Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:21, курсовая работа
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
Уточнить понятие мышления с точки зрения психического процесса, его физиологическую основу, виды и основные характеристики, операции.
Изучить онтогенез мыслительной деятельности у детей.
Исследовать понятие, причины и классификации умственной отсталости детей.
Провести анализ своеобразия мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Организовать и провести исследование уровня развития детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
Проанализировать результаты обследования с точки зрения подтверждения гипотезы.
Введение _____________________________________________________4
Глава I Теоретические основы исследования процесса мышления умственно отсталых младших школьников
Мышление как психический процесс. Виды мышления ._________6
Особенности мышления детей младшего школьного возраста в норме________________________________________________________18
История изучения, определение понятия, причины нарушений интеллектуального развития у детей______________________________22
Особенности формирования мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости____________________________________________________26
Выводы по I главе______________________________________________33
Глава II Экспериментальная работа по исследованию мышления умственно отсталых младших дошкольников
2.1 Организация исследования особенностей мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью______________________________________________35
Исследование уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста____________________________________36
Анализ результатов исследования уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью____________________________________________________41
Выводы по II главе______________________________________________43
Заключение____________________________________________________45
Библиографический список_______________________________________47
Заключение
В соответствии с поставленными задачами исследования было выяснено, что мышление – это сложный познавательный психический процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Мышление имеет целенаправленный характер, то есть непременно направлено на решение какой-либо задачи. При этом средствами решения этой задачи выступают мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.
Исходя из формы мыслительной деятельности (с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или во внутреннем плане, при помощи слов) выделяют виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Переход от низших к высшим генетическим ступеням развития мышления выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении уровня всех тех, которые возникли на предшествующих ступенях. Развивается не мышление само по себе, а человек, и по мере того как он поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимаются все стороны его сознания, все аспекты его мышления.
В ходе дальнейшего исследования, было выяснено, что мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
Далее были исследованы история изучения, определены понятия об интеллектуальных недостатков и причины их появления. Было выяснено, что в настоящее время под интеллектуальной недостаточностью, или умственной отсталостью понимают стойкое, необратимое нарушение психического (в первую очередь интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением мозга.
Причинами, вызывающими у ребенка умственную отсталость могут быть внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы. Внешние могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождений ребенка и в первые месяцы или годы его жизни.
Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени начала ее воздействия. Чем в более ранние сроки у ребенка возникло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия.
Далее было выяснено, что развитие мышления детей с интеллектуальной недостаточностью подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития этого процесса у умственно отсталых детей. В целом, мышление детей этой категории характеризуется тугоподвижностью, которая проявляется в трудностях актуализации и привлечения знаний, необходимых для решения задач.
В соответствии с задачами исследования было организовано и проведено обследование уровня развития мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью. Для этого были подобраны методики, направленные на изучение уровня развития всех видов мыслительной деятельности, выбор методик обусловлен особенностями психического и речевого развития детей данной категории.
Проведенное обследование уровня развития
мыслительной деятельности детей младшего
школьного возраста, имеющих интеллектуальную
недостаточность подтвердило выдвинутую
гипотезу о том, что мышление детей этой
категории отличается выраженным своеобразием
и особенностями развития по сравнению
с мышлением детей с нормальным психическим
развитием.
Библиографический список
1 |
Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. – 340с. |
2 |
Венгер Л. А., Мухина В. С. Основные закономерности психического развития ребенка.— Дошкольное воспитание, 1973 № 5 с 29—38-№ 6, с. 32—39. |
3 |
Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. – Т. 2. —361 с. |
4 |
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т., т.3: Проблемы развития психики, т.4: Детская психология, т.5: Дефектология / Л.В. Выготский. – М.Педагогика. |
5 |
Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с. |
6 |
Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой. — М 1980. |
7 |
Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. — М., 1987. |
8 |
Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М., 2002 |
9 |
Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. —Л., 1986. |
10 |
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество., М., 1999 г. |
11 |
Мухина В. С. Психология детства и отрочества. М., 1998. – 488 с. |
12 |
Назарова Н.М. Специальная педагогика. М., 2002г. |
13 |
Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. — М., 1963 |
14 |
Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1988. |
15 |
Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. — М., 2002. |
16 |
Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. – 624с. |
17 |
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998. -160 с |
18 |
Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н. Головиной. — М., 1977. |
19 |
Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. М., 1998г. |
20 |
Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978. |
21 |
Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.—142 с. |
22 |
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.—704 с. |
23 |
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.— 416 с. |
24 |
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М 1986. |
25 |
Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. — М., 1966 |
26 |
Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.:Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с. |
27 |
Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2004. – 184 с. |
28 |
Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М. С. Певзнер, К. С.Лебединской. — М., 1979 |
Приложение 1
Коррекционная работа по развитию мышления умственно отсталых младших школьников
Работа над развитием всех форм мышления умственно отсталых школьников — одно из основных направлений коррекционной работы и является важнейшим фактором, способствующим продвижению детей в плане познавательной деятельности. Эта работа необходима для социальной адаптации в широком понимании этого термина [19].
В специальную коррекционную школу дети приходят с разным уровнем общего психического развития, недостатками развития всех форм мышления. Поэтому необходимо организовать работу так, чтобы были затронуты все его разновидности и мыслительные процессы.
Самым эффективным способом развития наглядно-действенного мышления является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы каждом классе был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, металлических, деревянных и др.) [27].
Развитию этого этапа мышления способствуют задания и упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, чтобы получить другую фигуру), а также задания с ножницами и бумагой.
Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.
Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:
- «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех (для этого упражнения удобно использовать карточки лото);
- придумывание недостающих
- загадки и логические задачи, головоломки, многочисленные примеры которых можно найти в разнообразных методических пособиях.
Информация о работе Исследование мышления умственно отсталых школьников