Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:24, курсовая работа
Целью работы является изучение социально-психологического климата в коллективе. Поставленная цель достигается посредством следующих задач: • Дать понятие социально-психологического климата в коллективе;
• Выявить факторы, определяющие социально-психологический климат;
• Рассмотреть конфликты в коллективе,выявить причину их появления,рассмотреть методы управления конфликтами и пути их минимизации;
• Отразить исследование темы на примере какого-либо коллектива.Объектом изучения является коллектив и его члены.Предметом работы является социально-психологический климат в этом коллективе.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологического климата в коллективе
1.1 Понятие социально-психологического климата
1.2 Факторы,определяющие социально-психологический климат
1.3 Конфликты в коллективе
Глава 2. Исследование социально-психологического климата
2.1 Используемые методы исследования проблемы. Описание методики
2.2 Рекомендации менеджеру по улучшению социально-психологического климата в коллективе
Заключение
Список использованных ресурсов
2. Уступчивость— в
3. Уход, для которого характерно
как отсутствие стремления к
кооперации,так и отсутствие
4. Компромисс,характеризующийся
5. Сотрудничество— когда участники ситуации приходят к альтернативе,полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон и сохраняющей взаимоотношения между ними.
Выбор той или иной стратегии поведения участником конфликта определяется особенностями ситуации, поведением его партнеров,а также его собственными личностными особенностями.Было бы неверным однозначно рассматривать какие-то из упомянутых стратегий как неэффективные.В конкретных обстоятельствах любая из них может оказаться адекватным выходом из конфликтной ситуации. Это не означает,однако, что,анализируя«цену» тех или иных решений,мы не можем выделить среди них приоритетные.
В сущности,только переговорный процесс, направленный на выработку компромиссных или интегративных решений, сегодня рассматривается специалистами как действенный процесс разрешения конфликтной ситуации. Путь ухода от конфликта,будь то стратегия избегания или уступчивости,расценивается как признак«нежизнеспособности»,то есть в данном случае — неумения решать свои проблемы. Путь доминирования,«жесткой борьбы»или «мягкой»напористости,имеющий негативные последствия для отношений участников ситуации, в достаточной мере обнаружил свою несостоятельность на всех уровнях человеческого общения — от международных отношений до частной жизни людей. Доминирование и борьба могут обеспечить человеку решение проблемы в своих интересах,но ценой отношений с партнером.Уход от конфликта и конфликтного взаимодействия может сохранить или даже улучшить отношения, но ценой отказа от собственных интересов или позиции, которую человек защищает.И только интегративно-компромиссный подход при его эффективной реализации дает возможность одновременно решить проблему и сохранить отношения, что и считается подлинным успешным решением конфликта.
ГЛАВА 2. Исследование климата в коллективе
2.1 Используемые методы
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА Групповая сплоченность- чрезвычайно важный параметр,показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое,- можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики,состоящей из5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям(максимальная сумма - 19 баллов,минимальная- 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно. I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе? 1. Чувствую себя ее членом,частью коллектива(5). 2. Участвую в большинстве видов деятельности(4). 3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3). 4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2). 5. Живу и существую отдельно от нее (1). 6. Не знаю,затрудняюсь ответить (1). П.Перешли бы Вы в другую группу,если бы представилась такая возможность(без изменения прочих условий)?1. Да, очень хотел бы перейти (1). 2. Скорее, перешел бы, чем остался(2). 3. Не вижу никакой разницы (3). 4. Скорее всего, остался бы в своей группе(4). 5. Очень хотел бы остаться в своей группе(5). 6. Не знаю, трудно сказать (1). III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?1. Лучше, чем в большинстве коллективов(3). 2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов(2). 3. Хуже, чем в большинстве коллективов(1). 4. Не знаю, трудно сказать (1). IV. Какие у Вас взаимоотношения с руководством?1. Лучше, чем в большинстве коллективов(3). 2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов(2). 3. Хуже, чем в большинстве коллективов(1). 4. Не знаю (1). V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашем коллективе?1. Лучше, чем в большинстве коллективов(3). 2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов(2). 3. Хуже, чем в большинстве коллективов(1). 4. Не знаю (1).
ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ(тест В.Ф. Ряховского)Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует используя три варианта ответов - "да", "иногда" и "нет".Инструкция: "Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов.Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение
и неудовольствие поручение-
3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый
человек на улице обратится
к Вам с просьбой(показать
7. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги,которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой
Вам подали явно
10. Оказавшись один на один
с незнакомым человеком. Вы
не вступите с ним в беседу
и будете тяготиться,если
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь,где бы она ни была (в магазине,библиотеке,кассе кинотеатра).Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать
в какой-либо комиссии по
13. У Вас есть собственные
сугубо индивидуальные
14. Услышав где-либо в кулуарах
высказывание явно ошибочной
точки зрения по хорошо
15. Вызывает ли у Вас досаду
чья-либо просьба помочь
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение,оценку) в письменной форме, чем в устной? Оценка ответов: "да"- 2 очка, "иногда"- 1 очко, "нет" -0 очков.
Полученные очки суммируются,и
по классификатору определяется,к какой
категории относится
КЛАССИФИКАТОР ТЕСТА
30-31 очко. Вы явно некоммуникабельны,и это Ваша беда,так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко.На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее,контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты,
19-24 очков. Вы в известной степени
общительны и в незнакомой
обстановке чувствуете себя
14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность.Вы любознательны,охотно слушаете интересного собеседника,достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости.Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми.В то же время не любите шумных компаний;экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны(
4-8 очков. Вы,должно быть, "рубаха-парень".Общительность
бьет из Вас ключом. Вы всегда
в курсе всех дел. Вы любите
принимать участие во всех
дискуссиях,хотя серьезные
3 очка и менее.Ваша
ТЕСТОВАЯ КАРТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Чтобы оценить стиль общения человека с аудиторией,рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности,разработанную на основе анкеты А.А. Леонтьева.Для этого необходимо выступить в качестве экспертов четырем-пяти лицам, имеющим опыт общения с аудиторией.Каждый эксперт работает независимо,после чего находится усредненная оценка. Оценку проводить по предлагаемой шкале, а при обсуждении попытаться обосновать,какие действия лектора вызвали те или иные оценки.
Если усредненная оценка экспертов
колеблется в пределах от45-49 баллов,
то коммуникативная деятельность очень
напряженная и близкая к модели
активного взаимодействия.
35-44 балла - высокая оценка. Дружеская,непринужденная
атмосфера царит в аудитории.
20-34 балла характеризуют ведущего
как вполне удовлетворительно
овладевшего приемами общения.
11-19 баллов -низкая оценка коммуникативной деятельности человека в аудитории.Имеет место односторонняя направленность воздействия.Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением ведущего. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.
При очень низких оценках7-10 баллов
всякое взаимодействие с аудиторией
отсутствует.Общение
ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ
Тест разработан американским психологом
М. Снайдером.Внимательно прочтите
десять предложений,описывающих
1. Мне кажется трудным искусство
подражать привычкам других
2. Я бы, пожалуй,мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется,
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах
и в отношениях с людьми, я
стараюсь быть таким,каким
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким
кажусь. Люди с высоким
Информация о работе Исследование социально-психологического климата в коллективе