Исследование психологических явлений в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение психологических явлений на примере коллектива ООО «Ямбурггаздобыча», создание выводов и предложений по использованию психологических особенностей малых групп для совершенствования и упаравления коллективом в данной организации. Задача: рассмотрение сущности психологических явлений малых групп и их значение.

Файлы: 1 файл

Курсач основа.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от степени выраженности на ту или иную сферу жизнедеятельности  группы можно выделить типы лидеров, ориентированных:

- на решение групповых задач;

- на общение и взаимоотношение  в группе;

- универсальных лидеров.

Внутри каждой из сфер групповой  жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные виды лидеров:

а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б)   лидер-исполнитель,   организатор   выполнения   уже   заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно   как   вдохновителем,   так   и исполнителем; г) лидер-специалист; д) лидер –мотиватор, е) лидер-генератор эмоционального настроя и т.д.

По   масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства (в  школьных, студенческих группах,  досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на  производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.);

3) политический тип лидерства  ( государственные, общественные  деятели)

По стилю лидер бывает: а) авторитарным, б) демократическим, в) попустительским (или либеральным) совмещающим в  себе элементы того и другого стиля.    

Авторитарный (или директивный, или   диктаторский)   стиль   управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех   решений (“минимум демократии”), жесткий постоянный контроль за   выполнением   решений с угрозой наказания (“максимум контроля”), отсутствие интереса   к   работнику как   к   личности.   За   счет   постоянного   контроля   этот   стиль   управления обеспечивает   вполне   приемлемые   результаты   работы   (по   непсихологическим критериям:   прибыль,   производительность,   качество   продукции   может   быть хорошим), но недостатков больше,   чем   достоинств:   1)   высокая   вероятность ошибочных   решений;   2)   подавление   инициативы,   творчества   подчиненных, замедление      нововведений,      застой,      пассивность      сотрудников;      3)

неудовлетворенность людей  своей работой, своим положением в   коллективе;   4) неблагоприятный   психологический   климат   (“подхалимы”,   “козлы   отпущения”, интриги)   обусловливает   повышенную   психологически-стрессовую   нагрузку, вреден для   психического   и   физического   здоровья.   Этот   стиль   управления целесообразен и   оправдан   лишь   в   критических   ситуациях   (аварии,   боевые военные действия и т. п.).

Демократический (или  коллективный) стиль   управления:   управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и   инициатив сотрудников   (“максимум   демократии”),   выполнение      принятых      решений контролируется   и   руководителем,   и   самими   сотрудниками   (“максимум контроля”), руководитель проявляет интерес   и   доброжелательное   внимание   к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический   стиль   является   наиболее   эффективным,   т.   к.   он обеспечивает высокую   вероятность   правильных   взвешенных   решений,   высокие производственные   результаты   труда,   инициативу,   активность   сотрудников, удовлетворенность   людей   своей   работой   и   членством   в   коллективе, благоприятный   психологический   климат   и   сплоченность   коллектива.   Однако реализация демократического стиля   возможна   при   высоких   интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Либеральный (или попустительский, или нейтральный)   стиль руководства характеризуется, с одной стороны, “максимумом   демократии”   (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций   не стремятся достичь), а с другой стороны, “минимумом контроля” (даже   принятые решения не выполняются, нет   контроля   за   их   реализацией,   все   пущено   на “самотек”),   вследствие   чего   результаты   работы   обычно   низкие,   люди   не удовлетворены   своей   работой,   руководителем,   психологический   климат   в коллективе   неблагоприятный,   нет   никакого   сотрудничества,   нет   стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных   интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты,   идет   расслоение   на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный   (алогичный)   стиль   руководства   проявляется   в непредсказуемом   переходе   руководителем   от   одного   стиля   к   другому   (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь   авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы   и   максимальное количество конфликтов и проблем.

Лидерство зависит не только от общих  условий, но   и   от   личных   качеств лидера.   Его   успех   возможен   при   осуществлении   ряда   функций:

  1) Конструктивная функция - выражение   интересов   общества   в   конкретной программе.   Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов   всех или   деятельного   большинства   малой группы,   притязаний      возможно   большего числа   людей   в   группе,   но   при   условии,   что   они   не   будут   ущемлять интересы других представителей.   Эта   идеальная   установка   на   практике редко   может   быть   осуществлена,   особенно   полностью,   без   исключений. Но сама по себе она - условие лидерства   и   его   успеха.

2)Организационная функция   включает   создание      системы управления,      сплочение      членов группы,      планирование      общественных и учебных   процессов   и   действий,   практических   аспектов   жизни ученического класса. Лидер определяет актив класса,   распределяет   в   нем   обязанности,   создает условия   для   воспитания,   выдвижения   и   назначения      ответственных, контролирует   и   регулирует   отношения   между учениками,   ориентирует   их   на компромисс.

3)Координационная функция  -   согласование   действий   класса и администрации школы, направлений   их   деятельности.   Лидер   должен   приводить   их решения в   соответствие   с   общественным   мнением,  с принятой в обществе системой ценностей.

4)Интегративная функция   -   сплочение   единомышленников,   окружения, общества вокруг лидера.

 

3. Групповое  давление

 

 

Этот феномен получил  в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество».

Первым этот явление исследовал Соломон Аш в 50-е годы. Он пришел к  следующим выводам, что люди делятся  на:

1. Конформистов

2. Нонконформистов - противостояние группе

Конформизм - изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. Чаще говорят о конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.

При внешней конформности индивид возвращается к своему первоначальному мнению после того, как снимается групповое давление. При внутренней конформности индивид сохраняет мнение группы и после того, как группа перестает оказывать на него давление. В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Негативизм это - специфический случай конформности, так сказать, «конформность наизнанку»: если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы.

Закономерности конформного  поведения:

 

   1. Степень конформизма  зависит от специфики групповой задачи. Степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна.

   2. Размер группы: наибольшая степень конформизма  в группе от 3 до 5 человек. Увеличение  размеров группы приводит к  снижению.

   3. От сплоченности  группы: чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над человеком.

   4. От статуса  человека: человек с большим статусом  оказывает большее давление.

   5. Публичность.

   6. Зависимость  конформизма от пола и возраста. Дети более внушаемы (после 15 лет снижается). Женщины более внушаемы, чем мужчины.

Социальная леность - тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Социальная леность проявляется тогда, когда размыта ответственность и, когда не измеряется личный вклад участников групповой деятельности. Не проявляется же она, когда ставится сложная и захватывающая задача; когда каждого человека мотивируют тем, что его вклад в групповой деятельности бесценен; когда существуют условия межгруппового соревнования и когда группа сталкивается со стимулирующим препятствием.

Деиндивидуализация - утрата самоосознания, осознания человеком своей индивидуальности и боязнь оценки - возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Когда высокий уровень социального возбуждения комбинируется с размыванием ответственности, люди могут отбросить свои обычные ограничения и утратить чувство индивидуальности. Такая деиндивидуализация особенно вероятна после возбуждающих и отвлекающих занятий, когда люди ощущают анонимность из-за принадлежности к большой группе или из-за маскирующей одежды. Результатом может стать снижение самоосознания и самоограничений и возрастание восприимчивости непосредственно к ситуации как таковой, будь она негативной или позитивной.

Групповая поляризация - вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы (группа приходит к более радикальной позиции, нежели усредненное мнение ее членов). Групповое обсуждение способно привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. Пытаясь понять данный феномен, исследователи обнаружили, что на самом деле обсуждение лишь усиливает изначально доминирующую точку зрения, будь то склоняющаяся к большему риску или же более осторожная.

Огруппление мышления - «режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий». Стремление группы к внутренней гармонии однако может повредить ее реализму в оценке противоположных точек зрения. Особенно это верно, когда у членов группы сильна потребность в единстве, когда они изолированы от противостоящих идей и когда руководитель дает понять, что он хочет от группы. Симптомы этого неудержимого стремления к гармонии следующие: иллюзия неуязвимости, рационализация, никем не оспариваемая вера в этичность группы, стереотипный взгляд на противников, давление конформизма, самоцензура сомнений, иллюзия единомыслия и умохранители, защищающие группу от нежелательной информации. Тем не менее, как в экспериментах, так и в реальной истории группы иногда принимали мудрые решения. Благодаря этому можно найти противоядие от огруппления мышления. Собирая разностороннюю информацию и совершенствуя оценку возможных альтернатив, группа способна использовать преимущества от объединенной проницательности ее членов.

 

Влияние Личности на группу (Феномен влияния меньшинства). Если бы взгляды меньшинства никогда  не побеждали, история застыла бы в неподвижности, и ничто бы никогда  не менялось. По данным экспериментов, меньшинство наиболее влиятельно, если оно упорно и последовательно в своих взглядах, если в его действиях чувствуется уверенность и если ему удается переманивать перебежчиков из большинства. Даже если все эти факторы не убедят большинство принять взгляды меньшинства, они пробудят у представителей большинства сомнения в себе и склонят их к рассмотрению других альтернатив, часто приводящих к лучшему, более творческому решению. Благодаря своему целевому или социальному руководству формальные и неформальные лидеры обладают непропорциональным влиянием. Те, кто последовательно стремится к своей цели и наделены харизмой уверенности в себе, зачастую вызывают доверие и вдохновляют окружающих следовать за собой. Активное меньшинство может победить группу при следующих условиях: последовательность, уверенность, умение привлекать сторонников на свою сторону.

 

4. Групповая сплоченность

Проблема групповой  сплоченности также имеет солидную традицию ее исследования, которая  опирается на понимание группы прежде всего как некоторой системы  межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. Несмотря на наличие разных вариантов интерпретации сплоченности, эта общая исходная посылка присутствует по всех случаях. Так, в русле социометрического направления сплоченность прямо связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов. Содержательная характеристика взаимных положительных выборов здесь, как и вообще при применении социометрической методики, опущена. «Индекс групповой сплоченности» есть строго формальная характеристика малой группы.

Другой подход был  предложен Л. Фестингером, когда сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Буквально сплоченность определялась как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». Влияние школы Левина на Фестингера придало особое содержание этому утверждению: «силы» интерпретировались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе. Но и привлекательность, и удовлетворенность анализировались при помощи выявления чисто эмоционального плана отношений группы, поэтому, несмотря на иной по сравнению с социометрией подход, сплоченность и здесь представлялась как некоторая характеристика системы эмоциональных предпочтений членов группы.

Информация о работе Исследование психологических явлений в малой группе