Исправительная (пенитенциарная) психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:17, реферат

Описание работы

Пенитенциарная в переводе с латинского означает: покаянная, исправляемая или исправительная психология, которая изучает психологические особенности осужденных с целью их последующей ресоциализации – восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе. Она исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима. Изучает особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных.

Файлы: 1 файл

Психология женщин.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

2. Важными звеньями в структуре  психологической адаптации впервые  осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ являются поиск и осознание нового смысла жизни, которые активно развиваются в начальный период отбывания наказания в исправительном учреждении у данной категории осужденных, так как невротическое и зависимое от психоактивных веществ поведение в местах лишения свободы достаточно непросто реализовать.

3. Психокоррекционное воздействие в виде комплексного использования групповых занятий по аутогенной тренировке и арт-терапии является эффективным средством повышения адаптивности на индивидуально-психологическом уровне. На социально-психологическом уровне повышается адаптивность в процессе организованной психокоррекции в виде психологического тренинга, целенаправленного па изменения смысложизненной сферы у впервые осужденных женщин с невротическими проявлениями и зависимостью от психоактивных веществ. Именно в такой последовательности процесс психокоррекционного воздействия является эффективным и управляемым.

4. В процессе проведения психокоррекционных  мероприятий среди впервые осужденных  женщин с выраженными невротическими  проявлениями и признаками психологической  зависимости от психоактивных  веществ необходимо проводить  предварительную психодиагностическую оценку их личности на двух уровнях: поведенческом — включающем в себя оценку типологических особенностей, и смыслообразующем — регулирующем адаптационный процесс.

5. Именно изменения смысложизненной  сферы являются критерием эффективной психологической помощи в начальный период адаптации впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ. Изменение прямых показателей адаптивности в той или иной мере может достигаться и при обычных воспитательных воздействиях, однако при этом не формируется структура взаимосвязей личностных свойств, которая в дальнейшем будет обеспечивать эффективность процесса исправления и ресоциализации.

6. Психологический механизм воздействия смысложизненной сферы и ее изменения в процессе психокоррекции на поведенческие характеристики адаптации впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ к условиям отбывания наказания заключается в формировании устойчивых связей смысложизненных ориентации с направленностью на общение, в то время как психокоррекционно неконтролируемое изменение смысложизненных ориентаций при обычных воспитательных воздействиях ведет всего лишь к росту нервно-психической устойчивости, то есть не захватывает направленность смысловой, деятельностной составляющей личности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в формулировании теоретических основ эффективной  психокоррекции в начальный адаптационный период у впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ. Последовательное применение в организации исследования основополагающего методологического принципа психологии - принципа детерминизма, сформулированного C.JT. Рубинштейном, позволило проследить, как происходит изменение личностных и поведенческих особенностей в процессе адаптации (направленность, тревожность, экстравер-тированность, адаптационный потенциал и др.) под воздействием изменений сферы смысложизненных ориентаций. Полученные результаты позволили подтвердить и дополнительно обосновать теоретическое понимание эффективной психокоррекции как направленной на высшие уровни организации сознания и личности осужденных и достижение, таким образом, системных изменений личности осужденных с перспективой ее последующей ресоциали-зации, а не временных эффектов повышения адаптивности.

Практическая значимость работы заключается  в разработке научно обоснованных рекомендаций по проведению эффективной психокоррекции и апробации системы групповых психокоррекционных мероприятий, направленных на психологическую помощь в адаптации к условиям исправительного учреждения у впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ. Предложенная и научно обоснованная система психокоррекционного воздействия позволяет уже на начальных этапах адаптации осужденных естественным образом контролировать весь процесс дальнейшего исправления и ресоцнализацпи через воздействие на смысложизненную сферу.

Достоверность и обоснованность результатов  и выводов исследования обеспечиваются избранной методологией исследования, использованием высоконадежных зарекомендовавших себя в психологической науке и практике взаимодополняющих методов, использованием современных методов математико-статистической обработки данных, научной апробацией результатов исследования и успешным внедрением их в практику работы, психологов в пенитенциарной системе, а также в учебный процесс в вузах ФСИН России. ' .

Апробация и внедрение результатов  исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы в  ФБУ ИК № 4 УФСИН: России по Калининградской области, ФБУ ИК № 2; 5 и ЛИУ № 7 УФСИН России по Чувашской Республике, ФБУ ИК № 12 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФБУ ИК № 1 УФСИН России по Вологодской области.

Основные положения и результаты исследования нашли практическое применение в деятельности психологов указанных учреждений, а также лекционных и практических курсах: «Пенитенциарная психология», «Психокоррекциониая работа с осужденными в местах лишения свободы», «Юридическая психология» в Калининградском филиале Санкт-Петербургского института экономики и права, Калининградском юридическом институте, Владимирском юридическом институте ФСИН России, Академии управления МВД России, учебного центра УФСИН России по Калининградской области.

Апробация работы подтверждена пятью  актами о внедрении. Материалы исследования докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Особенности работы с осужденными, имеющими зависимости» (Калининград, 2007 г.). Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 9 научных публикациях (общий объем - 3,3 п. л,), в том числе в научном журнале «Вестник Московского университета МВД России», вошедшем в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Министерством образования и науки Российской Федерации, и в методическом пособии «Психологический тренинг с женщинами, впервые осужденными к лишению свободы, в период адаптации», одобренном НИИ ФСИН России.

Структура и объем работы. Диссертация  состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованной литературы (180 наименований) и приложений. Общий объем работы -182 страницы машинописного текста.

Заключение диссертации по теме "Юридическая психология", Кастерина, Наталия Владимировна

Выводы по второй главе:

1. Как было установлено в результате наших эмпирических исследований, процесс проведения психокоррекционных мероприятий среди впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ должен опираться на психодиагностическую оценку их личности на двух уровнях: поведенческом: многоуровневый личностный опросник (MJIO) «Адаптивность»; индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик; методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) Е.Ф. Бажина; методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка; методика определения личностной направленности Б. Басса; проективная методика «Несуществующее животное»;

- смыслообразующем уровне регуляции  адаптационного процесса: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.

Характер подобранных методик  может быть различным. В нашем  исследовании удалось показать, что  адаптация впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости  от ПАВ будет эффективной только тогда, когда задействованы смыслообразующие уровни организации психики.

2. Установлено, что для впервые  осужденных женщин с выраженными  невротическими проявлениями и  признаками психологической зависимости  от ПАВ, принявших участие в психокрреционных мероприятиях (экспериментальная группа), отсутствуют статистически значимые различия по отношению к пе пожелавшим принять участие в этих мероприятиях (контрольная группа) практически по всем показателям выбранной психодиагностической батареи тестов. Таким образом, экспериментальная и контрольная группы не различаются по исходным психодиагностическим оценкам. Однако имеется различие по тесту СЖО Д.А. Леонтьева. Большая выраженность показателей смысложизненных ориентаций экспериментальной группы лежит в основе их желания участвовать в психокоррекционной работе. Смысложиз-ненные ориентации выступают центральной управляющей характеристикой личностного адаптационного процесса в начальный период отбывания наказания.

3. Эффективность применения методики СЖО Д.А. Леонтьева подтверждается полученными эмпирическими данными и их интерпретацией. Доказана важность диагностики и дальнейшей проработки смысложизненных сфер впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ в период начальной адаптации.

4. Психологически научно обоснованы  рекомендации по пспхокоррек-ционному  воздействию впервые осужденных  женщин с выраженными невротическими  проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ в начальный период адаптации. Построение таких программ осуществляется главным образом на двух уровнях:

- индивидуально-психологическом (снижение  нервно-психических свойств); социально-психологическом  (формирование новых смысложизненных ориентаций и новых поведенческих стереотипов, регулируемых новыми, сформировавшимися в результате психокоррекционного воздействия смыслами жизни).

5. Психокоррекционное воздействие, применяемое по отношению к впервые осужденным с выраженными невротическими проявлениями и зависимостыо от психоактивных веществ, способствует изменению в лучшую сторону психоэмоционального состояния, улучшению их настроения и самочувствия, повышению активности. Осужденные занимают более активную позицию в саморегулировании собственных состояний, контроле за своей личностью, формировании позитивных намерений и действий. По мере участия в группах осужденных все больше увлекает процесс занятий. Происходят как симптоматические, так и коренные изменения в состояниях личности и поведении осужденных.

6. Доказано, что в отличие от  контрольной группы, где не применялись психокоррекционные процедуры, в экспериментальной группе наблюдается существенный рост всех показателей адаптивности, используемых в нашей работе (р<0,001). Кроме того, в экспериментальной группе впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ, подвергавшихся воздействию, отмечаются существенные изменения в смыслообразующей сфере: формируется ориентация на глобальные жизненные цели, происходит глубокий анализ итогов прошлой жизни с осознанием неправильных и противоправных поступков. Изменились представления относительно собственных сил и возможностей в будущем самостоятельно справляться с возникающими личностными проблемами. Таким образом, можно утверждать, что смысложизненные ориентации играют центральную роль в регуляции адаптационного процесса у осужденных женщин.

7. Предложенное в рамках данной  работы психокоррекционное воздействие,  применяемое по отношению к впервые осужденным женщинам с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ, в целом способствует кардинальному изменению структуры управления высшими смысложизненными уровнями организации психики более низкими структурами личности, отвечающими за процессы адаптации в социуме, а также восстановлению механизма обеспечения насыщенности жизненного процесса и его результативности через человеческое общение.

8. Направленность на общение,  благодаря психокоррекционному воздействию, как свойство личности начинает выполнять свою естественную роль механизма реализации смысложизненных ориентаций. Направленность на общение становится, согласно нашим исследованиям, вторым важнейшим критерием готовности впервые осужденных женщин к психокоррекционным изменениям.

9. В процессе участия в психокоррекционных  мероприятиях у впервые осужденных  женщин с выраженными невротическими  проявлениями и зависимостью  от ПАВ происходит формирование  таких важных качеств личности, как самодостаточность в решении жизненно важных проблем и независимость от других в принятии решений управления своим будущим.

10. Воспитательное воздействие,  направленное на впервые осужденных  женщин с выраженными невротическими  проявлениями и зависимостью от ПАВ, в исправительном учреждении может происходить и без активного использования психокоррекционных процедур и. оказывать позитивное влияние. Однако, как доказало наше исследование, оно не затрагивает высших уровней организации сознания личности, а следовательно, может носить временный характер пли даже вести к укреплению у осужденных женщин искаженных смысложизненных ориентаций.

В рамках данного исследования установлено, что проводимое воспитательное воздействие  с впервые осужденными женщинами в исправительном учреждении направлено на формирование психологических основ выживания личности в жестких условиях ИУ. Смысл жизни осужденной начинает сводиться только к управлению нервно-психической устойчивостью, которая, в свою очередь, жестко регулирует смысл жизни. Таким образом, нервно-психическая устойчивость личности обретает жесткую связь с самим смыслом жизни, с ее целью после первых трех месяцев адаптационного процесса без участия психокоррекционных процедур.

11. Воспитательное воздействие  вместе с активным психокоррекцион-ным воздействием по предлагаемой нами скорректированной программе ведет к изменению структуры смысложизненных ориентаций через формирование направленности на общение и резкому снижению других показателей дезадаптивности, что, в свою очередь, способствует появлению новой стратегии, нового смысла жизни для впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и зависимостью от ПАВ, а не только простого «выживания» в сложных условиях ИУ.

Приведенные факты полностью подтверждают выдвинутые нами гипотезу и положения, вынесенные на защиту.

146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Центральным звеном в структуре  психологической адаптации впервые  осужденных женщин с выраженными  невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ является снижение нервно-психических свойств личности (адаптация на индивидуально-психологическом уровне) и поиск, осознание нового смысла жизни (адаптация на социально-психологическом уровне). Психокоррекционная поддержка этого процесса обеспечивает конструктивное развитие адаптации данной категории осужденных в целостном процессе исправления и ресоциализации. При этом установлено, что в процессе проведения психокоррекционных мероприятий среди впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ необходимо опираться на психодиагностическую оценку их личности па двух уровнях:

Информация о работе Исправительная (пенитенциарная) психология