Исторический путь развития науки психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 06:27, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение исторического пути развития науки психологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить исторические корни психологии;
2. Рассмотреть психологию как учение о душе, как учение о сознании;
3. Изучить понятие психоанализа и его представителей;
4. Изучить когнитивную и гуманистическую психологию;

Содержание работы

1. Исторические корни психологии 4
2. Психология как учение о душе 5
3. Психология как учение о сознании 6
4. Психоанализ и его представители 7
5. Когнитивная психология 11
6. Гуманистическая психология 13
7. ХХ1 век : психология в кризисном обществе 15
Заключение 17
Список использованных источников 18
Приложение 19

Файлы: 1 файл

№4 - психология.docx

— 50.72 Кб (Скачать файл)

Что касается мнения самого Фрейда, то он со странной настойчивостью категорически отрицал связь  психоанализа с философией, при каждом удобном случае стремился от нее  отречься, предпочитая выдвигать  на первый план своих работ клинический  материал или результаты самоанализа. “Забывчивость” Фрейда по отношению  к своим философским истокам  объясняется тем, что он хотел  выглядеть в глазах окружающих истинным ученым, не строящим свои теории на сомнительных абстрактных спекуляциях.

Есть серьезные основания  для утверждения, что в период выдвижения основных психоаналитических гипотез Фрейд отталкивался не столько  от клинического опыта, сколько от философских  представлений о природе и  механизмах функционирования человеческой психики[1].

 

 

 

 

5. Когнитивная психология

 

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности человека, в информационных единицах, не очень велики и по экспериментальным данным В. М. Лившица составляют 120 бит / чел. час. Самообучение это лишь одна из многих частей когнитивных способностей человека. Необходимо переформулировать и подставить общепризнанный авторитетный источник, или удалить сомнительную информацию. Когнитивный процесс подчиняется гносеологическому принципу А. Н. Колмогорова и имеет волновую форму в нелинейных средах[3].

Многие положения когнитивной  психологии лежат в основе современной психолингвистики. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти.

Наибольшее распространение  получил вычислительный вариант, где  психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к  преобразованию сигналов. Здесь главная  роль отводится внутренним когнитивным  схемам и активности организма в  процессе познания.

Представим действия, которые  выполняет компьютер: получение, манипуляции  с символами, сохранение в памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т. д. Не побуждает ли это предположить, что познавательные процессы реальны, «что их можно исследовать и даже, может быть, понять». В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Представители Когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.

Современная когнитивная  психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект  и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют  по-новому взглянуть на сущность психической  жизни человека. «Когнитивная, или  иначе познавательная, активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии».

Исследования когнитивной  психологии охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы  переработки информации.

Когнитивная психология имеет  в своей основе ряд аксиоматических  предпосылок[4]:

Представление о поэтапной  переработке информации, то есть о  том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований.

Допущение об ограниченной емкости системы переработки  информации. Именно ограниченность способности  человека осваивать новую информацию и прообразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные  и адекватные способы работы с  ней. Эти стратегии (в гораздо  большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи.

Вводится постулат о кодировании  информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в  психике в особой форме, которую  нельзя свести к свойствам стимуляции.

Вариантом когнитивной психологии, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации. В настоящее время когнитивная  психология все еще находится  в стадии становления, но уже стала  одним из самых влиятельных направлений  мировой психологической мысли.

 

6. Гуманистическая психология

 

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[6].

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа  выступают:высшие ценности,  самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс,В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие.

 Гуманистическая психология  в качестве своей философской  базы опирается наэкзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

Человек как целостное  существо превосходит сумму своих  составляющих (иначе говоря, человек  не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных  функций).

Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может  быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в  расчет межличностный опыт).

Человек сознает себя (и  не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

Человек имеет выбор (человек  не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

Человек интенциален (человек  обращен в будущее; в его жизни  есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической  психологии строятся некоторые направления  психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

 

  1. ХХ1 век : психология в кризисном обществе

 

 

 На пороге XXI века современная психология оказалась в ситуации, емко передаваемой формулой старых русских сказок: "Поди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что". Эта ситуация разительно отличается от развалин Трои перед грустным Приамом, с которыми образно сравнивал  психологию конца прошлого столетия[1].

В психологии двадцатого века народились свои города, свои психологические  страны, свои материки. Одни живут в  стране психоанализа, другие - на материках  бихевиоризма, гештальт-психологии, когнитивной  и гуманистической психологии.

В настоящее время наблюдается  бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

Область явлений, изучаемых  психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к про c той фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы.

Но необходимо помнить, что  во всех своих связях с другими  науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они все тем не менее относятся к единой области знания. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психических. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это — человек, его психические процессы, состояния и свойства.

 

Заключение

 

Издревле благодаря общественным потребностям человеку приходилось  различать и учитывать индивидуальные психические особенности людей. Уже тогда люди стали задумываться над существованием некоего духовного  начала, которое направляло их поведение. Первые теории, пытающиеся объяснить  поведения человека, для этого  привлекали внешние факторы, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. В более  позднее время греческие философы, особенно Аристотель, выдвигали идею о существовании души.  Они считали, что душа едина с телом и контролирует мысли и чувства, а те, в свою очередь, опираются на опыт всей жизни.

Психология (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология в течение нескольких столетий свои изучаемые явления обозначала общим термином «душа» и занималась этим в рамках философии. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности  медицинской и педагогической).

Психология,  как особая научная дисциплина, зародилась в недрах философии, и поэтому находится с ней в родственных отношениях. Психологическое «измерение» личности очень сложно выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.

 

Список использованных источников

 

  1. Асмолов А.Г. ХХ1 век: психология в век психологии.//Вопросы психологии,1999,№1,с.3-12.
  2. Гальперин, Пётр Яковлевич. Введение в психологию — Москва: Книжный дом «Университет», 2007.
  3. Заблуждающийся разум ( под ред. И.Т.Касавина ) М.,1990.
  4. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Т. 1, 2. М.: Владос, 2005 – 576  с.
  5. О задачах психологической науки в кризисном обществе.//Психологический журнал,1992,том 13,№3,с.3-5.
  6. Петровский, Артур Владимирович, Ярошевский, Михаил Григорьевич. Основы теоретической психологии — Москва: Инфра-М, 2009
  7. Рубинштейн, Сергей Леонидович. Основы общей психологии — Санкт-Петербург: Питер, 2007
  8. Солсо Р. Психология в ХХ1 в. //Психологический журнал,1996,том 17,№4,с.3-11.

Информация о работе Исторический путь развития науки психологии