Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 12:58, контрольная работа
Описание работы
В процессе своей деятельности я выявили, что проблема развития эмоциональной сферы подростка актуальна на современном этапе. Хорошо известно, что именно в подростковом периоде идет интенсивное ее развитие. Очень важно придавать большое значение развитию эмоций, чувств именно на начальных этапах становления человека. Нужно вести специальную работу на уроке и во внеурочное время, которая бы должным образом способствовала развитию эмоциональной сферы личности.
Содержание работы
Общая характеристика эмоций и чувств. 1. Эмоциональная сфера подростков. 2. Описание использованных методик. 3. Результаты исследования. 4. Заключение.
нее переживают неодобрение
товарищей, чем неодобрение взрослых или
учителя; часто появляется страх быть
отверженным группой;
7) предъявление высоких требований
к дружбе, в основе которой лежит не совместная
игра, как у младших школьников, а общность
интересов, нравственных чувств; дружба
у подростков более избирательна и интимна,
более длительна; под влиянием дружбы
изменяются и подростки, правда, не всегда
в положительную сторону; распространена
групповая дружба;
8) проявление гражданского
чувства патриотизма.
3 Описание использованных методик.
Для исследования эмоциональной
сферы подростков использовались следующие
методики:
1 Четырехмодальностный эмоциональный
опросник» Л.А. Рабинович (см. Приложение
1);
2 Шкала дифференциальных эмоций
К. Изарда (см. Приложение 2);
3 Шкала эмоциональной стабильности
- нестабильности (нейротизма) Г. Айзенка
(см. Приложение 3);
4 Модифицированный тест опросник
эмпатических тенденций, разработанный
А. Мехрабиэном и Н. Эпштейном (см. Приложение
4);
Четырехмодальностный
эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович)
Описание теста и
стимульный материал: методика направлена на выявление
преобладающих у человека эмоций. Вопросы
этой методики помогают выявлять
не собственно эмоции, а настроение,
оптимизм или пессимизм, агрессивность
и другие характеристики личности, что,
собственно, было предопределено
целью создания данного опросника:
выявить устойчивые эмоциональные
переживания обследуемых. Поэтому данную
методику в значительной мере можно рассматривать
не как выявление в чистом виде переживаемых
эмоций (радости, гнева, страха и
печали), а как склонность
субъекта к оптимистичности
или пессимистичности, к позитивному
или негативному эмоциональному фону.
Это вопросник, в котором 46 вопросов;
на них испытуемые могут дать 4 варианта
ответа: «безусловно, да», «пожалуй,
да», «пожалуй, нет» и «безусловно,
нет».
Количество баллов за каждый
ответ: «безусловно да» – 4, «пожалуй, да»
– 3, «пожалуй, нет» – 1, «безусловно нет»
– 0.
Обработка и интерпретация
результатов: процедура анкетирования
и вычисления индивидуальных
оценок по каждой из модальностей
такова. Перед анкетированием испытуемому
вручается письменная инструкция, вопросник
и бланк для ответов, имеющий
4 графы, соответствующие 4
вариантам ответов.
Согласно инструкции,
испытуемые должны заносить
номера вопросов в те графы
бланка ответов, которые им наиболее подходят.
Ответы испытуемых оцениваются
экспериментатором по 4-балльной
системе. Вычисление индивидуальных
оценок по каждой из модальностей
состоит в суммировании количества
ответов каждого из указанных вариантов,
умножении их на то количество баллов,
которым данный вариант ответа
оценивается, и суммировании
баллов всех вариантов ответов.
Максимально высокая индивидуальная
оценка по каждой из модальностей
– 48 баллов, минимальная – 0.
Из-за сложности понимания
того, как подсчитывать сумму
баллов, засчитываемых при ответах
«нет», все вопросы подобного
типа переделаны мною с отрицательных
ответов на утвердительные.
Шкала дифференциальных
эмоций К. Изарда
Описание теста и
стимульный материал: данная методика исследует
эмоциональную сферу личности по следующим
шкалам: интерес, радость, удивление, горе,
гнев, отвращение, презрение, страх, стыд,
вина. Назначение теста – диагностика
самочувствия испытуемого. Испытуемым
предлагается оценить по 4-балльной шкале
то, в какой степени каждое понятие описывает
их самочувствие в данный момент, проставив
подходящую цифру справа: «1» – совсем
не подходит;
«2» – пожалуй, верно; «3» – верно; «4» –
совершенно верно».
1
Внимательный
Концентрированный
Собранный
2
Наслаждающийся
Счастливый
Радостный
3
Удивленный
Изумленный
Пораженный
4
Унылый
Печальный
Сломленный
5
Взбешенный
Гневный
Безумный
6
Чувствующий неприязнь
Чувствующий отвращение
Чувствующий омерзение
7
Презрительный
Пренебрегающий
Надменный
8
Пугающий
Страшный
Сеющий панику
9
Застенчивый
Робкий
Стыдливый
10
Сожалеющий
Виноватый
Раскаивающийся
Обработка и интерпретация
результатов:
Ключ к тесту:
№
Эмоция
1
Интерес
2
Радость
3
Удивление
4
Горе
5
Гнев
6
Отвращение
7
Презрение
8
Страх
9
Стыд
10
Вина
Ряд под №1 в тестовом материале
соответствует эмоции №1 – Интерес и т.д.
Обработка результатов теста: подсчитываются
суммы баллов по каждой строке, и эти значения
проставляются в графу «сумма». Таким
образом обнаруживаются доминирующие
эмоции, позволяющие качественно описать
самочувствие обследуемого человека в
отношении к определяемому типу его характера.
В этой связи полезно дополнительно сравнить
результаты сложения сумм отдельных эмоций,
а именно:
K = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7
+ C8), где
K – самочувствие,
C1, C2, C3… – эмоция под
№1, №2, №3, №… соответственно.
Если показатель К больше 1, то самочувствие
в целом более отвечает положительному
или гипертимному (с повышенным настроением)
типу акцентуации человека,
Если К меньше 1 – самочувствие можно охарактеризовать
как отрицательное или соответствующее
дистимному (с пониженным настроением)
типу акцентуации характера человека. [Дифференциальные
шкалы эмоций (по К.Изарду) / Елисеев О.П.
Практикум по психологии личности – СПб.,
2003. С.226-227].
Описание теста и
стимульный материал: шкала представляет собой часть
методики Г. Айзенка для измерения экстраверсии
— интроверсии и нейротизма (форма А).
Оставлены только вопросы, касающиеся
нейротизма, и вопросы на скрытость —
откровенность ответов. Невротизм (или нейротизм) —
описывает некоторое свойство-состояние,
характеризующее человека со стороны
эмоциональной устойчивости, тревожности,
уровня самоуважения и возможных вегетативных
расстройств. Фактор этот также биполярен
и образует шкалу, на одном полюсе которой
находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной
устойчивостью, зрелостью и прекрасной
адаптированностью, а на другом — чрезвычайно
нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный
тип. Большая часть людей располагаются
между этими полюсами, ближе к середине
(согласно нормальному распределению).
Эмоциональная устойчивость
- черта, выражающая сохранение организованного
поведения, ситуативной целенаправленности
в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально
устойчивый человек характеризуется зрелостью,
отличной адаптацией, отсутствием большой
напряженности, беспокойства, а так же
склонностью к лидерству, общительности.
Нейротизм выражается в чрезвычайной
нервности, неустойчивости, плохой адаптации,
склонности к быстрой смене настроений
(лабильности), чувстве виновности и беспокойства,
озабоченности, депрессивных реакциях,
рассеянности внимания, неустойчивости
в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует
эмоциональность, импульсивность; неровность
в контактах с людьми, изменчивость интересов,
неуверенность в себе, выраженная чувствительность,
впечатлительность, склонность к раздражительности.
Нейротическая личность характеризуется
неадекватно сильными реакциями по отношению
к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими
показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных
стрессовых ситуациях может развиться
невроз.
Испытуемым предлагается
ряд вопросов об особенностях их поведения
и проявления эмоций. Отвечайте на вопросы
нужно быстро, «да» (+) или «нет» (-). Опросник
состоит из 33 вопросов.
Обработка и интерпретация
результатов:
За каждый ответ, совпадающий
с ключом, ставится 1 балл. Полученные по
каждой шкале баллы суммируются.
Ключ к опроснику: шкала эмоциональной
стабильности: ответы «да» по вопросам
1, 2, 3,4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 25, 26,
28, 30, 31, 33; шкала скрытости-откровенности:
ответы «да» по вопросам 6, 10, 16, 24; ответы
«нет»-12, 20,27,29,32.
Интерпретация:
Если опрашиваемый набрал по
первой шкале 12 баллов и меньше, то он эмоционально
стабилен, если 13-18 баллов — то средне
стабилен, а если 19- 24 балла, то очень эмоционально
нестабилен.
Если по второй шкале отвечающий
набрал 5 и более баллов, то его ответы,
считает Г. Айзенк, были не всегда искренними.
Данные свидетельствуют о том,
что вопросы этой шкалы скорее всего показывают
уровень самооценки себя как личности,
а не искренность ответов. По крайней мере,
высокие баллы по шкале искренности не
мешали опрашиваемым искренне отвечать
по шкале нейротизма, о чем говорят совпадения
характеристик этих лиц со стороны других
хорошо их знающих людей и связь высокого
нейротизма со слабостью нервной системы.
Модифицированный
тест опросник эмпатических тенденций,
разработанный
А. Мехрабиэном и
Н. Эпштейном
Описание теста и
стимульный материал: методика направлена на исследование
эмоциональной отзывчивости (эмпатии).
Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание)
— индивидуально-психологическое свойство
человека, характеризующее его способность
к сопереживанию, сочувствию, постижению
эмоционального состояния других людей.
Сопереживание — это принятие чувств,
которые испытывает другой человек так,
как если бы они были нашими собственными.
Способность к эмпатии отчасти является
социально обусловленной чертой характера,
а отчасти — генетически предопределенной
особенностью темперамента.
Различают эмоциональную эмпатию,
основанную на механизмах проекции и подражания;
когнитивную, базирующуюся на интеллектуальных
процессах (сравнение, аналогия и т. п.);
поведенческую, т. е. действие с эмпатией;
предикативную, проявляющуюся как способность
человека предсказывать аффективные реакции
другого в конкретных ситуациях. В качестве
особых форм эмпатии выделяют сопереживание
— переживание субъектом тех же эмоциональных
состояний, которые испытывает другой
человек, через отождествление с ним, и
сочувствие — переживание собственных
эмоциональных состояний по поводу чувств
другого человека. Основные составляющие
эмпатии — эмоциональная идентификация,
личностная рефлексия, альтруистические
формы поведения и общая положительная
установка в общении с людьми.
Исследование с помощью теста-опросника
эмпатических тенденций можно проводить
в групповом варианте или предлагать ответить
на него одному испытуемому.
Каждому участнику исследования
раздается тест-опросник, представляющий
собой 33 утверждения, отражающих те или
иные ситуации, которые могут вызвать
сочувствие, сопереживание при общении
и взаимодействии с людьми, продуктами
их деятельности, живой и неживой природой.
Кроме того, каждый получает бланк для
ответов, представляющий собой нумерацию
соответствующих опроснику утверждений
и два варианта возможных ответов «Да»
и «Нет». Бланки для ответов желательно
не подписывать, а особым образом пронумеровать,
чтобы потом определить респондента, увеличив
при этом его доверие.
Испытуемым предлагается прочитать
утверждения, и по ходу чтения дать ответ,
вспоминая или предполагая, какие чувства
в подобной ситуации возникали или могли
бы возникнуть у них лично. Если их переживания,
мысли, реакции соответствуют тем, что
предложены в утверждении, то в бланке
ответов против соответствующего номера,
совпадающего с номером утверждения, ставится
ответ «Да», а если они иные, то есть не
соответствуют утверждению, то ответ «Нет».