Исследование эмоциональной сферы подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

В процессе своей деятельности я выявили, что проблема развития эмоциональной сферы подростка актуальна на современном этапе. Хорошо известно, что именно в подростковом периоде идет интенсивное ее развитие. Очень важно придавать большое значение развитию эмоций, чувств именно на начальных этапах становления человека. Нужно вести специальную работу на уроке и во внеурочное время, которая бы должным образом способствовала развитию эмоциональной сферы личности.

Содержание работы

Общая характеристика эмоций и чувств.
1. Эмоциональная сфера подростков.
2. Описание использованных методик.
3. Результаты исследования.
4. Заключение.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 83.51 Кб (Скачать файл)

нее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;

7)  предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; распространена групповая дружба;

8)   проявление гражданского чувства патриотизма.

 

3 Описание использованных методик.

 

Для исследования эмоциональной сферы подростков использовались следующие методики:

1 Четырехмодальностный эмоциональный опросник» Л.А. Рабинович (см. Приложение 1);

2 Шкала дифференциальных эмоций К. Изарда (см. Приложение 2);

3 Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма) Г. Айзенка (см. Приложение 3);

4 Модифицированный тест опросник эмпатических тенденций, разработанный           А. Мехрабиэном и Н. Эпштейном (см. Приложение 4);

Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович)

Описание теста и стимульный материал: методика направлена на выявление преобладающих у человека эмоций. Вопросы  этой  методики  помогают  выявлять  не  собственно  эмоции,  а  настроение, оптимизм или пессимизм, агрессивность и другие характеристики личности, что, собственно, было  предопределено  целью  создания  данного  опросника:  выявить  устойчивые эмоциональные переживания обследуемых. Поэтому данную методику в значительной мере можно рассматривать не как выявление в чистом виде переживаемых эмоций (радости, гнева, страха  и  печали),  а  как  склонность  субъекта  к  оптимистичности  или  пессимистичности,  к позитивному или негативному эмоциональному фону.

Это вопросник, в котором 46 вопросов; на них испытуемые могут дать 4 варианта ответа: «безусловно,  да»,  «пожалуй,  да»,  «пожалуй,  нет»  и  «безусловно,  нет». 

Ключ: Радость . «Да» – номера вопросов: 3, 9, 14, 18, 22, 24, 25, 28, 36, 37, 40, 43.

Гнев . «Да» – номера вопросов: 7, 8, 11, 13, 16, 19, 31, 32, 33, 35, 42, 44.

Страх . «Да» – номера вопросов: 1, 4, 5, 12, 15, 17, 23, 26, 30, 34, 45, 46.

Печаль . «Да» – номера вопросов: 2, 6, 10, 20, 21, 25, 27, 29, 37, 38, 39, 41.

Количество баллов за каждый ответ: «безусловно да» – 4, «пожалуй, да» – 3, «пожалуй, нет» – 1, «безусловно нет» – 0.

Обработка и интерпретация результатов: процедура  анкетирования  и  вычисления  индивидуальных  оценок  по  каждой  из модальностей такова. Перед анкетированием испытуемому вручается письменная инструкция, вопросник  и  бланк  для  ответов,  имеющий  4  графы,  соответствующие  4  вариантам  ответов.

Согласно  инструкции,  испытуемые  должны  заносить  номера  вопросов  в  те  графы  бланка ответов, которые им наиболее подходят. Ответы  испытуемых  оцениваются  экспериментатором  по  4-балльной  системе. Вычисление  индивидуальных  оценок  по  каждой  из  модальностей  состоит  в  суммировании количества ответов каждого из указанных вариантов, умножении их на то количество баллов, которым  данный  вариант  ответа  оценивается,  и  суммировании  баллов  всех  вариантов ответов.  Максимально  высокая  индивидуальная  оценка  по  каждой  из  модальностей  –  48 баллов, минимальная – 0.

Из-за  сложности  понимания  того,  как  подсчитывать  сумму  баллов,  засчитываемых  при ответах  «нет»,  все  вопросы  подобного  типа  переделаны  мною  с  отрицательных  ответов  на утвердительные.

 

Шкала дифференциальных эмоций К. Изарда

Описание теста и стимульный материал: данная методика исследует эмоциональную сферу личности по следующим шкалам: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Назначение теста – диагностика самочувствия испытуемого. Испытуемым предлагается оценить по 4-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает их самочувствие в данный момент, проставив подходящую цифру справа: «1» – совсем не подходит;  
«2» – пожалуй, верно; «3» – верно; «4» – совершенно верно».

 

  

1

Внимательный  

 

Концентрированный   

 

Собранный

 

2

Наслаждающийся 

 

Счастливый

 

Радостный

 

3

Удивленный 

 

Изумленный

 

Пораженный

 

4

Унылый

 

Печальный                          

 

Сломленный

 

5

Взбешенный

 

Гневный 

 

Безумный

 

6

Чувствующий неприязнь

 

Чувствующий отвращение

 

Чувствующий омерзение

 

7

Презрительный 

 

Пренебрегающий

 

Надменный

 

8

Пугающий  

 

Страшный 

 

Сеющий панику

 

9

Застенчивый

 

Робкий

 

Стыдливый

 

10

Сожалеющий 

 

Виноватый 

 

Раскаивающийся

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов:

Ключ к тесту:

Эмоция

1

Интерес 

2

Радость 

3

Удивление

Горе  

5

Гнев 

6

Отвращение  

7

Презрение

8

Страх  

Стыд

10

Вина





 

    
               

 

    
               

 

 

 

Ряд под №1 в тестовом материале соответствует эмоции №1 – Интерес и т.д. 

Обработка результатов теста: подсчитываются суммы баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в графу «сумма». Таким образом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, а именно:

K = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8), где 
K – самочувствие,

C1, C2, C3… – эмоция под  №1, №2, №3, №… соответственно. 

             Если показатель К больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному или гипертимному (с повышенным настроением) типу акцентуации человека,  
             Если К меньше 1 – самочувствие можно охарактеризовать как отрицательное или соответствующее дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека. [Дифференциальные шкалы эмоций (по К.Изарду) / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.226-227].

 

Методика «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма)»

Г. Айзенка.

 

Описание теста и стимульный материал: шкала представляет собой часть методики Г. Айзенка для измерения экстраверсии — интроверсии и нейротизма (форма А). Оставлены только вопросы, касающиеся нейротизма, и вопросы на скрытость — откровенность ответов. Невротизм (или нейротизм) — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Испытуемым предлагается ряд вопросов об особенностях их поведения и проявления эмоций. Отвечайте на вопросы нужно быстро, «да» (+) или «нет» (-). Опросник состоит из 33 вопросов.

Обработка и интерпретация результатов:

За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл. Полученные по каждой шкале баллы суммируются.

Ключ к опроснику: шкала эмоциональной стабильности: ответы «да» по вопросам 1, 2, 3,4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 30, 31, 33; шкала скрытости-откровенности: ответы «да» по вопросам 6, 10, 16, 24; ответы «нет»-12, 20,27,29,32.

Интерпретация:

Если опрашиваемый набрал по первой шкале 12 баллов и меньше, то он эмоционально стабилен, если 13-18 баллов — то средне стабилен, а если 19- 24 балла, то очень эмоционально нестабилен.

Если по второй шкале отвечающий набрал 5 и более баллов, то его ответы, считает Г. Айзенк, были не всегда искренними.

Данные свидетельствуют о том, что вопросы этой шкалы скорее всего показывают уровень самооценки себя как личности, а не искренность ответов. По крайней мере, высокие баллы по шкале искренности не мешали опрашиваемым искренне отвечать по шкале нейротизма, о чем говорят совпадения характеристик этих лиц со стороны других хорошо их знающих людей и связь высокого нейротизма со слабостью нервной системы.

 

Модифицированный тест опросник эмпатических тенденций, разработанный

А. Мехрабиэном и Н. Эпштейном

 

Описание теста и стимульный материал: методика направлена на исследование эмоциональной отзывчивости (эмпатии). Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — индивидуально-психологическое свойство человека, характеризующее его способность к сопереживанию, сочувствию, постижению эмоционального состояния других людей. Сопереживание — это принятие чувств, которые испытывает другой человек так, как если бы они были нашими собственными. Способность к эмпатии отчасти является социально обусловленной чертой характера, а отчасти — генетически предопределенной особенностью темперамента.

Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания; когнитивную, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.); поведенческую, т. е. действие с эмпатией; предикативную, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. Основные составляющие эмпатии — эмоциональная идентификация, личностная рефлексия, альтруистические формы поведения и общая положительная установка в общении с людьми.

Исследование с помощью теста-опросника эмпатических тенденций можно проводить в групповом варианте или предлагать ответить на него одному испытуемому.

Каждому участнику исследования раздается тест-опросник, представляющий собой 33 утверждения, отражающих те или иные ситуации, которые могут вызвать сочувствие, сопереживание при общении и взаимодействии с людьми, продуктами их деятельности, живой и неживой природой. Кроме того, каждый получает бланк для ответов, представляющий собой нумерацию соответствующих опроснику утверждений и два варианта возможных ответов «Да» и «Нет». Бланки для ответов желательно не подписывать, а особым образом пронумеровать, чтобы потом определить респондента, увеличив при этом его доверие.

Испытуемым предлагается прочитать утверждения, и по ходу чтения дать ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли бы возникнуть у них лично. Если их переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, ставится ответ «Да», а если они иные, то есть не соответствуют утверждению, то ответ «Нет».

Информация о работе Исследование эмоциональной сферы подростка