективными также являются дальнейшие исследования роли смысложизненных ориентаций в исправлении и ресоциа-лизации осужденных.
1. О внесении изменений и
2. Инструкция по организации
деятельности психологической
3. Отчет о количестве
4. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 25. - Ст. 2954.
5. Уголовно-исполнительный
6. Концепция федеральной целевой
программы «Развитие уголовно-
7. Федеральная программа
8. Абулъханова-Славская К.А.
9. Адаптация осужденных к среде И
10. Алферов Ю.А., Козюля В.Г. Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде. Домодедово: РИГ1К МВД РФ, 1996. — 111 с.11 .Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. -М.: Наука, 1980.- 196 с.
11. Антоиян Ю.М., Гулъдан В.В. Криминальная патопсихология. — М.: Наука, 1991.-244 с.
12. Алтонян Ю.М. Преступность среди женщин. — М.: Рос. право, 1992.-256 с.
13. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.-М.: Изд-во МГУ, 1984.- 104 с.
14. Бадалъянц Э.Ю. Криминологическая характеристика осужденных женщин, отбывающих наказание за насильственные преступления: Учеб. пособие / Э.Ю. Бадальянц. Орел: Орл. юрид. ии-т МВД России. — 1998. — 29 с.
15. Батаршее А.В. Базовые
16. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., 1988.-270 с.
17. Богданов КВ. Экспериментальная психология: измерение в психологии и планирование психологического эксперимента: Учеб. пособие. М.: СГУ, 2003.- 105 с.
18. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. — Киев, 1989. 528 с.
19. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.-304 с.
20. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М.: Владос-Пресс, 2003.-159 с.
21. Водолазскии Б.Ф.
22. Волков В.И., Калиниченко С.И., Пищелко А.В. Сексуальные извращения у осужденных женщин: Учеб. пособие. — Домодедово: МИПК работников ОВД, 1992.-104 с.
23. Ганзен В. А., Юрченко В.Н. Системное описание в психологии. JL: Изд-во Ленипгр. ун-та, 1984. - 176 с.
24. Георгадзе З.О., Царгасова Э.Б. Судебная психиатрия. М.: ЮНИТИ-Дана: Закон и право, 2003. - 224 с.
25. Гернет М.Н. В тюрьме: очерки тюремной психологии. — Киев: Юрид. изд-во Украины, 1930. -264 с.
26. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. -М.: Высш. шк. МВД СССР, 1968. 163 с.
27. Гомонов Н.Д. Психические девиации: механизм преступления -уголовная ответственность — предупреждение преступного поведения: Монография / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2001. - 216 с.
28. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Изд-во МГУ, 1982.-463 с.
29. Долг и преступление: психологические портреты / Под ред Д.В. Сочивко. Рязань, 2007. - 252 с.
30. Зеневич Г. В. Вопросы диспансеризации психически и нервнобольных. 3-е изд. - Л.: Медицина, 1993. - 200 с.
31. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. -СПб.: С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т, 1998. -255 с.
32. Карвасарскии Б.Д. Клиническая психология. — СПб., 2006. — 553 с.
33. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. -М., 1983. —367 с.
34. Ковалев О.Г. Криминологические и психологические проблемы дезадаптации женщин молодежного возраста, отбывших наказание в виде лишения свободы: Учеб. пособие / О.Г. Ковалев, О.А. Малышева. М.: Права человека, 2001. - 98 с.
35. Ковалев О.Г. Волевая саморегуляция несовершеннолетних осужденных женского пола: Учеб. пособие / О.Г. Ковалев, Н.А. Харина. М.: Права человека, 2001. - 72 с.
36. Копытии А.И. Системная АРТ-
37. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М.: Академ, проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 460 с.
38. Короленко Ц.П. Дмитриева Н.В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография. — Новосибирск: НГПУ, 2006. 445 с.
39. Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.-75 с.
40. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. СПб.: Алетейя, 2001.-С. 34-37.
41. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1989.
42. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000.- 18 с.
43. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. - 488 с.
44. Мелехов Д. Е. Клинические основы прогноза трудоспособности при шизофрении. М.: Медицина, 1963. - 198 с.
45. Методика определения уровня не
46. Михлин А. Общая
47. Митрушичева М.А., Дмитриенко Л.В., Енькова И.РТ. Психологическая коррекция осужденных женщин: Материалы МПЛ УФСИН России по Приморскому краю. Владивосток, 2003. - 201 с.
48. Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: Учеб.-метод, пособие. М.: НИИ ФСИН России, 2006. - 220 с.
49. Мокрецов А.И., Шмаров И.В. Микросрсда осужденных в ИТУ. — М., ВНИИ МВД СССР, 1979. 80 с.
50. Научно-методические основы
51. Новоселова А. С. Педагогический аутотрешшг как средство нравственного переформирования личности правонарушителей: Массовый вариант для женщин, содержащихся в ИТК. Пермь, 1985. - 151 с.
52. Особенности воспитательной
работы в ИТУ с женщинами-
53. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьяп; Под ред. B.C. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2001.-607 с.
54. Потемкина А. Т. Характеристика осужденных женщин,отбывающих наказание в ИТК (по материалам специальной переписи осужденных 1989 г.): Пособие / А.Т. Потемкина. М.: МВД РФ, 1993. - 76 с.
55. Практикум по психологии
56. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2001. — 668 с.
57. Применение наказания в виде лишения свободы в отношении женщин: Учеб. пособие / Е.В. Середа. Рязань: Изд-во Рязан. ин-та права и экономики и права, 2000. - 50 с.
58. Прохорова А.О. Практикум по психологии состояний: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. - 480 с.
59. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. — М.: Владос, 2001.-312 с.
60. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца.-М., 1983.-438 с.
61. Психологический тренинг с женщинами, впервые осужденными к лишению свободы, в период адаптации: Метод, пособие для пенитенц. психологов / Н.В. Кастерина; Под ред. О.Г. Ковалева. — Калининград, 2006. -48 с.
62. Психологическое обеспечение
процесса адаптации осужденных
к условиям исправительных
63. Пятницкая КН. Наркомания. — М.: Медицина, 1994. 150 с.
64. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. — Самара: Бах-рах-М, 2005. 672 с.
65. Реан А.А., Кудашев Л.Р., Баранов А.А. Психология адаптации: Учеб.-науч. изд. СПб.: Мед. пресса, 2002. - 352 с.
66. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
67. Ротенбсрг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация.-М., 1984.- 190 с.
68. Рохлин JI.JI., Федотов Д.Д. Шизофрения: Учеб. для вузов. — М., 1968.-518 с.
Информация о работе Исправительная (пенитенциарная) психология