Исследование психологических явлений в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение психологических явлений на примере коллектива ООО «Ямбурггаздобыча», создание выводов и предложений по использованию психологических особенностей малых групп для совершенствования и упаравления коллективом в данной организации. Задача: рассмотрение сущности психологических явлений малых групп и их значение.

Файлы: 1 файл

Курсач основа.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

1. Введение

 

 

Интерес к исследованию малых групп  возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться  проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и  среды ее формирования.

Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием или общей целью. Примерами малых групп являются семья, учебные группы, спортивные и воинские команды, небольшие трудовые коллективы, группы друзей и т.д. Очевидным является тот простой факт, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

Менеджеру важно учитывать психологию малых групп, так как большинство задач, встающих перед людьми, требуют коллективных усилий. Совместно несколько человек могут достичь результатов, которых даже ценой неимоверного напряжения сил никогда бы не смог достичь человек в одиночку. Как бы ни был талантлив, усерден, умен или силен человек, его возможности достичь значительных целей чрезвычайно ограничены. И сейчас, пытаясь выполнить даже не сложную задачу, человек думает о том, как найти, организовать и заинтересовать людей, составить тот коллективный ум, ту общую силу, которой по плечу выполнение задуманного. “Чувство локтя” и дух соревнования, конкуренция или влияние лидера стимулируют индивидуальные усилия каждого, позволяя достигать той продуктивности, которая невозможна в одиночку. Работа в группе благотворно сказывается на индивидуальной результативности, при совместной деятельности идентичные проблемы решаются лучше, чем при их индивидуальном решении, что в группе индивид совершает меньше ошибок и демонстрирует более высокую скорость решения задач и т.д.

Изучая психологические особенности  малых  групп мы получаем возможность  частично управлять коллективом для достижения целей организации и выполнения различных задач.

Актуальность проблемы исследования психологических явлений малых групп - очевидна. Ведь без знания психологических особенностей группы невозможно эффективное управление коллективом, то есть прибыльная деятельность организации, особенно в наше быстроменяющееся время.

Целью курсовой работы является изучение психологических явлений на примере коллектива ООО «Ямбурггаздобыча», создание выводов и предложений по использованию психологических особенностей малых групп для совершенствования и упаравления коллективом в данной организации. Задача: рассмотрение сущности психологических явлений малых групп и их значение.

 

2. Феномен лидерства в малых группах

 

 

При характеристике и  изучении малых   групп, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства является одной из кардинальных проблем социальной психологии.

Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной   деятельности,   направленной   на удовлетворение интересов данного сообщества. В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

Термин «лидер» имеет два  значения: индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер   служит   образцом   для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной   субъективности   (т.е. идеальном представлении других членов группы).

 Второй вариант лидером определяет  лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.

Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную системную направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые   успешно   используются   на практике.

     Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в   самоорганизации,   упорядочении   поведения отдельных элементов системы   в   целях   обеспечения   ее   жизненной   и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется   через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи) распределение функций и   ролей,   и   прежде   всего,   через   выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют   иерархической,   пирамидальной   организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер.

     Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью. В системах с низкой групповой интеграцией, высокой   степенью   автономии различных уровней организации и свободы отдельных элементов, функции лидера развиты слабо. По мере усиления потребности системы и самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей, потребность в лидере и спецификация его   функций повышаются.

Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально - психологическим феноменом,   в   котором,   определенным образом, фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития,   имеющие   не   только   психологическую   или   эмоционально - психологическую, но в первую очередь социальную и классовую природу и сущность. Попытки вывести лидерство из чисто психологических отношений между членами малых групп и противопоставить его руководству как процессу, имеющему исключительно социальную и политическую природу, характерны для современной американской социальной психологии, которая рассматривает малые группы в основном в качестве эмоционально-психологической общности людей.

     Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом   в   общее   дело,   развитостью   чувства   долга   и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации, т. е. в ее структуре. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов. Одна из важных особенностей структуры - ее гибкость и динамичность. Это значит, что в условиях социалистического общества в процессе общественно полезной деятельности для каждого члена группы всегда открыта возможность изменить свой статус в лучшую сторону, приобрести уважение, авторитет и признание товарищей.

Лидерство - сложный   социально-психологический   процесс   группового развития,   в   результате   которого   и   происходит   возникновение   и дифференциация   групповой   структуры,   ее   оптимизация   и   непрерывное совершенствование. Ошибочно как отождествлять лидерство и руководство в группе, так и противопоставлять их.

Как отмечают современные исследователи, лидерство и руководство - это персонифицированные формы   социального взаимодействия и интеграции всех механизмов и способов социально - психологического воздействия для достижения максимального эффекта в групповой деятельности. Если феномен лидерства по своей природе связан, прежде всего,   с   регулированием   межличностных отношений, носящих неоформленный   характер,   то   руководство   является носителем функций и средством регулирования официальных отношений в рамках социальной организации.

В своих работах Г. М. Андреева описала, что лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния на поведение других. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Феномен лидерства может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Следовательно, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться.

Лидерство в организации - это отношения руководителя и подчиненных, подчиненного и его коллег(как малой группы). Лидер передает своему окружению   знания,   моральные   ценности.   Личные достоинства лидера - образец для подражания,   предмет уважения. Поэтому нравственный облик лидера привлекает внимание и   играет немалую роль в его успехе или неудачах.   В   информационном   обществе   все   труднее   скрыть   дефекты личности лидера и, наоборот, легче показать его достоинства.

Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели сами по себе не превращают участника коллектива в лидера. Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это уже проблема его собственного обучения и воспитания.   Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить   необходимые задачи,   сформулировать   сплачивающую группу программу - таковы современные требования к лидеру.

      Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию,   выделять   задачи,   нуждающиеся   в   первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач.   Мысль   о   том,   что   главная отличительная черта способного организатора состоит в   умении   быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу.

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально- психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь группы к своему лидеру.

  Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета,   готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

      Структура механизмов воздействия лидеров на группу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, - модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо   отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.

Лидерство — это процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый лидером, который наделен определенной властью.

         В малой группе   роль   лидера   заключается   в   сплочении   ее участников и   направлении их деятельности.   От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением.   При этом выявляются и   играют организующую   роль   его   личные   качества, умение владеть   ситуацией, принимать решения,   брать   на   себя   ответственность,   делать   верный политический   выбор   (людей,   проблем,   первоочередных   задач). Одновременно лидер должен уметь   удовлетворять   интересы   группы,   не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение   в зависимость   от   своих   благодеяний.   На   отношения   с   группой   и авторитет   лидера   оказывают   значительное   влияние   личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый  процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. Как мы уже знаем, статус определённого   человека   можно   изменить.   В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.

В   малых группах   различают   «формальное»   и   «неформальное»   лидерство. «Формальное»   лидерство   связано   с   установленными   правилами   назначения руководителя   и   подразумевает   функциональное   отношение.   «Неформальное» лидерство возникает на основе личных   взаимоотношений   участников.  

В соответствии с выделение двух основных сфер жизнедеятельности малой группы – деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства – лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между различными членами группы.

Информация о работе Исследование психологических явлений в малой группе