Исторический путь развития науки психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 06:27, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение исторического пути развития науки психологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить исторические корни психологии;
2. Рассмотреть психологию как учение о душе, как учение о сознании;
3. Изучить понятие психоанализа и его представителей;
4. Изучить когнитивную и гуманистическую психологию;

Содержание работы

1. Исторические корни психологии 4
2. Психология как учение о душе 5
3. Психология как учение о сознании 6
4. Психоанализ и его представители 7
5. Когнитивная психология 11
6. Гуманистическая психология 13
7. ХХ1 век : психология в кризисном обществе 15
Заключение 17
Список использованных источников 18
Приложение 19

Файлы: 1 файл

№4 - психология.docx

— 50.72 Кб (Скачать файл)

 

 

Ученый

Основные идеи.

Платон

(428 – 348 г. до н. э) 

Родоначальник европейского идеализма, создал на основе древнегреческой  мифологии философскую модель, вел  напряженную борьбу с материалистическим направлением, вершиной которого в период античности являлось учение Демокрита.

Противник материализма.

Ученик Сократа

Познание - есть анамнесис  воспоминание души об идеях, которые  она созерцала до ее соединения с телом.

Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия.

Он учил, что истинная реальность, которой он считал сферу  вечных, бестелесных, чуждых ему материальных идей, постигается устремленным  этому высшему миру умозрений.

Считал, что чувственное  и умопостигаемое принадлежит к  двум не сопоставимым ни в каком отношении мирам.

В своих учениях он ориентировался на математику.

Считал, что работа мышления отличается от ощущений не только по характеру  ее зависимости от объектов, но и  по производимым субъектом действий.

Аристотель

(384 – 322 г. до н. э) 

Полагал что идейное богатство  мира воплощено в конкретных чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению  с ними в процессе эмпирических исследований.

В своих учениях он ориентировался на биологию.

Душа 

  • Это целесообразно работающая органическая система.
  • Неотъемлемое начало органической жизни, но не материального мира в целом.
  • Способ организации материального тела.

Окончательно покончил с  гилозоизмом – учением о одушевленности всех физических тел.

Выделил четыре функции души:

  1. Питательная, вегетативная – растительный мир.
  2. Сенсомоторная – животный мир
  3. Сенсомоторная – животный мир
  4. Разумная – человеческий мир, человек.

Учил, что каждый ситуации соответствует определенный – правильный аффект.

Отвергал, что органом  психики является мозг – поверхность  больших полушариев не обладает чувствительностью.

Учился у Платона.

Воспитатель Александра Македонского.

Основоположник формальной логики. создатель силлогистики. (СИЛЛОГИСТИКА - от греч. syllogistikos выводящий умозаключение), исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции.

“Первая философия” (позднее  названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности  и осуществлении/

Колебался между материализмом  и идеализмом; идеи:

  • внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них;
  • источник движения и изменчивого бытия вечный и неподвижный “ум”;
  • ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек.
  • “ум”, разум, отличает человека от животного.

Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия).

Августин

(354 – 430 г. до н. э) 

“Отец церкви”

Культивировал негативное отношение  к реальному миру и интровертную установку – человек должен остаться наедине с собой чтобы устремиться к всевышнему.

Проповедовал спонтанную активность души с телом с которым  она соединена.

Гераклит

(530 – 470 г. до н. э) 

Все вещи есть суть модификации  огня.

“По каким дорогам ты ни шел бы, не найдешь границ души, так глубок ее логос”

Все существующее, в том  числе телесное и душевное, непрерывно изменяется и безостановочно течет.

Он полагал, что душа испаряется из влаги.

Придерживался идеи неразделимости внешней природы и души.

Разделил психические  и допсихические состояния в  организме.

Внутри психического познания вычленил: мышление, познание, уровни понимания.

Парменид

(период расцвета

504-501 до н. э) 

Основатель элейской школы.

Провел принципиальное различие между чувственно познаваемым миром  и миром умопостигаемым.

чувственно познаваемый  мир – текучий, зыбкий, вечно изменчивый.

умопостигаемым мир –  неподвижен, однороден, закончен.

Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным (“единым”), бытием (сфера  истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера “мнения”).

Сформулировал идею тождества  бытия и мышления.

Анаксагор

(500 – 428 г. до н. э) 

Материалист.

Считал мир состоящим  из бесчисленного множества качественно  различных частиц, учил, что их движение упорядочивается благодаря уму. Он указывал на начало, придающее процессам  природы и человеческому поведению (включая мышление) закономерный характер.

Вывел, что сладкое, горькое  и др. чувственные свойства вещей  нельзя познать с помощью их самих.

Выдвинул учение о неразрушимых элементах “семенах” вещей (позже  названных гомеомериями).

Движущий принцип мирового порядка ум (нус), организующий элементы.

Демокрит

(460 – 370 г. до н. э) 

Разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности.

Душа – лишь одна из разновидностей вещества среди других.

Он отвергал бессмертие души.

Один из основателей античной атомистики.

По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы  неделимые материальные элементы (геометрические тела, “фигуры”), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их “вихря” образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.

Сократ

(470 – 399 г. до н. э) 

Родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем  постановки наводящих вопросов

Создатель понятия – диалектика – нахождение истины с помощью  беседы. “Познай самого себя”

С помощью определенным образом  подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ – сократический метод, и тем самым привести его от неопределенных представлений к логическому ясному знанию обсуждаемых предметов.

В отличии от софистов у  которых исходным пунктом было отношение  человека к людям, он принял за основу отношение человека к самому себе, как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Был обвинен в “поклонении  новым божествам” и “развращении молодежи” и приговорен к смерти.

Излагал свое учение устно.

Цель философии самопознание как путь к постижению истинного  блага; добродетель есть знание, или  мудрость.

Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Лукреций

(99 – 55 г. до н. э) 

Ученик Эпикура – последователя  Демокрита.

Вывел что дух это не тоже самое, что и душа.

Душа, разновидность материи  – активна, деятельна, способна подчинить  себе тело состоящее из более грубой материи.

Категорически отвергал что  вся природа пронизана разумом.

Есть только атомы, учил Он, движущие по естественным законам из которых нужно выводить и сам  разум.

Гален

(129 – 199)

Вплотную подошел к  понятию о сознании.

В его учении термин “Распознавание”  явился приемником термина – сознание в наше время.

Создатель концепции –  “зрительного акта”

Плотин

(203 – 269 г. до н. э)

Проповедовал абсолютную имматериальность души.

Утверждал, что душа обладает способностью направляться не только “вверх” – к божественному, и “вниз” – к неземному материальному миру, но и к самой себе, воспринимая тем самым свою собственную деятельность.

Индивидуальные души происходят от мировой души.

Он понимал психическое  действие любого уровня как чисто  духовное.

Память – это не запас  впечатлений она есть не что иное, как знание о свих прежних действиях

Основатель неоплатонизма.

Плотин сыграл большую  роль в развитии античной диалектики.

Гиппократ

(460 – 377 г. до н. э) 

Отвергал единое материальное начало как основу органической жизни

Алкмеон Кротонский

(6-5 вв. до н. э) 

Мозг – есть орган души.

Утверждал, что имеется  прямая связь между органами чувств и мозгом.

Представитель кротонской медицинской  школы.

Впервые дал натурфилософскую концепцию человеческого тела как  микрокосма и сбалансированной системы противоположностей.

Проводил анатомо-физиологические  исследования.


 


Информация о работе Исторический путь развития науки психологии