Обработка и интерпретация
результатов: цель обработки результатов
–получение индекса эмпатийности (или
эмпатических тенденций) испытуемого.
Чтобы получить индекс эмпатийности,
нужно подсчитать количество ответов,
совпадающих со следующим «ключом».
«Да» - 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19,
25, 26, 27, 29, 31;
«Нет» - 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21,
22, 23, 24, 28, 30, 32, 33.
Таким образом, индекс эмпатийности
(Иэ) является суммой совпадений ответов
по вопросам-утверждениям, предполагающим
ответ «Да», и по вопросам-утверждениям,
предполагающим ответ «Нет».
Для определения уровня эмпатических
тенденций предлагается таблица интерпретации
индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов.
Пол |
Уровни эмпатических тенденций |
высокий |
средний |
низкий |
Мальчики |
33-25 |
24-17 |
16-8 |
Девочки |
33-29 |
28-22 |
21-12 |
Если индекс эмпатичности оказался
меньше предложенного для интерпретации
в таблице, то испытуемого следует попросить
еще раз ответить на вопросы теста, снова
объяснив условия его выполнения. При
повторном тестировании важно понаблюдать
за реакцией отвечающего, чтобы убедиться
в адекватности тестовой диагностики.
В случае повторения результата уровень
эмпатических тенденций считают очень
низким.
Эмоциональная отзывчивость
на переживания других, называемая в психологии
эмпатией, относится к высшим нравственным
чувствам. Эмпатия в форме сочувствия
или сопереживания, будь то сорадование
или сопечаливание, связана с умением
человека «проникать» в чувственный мир
других. В разнообразных жизненных ситуациях
эмоциональный отклик зависит от адекватности
восприятия переживаний людей и эмоций
животных, а также от представления о вызвавших
их причинах. Такая отзывчивость становится
побудительной силой, направленной на
оказание помощи. Поэтому при анализе
результатов исследования нужно учитывать
влияние социокультурных традиций. Обычно
мальчики в какой-то мере скрывают свои
переживания и не всегда склонны их рефлексировать,
потому в таблице для интерпретации показателей
из уровни эмпатических-тенденций у мальчиков
и девочек различаются.
Развитие эмоциональной отзывчивости
зависит от многих факторов, среди которых:
степень актуализации потребности в благополучии
других людей, умение правильно «считывать»
невербальную информацию о состоянии
человека или животного по их позе, мимике,
жестам, интонациям голоса и т.п., а также
от жизненного опыта, характера воспитания
в семье, школе и жизненных условий.
По всей вероятности, непосредственный
эмоциональный отклик определяется направленностью
личности, которая выражается эмпатическими
тенденциями, определяемыми тестом-опросником.
В случае низкого уровня эмпатических
тенденций важно проанализировать вышеобозначенные
факторы ипродумать мероприятия, позволяющие
«раскрепостить» и развить эмоциональную
отзывчивость, столь необходимую в педагогической
деятельности будущего учителя.
Внимание следует обратить
и на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических
тенденций, с коэффициентами 30-33, понаблюдать
за особенностями отношений с ними товарищей
по учебе. Для эмоционально отзывчивых
важно умение отстоять себя в условиях
столкновения с индивидуализмом, себялюбием,
корыстолюбием других людей. Нужна программа
выработки приемов эмоциональной защиты
и дифференцированное отношение к соперникам.
4 Результаты исследования.
В исследовании принимали участие
4 подростка: Корнеева Катя, 12 лет; Вавилюк
Роман, 13 лет; Рябова Полина, 12 лет; Андреюк
Максим, 14 лет.
По методике «Четырехмодальностный
эмоциональный опросник» Л.А. Рабинович»
были получены следующие результаты:
Основываясь на результатах
исследования, можно сказать, что испытуемые
склонны в большей степени испытывать
такие эмоции, как «радость» и «гнев» и
в меньшей степени «страх» и «печаль».
Это говорит о высоком уровне оптимизма
и агрессивности.
По методике «Шкала дифференциальных
эмоций К. Изарда были получены следующие
результаты:
№ |
Эмоция |
Катя |
Рома |
Полина |
Максим |
1 |
Интерес |
9 |
9 |
9 |
9 |
2 |
Радость |
9 |
10 |
8 |
12 |
3 |
Удивление |
5 |
3 |
5 |
5 |
4 |
Горе |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
Гнев |
3 |
6 |
3 |
9 |
6 |
Отвращение |
4 |
8 |
4 |
8 |
7 |
Презрение |
5 |
8 |
4 |
8 |
8 |
Страх |
3 |
7 |
3 |
7 |
9 |
Стыд |
3 |
3 |
8 |
3 |
10 |
Вина |
4 |
8 |
9 |
7 |
К (Катя) = ( 9 + 9 + 5 + 3 + 4 ) / ( 4 + 3 +
4 + 5 + 3 ) = 1,35 – гипертимный тип акцентуации;
К (Катя) = ( 9 + 9 + 5 + 3 + 4 ) / ( 4 + 3 +
4 + 5 + 3 ) = 1,35 – гипертимный тип акцентуации;
К (Рома) = (9 + 10 + 3 + 3 + 8 ) / ( 4 + 6 +
8 + 8 + 7 ) = 1 – нормальное самочувствие;
К (Полина) = (9 + 8 + 5 + 8 + 9 ) / ( 4 +
3 + 4 + 4 + 3 ) = 2,2 – гипертимный тип;
К (Максим) = ( 9 + 12 + 5 + 3 + 7 ) / ( 3
+ 9 + 8 + 8 + 7 ) = 1,03 – гипертимный тип.
3 По методике «Шкала эмоциональной
стабильности - нестабильности (нейротизма)
Г. Айзенка» были получены следующие результаты:
4 Модифицированный тест опросник
эмпатических тенденций, разработанный
А. Мехрабиэном и Н. Эпштейном (см. Приложение
4);
Пол |
Уровни эмпатических тенденций |
высокий |
средний |
низкий |
Мальчики |
33-25 |
24-17 |
16-8 |
Девочки |
33-29 |
28-22 |
21-12 |
Пол |
Уровни эмпатических тенденций |
высокий |
средний |
низкий |
Катя |
|
23 |
|
Рома |
|
|
|
Полина |
|
|
|
Максим |
|
|
|
Заключение
Личность человека как
субъекта практической и теоретической
деятельности, который познает и изменяет
мир, окружающую природу, общество и является
движущей силой общественного развития.
Действуя он не только производит те или
иные изменения в природе, в предметном
мире, но и воздействует на других людей
и сам испытывает воздействие от окружающего.
Он переживает то, что с ним происходит,
им совершается, он относится определенным
чувственным образом к тому, что его окружает.
Переживание этого человека к окружающему,
его отношение к миру, людям, обществу
и составляет его эмоциональную сферу.
Эмоциональная сфера человека в процессе
развития переживает несколько стадий.
Начиная от младенчества, до взрослого
состояния эмоциональная сфера постоянно
совершенствуется и достигает самых высоких
порогов чувствительности. Особенно это
можно отметить при воспитании подростка.
Если в более младшем возрасте эмоциональное
состояние ребенка зависимо от удовлетворения
своих потребностей и оценки взрослого,
то в этот период развития и становления
личности подросток начинает самостоятельно
контролировать свои эмоции. Изучая эту
тему, я для себя открыла много нового
и неизвестного. Будучи на практике в школе
и работая с подростками я встречалась
с подобными проявлениями эмоций. Раньше
мне не всегда были понятны эти проявления
и я не могла дать им объяснение. В результате
изученного материала, анализирую свою
деятельность в школе, я могу объяснить
свои ошибки и недостатки, и поведение
подростков.
Мы сделала вывод, что эмоции
это корень всего нашего жизненного состояния,
общения, развития и существования в этом
мире, так как мы реагируем на мир через
свои эмоции.
В процессе своей деятельности
я выявили, что проблема развития эмоциональной
сферы подростка актуальна на современном
этапе. Хорошо известно, что именно в подростковом
периоде идет интенсивное ее развитие.
Очень важно придавать большое значение
развитию эмоций, чувств именно на начальных
этапах становления человека. Нужно вести
специальную работу на уроке и во внеурочное
время, которая бы должным образом способствовала
развитию эмоциональной сферы личности.
В процессе своей работы мы
выявили, что развитию эмоциональной сферы
не уделяется должного внимания. На уроке
учитель должен контролировать себя и
свои действия. Он должен обеспечить такую
обстановку, чтобы происходило гармоничное
развитие личности без эмоциональных
вспышек. Во внеучебной деятельности учителю
следует чаще использовать игры, тренинги,
упражнения, беседы, способствующие поднятию
настроения, предотвращению конфликтных
ситуаций и т.д.
Таким образом, рекомендуется
использовать предложенную систему работы
в среднем звене школы и внимательнее
относиться к проблеме развития эмоциональной
сферы.
Левитов Н.Д. О психических состоянииях
человека. М., 1964.
Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М.,
1968.
Симонов П.В. Теория отражения и психоотрицания
эмоций. М., 1971.
Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма
отражения действительности. М., 1971.
Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1961.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства.
2. Изард К.Э. Эмоции человека.
Спб., 1980.
3. Изард К.Э. Психология эмоций.
Спб.; М.; Харьков, 2000.
4. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства
как формы отражения действительности.
М.,1971.
5. Васильев И.А. Эмоции
и мышление. М.,1980.
6. Якобсон П.М. Эмоциональная
жизнь школьника. М.,1966.
7. Додонов Б.И. Эмоция как
ценность. М., 1978.
8. Психология. Словарь./Под
общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
М.,1990.
9. Ананьев Б.Г. О проблемах
современного человекознания. М.,1977.
10. Рейковский Я. Экспериментальная
психология эмоций. М., 1979.
11. БреславГ.М. Эмоциональные
особенности формирования личности в
детстве. М.,1990.
12. Психология современного
подростка./Под ред. Д.И.Фельдштейна.
М.,1987.
13. Учителям и родителям
о психологии подростка./Под ред.
Г.Г. Аракелова.М.,1990.
14. Формирование личности
в переходный период от подросткового
к юношескому возрасту./Под ред. И.В.Дубровиной.
М.,1987.
15. Бодалев А.А. Восприятие и
понимание человека человеком. М.,1982.
16. Божович Е.Д. Психологические
особенности развития личности подростка.
М.,1979.
17. Ожёгов С.И и Шингарова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка. М.,1999.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность.
Сознание. Личность. М.,1977.
19. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие
представлений детей об эмоциях в онтогенезе.//Вопросы
психологии. 1999. №3.
20. Гордеева О.В. Развитие
языка эмоций у детей.//Вопросы
психологии. 1995. №2.
22. Гордеева О.В. Развитие
у детей представления об амбивалентности
эмоций.// Вопросы психологии.1994.№6.
21. Злобин А.Т. К классификации
эмоций.//Вопросы психологии. 1991.№4.
22. Люсин Д.В. Эмпирический
анализ категоризации эмоций.//Вопросы
психологии.1999.№2.
23. Туревская Р.А. К вопросу о
смысловой организации переживаний в
подростковом и юношеском возрасте.//Вестник
МГУ, сер. Психология. 1992.№4.