Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:24, курсовая работа
Целью работы является изучение социально-психологического климата в коллективе. Поставленная цель достигается посредством следующих задач: • Дать понятие социально-психологического климата в коллективе;
• Выявить факторы, определяющие социально-психологический климат;
• Рассмотреть конфликты в коллективе,выявить причину их появления,рассмотреть методы управления конфликтами и пути их минимизации;
• Отразить исследование темы на примере какого-либо коллектива.Объектом изучения является коллектив и его члены.Предметом работы является социально-психологический климат в этом коллективе.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологического климата в коллективе
1.1 Понятие социально-психологического климата
1.2 Факторы,определяющие социально-психологический климат
1.3 Конфликты в коллективе
Глава 2. Исследование социально-психологического климата
2.1 Используемые методы исследования проблемы. Описание методики
2.2 Рекомендации менеджеру по улучшению социально-психологического климата в коллективе
Заключение
Список использованных ресурсов
Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь,излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.
1.2 Факторы определяющие
Существует целый ряд факторов,
Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.
Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.
Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного СПК.
Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д.
Привлекательность работы зависит
от того, насколько ее условия соответствуют
ожиданиям субъекта и позволяют
реализовать его собственные
интересы,удовлетворить
в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;
в общении и дружеских
успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;
творческой и интересной работе, возможности профессионального и личностного развития, реализации своего потенциала.
Характер выполняемой
Организация совместной деятельности.Формальная структура группы, способ распределения полномочий,наличие единой цели влияет на СПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей,несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.
Психологическая совместимость является
важным фактором, влияющим на СПК. Под
психологической совместимостью понимают
способность к совместной деятельности,в
основе которой лежит оптимальное
сочетание в коллективе личностных
качеств участников.Психологиче
На степень психологической
совместимости сотрудников
Выделяют три уровня совместимости:
Психофизиологический уровень
совместимости имеет в своей
основе оптимальное сочетание
Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.
Социально-психологический
Сработанность— это результат совместимости сотрудников.Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.
Характер коммуникаций в организации
выступает в качестве фактора
СПК. Отсутствие полной и точной информации
по важному для сотрудников
1.3 Конфликты в коллективе
В психологии конфликт (К)определяется
как «столкновение
Исходя из определения,в конфликте можно выделить три основные компонента:
1. В конфликте всегда присутствуе
2. В конфликте всегда
3. Конфликт также обязательно
предполагает элемент конфликтного поведения-противодействия,
В социальной психологии существует
многовариантная типология
Так, любой конфликт (как частный случай взаимодействия)может быть описан с помощью основных параметров взаимодействия.
Ценности взаимодействия.Любой
вид взаимодействия наделяется его
участниками тем смыслом,
Интересы участников взаимодействия.Каждый человек входит в ситуацию взаимодействия со своими интересами.Какие-то из них люди рассматривают для себя в качестве целей, без реализации которых данная ситуация перестает их удовлетворять.
Средства(способы, пути)реализации целей.
Наличие определенных целей предполагает
и наличие или поиск
Потенциал участников взаимодействия.Успешное
решение задач взаимодействия предполагает,что
его участники имеют уровень
компетентности,сумму знаний,
Правила взаимодействия(предполагаемый вклад каждого участника в общее взаимодействие,их ролевые обязанности,степень возможного участия каждого в принятии общих решений,правила «поведения»по отношению друг к другу и т. д.).
По каждому из этих параметров взаимодействия могут возникать противоречия и конфликтные ситуации.
Характеристика конфликта
А) вовлеченных в него субъектов:
— внутриличностные;
— межличностные;
— межгрупповые;
— между отдельным человеком и группой.
Б) исхода:
— деструктивные;
— конструктивные.
В) вовлеченных организационных уровней:
— горизонтальные(при вовлечении в конфликт представителей одного организационного уровня);
— вертикальные(при вовлечении в конфликт представителей различных организационных уровней).
Г) длительности протекания:
— кратковременные;
— затяжные.
Д) источника возникновения:
— субъективные(личные качества,индивидуальные особенности участников конфликта);
— объективные(экономические,
Следует также различать реалистические и нереалистические конфликты.
• Конфликт принято называть реалистическим,если он связан с преследованием участниками определенных целей;
• В нереалистических конфликтах целью участников ситуации становится открытое выражение накопившихся эмоций и враждебности.Конфликт перестает быть средством достижения целей, но становится самоцелью,иногда — способом разрядки накопившейся эмоциональной напряженности.Для разрешения его нужно перевести в реалистический.
Структура конфликта
Каждый конфликт имеет более
или менее четко выраженную структуру
В любом конфликте
а) объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями,либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон;
б) цели, субъективные мотивы его участников,обусловленные
их взглядами и убеждениями,
в) оппоненты,конкретные лица, являющиеся его участниками;
г) подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения.
Стадии протекания конфликта
• стация потенциального формирования противоречивых интересов,ценностей,норм;
• стадия перехода потенциального конфликта в реальный или осознание участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
• стадия конфликтных действий;
• стадия снятия или разрешения конфликта.
Способы разрешения конфликтов
Стратегии конфликтного взаимодействия
По мнению специалистов,в 80% организационных конфликтов может быть найдено решение,полностью удовлетворяющее обе стороны.Но в реальной жизни это происходит гораздо реже.
Наиболее частыми
— представление этого выхода участниками конфликта исключительно в виде своей победы;
— подмена поиска удовлетворяющего обе стороны решения борьбой за свои интересы или представления;
— эмоциональные аспекты, препятствующие компромиссу или уступкам;неадекватности;
— недостаток открытости общения и отсутствие атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
— недостаточность навыков
В конфликтной ситуации ее участники
оказываются перед
1) путь «борьбы»,направленной на
то, чтобы всеми доступными
2) уход от конфликта;
3) ведение переговоров с целью
найти приемлемое для обеих
сторон решение возникшей
Каждая из этих возможностей предполагает
соответствующие стратегии
1. Доминирование— стремление
Информация о работе Исследование социально-психологического климата в коллективе