Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 17:08, курсовая работа
Современное общество характеризуется множественными направлениями социального развития, где для молодежи нет строго определенной и единственной социальной перспективы. В этих условиях возможны различные стратегии поведения и варианты социальной динамики, что имеет особое значение для социально-демографических групп, вступающих в сферу труда и осуществляющих выбор профессиональных ориентаций. Одной из таких групп является студенческая молодежь, поскольку именно период обучения в вузе совпадает со временем формирования профессиональных и личностных качеств, необходимых для будущей конкурентоспособности индивида во всех сферах общественной жизни.
Методическая часть………………………………………………………
1.1. Актуальность темы………………………………………………………...
1.2. Степень научной разработки проблемы………………………………….
1.3. Цель исследования…………………………………………………………
1.4. Задачи……………………………………………………………………….
1.5. Объект исследования………………………………………………………
1.6. Предмет исследования…………………………………………………….
1.7. Гипотезы…………………………………………………………………...
1.8. Системный анализ объекта и предмета исследования…………………..
1.9. Содержание основных категорий (понятийного аппарата)……………...
2. 2. Социологическая система «Занятость молодёжи...…………………….
2.1 Характер занятости студентов………
9. Хотели бы Вы найти работу?
ДА |
НЕТ |
32 |
28 |
10. Вы обычно подрабатываете...
На каникулах |
Во время семестра |
Нет определенного времени |
24 |
15 |
11 |
11. Кем Вы работаете?
Продавцом консультантом- 6
Курьером 2
Официантом 5
Администратором 1
Распространителем 2
12. Каким образом Вы нашли работу, на которой Вы заняты сейчас?
Помогли родители/родственники |
Подсказали друзья |
Через газетное объявление |
Через объявление на улице |
Через Интернет |
12 |
23 |
0 |
0 |
15 |
13. Скажите, пожалуйста, какие из перечисленных ниже причин для Вас являются наиболее важными в решении совмещения учебы и работы?
Необходимость платить за учебу |
Желание иметь свои личные деньги |
Работа, как способ обретения независимости от родителей |
Желание улучшить материальное положение своей семьи |
Затрудняюсь ответить |
8 |
15 |
15 |
12 |
0 |
14. Приходилось ли Вам в течении этого семестра пропускать занятия из-за работы?
ДА |
НЕТ |
38 |
12 |
Из Опроса видно ,что Студенты очной формы отделения работают и подрабатывают , одновременно учась в Вузе. Из 50 опрошенных студентов 28 имеют работу.
1.9 Содержание основных категорий (понятийного аппарата).
Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
Студенчество – учащиеся высших учебных заведений. Термин обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определённой численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т. д.; определённое общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодёжи и которая характеризуется определёнными социально-психологическими особенностями.
Самоидентификации - (отождествлять) – непроизвольно протекающий процесс идентификации индивида с человеком, который обладает желаемыми для этого индивида качествами, свойственными, как он полагает, собственной самости. Лежит, как предполагается, в основе формирования привязанности к этому человеку, а у подростков, истерических, шизоидных и склонных к раболепию личностей и восхищения им, преклонения перед ним, его идеализации. Подражание такому человеку способно, вероятно, повлечь соответствующие изменения в самом себе, как позитивные, так и негативные. Термин не подразумевает нарушения идентичности личности.
Мотивация— побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Социальная динамика - исследование способности общества реагировать на внутренние и внешние изменения и иметь дело с его механизмами регуляции.
Всего различными видами занятости в 2012 году было охвачено 113 741 человек. В составе студенческих отрядов было трудоустроено 2 942 человека, индивидуально трудоустроено 4 899 человек, 3 574 человека были заняты в волонтерских отрядах.
Общий показатель по вторичной занятости молодежи по сравнению с 2011 годом вырос на 10%.
Количество сформированных отрядов в 2012 году, в сравнении с 2011 годом увеличилось на 70%, а количество трудоустроенной молодежи в их составе – на 30%.
В сравнении с 2011 годом показатель индивидуального трудоустройства увеличился на 22%.
В современных условиях проблема трудовой занятости в России касается всех социально-профессиональных и возрастных групп населения. Но наиболее уязвимой оказывается молодежь, особенно та ее часть, которая, завершив учебу, готова приступить к профессиональной деятельности. Поэтому вопросы трудоустройства выпускников учебных заведений постепенно выходят на первый план в сфере государственной молодежной политики. Хотя в условиях современной России гарантировать первое рабочее место каждому выпускнику высшей школы невозможно, содействие выпускникам вузов в трудоустройстве, посильное для государства, является одной из важнейших задач системы образования.
Затянувшийся социально-экономический кризис привел к снижению уровня благосостояния молодого поколения. Следует признать, что за последние годы наша молодежь лишилась многих возможностей для самореализации. Общество и государство словно забыли о необходимости создания стартовых возможностей для нового поколения, о том, как помочь ему войти в жизнь и не оступиться.
Несмотря на некоторое уменьшение безработицы в последние годы, проблема занятости молодежи не теряет остроты: более 2,5млн. молодых людей не имеют работы, реально трудоустраиваются около 50% выпускников вузов. В 2004г. 20% сокращенных с предприятий и из организаций составляли молодые люди в возрасте 25 лет. Проблема занятости молодежи актуальна и в Иркутской области. В то время как удельный вес молодежи в населении области составляет 30%, удельный вес безработной молодежи составляет 37%. Безработица страшна своими последствиями. Ее увеличение на 1% приводит к росту преступности на 8%. Данные же статистики свидетельствуют, что увеличение безработицы на 1% приводит к росту преступности на 8%. Удручающее положение с наркоманией: 76% употребляющих наркотики, - молодежь.
В современной экономической ситуации, около 40% студентов, ощущают невостребованность на рынке труда и намерены после окончания вуза заниматься деятельностью, никак не связанной с полученной ими специальностью. При этом, всего лишь 10% собираются устроиться на работу строго по специальности. А почти пятая часть не может определиться относительно того, насколько их будущая трудовая деятельность будет связана с полученной ими специальностью.
Безусловно, обеспечить комплексный подход к решению данной проблемы можно лишь выявив требования учащихся высшей школы к условиям труда, заработной плате и другим аспектам трудоустройства, зная степень территориальной и профессиональной мобильности будущих молодых специалистов.
Вторичную занятость как подработку студентов во время обучения можно рассматривать с двух точек зрения. Одна часть студентов работает в первую очередь для приобретения необходимых навыков и опыта, другая же часть трудится лишь по причинам материального характера. В то же время, подработка в студенческие годы помогает вчерашнему студенту найти рабочее место по окончании вуза - каждый пятый трудоустроенный выпускник работал на том же предприятии, где подрабатывал в студенческие годы. Подработка в период обучения, несомненно, помогает некоторой доле студентов решить проблему своего трудоустройства по окончании вуза: 21% подрабатывающих собираются по окончании вуза продолжить работу в той же организации или фирме, где трудятся и сейчас.
2.1 Характер занятости студентов
Поиски работы — это совокупность маневров, осуществляемых одними студентами более хаотично, другими — более целенаправленно. Здесь мы рассмотрим один из аспектов этой большой проблемы, а именно, по каким каналам студенты проводят поиск работы, где и у кого они ищут помощи.
Полученные данные показали, что в поисках работы студенты прибегают к самым разнообразным источникам, которые можно объединить в три основные группы: 1) родители, родственники, взрослые знакомые, друзья, сверстники; 2) средства массовых коммуникаций; 3) специальные государственные институции трудоустройства.
В трудоустройстве студентов доминируют родители, родственники, взрослые знакомые (33,3%), друзья-сверстники, причем последние чаще других помогают найти работу (36,4% всех работающих нашли работу с помощью друзей). По-видимому, уже работающие студенты помогают трудоустроиться своим однокурсникам там, где трудятся они сами.
Роль родителей в трудоустройстве своих детей-студентов в определенной мере зависит от их социально-профессионального статуса. Родители-руководители и, особенно, предприниматели чаще других помогают своим детям найти работу. Чем ниже статус родителей, тем меньше они участвуют в трудоустройстве детей. Если межличностные коммуникации играет главную роль в нахождении места работы, то помощь государственных структур по трудоустройству, молодежных, студенческих бирж труда практически отсутствует. Объявления в СМИ и реклама в этом отношении являются более эффективными путями трудоустройства (соответственно 8,2% и 5,4% устроились на работу с помощью этих источников информации).
Интересно отметить, что 8,5% работающих студентов создали рабочие места для себя сами. Эта группа, по-видимому, обладает особой активностью или специфическими ресурсами. Следует отметить, что в группе самозанятых больше, чем в других группах, молодых людей, у которых работа совпадает с изучаемой специальностью. Это означает, что при создании себе рабочего места студент смог использовать профессиональные знания, полученные в вузе.
Доля работающих увеличивается от первого курса к последующим, то есть чем выше курс, тем более студент связан с рынком труда. Если на первом курсе работали 18,0% студентов, то на третьем доля работающих составляет 46,2%7. Эти результаты подтверждаются данными других исследований. Так, новосибирские социологи отмечают, что "от первого к выпускному курсу занятость студентов возрастает…
Характер занятости у студентов меняется на III курсе: на младших курсах превалирует подрабатывание, а на старших ведущей становится постоянная работа" .
График работы студентов не связан с расписанием занятий: они работают тогда, когда есть работа, и там, где она есть, скорее подстраивая свой учебный график под режим работы. Большинство (79,1%) работает в одном месте, однако есть и такие, кто работает в двух или трех местах (соответственно 16,4% и 4,5%). Днем, во время занятий в вузе, работает значительная доля студентов — 42,9%. Однако по вечерам и ночью работает 61,7%. Из них 17,5% — по ночам, а 44,1% — по вечерам. Хотя такой режим работы вполне совместим с учебным расписанием, он не может не оказывать негативного воздействия, сокращая время, необходимое для физического восстановления, для полноценной учебной подготовки. Около половины работающих студентов не выбирает работу в зависимости от каникул, а выполняет её, когда есть предложение. В каникулярное время трудятся немногие — 13,3% всех работающих. Представляется, что в этом выражается специфика нынешнего положения российского студента. В советское время коллективная занятость студенчества организовывалась преимущественно во время летних каникул. Сегодня, хотя количество видов подработки и увеличилось, в связи с дефицитом работы студенту выбирать не приходится.
Средняя длительность рабочей недели у студентов, имеющих вторичную занятость, составляет 25 часов, то есть 5 часов на рабочий день. Чаще всего студенты работают по 3–4 дня в неделю (35,6%), однако более четверти (28,2%) заняты на постоянной работе. Реже (1–2 дня в неделю) работают 20% студентов, эпизодически — 12,7%.
Сферы деятельности, в которых студенты находят себе работу, чрезвычайно разнообразны. Их можно, с некоторыми допущениями, объединить в две группы:
1) Деятельность преимущественно
интеллектуального содержания, предполагающая
определенную квалификацию и, вероятно,
более близкая будущей
2) неквалифицированная
Доля занятых в сферах интеллектуального труда, в той или иной мере совпадающих с профилем вузовской специализации, составляет 47,7%, а занятых неквалифицированным трудом в сфере обслуживания или выполняющих вспомогательную, неквалифицированную работу — 52,3%. Таким образом, мы видим, что работающих в этих двух сферах деятельности почти поровну. Выделяются пять видов деятельности (программирование; торговля; воспитательно-образовательные услуги; охрана; строительно-ремонтные и погрузочные работы), которые все вместе концентрируют труд большой части работающих студентов. По данным нашего исследования, чуть менее пятнадцати процентов работающих студентов заняты в области информатики.
Если объединить все виды работ, так или иначе относящихся к воспитательно-образовательной сфере (учитель в школе, воспитатель детского сада, гувернер, репетитор), то в них занято около десяти процентов опрошенных, тогда как в дореволюционной России у репетиторства, как пишет А.Е. Иванов, было "первенствующее положение в конгломерате видов побочных студенческих подработок" [3, с. 286]. Этот вид заработка, сохранявший свою популярность в советские времена, сегодня, по-видимому, "перехватывают" соперники более старшие и квалифицированные — преподаватели школ и вузов. Почти четверть работающих респондентов заняты физическим, неквалифицированным трудом: погрузкой–разгрузкой, строительством и ремонтом, охраной. Значимой сферой деятельности является торговля. Это отмечается и в других исследованиях: "Высокий процент занятости в розничной торговле объясняется потребностью в энергичных работниках на таких типичных для этой отрасли позициях, как торговые представители, агенты, продавцы. Студент активен и более других ориентирован на новизну решений, в том числе и по привлечению дополнительных клиентов. Кроме того, именно в этой сфере многие работодатели предпочитают брать людей на работу, не заключая с ними трудовых договоров, и студенты на эти условия чаще всего соглашаются. И, наконец, в этой отрасли легче найти работу тем, кто может работать только при наличии свободного от учебы времени" [5, с. 6].
Правовые вопросы занятости студентов представляются весьма важными. Данные опроса показали, что из числа работающих студентов лишь немногим более четверти имеют с работодателем юридически оформленные отношения, у большинства же трудовые отношения с работодателем не оформлены8. Чаще всего юридически оформляются трудовые отношения на государственных предприятиях: 53,5% работающих на них студентов имеют трудовые книжки. На другом полюсе — работа у частных лиц: свыше 90% работающих таким образом студентов не имеют оформленных трудовых отношений. По-видимому, сфера частного предпринимательства наиболее мобильна, гибка и в ней сегодня менее регламентированы условия найма; здесь и концентрируется работа, не оформляемая юридически. Именно сюда, как показало исследование, приходят в своей массе студенты.