Исправительная (пенитенциарная) психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:17, реферат

Описание работы

Пенитенциарная в переводе с латинского означает: покаянная, исправляемая или исправительная психология, которая изучает психологические особенности осужденных с целью их последующей ресоциализации – восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе. Она исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима. Изучает особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных.

Файлы: 1 файл

Психология женщин.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

- поведенческом уровне; нами были  использованы: многоуровневый личностный  опросник (МЛ О) «Адаптивность»; индивидуально-'I ипологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик; методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) Е.Ф. Бажина; методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка; методика определения личностной направленности Б. Басса; проективная методика «Несуществующее животное»;

- смыслообразующем уровне; нами  использовался тест смысложизненных  ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.  Возможно использование и других  методик, однако нам удалось  показать, что адаптация впервые  осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ будет эффективной только тогда, когда задействованы смыслообразующие уровни организации психики.

В диссертационном исследовании научно-психологически обоснованы рекомендации по психокоррекционному воздействию на процесс адаптации впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ* в начальный период отбывания наказания. Главным содержанием построения психокоррекционных программ является организация*их на двух уровнях:

1. Воздействие на индивидуально-психологическом  уровне ( снижение уровней тревожности, агрессивности, невротизации, психопатизации);

2. Воздействие на социально-психологическом  уровне (формирование смысложизненных ориентаций, поведенческих стереотипов, регулируемых новыми сформировавшимися^ результате психокоррекционного воздейс1вия смыслами жизни.

В результате анализа эмпирических данных убедительно показано, что  при несомненных положительных влияниях на личность общепринятых в пени 1енциарной системе России воспитательных воздействий именно применение научно обоснованной психокоррекции, основанной на приоритете воздействия на смысложизненную сферу, позволяет обеспечить эффективность процесса адаптации, впервые- осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками^- психологической зависимости от ПАВ прежде всего с точки зрения* дальнейшего процесса исправления и ресоциализации данной.категории осужденных. Именно изменения смысло-жизненной сферы являются критерием эффективной психологической помощи в начальный период адаптации впервые осужденных женщин. Установлен и детально исследован на основе эмпирического анализа психологический механизм воздействия смысложизненной сферы и ее изменения в процессе психокоррекции на поведенческие характеристики адаптации впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ- к условиям отбывания наказания, основное содержание которого заключается в формировании устойчивых (корреляционных) связей смысложизненных ориентаций с показателями направленности на общение. При этом психокоррекционно неконтролируемое изменение смысложизненных ориентаций при обычных воспитательных воздействиях ведет всего лишь к росту экстравертированности, то есть не захватывает целенаправленную, деятельностную составляющую общения, результатом чего может быть и так называемая криминальная адаптация, выражающаяся в снижении всех показателей дезадаптации на фоне формирования криминальной направленности личности. По поведенческим характеристикам у впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ высокую роль в механизмах дезадаптации играют невропатизация, психопатизация, агрессивность и тревожность. В результате организованного в начальный период адаптации психокоррекционного воздействия исчезает дисбаланс между нндивидуально-психологическим и социально-психологическим уровнем адаптированностн, снижается зависимость индивидуально-психологической адаптации от возраста, на основе сформированное™ сферы смысложизненных ориентаций начинается активное осмысление жизненных планов будущей жизни.

Вышеприведенные выводы и результаты позволяют утверждать, что гипотеза нашего исследования полностью подтверждена, задачи исследования решены, положения, вынесенные на защиту, доказаны, цель исследования достигнута.

На основании результатов диссертационного исследования мы предлагаем следующие  практические рекомендации по разработке, организации и проведению психокоррекционных воздействий, направленных на системную психокррекцию впервые осужденных женщин с выраженными невротическими признаками и зависимостью от ПАВ в начальный период адаптации с целью обеспечения не только психологической адаптации, по ^исправительного процесса и ресоциализации:

1. Необходимо обеспечить организацию  построения соответствующих психокоррекционных  программ на двух уровнях: 

- индивидуально-психологическом (снижение  тревожности, агрессивности, невротизации и психопатизации); социально-психологическом ( формирование новых смысложизненных ориентаций и новых поведенческих стереотипов, регулируемых новыми сформировавшимися в результате психокоррекционного воздействия смыслами жизни).

2. Использовать полученный теоретический и практический материал в \ чебном процессе при подготовке пенитенциарных психологов по следующим учебным дисциплинам: «Юридическая психология», «Прикладная пенитенциарная психология», «Пенитенциарная педагогика», «Пенитенциарная психология», особенно в разделах, касающихся психологического консультирования.

3. Использовать полученный практический  и теоретический материал при  обучении психологов, начальников  психологических лаборатории ИУ  на высших академических курсах и курсах переподготовки кадров УИС.

К перспективным направлениям развития исследований по обозначенной в теме исследования проблеме можно отнести: исследование механизмов дезадаптации у отдельных, более частных категорий  лиц, отнесенных к группе имеющих различные (не только наиболее часто встречающиеся невротические и аддиктивные) невротические проявления; разработку научно-психологических основ психокоррекционного сопровождения адаптации данных категорий осужденных в исправительных учреждениях.

На наш взгляд, весьма перспективными также являются дальнейшие исследования роли смысложизненных ориентаций в исправлении и ресоциа-лизации осужденных.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Кастерина, Наталия Владимировна, 2009 год

1. О внесении изменений и дополнений  в Уголовно-исполнительный кодекс  РФ: Федеральный закон от 8 декабря  2003 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства  РФ. -2003. -№ 50. Ст. 4847.

2. Инструкция по организации  деятельности психологической службы  уголовно-исполнительной системы: Утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 238.

3. Отчет о количестве исправительных  колоний, численности движений  и составе осужденных на 1 января 2008 г.: Утв. приказом ГУИН Минюста России от 15 авг. 2001 г. № 144 (форма № 8).

4. Уголовный кодекс Российской  Федерации // Собрание законодательства  РФ. 1996. - № 25. - Ст. 2954.

5. Уголовно-исполнительный кодекс  Российской Федерации // Собрание  законодательства РФ. — 1997. —  № 2. Ст. 198.

6. Концепция федеральной целевой  программы «Развитие уголовно-исполнительной  системы 2007-2016 гг.»: Распоряжение  Правительства Российской Федерации  от 7 июня 2006г. № 839-р. 

7. Федеральная программа развития УИС 2007—2016 гг.: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2006 г. № 540.1.. Книги (монографии, учебники, учебные пособия)

8. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия  жизни. — М.: Мысль, 1991.299 с. 

9. Адаптация осужденных к среде ИТУ / Под ред. В.И. Селиванова. -Рязань: РВШ МВД СССР, 1981. 93 с.

10. Алферов Ю.А., Козюля В.Г. Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде. Домодедово: РИГ1К МВД РФ, 1996. — 111 с.11 .Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. -М.: Наука, 1980.- 196 с.

11. Антоиян Ю.М., Гулъдан В.В. Криминальная патопсихология. — М.: Наука, 1991.-244 с.

12. Алтонян Ю.М. Преступность  среди женщин. — М.: Рос. право, 1992.-256 с. 

13. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.-М.: Изд-во МГУ, 1984.- 104 с.

14. Бадалъянц Э.Ю. Криминологическая характеристика осужденных женщин, отбывающих наказание за насильственные преступления: Учеб. пособие / Э.Ю. Бадальянц. Орел: Орл. юрид. ии-т МВД России. — 1998. — 29 с.

15. Батаршее А.В. Базовые психологические  свойства и самоопределение личности: Пракг. рук-во по психол. диагностике. СПб.: Речь, 2005. -163 с.

16. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., 1988.-270 с.

17. Богданов КВ. Экспериментальная  психология: измерение в психологии  и планирование психологического эксперимента: Учеб. пособие. М.: СГУ, 2003.- 105 с.

18. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. — Киев, 1989. 528 с.

19. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.-304 с.

20. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М.: Владос-Пресс, 2003.-159 с.

21. Водолазскии Б.Ф. Психологические  особенности личности осужденного:  Учеб. пособие. Омск: Высш. шк. милиции, 1982. - 94 с. 

22. Волков В.И., Калиниченко С.И., Пищелко А.В. Сексуальные извращения у осужденных женщин: Учеб. пособие. — Домодедово: МИПК работников ОВД, 1992.-104 с.

23. Ганзен В. А., Юрченко В.Н. Системное описание в психологии. JL: Изд-во Ленипгр. ун-та, 1984. - 176 с.

24. Георгадзе З.О., Царгасова Э.Б. Судебная психиатрия. М.: ЮНИТИ-Дана: Закон и право, 2003. - 224 с.

25. Гернет М.Н. В тюрьме: очерки тюремной психологии. — Киев: Юрид. изд-во Украины, 1930. -264 с.

26. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. -М.: Высш. шк. МВД СССР, 1968. 163 с.

27. Гомонов Н.Д. Психические девиации: механизм преступления -уголовная ответственность — предупреждение преступного поведения: Монография / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2001. - 216 с.

28. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Изд-во МГУ, 1982.-463 с.

29. Долг и преступление: психологические  портреты / Под ред Д.В. Сочивко. Рязань, 2007. - 252 с.

30. Зеневич Г. В. Вопросы диспансеризации психически и нервнобольных. 3-е изд. - Л.: Медицина, 1993. - 200 с.

31. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. -СПб.: С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т, 1998. -255 с.

32. Карвасарскии Б.Д. Клиническая психология. — СПб., 2006. — 553 с.

33. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. -М., 1983. —367 с.

34. Ковалев О.Г. Криминологические и психологические проблемы дезадаптации женщин молодежного возраста, отбывших наказание в виде лишения свободы: Учеб. пособие / О.Г. Ковалев, О.А. Малышева. М.: Права человека, 2001. - 98 с.

35. Ковалев О.Г. Волевая саморегуляция несовершеннолетних осужденных женского пола: Учеб. пособие / О.Г. Ковалев, Н.А. Харина. М.: Права человека, 2001. - 72 с.

36. Копытии А.И. Системная АРТ-терапия.  СПб.: Питер, 2001.216с. 

37. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М.: Академ, проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 460 с.

38. Короленко Ц.П. Дмитриева Н.В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография. — Новосибирск: НГПУ, 2006. 445 с.

39. Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.-75 с.

40. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. СПб.: Алетейя, 2001.-С. 34-37.

41. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1989.

42. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000.- 18 с.

43. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. - 488 с.

44. Мелехов Д. Е. Клинические основы прогноза трудоспособности при шизофрении. М.: Медицина, 1963. - 198 с.

45. Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП): Метод, рек. / Под ред. А.Е. Личко. Л., 1980. - 46 с.

46. Михлин А. Общая характеристика  осужденных (по материалам Всесоюзной переписи осужденных 1989 г.). — М., 1990. 234 с.

47. Митрушичева М.А., Дмитриенко Л.В., Енькова И.РТ. Психологическая коррекция осужденных женщин: Материалы МПЛ УФСИН России по Приморскому краю. Владивосток, 2003. - 201 с.

48. Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: Учеб.-метод, пособие. М.: НИИ ФСИН России, 2006. - 220 с.

49. Мокрецов А.И., Шмаров И.В. Микросрсда осужденных в ИТУ. — М., ВНИИ МВД СССР, 1979. 80 с.

50. Научно-методические основы оказания  психологической помощи осужденным / Под ред. М.Г. Дебольского М.: Права человека, 2001. — 152 с. 

51. Новоселова А. С. Педагогический аутотрешшг как средство нравственного переформирования личности правонарушителей: Массовый вариант для женщин, содержащихся в ИТК. Пермь, 1985. - 151 с.

52. Особенности воспитательной  работы в ИТУ с женщинами-наркоманками: Учеб. пособие / Ю.А. Алферов, Г.Б. Калманов, В.Г. Козюля, Ю.А. Шипилов; Домодедово: ВИПК МВД СССР. -1991. - 133 с.

53. Первин Л., Джон О. Психология  личности: теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьяп;  Под ред. B.C. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2001.-607 с. 

54. Потемкина А. Т. Характеристика осужденных женщин,отбывающих наказание в ИТК (по материалам специальной переписи осужденных 1989 г.): Пособие / А.Т. Потемкина. М.: МВД РФ, 1993. - 76 с.

55. Практикум по психологии менеджмента  и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. — СПб., 2001. 447 с.

56. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2001. — 668 с.

57. Применение наказания в виде  лишения свободы в отношении  женщин: Учеб. пособие / Е.В. Середа. Рязань: Изд-во Рязан. ин-та права и экономики и права, 2000. - 50 с.

58. Прохорова А.О. Практикум по психологии состояний: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. - 480 с.

59. Психологические тесты / Под  ред. А.А. Карелина. — М.: Владос, 2001.-312 с. 

60. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца.-М., 1983.-438 с.

61. Психологический тренинг с женщинами, впервые осужденными к лишению свободы, в период адаптации: Метод, пособие для пенитенц. психологов / Н.В. Кастерина; Под ред. О.Г. Ковалева. — Калининград, 2006. -48 с.

62. Психологическое обеспечение  процесса адаптации осужденных  к условиям исправительных учреждений / А.В. Наприс и др. — Рязань: Аккаде-мия права и управления ФСИН России, 2005. — 82 с.

63. Пятницкая КН. Наркомания. — М.: Медицина, 1994. 150 с.

64. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. — Самара: Бах-рах-М, 2005. 672 с.

65. Реан А.А., Кудашев Л.Р., Баранов А.А. Психология адаптации: Учеб.-науч. изд. СПб.: Мед. пресса, 2002. - 352 с.

66. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.

67. Ротенбсрг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация.-М., 1984.- 190 с.

68. Рохлин JI.JI., Федотов Д.Д. Шизофрения: Учеб. для вузов. — М., 1968.-518 с.

Информация о работе Исправительная (пенитенциарная) психология