Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 12:58, контрольная работа
В процессе своей деятельности я выявили, что проблема развития эмоциональной сферы подростка актуальна на современном этапе. Хорошо известно, что именно в подростковом периоде идет интенсивное ее развитие. Очень важно придавать большое значение развитию эмоций, чувств именно на начальных этапах становления человека. Нужно вести специальную работу на уроке и во внеурочное время, которая бы должным образом способствовала развитию эмоциональной сферы личности.
Общая характеристика эмоций и чувств.
1. Эмоциональная сфера подростков.
2. Описание использованных методик.
3. Результаты исследования.
4. Заключение.
Чувства, эмоции взаимосвязаны и составляют эмоциональную сферу подростка. Диапазон эмоциональных проявлений на этом этапе весьма широк: от болезненного переживания, ущемлённости, чувства собственного достоинства до озлобленности; от эмоциональной лабильности до психомоторной расторможенности; от опасений до выраженных страхов; от апатии до стёртой депрессии и др. Внешние признаки внешних отклонений большинства подростков проявляются в замкнутости, повышенной аффективности, незаинтересованности. Если конфликтная ситуация не разрешается, то развивается хроническая эмоциональная напряжённость (стресс, невроз и т.д.). Очень важно в этот период помочь подростку справится с его страхами, не допустить возникновения конфликта с окружающими, а также возникновения эмоционального стресса, который, как правило, приводит к дезорганизации управления личностью [Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.,1966. , с.28 - 30].
Подросток, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии во время учебного процесса, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом, чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспринимается. При этом содержание воспринимаемого, мнемического и мыслительного материала усиливает, упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, как правило, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия. Поэтому подросток более подвержен влиянию эмоций, чем, как правило, взрослый.
Эмоциональное возбуждение в учебно-воспитательном процессе улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет – более трудных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом, - снижению уровня выполнения деятельности, учения.[ . Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.,1966., с. 49-53]
Познавательные потребности и учения приобретают для подростков определенный смысл, как необходимое и важное условие к будущей самостоятельной жизни. Но и здесь наблюдаются порой расхождение в целях и средствах. Стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением, как реакция на учебные неудачи или взаимоотношение с учителем. Эмоционально это выражается в переживаниях его которые маскируются, скрывая свое чувство самолюбия безразличием или равнодушием.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Это специфический вид эмоционального контакта. В сознании групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.
В переходном возрасте меняются представление о содержании таких понятий как “одиночество” и “уединение”. Одиночество и неприкаянность, связанное с возрастными трудностями личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находя то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.
При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе своих сверстников подкрепление самоуважения, признание своей человеческой ценности. Другому, важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются. Типичная черта подростковых групп чрезвычайно высокая комфортность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно не критически относятся к мнению собственно группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное «я» нуждается в сильном «мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «они». Причем все это должно быть грубо и зримо. Страстное желание быть «как все», распространяется на одежду, на эстетические вкусы, на стиль поведения. Нужно отметить, что коммуникативные черты и стиль общения девочек и мальчиков подростков не совсем одинаковы. Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Мальчик же прежде всего выбирает группу в которой ему интересно, и в которой он может проявить себя. Существенные половые различие имеются в уровне эмпатии и самораскрытия. Девочки в среднем эмоционально чувствительнее и эмоциональнее мальчиков, они превосходят их по потребности и способности к самораскрытию, передачи другим интимной и личностно-значимой информации. Стиль мышления тесно связан с особенностью воспитания. Девочек раньше и последовательнее приучают заботится о других, в частности о младших детях. Это делает их более эмоционально отзывчивыми и вместе с тем коммуникативно-ранимыми.
Застенчивость – самая распространенная трудность подростков. Они считают, что застенчивость нежелательное качество и стремятся от нее избавится. Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки используют ряд специфических хитростей и стратегических приемов. Чтобы преодолеть неуверенность в себе, подростки специально обрабатывают технику того, как «срезать», «отбрить» собеседника, проверяя ее на людях к которым не питают никакого зла и которые ничем не провоцируют подобное поведение. Отсюда окружающих иногда удивляет неоправданная грубость подростка, бравада, а порой и хамство, которое рассчитано на определенную аудиторию и в глазах самого подростка служит как бы самоутверждением. Совершение запрещенных действий, начиная с прогуливания уроков и кончая выпивкой и приемом наркотиков, также имеют свой 2-й план, расчитанный на воображаемую аудиторию. Вынужденный поддерживать свой «личный миф», подросток нередко сам запутывается и здесь ему необходима психолого-педагогическая помощь взрослых.
Информация о работе Исследование эмоциональной сферы подростка