Исследование эмоциональной сферы подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

В процессе своей деятельности я выявили, что проблема развития эмоциональной сферы подростка актуальна на современном этапе. Хорошо известно, что именно в подростковом периоде идет интенсивное ее развитие. Очень важно придавать большое значение развитию эмоций, чувств именно на начальных этапах становления человека. Нужно вести специальную работу на уроке и во внеурочное время, которая бы должным образом способствовала развитию эмоциональной сферы личности.

Содержание работы

Общая характеристика эмоций и чувств.
1. Эмоциональная сфера подростков.
2. Описание использованных методик.
3. Результаты исследования.
4. Заключение.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 83.51 Кб (Скачать файл)

Тема: "Исследование эмоциональной сферы подростка" 
 
Общая характеристика эмоций и чувств.

  1. Эмоциональная сфера подростков.
  2. Описание использованных методик.
  3. Результаты исследования.
  4. Заключение.

 

  1. Общая характеристика эмоций и чувств.

Эмоциями,  считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т.д.)

Эмоции, проявляющиеся как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, связаны с первоначальными впечатлениями. Так, первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на какие-то внешние проявления его.

Чувства - это наиболее сложные, постоянные, устоявшиеся отношения человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга и ответственности за порученное дело, совесть, стыд, любовь к труду, гордость) [Аверченко Л.К., Андрюшина и др., Психология и педагогика; учебное пособие; Москва —Новосибирск; ИНФРА-М—НГАЭиУ 2000, с.23 - 25].

Чувство, по определению Леонтьева, - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувства в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль [Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. ― 40 с., с.27].

Являясь сложной формой отражения, обобщающей эмоциональное отражение и понятие, чувства свойственны только человеку.

Общими для эмоций и чувств являются функции, которые они выполняют в жизнедеятельности человека:

1 Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменением голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям и том, какие эмоции и чувства переживает человек.

2 Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия: регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения [Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971, с.206 - 208].

«Эмоции, - писал А.Н.Леонтьев, - выполняют роль  внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта».[ Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. ― 40 с., с.30,].

Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этими мотивами деятельности.

Как и любое психологическое явление, эмоции и чувства имеют качественные характеристики, отличающие их от других психических явлений. Выделяют такие характеристики: фазовость, полярность, выражение отношения личности к объекту её чувств.

1 Фазовость характеризует эмоции и чувства с процессуальной стороны. Прежде всего, это проявляется в нарастающем напряжении и сменяющим его раздражении.

2 Полярность- это противоположность переживаемых чувств. Например, для чувства радости полярным будет печаль, для удовлетворения – страдание, для любви – ненависть, для обаяния – отвращение и т.д.

3 Такое качество, как выражение отношения к объекту, проявляется в положительном (ориентированном) переживании. Если потребность удовлетворяется или есть надежда на её удовлетворение, то возникает положительное эмоциональное переживание. Если же  что-то препятствует или осознаётся невозможность удовлетворению потребности, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Неопределённое эмоциональное переживание складывается в новой, незнакомой ситуации при отсутствии опыта в отношениях  окружающем миром. Это состояние не является длительным и устойчивым. Оно снимается изменением ситуации, переходя в положительную или отрицательную эмоцию. Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересными. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнует музыка и стихи и т.д. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познаёт свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживание человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений [Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1961., с.25 - 29].

 

  1. Эмоциональная сфера подростков.

 

           Чувства, эмоции взаимосвязаны и составляют эмоциональную сферу подростка. Диапазон эмоциональных проявлений на этом этапе весьма широк: от болезненного переживания, ущемлённости, чувства собственного достоинства до озлобленности; от эмоциональной лабильности до психомоторной расторможенности; от опасений до выраженных страхов; от апатии до стёртой депрессии и др. Внешние признаки внешних отклонений большинства подростков проявляются в замкнутости, повышенной аффективности, незаинтересованности. Если конфликтная ситуация не разрешается, то развивается хроническая эмоциональная напряжённость (стресс, невроз и т.д.). Очень важно в этот период помочь подростку справится с его страхами, не допустить возникновения конфликта с окружающими, а также возникновения эмоционального стресса, который, как правило, приводит к дезорганизации управления личностью [Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.,1966. , с.28 - 30]. 

Одной из важнейших характеристик эмоций является их связь с познавательными процессами. Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие.

 

             Подросток, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии во время учебного процесса, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом, чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспринимается. При этом содержание воспринимаемого, мнемического и мыслительного материала усиливает, упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, как правило, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия. Поэтому подросток более подвержен влиянию эмоций, чем, как правило, взрослый.

 

      Эмоциональное возбуждение в учебно-воспитательном процессе улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет – более трудных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом, - снижению уровня выполнения деятельности, учения.[ . Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.,1966., с. 49-53]

 

      Познавательные потребности и учения приобретают для подростков определенный смысл, как необходимое и важное условие к будущей самостоятельной жизни. Но и здесь  наблюдаются  порой  расхождение  в  целях и средствах.  Стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным  отношением,  как  реакция на учебные  неудачи или взаимоотношение с учителем.  Эмоционально это выражается в переживаниях его которые маскируются,  скрывая свое чувство самолюбия безразличием или  равнодушием.

Неучебная деятельность занимает особое место в эмоциональной сфере подростка. В это время внешкольные интересы подростков могут быть самыми различными от занятий в каких-либо организованных внешкольных учреждениях, кружках и т.д., так и в дворовых компаниях сомнительного свойства. Потребность в общении со сверстниками также оказывает позитивное и негативное влияние на развитие эмоциональной сферы подростка.

 

        Потребность  в общении со сверстниками,  которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и  с  возрастом  усиливается. Это специфический вид эмоционального контакта. В сознании групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых,  но дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.  Сумел ли  он  заслужить  уважение  и любовь равных товарищей,  имеет для самоуважения подростка решающее значение.

 

        В переходном возрасте меняются представление о содержании таких понятий как “одиночество”  и  “уединение”. Одиночество и неприкаянность,  связанное с  возрастными  трудностями  личности, порождает у  подростков  неутолимую  жажду общения  и группирования со сверстниками, в обществе которых они находя то,  в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.

 

        При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы индивидуальны и многообразны.  Один ищет в обществе своих сверстников подкрепление самоуважения, признание  своей  человеческой ценности. Другому, важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой.  Третий черпает недостающую информацию и  коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются. Типичная черта подростковых групп чрезвычайно высокая комфортность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно не критически относятся к мнению собственно группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное «я» нуждается в сильном «мы»,  которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «они».  Причем все  это  должно быть грубо и зримо. Страстное желание быть «как все»,  распространяется на одежду,  на эстетические вкусы,  на стиль поведения.  Нужно отметить, что  коммуникативные  черты  и  стиль  общения  девочек  и мальчиков подростков не совсем одинаковы.   Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным.  Мальчик же прежде всего выбирает группу в которой ему интересно, и в которой он может проявить себя. Существенные половые различие имеются в уровне эмпатии и  самораскрытия.  Девочки в  среднем  эмоционально чувствительнее и эмоциональнее мальчиков, они превосходят их по потребности и способности к самораскрытию,  передачи  другим  интимной  и  личностно-значимой информации.  Стиль мышления тесно связан с особенностью воспитания. Девочек раньше и последовательнее приучают заботится о других,  в частности о  младших  детях.  Это делает их более эмоционально отзывчивыми и вместе с тем коммуникативно-ранимыми.

 

               Застенчивость – самая  распространенная  трудность  подростков.  Они считают, что застенчивость нежелательное качество и стремятся от нее  избавится.  Чтобы  облегчить  свои коммуникативные трудности, подростки используют ряд специфических хитростей и стратегических приемов. Чтобы преодолеть неуверенность в себе, подростки специально обрабатывают технику того,  как «срезать»,  «отбрить» собеседника,  проверяя ее на людях  к которым не питают никакого зла и которые ничем не провоцируют подобное поведение. Отсюда окружающих иногда удивляет неоправданная грубость подростка, бравада, а порой и хамство, которое рассчитано на определенную аудиторию и в глазах самого подростка служит как бы самоутверждением. Совершение запрещенных действий, начиная с  прогуливания  уроков и кончая выпивкой и приемом наркотиков, также имеют свой 2-й план, расчитанный на воображаемую аудиторию. Вынужденный  поддерживать свой «личный миф»,  подросток нередко сам запутывается и здесь ему необходима психолого-педагогическая помощь взрослых.

Для эмоциональной сферы подростков характерны:

1)  очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;

2)  большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;

3)  повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности (В. Н. Кисловская, 1972 установила, что самая высокая тревожность наблюдается в подростковом возрасте); повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;

4)  противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;

5) возникновение переживания  не только по поводу оценки  подростков другими, но

и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;

6) сильно развитое чувство  принадлежности к группе, поэтому  они острее и болезнен-

Информация о работе Исследование эмоциональной сферы подростка