Исследование мышления умственно отсталых школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
Уточнить понятие мышления с точки зрения психического процесса, его физиологическую основу, виды и основные характеристики, операции.
Изучить онтогенез мыслительной деятельности у детей.
Исследовать понятие, причины и классификации умственной отсталости детей.
Провести анализ своеобразия мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Организовать и провести исследование уровня развития детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
Проанализировать результаты обследования с точки зрения подтверждения гипотезы.

Содержание работы

Введение _____________________________________________________4
Глава I Теоретические основы исследования процесса мышления умственно отсталых младших школьников
Мышление как психический процесс. Виды мышления ._________6
Особенности мышления детей младшего школьного возраста в норме________________________________________________________18
История изучения, определение понятия, причины нарушений интеллектуального развития у детей______________________________22
Особенности формирования мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости____________________________________________________26
Выводы по I главе______________________________________________33
Глава II Экспериментальная работа по исследованию мышления умственно отсталых младших дошкольников
2.1 Организация исследования особенностей мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью______________________________________________35
Исследование уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста____________________________________36
Анализ результатов исследования уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью____________________________________________________41
Выводы по II главе______________________________________________43
Заключение____________________________________________________45
Библиографический список_______________________________________47

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Заключение

 

В соответствии с поставленными задачами исследования было выяснено, что мышление – это сложный познавательный психический процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Мышление имеет целенаправленный характер, то есть непременно направлено на решение какой-либо задачи. При этом средствами решения этой задачи выступают мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.

Исходя из формы мыслительной деятельности (с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или во внутреннем плане, при помощи слов) выделяют виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Переход от низших к высшим генетическим ступеням развития мышления выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении уровня всех тех, которые возникли на предшествующих ступенях. Развивается не мышление само по себе, а человек, и по мере того как он поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимаются все стороны его сознания, все аспекты его мышления.

В ходе дальнейшего исследования, было выяснено, что мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

Далее были исследованы история изучения, определены понятия об интеллектуальных недостатков и причины их появления. Было выяснено, что в настоящее время под интеллектуальной недостаточностью, или умственной отсталостью понимают стойкое, необратимое нарушение психического (в первую очередь интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением мозга.

Причинами, вызывающими у ребенка умственную отсталость могут быть внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы. Внешние могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождений ребенка и в первые месяцы или годы его жизни.

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени начала ее воздействия. Чем в более ранние сроки у ребенка возникло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия.

Далее было выяснено, что развитие мышления детей с интеллектуальной недостаточностью подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития этого процесса у умственно отсталых детей. В целом, мышление детей этой категории характеризуется тугоподвижностью, которая проявляется в трудностях актуализации и привлечения знаний, необходимых для решения задач.

В соответствии с задачами исследования было организовано и проведено обследование уровня развития мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью. Для этого были подобраны методики, направленные на изучение уровня развития всех видов мыслительной деятельности, выбор методик обусловлен особенностями психического и речевого развития детей данной категории. 

Проведенное обследование уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что мышление детей этой категории отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием.  

Библиографический список

 

1

Венгер Л. А.  Восприятие и обучение. М., 1969. – 340с.

2

Венгер Л. А., Мухина В. С. Основные закономерности психического развития ребенка.— Дошкольное воспитание, 1973 № 5 с 29—38-№ 6, с. 32—39.

3

Выготский Л. С.  Мышление и речь. // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. – Т. 2. —361 с.

4

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т., т.3: Проблемы развития психики, т.4: Детская психология, т.5: Дефектология / Л.В. Выготский. – М.Педагогика.

5

Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.

6

Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой. — М 1980.

7

Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. — М., 1987.

8

Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М., 2002

9

Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. —Л., 1986.

10

Мухина  В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество., М., 1999 г.

11

Мухина В. С.  Психология детства и отрочества. М., 1998. – 488 с.

12

Назарова Н.М. Специальная педагогика. М., 2002г.

13

Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. — М., 1963

14

Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1988.

15

Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. — М., 2002.

16

Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и  Г. В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. – 624с.

17

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998. -160 с

18

Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н. Головиной. — М., 1977.

19

Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. М., 1998г.

20

Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978.

21

Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.—142 с.

22

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.—704 с.

23

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.— 416 с.

24

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М 1986.

25

Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. — М., 1966

26

Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.:Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.

27

Стребелева Е. А.  Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2004. – 184 с.

28

Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М. С. Певзнер, К. С.Лебединской. — М., 1979


 

 

 

 

 

Приложение 1

Коррекционная работа по развитию мышления умственно отсталых младших школьников

Работа над развитием всех форм мышления умственно отсталых школьников — одно из основных направлений коррекционной работы и является важнейшим фактором, способствующим продвижению детей в плане познавательной деятельности. Эта работа необходима для социальной адаптации в широком понимании этого термина [19].

В специальную коррекционную школу дети приходят с разным уровнем общего психического развития, недостатками развития всех форм мышления. Поэтому необходимо организовать работу так, чтобы были затронуты все его разновидности и мыслительные процессы.

Самым эффективным способом развития наглядно-действенного мышления является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы каждом классе был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, металлических, деревянных и др.) [27].

Развитию этого этапа мышления способствуют задания и упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, чтобы получить другую фигуру), а также задания с ножницами и бумагой.

Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.

Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

- «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех (для этого упражнения удобно использовать карточки лото);

- придумывание недостающих частей  рассказа, когда одна из них  пропущена (начало события, середина  или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию;

- загадки и логические задачи, головоломки, многочисленные примеры которых можно найти в разнообразных методических пособиях.

 

 

 


 



Информация о работе Исследование мышления умственно отсталых школьников