Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 17:08, курсовая работа
Современное общество характеризуется множественными направлениями социального развития, где для молодежи нет строго определенной и единственной социальной перспективы. В этих условиях возможны различные стратегии поведения и варианты социальной динамики, что имеет особое значение для социально-демографических групп, вступающих в сферу труда и осуществляющих выбор профессиональных ориентаций. Одной из таких групп является студенческая молодежь, поскольку именно период обучения в вузе совпадает со временем формирования профессиональных и личностных качеств, необходимых для будущей конкурентоспособности индивида во всех сферах общественной жизни.
Методическая часть………………………………………………………
1.1. Актуальность темы………………………………………………………...
1.2. Степень научной разработки проблемы………………………………….
1.3. Цель исследования…………………………………………………………
1.4. Задачи……………………………………………………………………….
1.5. Объект исследования………………………………………………………
1.6. Предмет исследования…………………………………………………….
1.7. Гипотезы…………………………………………………………………...
1.8. Системный анализ объекта и предмета исследования…………………..
1.9. Содержание основных категорий (понятийного аппарата)……………...
2. 2. Социологическая система «Занятость молодёжи...…………………….
2.1 Характер занятости студентов………
Оглавление.
1.1. Актуальность темы………………………………………………………...
1.2. Степень научной разработки проблемы………………………………….
1.3. Цель исследования………………………………………………
1.4. Задачи………………………………………………………………
1.5. Объект исследования………………………………………………
1.6. Предмет исследования………………………………………………
1.7. Гипотезы…………………………………………………………
1.8. Системный анализ объекта и предмета исследования…………………..
1.9. Содержание основных категорий (понятийного аппарата)……………...
2. 2. Социологическая система «Занятость молодёжи...…………………….
2.1 Характер занятости студентов……………………………………………
1. Методологическая часть
1.1Актуальность проблемы.
Современное общество характеризуется множественными направлениями социального развития, где для молодежи нет строго определенной и единственной социальной перспективы. В этих условиях возможны различные стратегии поведения и варианты социальной динамики, что имеет особое значение для социально-демографических групп, вступающих в сферу труда и осуществляющих выбор профессиональных ориентаций. Одной из таких групп является студенческая молодежь, поскольку именно период обучения в вузе совпадает со временем формирования профессиональных и личностных качеств, необходимых для будущей конкурентоспособности индивида во всех сферах общественной жизни.
Учитывая то, что высшее образование сегодня уже не является гарантией востребованности и успешной профессиональной самореализации, студенты очной формы обучения изменяют модель жизненно-стилевой стратегии посредством интеграции на рынке труда, получения профессионального опыта в сфере вторичной занятости и сокращения времени и усилий на обучение в вузе. При этом для значительной части студентов процесс обучения стоит немалых денег, что зачастую вынуждает их прибегать к поиску дополнительной работы.
Массовый процесс поиска работы студентами очниками порождает целый ряд социальных проблем:
• Во-первых, занятость, отвлекая студентов от процесса учебы, может
понижать их успеваемость и уровень подготовки, что в конечном
итоге скажется на интеллектуальном потенциале общества. Чрезмерная
нагрузка может отрицательно сказаться на здоровье студентов.
• Во-вторых, массовая занятость требует совершенствования учебного
процесса, поскольку студенты на работе сталкиваются с массой
вопросов, ответына которые они не всегда находят в учебных курсах.
• В-третьих, далеко не у всех студентов их подработка совпадает по
содержанию со специальностью, получаемой в вузе. Связано это с
низкой ориентацией части студентов на специальность, а так же с
тем, что далеко не все могут найти соответствующее их интересам место
работы. Любой вуз заинтересован в том, чтобы сократить разрыв между
желанием и возможностями студентов. Если нельзя избежать
подработки в процессе учебы, то студенты должны иметь возможность
работать по специальности.
Все это указывает на актуальность изучения феномена студенческой занятости в противоречивом контексте конфликта интересов вторичного рынка труда с профессиональным образованием, предпосылок перехода от статуса «студент» к статусу «работающий студент», траекторий социальной мобильности учащихся вузов на рынке труда, которые являются основными исследовательскими проблемами данной работы.
1.2 Степень научной разработки проблемы.
Основу изучения проблем вторичной занятости заложили экономическая социология М.Вебера, социальная теория Р.Мертона, посвященная изучению общества в условиях противоречий и конфликтов, теории человеческого капитала Г.Беккера, социального капитала Дж.Колмана, символического капитала П.Бурдье, а также теория возникновения новых форм экономического поведения Г.Зиммеля. Кроме того, в классических трудах М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Роджерса, А.Маслоу, Э.Эриксона намечены важные подходы к исследованию субъекта социального действия, применяемые в социологии молодежи, социологии образования и социологии труда, в рамках которых рассматриваются проблемы студенческой занятости, самоактуализации и самореализации молодежи.
Труд как объект и предмет исследований общей социологии изучался Е.Ф.Молевичем, О.В.Ромашовым; проблемы занятости, развития социально-трудовой сферы, социально-профессиональных изменений в современном обществе исследовались в трудах В.Ю.Бочарова, С.Г.Землянухиной, С.А.Константинова, Б.Г.Тукумцева.
С начала 60-х гг. ХХ в. многочисленные исследования отечественных ученых: (И.В.Бестужев-Лада, В.Н.Боряз, В.Б.Голофаст, Б.А.Грушин, С.Н.Иконникова, И.С.Кон, А.Г.Кузнецов, В.Т.Лисовский, А.А.Матуленис, В.А.Мансуров, М.Н.Руткевич, М.Х.Титма, В.Н.Шубкин) были посвящены изучению ценностных ориентаций, жизненных планов, представлений молодежи о себе и своем поколении. В 70-80-х гг. ХХ в. Л.В.Сохань предложил для описания жизненного пути молодежи использовать понятие жизненной программы. Е.И.Головаха рассматривал жизненные перспективы как интегральное описание будущего. Жизненная стратегия молодого поколения как результат трансформации притязаний личности нашла отражение в работах В.С.Магуна и его соавторов, проблематика жизненного пути исследовалась О.Н.Ежовым, социальные аспекты человеческого капитала изучались Ю.Г.Быченко.
В конце 80-х – начале 90-х гг. В.Н.Ярская руководила саратовской группой исследователей в рамках Всесоюзной программы «Общественное мнение» (руководитель проф. А.А.Овсянников) по исследованию факторов становления молодого специалиста. В это же время становится актуальной проблема изменения ценностных ориентаций молодежи, которой посвящен ряд исследований. В.А.Ядов указывает на отличительные особенности современной молодежи: в большей степени индивидуалистично, способна адаптироваться к рынку, в большей мере полагается на собственные возможности в решении жизненных проблем. Изменения механизмов самоидентификации, социализации и поведения молодого поколения изучались Л.С.Яковлевым, К.Ю.Добриным, культурные практики и жизненно-стилевые стратегии современной молодежи рассматривались в работах Е.Л.Омельченко, гендерные аспекты трудового поведения молодых людей на рынке труда анализировались в трудах :
Н.В.Гончаровой, Е.Р.Ярской-Смирновой, проблемы социальной интеграции молодежи в условиях нестабильности нашли отражение в работах Ю.А.Зубок.
Социальный облик студенчества, его переходный характер, мотивационные предпочтения и ценностные ориентации исследуются в работах:
Е.М.Авраамовой, Т.Ф.Алексеенко, В.И.Добренькова, И.И.Ильинского, Ю.С.Колесникова, Д.М.Логинова, О.А.Раковской, Б.Г. Рубина, И.П.Савченко, В.Е.Семенова, А.В.Соколова, В.И.Филоненко, А.А.Шабуновой, В.А.Шаповалова, Л.И.Щербаковой, И.С.Якуниной. В широком спектре мнений преобладает позиция, фиксирующая такие характеристики современного студенчества как прагматизм, практичность, реалистичный взгляд на окружающую действительность, подкрепленный тенденцией индивидуализма.
Студенчество как социальная группа, проблемы его профессиональных ориентаций, трудоустройства и вторичной занятости как научные проблемы также нашли отражение в трудах отечественных исследователей:
Е.С. Баразговой , В.А. Житенева, Е.Н. Заборовой, Г.Е. Зборовского, Г.Б. Кораблевой, Н.Б.Костиной, А.В.Меренкова, Т.Э.Петровой, В.Г.Попова, Л.Я.Рубиной, Б.А.Ручкина, Ф.Э.Шереги, И.В.Шапко.
Значительный вклад в разработку различных аспектов вторичной занятости студентов был сделан :
Г.Балян, Ю.Р.Вишневским, Е.В.Вознесенской, В.И.Герчиковым, Ю.Комениковым, Е.Б.Константиновой, Д.Л.Константиновским, Ю.В.Куприяновой, Т.В.Лисовским, П.Ф.Лисс,А.В.Меренковым, И.В.Холодняк, Г.А.Чередниченко, Р.Черновым, В.Т.Шапко, Е.В.Щепкиной.
Признавая значение и роль указанных исследователей и их трудов в анализе проблем молодежной занятости и молодежи как социальной группы, проблем ценностных и профессиональных ориентаций молодых людей, их трудоустройства, следует отметить, что в отечественной социологии еще недостаточно исследованы особенности формирования трудовой мотивации студенческой молодежи, проблемы влияния вторичной занятости на выбор жизненно-стилевой стратегии и профессиональных маршрутов, отсутствуют комплексные методики социологического измерения успешности студента на рынке труда, практически не поднимается вопрос о возможности совмещения противоречивых интересов высшей школы и работодателей, и требуются дальнейшие исследования этих проблем.
1.3.Цель исследования
Цель: Исследовать причины и влияние вторичной занятости на жизнь студентов.
1.4. Задачи
Задачи:
Объектом исследования в диссертации выступают студенты вузов очной формы обучения МГУПИ.
1.6. Предмет исследования.
Предметом исследования является трудовая деятельность студенческой молодежи и ее влияние на социализацию будущего специалиста.
1.7. Гипотезы.
Перед началом исследования выдвину несколько гипотез, которые мы хотим проверить в ходе исследования:
• Студенты заняты в неквалифицированном труде, не требующем специальных знаний.
• Основной причиной занятости, является желание повысить свое материальное положение.
В ходе исследования можно выдвинуть и проверить новые гипотезы, что является основной особенностью качественной парадигмы.
Определение основным понятиям, использованным в исследовании.
Занятость - участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми.
Первичная занятость - основная занятость, имеющая место наряду с производной, дополнительной, вторичной занятостью. В нашем случае это учеба в ВУЗе.
Вторичная занятость - дополнительная работа, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от основной работы время
Научная новизна исследования:
- выявлены причины увеличения
вторичной занятости студентов
в современном российском
- определены характерные черты личности работающих студентов (высокий уровень интеллектуального развития, энергичность, инновационное мышление, мобильность, высокие способности к обучению);
определена система основных ценностей работающих студентов, центральное место в которой занимают образование, труд, профессионализм;
выявлена иерархия мотивационных приоритетов, побуждающих студентов работать: материальная заинтересованность, возможность будущего трудоустройства, приобретение практических навыков, необходимых в будущей работе;
доказано, что трудовая деятельность во время обучения оказывает существенное влияние на профессиональную социализацию студентов, а так же на социально-профессиональную адаптацию (формирует профессиональные навыки и новый социальный тип работника, более адаптированного к современным условиям развития рыночных отношений, облегчает трудоустройство после окончания вуза);
- обоснованы пути оптимизации
трудовой деятельности
(объединение усилий
1.8 Системный анализ объекта и предмета исследования.
Результаты анкетирования студентов дневного отделения Мгупи
В анкетировании приняло участие: 50 человека
1.Ваш пол ?
Женский |
Мужской |
39 |
11 |
2.Ваш курс обучения ?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4 |
38 |
2 |
0 |
3.На каком факультете МГУПИ Вы учитесь ?
УП-1 |
ПР |
ИТ |
ЭФ |
ТИ |
38 |
4 |
6 |
2 |
0 |
4.Получаете ли Вы стипендию ?
Да, получаю обычную стипендию |
Да, получаю повышенную стипендию |
Нет, не получаю стипендии |
10 |
3 |
37 |
5. Удовлетворены ли Вы размером получаемой стипендии?
Вполне удовлетворен |
Скорее удовлетворен |
В чем-то удовлетворен, в чем-то нет |
Скорее не удовлетворен |
Совершенно не удовлетворен |
7 |
5 |
10 |
13 |
15 |
6. Вы живете...
В собственной квартире/доме |
Снимаю жилье |
В общежитии |
С родителями |
25 |
3 |
18 |
4 |
7. Получаете ли Вы от родителей материальную поддержку?
Получаю постоянно |
Получаю время от времени |
Почти не получаю |
Совсем не получаю |
38 |
12 |
0 |
0 |
8. Работаете ли вы?
Работаю постоянно |
Подрабатываю время от времени |
Не работаю |
7 |
28 |
15 |