Исследование социально-психологического климата в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение социально-психологического климата в коллективе. Поставленная цель достигается посредством следующих задач: • Дать понятие социально-психологического климата в коллективе;
• Выявить факторы, определяющие социально-психологический климат;
• Рассмотреть конфликты в коллективе,выявить причину их появления,рассмотреть методы управления конфликтами и пути их минимизации;
• Отразить исследование темы на примере какого-либо коллектива.Объектом изучения является коллектив и его члены.Предметом работы является социально-психологический климат в этом коллективе.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологического климата в коллективе
1.1 Понятие социально-психологического климата
1.2 Факторы,определяющие социально-психологический климат
1.3 Конфликты в коллективе
Глава 2. Исследование социально-психологического климата
2.1 Используемые методы исследования проблемы. Описание методики
2.2 Рекомендации менеджеру по улучшению социально-психологического климата в коллективе
Заключение
Список использованных ресурсов

Файлы: 1 файл

Исследование социально,методики.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Исследование социально-психологического климата в коллективе

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты психологического климата в коллективе

1.1 Понятие социально-психологического  климата 

1.2 Факторы,определяющие социально-психологический  климат

1.3 Конфликты в коллективе

Глава 2. Исследование социально-психологического климата

2.1 Используемые методы исследования  проблемы. Описание методики

2.2 Рекомендации менеджеру по  улучшению социально-психологического  климата в коллективе

Заключение

Список использованных ресурсов

 

Введение

 

Растение…В одном климате оно  может расцвести,в другом — зачахнуть.То же самое можно сказать и о  социально-психологическом климате: в одних условиях группа функционирует  оптимально и ее члены получают возможность  максимально полно реализовать свой потенциал,в других — люди чувствуют себя некомфортно,стремятся покинуть группу,проводят в ней меньше времени,их личностный рост замедляется.Поэтому тема«Социально-психологический климат в коллективе»безусловно очень актуальна.Целью работы является изучение социально-психологического климата в коллективе.

Поставленная цель достигается  посредством следующих задач:

• Дать понятие социально-психологического климата в коллективе;

• Выявить факторы, определяющие социально-психологический климат;

• Рассмотреть конфликты в коллективе,выявить  причину их появления,рассмотреть  методы управления конфликтами и  пути их минимизации;

• Отразить исследование темы на примере  какого-либо коллектива.Объектом изучения является коллектив и его члены.Предметом работы является социально-психологический климат в этом коллективе.

 

Глава 1.Теоретические аспекты социально-психологического климата

 

1.1 Понятие социально-психологического  климата

 

Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности,на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности,к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники:температурный режим, влажность,освещенность,просторность помещения,наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение.Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера»,«социальная атмосфера»,«климат организации»,«микроклимат»и др. Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК)коллектива,подразумевают следующее:

• совокупность социально-психологических  характеристик группы;

• преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;• характер взаимоотношений в коллективе;

• интегральная характеристика состояния  коллектива.

Благоприятный СПК характеризуют  оптимизм, радость общения, доверие,чувство  защищенности,безопасности и комфорта,взаимная поддержка,теплота и внимание в отношениях,межличностные симпатии, открытость коммуникации,уверенность,бодрость, возможность свободно мыслить,творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации,совершать ошибки без страха наказания и т.д. Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм,раздражительность,скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность,боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление,страх наказания,неприятие,непонимание,враждебность,подозрительность,недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д. Социально-психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива,возникающих на основе их близости, симпатий,совпадения характеров,интересов и склонностей.Ученые отмечают двойственную природу социально-психологического климата коллектива.С одной стороны,он представляет собой некоторое субъективное отражение в групповом сознании всей совокупности элементов социальной обстановки,всей окружающей среды. С другой— возникнув как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое сознание объективных и субъективных факторов,социально-психологический климат приобретает относительную самостоятельность,становится объективной характеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние на коллективную деятельность и отдельные личности.Социально-психологический климат — это не статичное,а весьма динамичное образование.Эта динамика проявляется как в процессе коллективообразования,так и в условиях функционирования коллектива.Ученые зафиксировали два основных этапа процесса коллективообразования.На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идет интенсивный процесс психологической ориентации,установления связей и позитивных отношений. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств, социальных норм и установок.Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов,ценностных ориентации,норм и символов.Другой стороной,характеризующей динамику социально-психологического климата коллектива,являются так называемые«климатические возмущения».К «климатическим возмущениям»относят естественные колебания эмоционального состояния в коллективе,периодически возникающие подъемы и спады настроения у большинства его членов,которые могут происходить как в течение одного дня, так и на протяжении более длительного периода. Они связаны с изменением условий взаимодействия внутри группы или изменением окружающей среды. Термин«климатические возмущения»несет в себе как негативную,так и позитивную окраску, поскольку эти возмущения могут мешать,а могут и благоприятствовать жизнедеятельности коллектива.

Существуют признаки, по которым  косвенно можно судить об атмосфере  в группе. К ним относят:

• уровень текучести кадров;

• производительность труда;

• качество продукции;

• количество прогулов и опозданий;

• количество претензий,жалоб, поступающих  от сотрудников и клиентов;

• выполнение работы в срок или  с опозданием;

• аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;

• частота перерывов в работе.

Руководитель может целенаправленно  регулировать характер отношений в  группе и влиять на СПК. Для этого  необходимо знать закономерности его  формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов,влияющих на СПК. Остановимся на их характеристике более подробно.

Этот термин,ныне широко употребляемый,часто  принято ставить в один ряд  с понятиями духовной атмосферы,духа коллектива и преобладающего настроения.

СПК коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника,индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной,жизнерадостной или пессимистичной,целеустремленной или анархичной,будничной или праздничной и т.д.

Не только в социологии,но и в  психологии утвердилась точка зрения,согласно которой главной структурой образующей СПК является настроение.Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К.Платонова, по мнению которого социально-психологический климат (как свойство группы)является одним(хотя и важнейшим)из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива,который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Структура социально-психологического климата

Существенным элементом в общей  концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры.Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения.Тогда в структуре СПК становится очевидным наличие двух основных подразделений– отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

В свою очередь отношения друг к  другу дифференцируются на отношения  между товарищами по работе и отношения  в системе руководства и подчинения.

В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя –эмоционального и предметного.

Под предметным настроем подразумевается  направленность внимания и характер восприятия человеком тех или  иных сторон его деятельности.Под тональным– его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

Психологический климат коллектива,обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей  друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается.Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии.А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива.Таким образом,климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе.Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию –общественную форму самоотношения и самосознания личности.

В результате создается определенная структура ближайших и последующих,более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата.

То обстоятельство,что отношение  к миру и отношение к самому себе попадают в ранг последующих,а  не ближайших проявлений климата, объясняется  их более сложной,многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива,но и от целого ряда других факторов, с одной стороны,макромасштабных,с другой – сугубо личностных.

Действительно,отношения человека к миру формируются в рамках его  образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного,даже самого значимого для него коллектива.

Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе.Самосознание человека складывается в течение  всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе,но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.

Это, разумеется,не снимает возможности  рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него.

На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к  определенной группе в целом,степень  удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в  группе.

Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие,оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.

Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала.В данном случае подразумевается психическое состояние,определяемое во многом атмосферой производственного коллектива.

С этой точки зрения саму самочувствие личности может рассматриваться как один из наиболее общих показателей СПК.

Вместе с тем он не может считаться  вполне основательным для того, чтобы  конкретно судить о всех аспектах СПК в коллективе,о мере эффективности  его деятельности.

Выделение моделей основывается на оценке трех сторон:

уровень развернутости психологического потенциала коллектива;

степень реализации его в данный момент;

тенденцию дальнейших изменений психологического потенциала коллектива;

Вариант А.

Высокий уровень развернутости  социально-психологического потенциала коллектива,которому соответствует и степень его реализации.При работе с полной отдачей сохраняется необходимый резерв сил для дальнейшего совершенствования условий и организации труда, не происходит работы на износ.Четкая организация труда и управления в коллективе в сочетании с необходимым резервом сил и удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают перспективу дальнейшего развертывания социально-психологического потенциала коллектива.

Вариант Б.

Высокий уровень развернутости  психологического потенциала коллектива при крайне низкой степени его реализации в данный момент,что связано с несовершенством сложившейся в рамках системы,выходящей за пределы данного коллектива,организации труда и управления.Отсюда – наметившаяся тенденция свертывания социально-психологического потенциала коллектива и снижения в целом уровня его профессиональной социально-экономической эффективности и тенденции роста неудовлетворенности системой организации и управления,выходящей за рамки данного коллектива,и перерастание этой неудовлетворенности в конфликт.

Вариант В.

Невысокий уровень развернутости  социально-психологического потенциала коллектива компенсируется работой (хоть и устаревшими методами, но с полной отдачей– на износ). Данный случай в  перспективе сулит срыв в работе и резкое падение социально-экономической эффективности.

Роль руководителя в социально-психологическом  климате коллектива

Роль непосредственного руководителя на производстве– мастера, бригадира  и т.п., а также роль администрации  предприятия огромна в создании благоприятного социально-психологического климата.

Именно эти представители управления призваны самым активным образом  участвовать в постоянном,устойчивом воспроизводстве таких психических  состояний, как симпатия и притяжение,положительный  эмоциональный фон общения,межличностная привлекательность,чувство сопереживания,соучастия,возможность в любой момент оставаться самим собой,быть понятым и положительно воспринятым(независимо от своих индивидуально-психологических особенностей).При этом особо нужно выделить чувство защищенности,когда каждый знает, что в случае неудачи(в сфере труда,быта, семьи) за его спиной«стоит» коллектив,что он обязательно придет ему на помощь.

Информация о работе Исследование социально-психологического климата в коллективе